ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ПРЕДШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Асмолов А.Г. – руководитель группы Карабанова О.А.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Асмолов А.Г. – руководитель группы Карабанова О.А., Бурменская Г.В.
Advertisements

L/O/G/O Роль классного руководителя в управлении процессом развития личности обучающихся через внеурочную деятельность.
Личностные универсальные учебные действия. Личностная готовность ребенка к обучению в школе Самоопределение Смыслообразование Нравственно – этическая.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Асмолов А.Г. – руководитель группы Карабанова О.А., Бурменская Г.В.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Формирование личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
Школьная презентация на тему: Формирование личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
О СНОВНАЯ ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 22 Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества,
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Методическая проблема школы: Урок, как универсальное пространство развития личности ученика.
Универсальные учебные действия. Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний,
Осуществление психологического сопровождения процесса введения ФГОС в гимназии 152 г.Казани Павлова О.Ю. педагог-психолог гимназии 152 г.Казани.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
«Универсальные учебные действия». Требования к результатам Ориентация на результат Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе.
МКДОУ «Детский сад 19 комбинированного вида «Малышок» г. Шелехова Развитие предпосылок универсальных учебных действий у детей на этапе дошкольной подготовки.
Виды универсальных учебных действий ЛичностныеРегулятивныеОбщепознавательныеКоммуникативные.
НОВАЯ ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Новые образовательные запросы семьи, общества и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Новая.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования стандартов 2 поколения.
Концепция развития универсальных учебных действий лежат в основе стандартов второго поколения, разработана на основе системно – деятельностного подхода.
Транксрипт:

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ПРЕДШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Асмолов А.Г. – руководитель группы Карабанова О.А., Бурменская Г.В. Володарская И.А. Молчанов С.В., Поддъяков А.Н.

Выпускник начальной школы Любящий свою Родину. Не разделяющий мир на «своих» и «чужих», уважающий историю и культуру каждого народа Любящий свою Родину. Не разделяющий мир на «своих» и «чужих», уважающий историю и культуру каждого народа Активно познающий мир, умеющий учиться, способный к организации своей деятельности, готовый к преодолению трудностей Активно познающий мир, умеющий учиться, способный к организации своей деятельности, готовый к преодолению трудностей Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение, принимающий решения с учетом позиций всех участников, умеющий дружить и сотрудничать Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение, принимающий решения с учетом позиций всех участников, умеющий дружить и сотрудничать Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки Ориентированный в событиях, происходящих в мире, стране, своем городе, школе Ориентированный в событиях, происходящих в мире, стране, своем городе, школе Разделяющий установки безопасного, здорового образа жизни Разделяющий установки безопасного, здорового образа жизни

Ценностные ориентиры начального образования - формирование гражданской идентичности - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества; - формирование гражданской идентичности - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества; - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа

Ценностные ориентиры начального образования - принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения; - доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

Ценностные ориентиры начального образования формирование уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, формирование уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию,

Ценностные ориентиры начального образования - развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; - развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; - формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); - формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

Ценностные ориентиры начального образования - развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; - развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; - формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; - формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

Ценностные ориентиры начального образования - формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; - формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; - формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; - формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

Ценностные ориентиры начального образования Формирование установок на здоровый образ жизни Формирование установок на здоровый образ жизни формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей

Связь предщкольного и начального образования Общие цели – создание условий гармоничного развития личности Общие цели – создание условий гармоничного развития личности Обеспечение готовности ребенка к школьному обучению Обеспечение готовности ребенка к школьному обучению Преемственность ступеней образования Преемственность ступеней образования

Виды универсальных учебных действий Личностные Личностные Регулятивные Регулятивные Общепознавательные Общепознавательные Коммуникативные Коммуникативные

Личностные УУД Личностные УУД СамоопределениеСмыслообразование Нравственно- этическое оценвание

Познавательные УУД Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем

Регулятивные УУД Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая само регу- ляция КоррекцияОценка

Коммуникативные УУД Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером

Предшкольная ступень образования УУД Результаты развития УУД Значение для обучения Личностные – самоопределение и смыслообразование ВПШ (внутренняя позиция школьника) Мотивация УД Общепознавательные и коммуникативные Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и межличностном взаимодействии Предпосылки формирования понятия числа. Условие освоения математики Общепознавательные знаково-символические Дифференциация планов – знак-символ Предпосылка и условие успешности овладения чтением (грамотой) и письмом Регулятивные УУД Произвольность поведения – действие по образцу и правилу Направленность на овладение эталонами обобщенных способов действий Коммуникативные УУД Коммуникация как общение, кооперация, условие осознания и усвоения Развитие учебного сотрудни- чества с учителем и сверст- никами. Осознание и усвоение учебного содержания

Начальное образование УУД Результаты развития УУД Значение для обучения Личностные УУД смыслообразование и самоопределение. Личностные и регулятивные УУД Адекватная школьная мотивация. Рефлексивная адек- ватная самооценка Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная постановка целей – Высокая самоэффективность Регулятивные, лично- стные, познаватель- ные, коммуникативные Сформированность учебной деятельности (УД). Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Предпосылка перехо-да к самообразованию Коммуникативные (речевые), регулятивные Внутренний план действия Способность действовать «в уме». Коммуникативные, регулятивные Рефлексия Осознанность и критичность учебных действий

Структура Программы развития УУД Определение номенклатуры УУД Определение номенклатуры УУД Определение возрастной формы УУД Определение возрастной формы УУД Выявление условий и факторов развития УУД Выявление условий и факторов развития УУД Разработка системы типовых диагностических задач для оценки сформированности УУД Разработка системы типовых диагностических задач для оценки сформированности УУД Разработка рекомендаций по формированию УУД Разработка рекомендаций по формированию УУД 1. организация ориентировки в выполнении УУД 1. организация ориентировки в выполнении УУД 2. организация сотрудничества и совместной деятельности 2. организация сотрудничества и совместной деятельности 3. организация усвоения УУД (интериоризация и отработка свойств действий) 3. организация усвоения УУД (интериоризация и отработка свойств действий) Выявление связи с учебными предметами Выявление связи с учебными предметами

Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника: положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания; положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания; проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется, во-первых, в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; во-вторых, в наличии адекватного содержательного представления о подготовке к школе; проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется, во-первых, в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; во-вторых, в наличии адекватного содержательного представления о подготовке к школе; предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе; предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988). предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе; предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).

Интегральный показатель - сформированность внутренней позиции школьника на 7-м году жизни: отрицательное отношение к школе и поступлению в школу. отрицательное отношение к школе и поступлению в школу. положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни. положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни. возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными. возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными. сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни. сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

Мотивы, характерные для перехода от предшкольного к начальному образованию Учебно-познавательные мотивы. Учебно-познавательные мотивы. Широкие социальные мотивы (потребность в социально-значимой деятельности, мотив долга) Широкие социальные мотивы (потребность в социально-значимой деятельности, мотив долга) «Позиционный мотив», вязанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими «Позиционный мотив», вязанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими «Внешние» мотивы ( власть и требования взрослых, утилитарно-прагматическая мотивация и т.д.) «Внешние» мотивы ( власть и требования взрослых, утилитарно-прагматическая мотивация и т.д.) Игровой мотив. Игровой мотив. Мотив получения высокой оценки. Мотив получения высокой оценки.

Формирование гражданской идентичности в начальной школе СТРУКТУРА гражданской идентичности СТРУКТУРА гражданской идентичности Ценностный – позитивное или негативное отношение к принадлежности Ценностный – позитивное или негативное отношение к принадлежности Эмоциональный – принятие или непринятие своей принадлежности Эмоциональный – принятие или непринятие своей принадлежности Когнитивный – знание о принадлежности к данной социальной общности Когнитивный – знание о принадлежности к данной социальной общности Деятельностный (поведенческий) – гражданская активность Деятельностный (поведенческий) – гражданская активность

Требования к результатам формирования гражданской идентичности в начальной школе – когнитивный компонент Представление о России как стране, занимающей определенную территорию Представление о России как стране, занимающей определенную территорию Представление о географических особенностях России Представление о географических особенностях России Представление о государственной организации (высшая власть, законодательные и исполнительные органы) Представление о государственной организации (высшая власть, законодательные и исполнительные органы) Знание государственной символики – герб, флаг, гимн Знание государственной символики – герб, флаг, гимн Знание государственных праздников Знание государственных праздников Знание основных исторических событий Знание основных исторических событий Знание основных прав и обязанностей гражданина (право получить бесплатное образование и обязанность учиться; право использования культурных и материальных ценностей общества и обязанность бережно относиться к ним; право на использование природных ресурсов и обязанность сохранять природу, право на бесплатную медпомощь и обязанность вести здоровый образ жизни; право на принятие решения и обязанность нести ответственность за последствия этого решения) Знание основных прав и обязанностей гражданина (право получить бесплатное образование и обязанность учиться; право использования культурных и материальных ценностей общества и обязанность бережно относиться к ним; право на использование природных ресурсов и обязанность сохранять природу, право на бесплатную медпомощь и обязанность вести здоровый образ жизни; право на принятие решения и обязанность нести ответственность за последствия этого решения)

Требования к результатам формирования гражданской идентичности в начальной школе – когнитивный компонент Знание о своей этнической принадлежности, владение языком, освоение национальных ценностей, традиций, культуры. Знание о своей этнической принадлежности, владение языком, освоение национальных ценностей, традиций, культуры. Знание о народах и этнических группах России Знание о народах и этнических группах России Освоение общекультурного наследия России, установление связи всеобщего и специфического национального Освоение общекультурного наследия России, установление связи всеобщего и специфического национального Знание истории края, культурных традиций, достижений, географии Знание истории края, культурных традиций, достижений, географии Знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности, правдивости) Знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности, правдивости) Знание ценностей и истории семьи, профессии родителей Знание ценностей и истории семьи, профессии родителей Знание норм и правил охранно-бережного отношения к природе Знание норм и правил охранно-бережного отношения к природе Знание норм и правил поведения в чрезвычайных ситуациях Знание норм и правил поведения в чрезвычайных ситуациях

Ценностный - эмоциональный компоненты Чувство гордости за свою страну Чувство гордости за свою страну Эмоционально положительное принятие своей этнической принадлежности Эмоционально положительное принятие своей этнической принадлежности Уважение и принятие других народов и этнических групп, межэтническая толерантность Уважение и принятие других народов и этнических групп, межэтническая толерантность Чувство патриотизма Чувство патриотизма Уважение истории, культурных и исторических памятников Уважение истории, культурных и исторических памятников Уважение семейных ценностей и устоев Уважение семейных ценностей и устоев Уважение личности, ее достоинства. Нетерпимое отношение к любым видам насилия и агрессии Уважение личности, ее достоинства. Нетерпимое отношение к любым видам насилия и агрессии Признание ценности здоровья, своего и других людей Признание ценности здоровья, своего и других людей Любовь к природе Любовь к природе Доброжелательное отношение к окружающим Доброжелательное отношение к окружающим Оптимизм в восприятии мира Оптимизм в восприятии мира Эмоциональное восприятие художественных произведений литературы и искусства Эмоциональное восприятие художественных произведений литературы и искусства Чувство гордости при следовании моральным нормам, стыда и вины при их нарушении Чувство гордости при следовании моральным нормам, стыда и вины при их нарушении

Деятельностный компонент Участие в школьном самоуправлении (дежурства в классе и школе, детских общественных организациях, школьных мероприятиях, внеклассных занятиях) Участие в школьном самоуправлении (дежурства в классе и школе, детских общественных организациях, школьных мероприятиях, внеклассных занятиях) Выполнение требований и норм школьной жизни Выполнение требований и норм школьной жизни Выполнение моральных норм в школе, дома, со сверстниками Выполнение моральных норм в школе, дома, со сверстниками Сотрудничество со сверстниками и участие в межвозрастном взаимодействии ( помощь младшим и сотрудничество со старшими) Сотрудничество со сверстниками и участие в межвозрастном взаимодействии ( помощь младшим и сотрудничество со старшими) Участие в благотворительных акциях Участие в благотворительных акциях Посещение музеев, театров, библиотеки Посещение музеев, театров, библиотеки Реализация установок здорового образа жизни Реализация установок здорового образа жизни Чтение газет и просмотр информационных телевизионных передач Чтение газет и просмотр информационных телевизионных передач

Рефлексивная самооценка - постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности. - постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности. - предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности; - предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности; - организация объективации для ребенка его изменений в учебной деятельности на основе сравнения предшествующих и последующих достижений ученика; - организация объективации для ребенка его изменений в учебной деятельности на основе сравнения предшествующих и последующих достижений ученика; - формирование у ученика установки на улучшение результатов своей деятельности. - формирование у ученика установки на улучшение результатов своей деятельности. формирование у учащегося умения в сотрудничестве с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, успешности выполнения учебной задачи; формирование у учащегося умения в сотрудничестве с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, успешности выполнения учебной задачи; - организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, эмпатии и признании индивидуальности каждого ребенка - организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, эмпатии и признании индивидуальности каждого ребенка

Дифференцированные критерии оценки «письма » сохранение высоты букв и их элементов; сохранение высоты букв и их элементов; сохранение ширины букв и их элементов; сохранение ширины букв и их элементов; соблюдение наклона; соблюдение наклона; соблюдение расстояний между словами; соблюдение расстояний между словами; аккуратность выполнения работы внесение исправлений должно соответствовать принятым нормам. аккуратность выполнения работы внесение исправлений должно соответствовать принятым нормам.

Развитие мотивации достижения «Стратегия успеха» Адекватная оценивание учителем УД ребенка Адекватная оценивание учителем УД ребенка Поощрение любого успеха – эффективная похвала Поощрение любого успеха – эффективная похвала Выявление каузальной атрибуции неуспеха – усилия, способности, случай (фортуна), объективная сложность задачи Выявление каузальной атрибуции неуспеха – усилия, способности, случай (фортуна), объективная сложность задачи Помощь ученику в преодолении своих трудностей – создание ситуации успеха Помощь ученику в преодолении своих трудностей – создание ситуации успеха Организация учебного сотрудничества со сверстниками и форм совместной продуктивной деятельности с педагогом и сверстниками Организация учебного сотрудничества со сверстниками и форм совместной продуктивной деятельности с педагогом и сверстниками

Перспективы и задачи дальнейшей разработки Программы развития УУД Апробация в регионах Программы развития УУД Апробация в регионах Программы развития УУД - экспертная оценка Программы -разработка учебно-методических материалов -проведение психолого-педагогической подготовки учителей начальной школы -проведение апробации -анализ результатов апробации. Внесение корректив в Программу развития УУД

Спасибо за внимание! Карабанова Ольга Александровна Карабанова Ольга Александровна