Преподаватель – к. ф. н., доцент Крапотина Татьяна Геннадьевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РАЗДЕЛ 2. ФОНОЛОГИЯ ЛЕКЦИЯ 7. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗВУКОВ РЕЧИ (ФОНОЛОГИЯ).
Advertisements

Лекция 2 Фонетика. Фонетические явления Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст. преп. Василенко.
Звуки речи Вопросы: 1.Понятие о звуке речи. 2.Природа, признаки и функция звуков. 3.Три аспекта изучения звуков языка.
Выполнили : Галкина Инна и Воротник Валерия.. И. А. Бодуэн де Куртенэ родился 1 (13) марта 1845 года. Скончался 3 ноября 1929 года в Варшаве.
Язык и речь Понятие модели при описании лингвистических фактов. Структурность языка. Соотношение единиц плана выражения и плана содержания. Уровни и единицы.
Фонетика как раздел языкознания. План Понятие и предмет фонетики. Аспекты изучения звукового строя языка. История фонетики. Фонетические дисциплины. Фонетика.
Фонематический слух Фонематическое восприятие Фонематические представления.
Фонетика как лингвистическая дисциплина Вводная лекция.
Основной вклад в развитие языка внесли такие ученые, как Бодуэн Де Куртене, Владимир Иванович Даль,Александр Гумбольдт и Зализняк А.А.
Фонетика Основы общей фонетики Фонетика-учение о звуковом строе языка.Бывает общая и частная фонетика.Общая изучает : 1)общие условия звукообразования.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Изучение основ фонетики на уроках русского языка в 5-6 классах общеобразовательной школы».
Презентация Соболевой Т.С. «РУССКИЕ УЧЕНЫЕ – ЛИНГВИСТЫ».
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
СИНТАКСИС КАК УЧЕНИЕ О ПРЕДЛОЖЕНИИ И СЛОВОСОЧЕТАНИИ Лекция 1.
Формирование фонетических навыков речи. План роль и место фонетики в обучении иностранному языку, виды фонетических навыков; цель обучения произносительной.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Лев Влади́мирович Ще́рба Работу выполнил ученик 6 класса Стариков Иван.
Понятие о фонеме. Выделяются перцептивная и сигнификативная функции звуков речи. Перцептивная функция обеспечивается акустическими и артикуляционными.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Транксрипт:

Преподаватель – к. ф. н., доцент Крапотина Татьяна Геннадьевна

1. Фонология как раздел фонетики. Вопросы становления фонологии. 2. Функциональный аспект изучения звука. 3. Понятие о фонеме. 4. Основные функции фонемы.

Описание гласных и согласных звуков русского литературного языка, опиравшееся на их артикуляционно - физиологические характеристики, представляет собой только один аспект фонетики, когда звуковые единицы рассматриваются вне их связи с лексико - грамматической системой языка и с теми функциями, которые эти единицы осуществляют в языке.

Возникает необходимость рассмотрения звуковых единиц в их функциональной значимости – в той роли, которую они играют в образовании и различении слов и форм слов, так как в этом и заключается значение звуковой стороны любого языка в целом. Это – другой аспект, который называется ФОНОЛОГИЧЕСКИМ. ФОНОЛОГИЯ – это раздел языкознания, изучающий структурные и функциональные закономерности звукового строя языка. Этим фонология отличается от собственно фонетики, изучающей речь в её акустико - физиологическом аспекте.

Фонология – изучение звуков с точки зрения функций в процессе общения. Следовательно, иначе фонологию называют ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ФОНЕТИКОЙ. Таким образом, фонология изучает звуки в социальном аспекте ( то есть изучает звуки в процессе общения ).

Фонология зародилась в России в конце ХΙХ в. Основатель – Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845 – 1929).

И. А. Бодуэн де Куртенэ разграничил две разные дисциплины, изучающие звуки речи. Одна из них – это акустико - физиологическая фонетика, исследующая объективные свойства звуков с помощью приборов. Другую же он назвал « психофонетика », однако позже для неё установился термин фонология. И. А. Бодуэн де Куртенэ обратил внимание на существование в языке « подвижных компонентов морфем », на психологические эквиваленты звуков речи ; он отмечал, что в реальной речи они имеют чередования. Бодуэн де Куртенэ впервые выделил главную единицу фонетики – фонему.

Фонема – это некая абстракция ; звуки же – варианты фонем, или иначе аллофоны, – реализуются в потоке речи. Позднее психологическое понимание фонемы подверглось критике. Учёные следующего поколения, Н. Ф. Яковлев и Н. С. Трубецкой предложили более строгие критерии выделения фонемы. Фонемы стали понимать как единицы, которые позволяют различать слова в языке, но само понятие « фонема » и разграничение фонетики и психофонетики ( то есть фонологии ) сохранилось.

Е. Д. Поливанов – ученик И. А. Бодуэна де Куртенэ (1891 – 1938) – близко воспринял идею о социальной ценности звуков. Не все различия между звуками имеют одну и ту же ценность для языка как средства общения. В разных языках ценность различий неодинакова ( ср., напр., краткость и долгота в англ. яз.). Л. В. Щерба (1880 – 1944) развивал взгляды И. А. Бодуэнэ де Куртенэ : обратившись к псилогизму, он обратил внимание на смыслоразличительную роль фонемы и в этом увидел её роль.

Центральное место в фонологии занимает учение о фонеме. ФОНЕМА – это кратчайшая звуковая единица языка, обладающая способностью различать звуковые оболочки (= звучание ) разных слов и морфем.

Так, в функции различителей звуковых оболочек слов бак, бок, бук выступают фонемы,,. Ср.: дом - том - ком - сом - ром – фонемы,,,,. Следовательно, фонема является единицей функционального плана, она существует в своих аллофонах, то есть звуках речи, которые являются её материальным выражением.

Реально сама фонема не существует. Фонема – это не конкретный реальный звук, а абстракция, звукотип, инвариант, существующий в сознании говорящего. Фонема – это такая единица звуковой системы языка, которая самостоятельно, как отдельная единица, может различать слова или формы слов данного языка.

Следовательно, у фонем в языке важнейшее значение – различать разные слова, разные морфемы. Эту, смыслоразличительную, функцию фонемы подчёркивал Л. В. Щерба. Она называется сигнификативная функция. Эта функция – самая существенная функция фонемы.

Кроме того, фонема является объектом восприятия : именно фонемы, представленные теми или иными конкретными звуками, воспринимает человек с помощью органов чувств ( слуха ). В этом заключается перцептивная функция фонемы ( функция восприятия ).