LO GO Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8» г. Лабытнанги, улица Л.Гиршгорна, 53 А тел\факс 8-34992.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологическая служба Психологическое консультирование Психологическая диагностика Работа с учащимися 1 -3 ступени Работа с родителями Психологическая.
Advertisements

Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей Требования к содержанию и оформлению.
Новые формы воспитательной работы, направленной на взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС.
Информационная Воспитательно- развивающая Формирующая Охранно- оздоровительная Контролирующая Бытовая.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Работа с родителями. В помощь классному руководителю Пшукова Марина Хазраиловна МОУ СОШ 1 с.В.Куркужин.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 13» Г. ТОБОЛЬСКА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЯ Взаимодействие семьи.
Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.
Родители и созидательное сообщество детей и взрослых.
Заместитель директора по ВР Григорьева Оксана Геннадьевна.
Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа.
СЕМЬЯ И ШКОЛА. КАКОВО ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ? Сутурина Елена Николаевна, ЗДВР МОУ НОШ 25 с. Бада.
Дополнительное образование детей основной ресурс организации внеурочной деятельности Наталия Николаевна Жукова, старший методист кафедры общей педагогики.
Составила: Гришина Е.В., учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
Психолого-педагогическое взаимодействие с семьей учащегося в условиях коррекционной школы Педагог-психолог МКС(К)ОУ С(К)ОШ 107 VIII вида Плясецкая Е.А.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Образовательная организация была, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс.
Кандидат психологических наук, педагог-психолог «МОУ СОШ 8» г.Ярославль Башкин Михаил Валерьевич ( Направления работы педагога-психолога.
План работы семинара регистрация участников семинара анкетирование «Что мы знаем о ПАВ?» (Шадрова Е.К.) представление.
Совместное заседание Кафедры педагогики и МО классных руководителей.
Муниципальное общеобразовательное учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 4 г. Сатки УТВЕРЖДЕНА Зам.директора по ВР: Воспитательная программа «Развитие.
Транксрипт:

LO GO Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8» г. Лабытнанги, улица Л.Гиршгорна, 53 А тел\факс – ; ; «Университет педагогических знаний для родителей»

Содержание Пояснительная записка, концепция 1 Содержание программы 2 Механизмы, условия реализации программы, программно – методическое обеспечение 3 Приложения 4

1. Пояснительная записка Направленность образовательной программы «Университет педагогических знаний для родителей»: социально-педагогическая Вид образовательной программы: авторская Уровень освоения образовательной программы: общекультурный Способ освоения содержания образовательной программы: репродуктивный Семья является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители - ребенок», взаимным отчуждением детей и родителей. Семья зачастую не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечения психологического комфорта, эмоционального благополучия ребенка. В настоящее время общество как никогда заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи. Сегодня школа и семья развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны – это поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Прежде всего – это падание жизненного уровня большинства семей, отрицательно влияющее на психику детей, увеличение социально-незащищенных детей в связи с тем, что родители больше озабочены материальным положением семьи значительная часть детей, особенно подростков, отдаляется от родителей.

Жизнь ребенка – это постепенный процесс взросления. Особенно резко ускоряется этот процесс в подростковом возрасте. Маленький мальчик или девочка получают от родителей и от школы во многом идеализированное представление о мире. Школьник видит мир не столько таким, каким бы он хотел его видеть. Ребенок фиксирует свое внимание на всем лучшем, что сосредоточено в окружающих его людях. И вот тут-то возможны отклонения в психике ребенка. Это может быть связано с тем, что в окружающем мире он не обнаруживает того добра, к которому расположена его душа, которое он сам ищет в мире. Ребенок может ожесточиться и даже возненавидеть такой мир. В другом случае может быть так, что он неожиданно для себя увидит, что реальный мир далек от идеала (реальный мир для ребенка – это в первую очередь его семья и школа). Это чаще всего случается в подростковом возрасте. Подросток может растеряться, утратить веру в добро, и, если родители не помогут ему, не поддержат, не успокоят его, это может привести к беде. В переходном возрасте нарастают нравственный максимализм, требовательность к окружающим и, как следствие, мучения подростка оттого, что окружающие не соответствуют его представлениям (зачастую утрированным) о ценностях бытия. Очень важно быть осторожным, деликатным, мягким в обращении с подростком. Но как часто у родителей не хватает такта, тепла, времени, душевной потребности помочь сыну или дочери разобраться во всех этих запутанных проблемах, разрешить которые не всегда под силу и умудренному знаниями и опытом взрослому человеку. Однако все эти нравственные представления и душевные переживания невозможны в семье, в которой главенствует пьянство. Ведь подросток в такой семье лишен светлых идеалов, ценностных ориентиров в жизни 1. Пояснительная записка

Работа школы с родителями учащихся приобретает особую значимость, а ее организация требует от школы определенных усилий. Воспитание и развитие в семье оказывают воздействие на формирование личности, ее индивидуальности, происходит социализация. Взаимодействие семьи и школы значительно обогащает воспитательную атмосферу, вскрывает потенциальные резервы целенаправленного формирования личности, но только в том случае, если оно протекает в целесообразных формах, и если форма взаимодействия изменчива, подвижна и зависит от содержательной стороны контактов между семьей и школой. Значительное место в системе работы учителей с родителями учащихся отводится социально- педагогическому просвещению. Накопление социально- педагогических знаний родителей должно быть связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Одной из форм такого просвещения является университет педагогических знаний. Он помогает вооружить родителей необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит родителей с актуальными вопросами воспитания и социализации с учетом возраста и запросов родителей. Группа в количестве человек, формируется из родителей. Продолжительность занятий с группой – 1 раз в четверть. Срок реализации программы – 1 год. 1. Пояснительная записка

Новизна программы Новизна программы заключается в том, что обучение родителей в данной программе обусловлено оказанием социально-педагогической помощи в решении социальных проблем, а так же при разрешении конфликтных ситуаций и обеспечением эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков. Программа «Университет педагогических знаний» для родителей ориентирована на родителей, имеющих детей подросткового возраста, т.к. никакой другой возраст не доставляет столько хлопот взрослым как отрочество.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Установление контакта с родителями в интересах совершенствования процесса воспитания ребенка; Формирование активной педагогической позиции родителей, через взаимодействие педагогов и родителей; Развитие педагогического мышления, практических умений и навыков родителей в области воспитания и социализации посредством групповых занятий. Отличительные особенности данной образовательной программы заключается в том, что она помогает родителям понять подростка и преодолеть трудности в воспитании и социализации, которые связаны с пубертатом. Участники данной образовательной программы: заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, врач, классные руководители и родители. Количество участников в группе человек. Программа рассчитана на 1 год, 1 занятие в четверть. Цель программы: формирование социально - педагогических знаний у родителей в тесном взаимодействии семьи и школы.

Направления реализации программы Работа строится по следующим направлениям: Воспитательное Развивающее Воспитательное направление обеспечивает задачи формирования необходимых социально - педагогических знаний и основ педагогической культуры родителей в вопросах воспитания и социализации детей с учетом возраста. Развивающее направление обеспечивает задачи развития педагогического мышления и практических умений родителей в области воспитания ребенка. Формы и методы работы: Беседы Лекции Конференции Занятия с элементами тренинга Деловые игры Оба направления являются взаимосвязанными и взаимодополняемыми, способствуют развитию интереса у родителей к вопросам воспитания, потребности добиться успеха и уверенности в своих силах, развитию познавательной сферы, формированию навыков педагогического взаимодействия. Программа предусматривает проведение лекций специалистами, приглашенными из различных организаций, с научным анализом воспитательных явлений, условий их протекания, раскрытием механизмов поведения ребенка, закономерностей развития его психики, правил семейного воспитания и проводятся для родителей. Лекции-практикумы, беседы, конференции для родителей, разработанные классными руководителями на методических объединениях, лектором является сам учитель, знающий интересы и проблемы детей, лекция становится непринужденной разговором, задушевной беседой, диалогом заинтересованных единомышленников. Важное место отводится практическим занятиям, которые предполагают непосредственное включение родителей в социально-педагогические ситуации.

Состав группы: постоянный Сроки реализации дополнительной программы 1 год, 1 занятие в четверть, количество обучающихся в группе 10 – 15 человек. Формы и режим занятий: групповые, разновозрастные.

2.Содержание программы Конфликт. Почему возникает конфликт. Урегулирование конфликта. Вредные привычки: алкоголизм, никотиновая зависимость, наркомания. Суицидальное поведение подростков и его диагностика Границы: зачем они нужны подростку и его родителям? Тематическое планирование МесяцФорма проведения Тема занятия Кто проводит ОктябрьЗанятие - практикум Конфликт. Почему возникает конфликт. Урегулирование конфликта. Социальный педагог и педагог психолог ДекабрьБеседа Вредные привычки: алкоголизм, никотиновая зависимость, наркомания Врач нарколог ФевральЛекция Суицидальное поведение подростков и его диагностика Социальный педагог Апрель Детско- родительская игра Границы: зачем они нужны подростку и его родителям? Педагог-психолог, кл. руководители

Механизмы, условия реализации программы, программно – методическое обеспечение В течение года родители получают знания по 4 темам. Для достижения поставленной цели необходимо выйти на определенный методический уровень, позволяющий донести содержание программы до родителей. В работе используются следующие методы обучения: Речевые, вербальные: рассказ, объяснение, лекция, беседа; Практические: тестирование, анкетирование; Наглядные: иллюстрация, демонстрация. Педагогические средства Учебно-методическая литература; Конспекты Список литературы: Айхорн А. Трудный подросток. М Зеньковский В.В. Психология детства. М.1996 Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Ростов-на-Дону Реан А.А. Психология подростка. М Шебандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М. 1995

Ожидаемые результаты Повышение заинтересованности родителей во взаимодействии с педагогами школы по вопросам воспитания и социализации ребенка. Формирование умений родителей правильно применять полученные психолого- педагогические знания в процессе воспитания и социализации своего ребенка.

Концепция программы «Университет педагогических знаний» При разработке Концепции программы «Университет педагогических знаний для родителей» были учтены следующие моменты: Программа «Университет педагогических знаний для родителей» является типом социально-педагогической школы, где созданы условия для обучения и оказания помощи родителям в воспитании и социализации детей. Выполнение данной программы возможно в силу того, что Функционирует в свободное от работы время Предполагает различные формы и виды занятий Помогает в решении, возникающих проблем в воспитании и социализации ребенка Предусматривает включение родителей в обсуждение возникающих социально - педагогических ситуаций Занятия в «Университете педагогических знаний для родителей» вооружают родителей необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомят родителей с актуальными вопросами воспитания и социализации с учетом возраста и запросов родителей. Таким образом, особенностью «Университета педагогических знаний для родителей» является взаимодействие семьи и школы, которое значительно обогащает воспитательную атмосферу, вскрывает потенциальные резервы целенаправленного формирования личности подростка.

Концепция программы «Университет педагогических знаний» Принцип гармонизации личности и среды – ориентация на максимальную самореализацию личности ребенка; Принцип гуманизации – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально – культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и социализации обучающихся Принцип сознательности предусматривает заинтересованное усвоение родителями необходимых знаний и умений. Принцип комплексности, системности, последовательности обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, помогало в социализации личности ребенка, овладение новыми знаниями опиралось на то, что усвоено в ходе реализации программы. Принцип взаимодействия на нескольких уровнях, а именно: Взаимоотношения между взрослыми и ребенком в процессе занятий; Взаимодействие детей, педагогов и родителей как партнеров

Динамика активности родителей по итогам реализации программы «Университет педагогических знаний» учебный год: Активный участник происходящего – 18 %; Достойный исполнитель – 2 %; Увлеченный зритель - 43 %; Отстраненный наблюдатель - 38 % ( опрошено 140 родителей школы 1,2 ступени) Итоги диагностирования показывают значительный рост уровня активности родителей, их участия в воспитании детей. Из «отстраненных наблюдателей» в учебном году родители стали «увлеченными зрителями» в учебном году учебный год: Активный участник происходящего – 25 %; Достойный исполнитель – 3,2 %; Увлеченный зритель - 46 %; Отстраненный наблюдатель - 27 % ( опрошено 140 родителей школы 1,2 ступени)

Качество взаимоотношений субъектов образовательного процесса в реализации программы « Университет педагогических знаний» Взаимоотношения родительской общественности с педагогами: 2006 – 2007 учебный год : Теплые, близкие – 34 %; Проблемные,конфликтные – 27 % Нейтральные – 37 % 2007 – 2008 учебный год : Теплые, близкие – 41 %; Проблемные,конфликтные – 17 % Нейтральные – 38 % Из проблемных, конфликтных, холодных отношений между субъектами взаимоотношения становятся теплыми, близкими, наступает постепенное понимание и доверие Сравнительный анализ итогов реализации программы учебных годах Внутрисемейные отношения: 2006 – 2007 учебный год : Теплые, близкие – 27 %; Проблемные,конфликтные – 36 % Нейтральные – 29 % 2007 – 2008 учебный год : Теплые, близкие – 34 %; Проблемные,конфликтные – 32 % Нейтральные – 44 % Взаимоотношения обучающихся с педагогами: 2006 – 2007 учебный год : Теплые, близкие – 28 %; Проблемные,конфликтные – 13 % Нейтральные – 42% 2007 – 2008 учебный год : Теплые, близкие – 31 %; Проблемные,конфликтные – 9 % Нейтральные – 35 %

Результативность участия родителей в воспитательном процессе школы в рамках реализации программы «Университет педагогических знаний» 38 % 23 % 15 % Формы работы родительской общественности: Посещение уроков; Участие в мероприятиях школы; Посещение родительских собраний; Участие в попечительском совете школы; Участие в организации каникулярного времени; уч. год уч. год Формы работы родительской общественности: Осуществление патронажа неблагополуч ных семей; Участие в совете профилактики школы; Участие в реализации программы «Здоровье»; Участие в организации дежурства во время мероприятий.

Процент участия молодых родителей в реализации программы « Университет педагогических знаний» ,8 % полугодие – 2,4 % полугодие – 2,8 % Рост участия молодых родителей в реализации программы полугодие – 2 % полугодие – 3,2 % ,7 % 1,7 %

Процент участия субъектов программы «Университет педагогических знаний» в традиционных мероприятиях %; 2008 – 44% Акции: « Мы вместе»; «Посылка солдату», «Подарок ветерану» Посвящение в кадеты Посадка деревьев в Аллее выпускников День открытых дверей %; 2008 – 89% %; 2008 – 78% %; 2008 – 95%

2. Содержание программы Занятие первое «Конфликт. Почему возникает конфликт. Урегулирование конфликта» Занятие проводится в форме интеграции теории и практики: Создаются конфликтные ситуации, предлагаются способы их разрешения В итоге занятия разработан буклет «Советы родителям» Участники программы провели аналогичные занятия в других классах, вручили буклеты родителям для изучения; провели тестирование « Как вы действуете в условиях конфликта», по результатам тестирования были предложены консультации с психологом отдельным родителям, даны рекомендации.

2. Содержание программы Занятие второе. «Вредные привычки» Занятие проводится в форме тематической консультации и практических занятий в сопровождении музыки для релаксации на отдельных этапах занятия По итогам занятия разработано два буклета « Добродушие пива обманчиво», «Курить не модно» Для проведения родительского всеобуча во всех классах школы предложены наглядные материалы к практическим занятиям по темам: « Провокационные тезисы», « Шприц»

2. Содержание программы Занятие третье. «Суицидальное поведение подростков и его профилактика» Занятие проводится в форме лекции. Приводится мировая статистика на данную тему В итоге занятия родителям предложена литература для прочтения по данной теме. Родители вышли с материалами проведенного занятия на общешкольное родительское собрание

2. Содержание программы Занятие четвертое. « Границы: зачем они нужны подростку и его родителям?» Занятие проводится совместно с детьми в форме детско – родительской игры с предваритель ной подготовкой В итоге занятия родители совместно с детьми заполняют таблицу «Семейные правила»; разрабатывают памятку для родителей по данной теме с практическими занятиями; вырабатывают семейные правила; разрабатывают памятки на темы: «Размышления по теме»; « Советуем почитать»; Советуем обращаться» Данные материалы предложены родителям других классов

Хроники мероприятий Спортивный праздник совместно с родителями Общешкольное родительское собрание Мы вместе

Рецензия на программу «Университет педагогических знаний» Программа «Университет педагогических знаний» для родителей разработана на основе требований к содержанию и оформлению образовательных программ Программа имеет пояснительную записку, содержание, тематический план занятий, методическое обеспечение и список литературы для родителей, приложения. Направленность образовательной программы - социально – педагогическая. Основой реализации программы «Университет педагогических знаний» является личностно-ориентированный подход в организации родительского всеобуча Автор программы ставит следующие задачи: Установление контакта с родителями в интересах совершенствования процесса воспитания ребенка; Формирование активной педагогической позиции родителей, через взаимодействие педагогов и родителей; Развитие педагогического мышления, практических умений и навыков родителей в области воспитания и социализации посредством групповых занятий. Содержание программы «Университет педагогических знаний» направлено на создание условий для развития личности ребёнка, его социализации, обеспечение эмоционального благополучия, на интеллектуальное и духовное развитие его потенциала, развитие мотивации личности к познанию и творчеству через обучение родителей Заключение: Программа «Университет педагогических знаний», является авторской - составитель Могилева Светлана Павловна, социальный педагог второй квалификационной категории, классный руководитель 9 В класса, руководитель кружка « Мой мир», клуба «Семь – Я» Направленность программы социально - педагогическая Реализация программы предусматривается на занятиях родителей. Срок освоения программы 1 год. Программа «Университет педагогических знаний» соответствует установленным федеральным и региональным требованиям. Рекомендуется для использования в практике образовательного учреждения. Рецензент: педагог - психолог высшей квалификационной категории, руководитель кружка «Гармония» МОУ СОШ 8 _______________/ Белоусова Е.С./

Рецензия на программу «Университет педагогических знаний» Программа «Университет педагогических знаний» для родителей разработана на основе требований к содержанию и оформлению образовательных программ Программа имеет пояснительную записку, содержание, тематический план занятий, методическое обеспечение и список литературы для родителей, приложения. Автор программы ставит следующую цель: Формирование социально – педагогических знаний у родителей в тесном взаимодействии семьи и школы. Отличительные особенности данной образовательной программы заключается в том, что она помогает родителям понять подростка и преодолеть трудности в воспитании и социализации, которые связаны с детьми подросткового возраста. Участники данной образовательной программы: заместитель директора по ВР, дополнительному образованию, социальный педагог, педагог-психолог, врач, классные руководители и родители. Количество участников в группе человек. Программа рассчитана на 1 год, 1 занятие в четверть. В результате реализации данной программы: Повышение заинтересованности родителей во взаимодействии с педагогами школы по вопросам воспитания и социализации ребенка. Формирование умений родителей правильно применять полученные психолого- педагогические знания в процессе воспитания и социализации своего ребенка. Заключение: Программа «Университет педагогических знаний», является авторской - составитель Могилева Светлана Павловна, социальный педагог второй квалификационной категории, классный руководитель 9 В класса, руководитель кружка « Мой мир», клуба «Семь – Я». Направленность программы социально - педагогическая Реализация программы предусматривается на занятиях родителей. Программа «Университет педагогических знаний» соответствует установленным федеральным и региональным требованиям. Рекомендуется для использования в практике образовательного учреждения. Рецензент: Учитель английского языка первой квалификационной категории, классный руководитель 10 Э класса МОУ СОШ УИП 3 _______________/ Чудинова И.И../

Результативность реализации программы занятие Классное родительское собрание Общешкольное родительское собрание Итоговая Программа В системе «Родитель – ребенок» «Формула успеха» школы

4. Приложения к программе « Университет педагогических знаний» Буклет «Советы родителям »; высказывания ученых; тест «Как вы действуете в условиях конфликта» Занятие первое Буклеты «Добродушие пива обманчиво»; «Курить не модно» Занятие втрое Библиографический список Занятие третье Памятки для родителей Семейные правила Занятие четвертое Октябрь 2008 г. Декабрь 2008г. Февраль 2009 г. Апрель 2009г.