ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: единый государственный экзамен -2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ ЕГЭ-2012 общестознание.. В экзаменационной работе по обществознанию образца 2012 года, содержалось 37 заданий. Из них 20 заданий части 1 (часть.
Advertisements

Результаты ЕГЭ 2012 года по обществознанию в Новгородской области.
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более.
Сравнительный анализ содержания КИМов по обществознанию (спецификации 2009г, 2010г.) Блошко А.А., руководитель РМО учителей истории Свердловского района.
Об итогах ЕГЭ по обществознанию в 2009 году в Краснодарском крае Голикова Наталья Юрьевна – зам. председателя предметной комиссии по обществознанию ЕГЭ.
Итоги учебного года МОУ « СОШ 54» Подготовила зам. директора по УВР Харитонова Т.В.
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 3. Экономика, часть 1 вопросы кодификатора.
Результаты ЕГЭ по истории 2013 г. Заместитель председателя предметной комиссии ЕГЭ по истории Фадеева Диана Александровна.
1 ИНТЕРАКТИВНЫЙ ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Выберите один ответ из четырех Вариант 1.
Установите соответствие между видами налогов и их примерами : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго.
Повторительно- обобщающий урок по теме «Духовная сфера» Обществознание 9 класс.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Позднякова Н.А Позднякова Н.А. ПЛАН: 1. Сущность понятия «Общество» в широком и узком смысле: 1.1. Понятие в широком смысле – как динамичная система;
РОССИЯРостовская область Таганрог ТГПИ 2012 (2011) Количество выпускников 11- х классов, сдававших экзамен (408000) (12048) 865 (829) 116.
Тест по теме: «Социальная сфера». 1. Экономическая сфера жизни общества характеризует отношения: 1) по поводу власти; 2) между общественными организациями.
Презентация учителя высшей квалификационной категории Афанасьева С.А. МБОУ «СОШ 3» Тбилисского района Презентация учителя высшей квалификационной категории.
Найдите верный вариант ответа Предметом изучения экономики как науки является: 1)Обмен продуктами питания 2)Оформление трудового договора 3)Разработка.
Задание С 5: методические рекомендации. Задание на перечисление признаков, явлений или на использование понятия в заданном контексте.
Часть 2 Задания с развернутым ответом, самая сложная часть ЕГЭ по обществознанию и самая весомая. Часть 2 дает возможность Вам получить на экзамене 27.
Итоги государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов с участием территориальной экзаменационной комиссии в 2012 году. Чернодубова Лидия.
Транксрипт:

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: единый государственный экзамен -2010

1. Основные результаты ЕГЭ-2010 по обществознанию

1.1. Общие показатели ЕГЭ по обществознанию Всего сдавали экзамен по обществознанию – чел. В 2010 г. выбрали обществознание 57, 3% (в 2009 г. – 52,2%) Средний балл – 55,3 (в 2009г. – 54,9)Не преодолели «барьер» – 5%Набрали 100 баллов – 0

1.1. Общие показатели ЕГЭ по обществознанию Динамика распределения тестовых баллов по обществознанию (%)

1.1. Общие показатели ЕГЭ по обществознанию Распределение тестовых баллов по диапазонам (%)

1.2. Результаты ЕГЭ в зависимости от типа образовательного учреждения Средний тестовый балл Порог успешности 1. Общеобразовательные учреждения 4. Школы-интернаты 2. Лицеи, Гимназии 5. СПО, НПО 3. Вечерние ОУ 6. Выпускники прошлых лет.

1.2. Результаты ЕГЭ в зависимости от типа образовательного учреждения «Топ» 10 гимназий Свердловской области 1. МОУ гимназия 9, Екатеринбург - 68,7 2. МОУ гимназия 2, Екатеринбург - 68,3 3. МОУ гимназия 210 «Корифей», Екатеринбург - 67,8 4. МОУ гимназия Новоуральский ГО - 67,7 5. МОУ Политехническая гимназия, г. Нижний Тагил - 67,2 6. МОУК ОУ гимназия «Арт-Этюд», Екатеринбург - 66,6 7. МОУ гимназия 202 «Менталитет», Екатеринбург - 66,3 8. МОУ гимназия 176 «Еврогимназия», Екатеринбург - 65,6 9. МОУ гимназия 70, Екатеринбург - 65,6 10. МОУ гимназия 94, Екатеринбург - 64,7

1.3. Результаты ЕГЭ в зависимости от типа поселения

1.4. Результаты ЕГЭ в зависимости от типа АТЕ АТЕСредний балл% «2» 1 ГО Заречный64,20,0 2 Новоуральский ГО59,62,2 3 Махневское МО58,70,0 4 Верх-Исетский р-н58,63,2 5 ГО г. Лесной58,61,5 6 Октябрьский р-н58,43,0 7 ГО Верхний Тагил58,22,4 8 Железнодорожный р-н57,92,7 9 ГО Среднеуральск57,70,0 10 ГО Краснотурьинск57,75,8

1.4. Результаты ЕГЭ в зависимости от типа АТЕ АТЕСредний балл% «2» 71Кушвинский ГО51,66,3 72Североуральский ГО51,46,1 73Ивдельский ГО50,96,8 74Сысертский ГО50,88,6 75ГО Верхнее Дуброво50,50,0 76Тугулымский ГО50,411,5 77ГО Верхотурский48,816,1 78Сосьвинский ГО47,915,0 79ГО Дегтярск47,73,0 80 Арамильский ГО47,614,3

2. Анализ результатов ЕГЭ по типам заданий

2.1. Задания части А 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЗНАКА УКАЗАННОГО ПОНЯТИЯ 1 вариант(14%) Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как 1) систему 2) материальный мир в целом 3) часть природы 4) независимую от природы часть материального мира

2.1. Задания части А 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЗНАКА УКАЗАННОГО ПОНЯТИЯ 2 вариант – кейс (10%) В стране Н крупные экономические проекты планируются и финансируются государством, государственный банк следит за сохранением валютного коридора. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в государстве Н существует смешанная экономическая система? 1) государство Н имеет внешний долг 2) в Н установлены государственные цены на товары и услуги 3) в Н существует равноправие форм собственности 4) государство Н осуществляет внутренние займы

2.1. Задания части А 2. УСТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПО ПРИВЕДЕННОМУ ПРИЗНАКУ 1 вариант (9%) Промышленное оборудование, станки, сборочные линии относятся к одному из основных факторов производства – 1) капиталу 2) природным ресурсам 3) труду 4) предпринимательству

2.1. Задания части А 2. УСТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПО ПРИВЕДЕННОМУ ПРИЗНАКУ Потомки русских эмигрантов, люди, родившиеся за границей, ни разу не видевшие Россию, считают себя русскими. Это проявление признаков общности 1) этнической 2) демографической 3) территориальной 4) социально-классовой 2 вариант – кейс (34%)

2.1. Задания части А 2 вариант: вопрос-кейс Ниже в виде диаграммы представлены данные об охвате молодежи программами начального, среднего и высшего профессионального образования (удельный вес численности студентов (учащихся) в численности населения в возрасте года, в процентах). Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы? 1) В течение указанного периода число студентов (учащихся) не изменялось. 2) В начале нового тысячелетия число студентов (учащихся) сократилось, а затем стало расти. 3) Прослеживается устойчивый рост числа студентов (учащихся). 4) Число студентов (учащихся) неизменно сокращалось.

2.1. Задания части А 3. ЗАДАНИЕ НА СРАВНЕНИЕ БЛИЗКИХ ПОНЯТИЙ 1.Вариант: найти общую черту (2%) Какой из перечисленных признаков характерен как для мажоритарной, так и для пропорциональной избирательной системы? 1) запрет на ведение предвыборной агитации на избирательных участках в день голосования 2) проведение нескольких туров выборов с выбытием кандидатов 3) проведение выборов по одномандатным округам 4) создание единого общенационального избирательного округа

2.1. Задания части А 3. ЗАДАНИЕ НА СРАВНЕНИЕ БЛИЗКИХ ПОНЯТИЙ 2. Вариант: найти отличительную черту (7%) В отличие от учебы, труд 1) осуществляется как индивидуально, так и сообща 2) позволяет удовлетворять материальные потребности 3) предполагает использование специального оборудования 4) способствует познанию мира

2.1. Задания части А 4. ЗАДАНИЯ НА ВЫБОР ИЗ ДВУХ СУЖДЕНИЙ (24%) Верны ли следующие суждения о свободе личности? А. Свобода личности часто означает возможность выбора между добром и злом. Б. В демократическом обществе свобода личности ничем не ограничена. 1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

Распределение типов вопросов и доля правильных ответов на ЕГЭ-2009 Тип вопросаДоля в ЕГЭ% верных ответов 1(найти признак) 1470,9 1(кейс) 1057,2 2 (определить по признаку) 961,6 2 (кейс) 2563,5 2 (диаграмма, таблица) 975,7 3 (сходство) 268,9 3 (различие) 768,6 4 (верно/неверно суждение) 2456,3

Сравнительные результаты выполнения заданий части А

2.1. «Трудные» вопросы - 50% Верны ли следующие суждения о свободе личности? А. Свобода личности часто означает возможность выбора между добром и злом. Б. В демократическом обществе свобода личности ничем не ограничена. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2.1.«Трудные» вопросы – 45,1% В стране Н крупные экономические проекты планируются и финансируются государством, государственный банк следит за сохранением валютного коридора. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в государстве Н существует смешанная экономическая система? 1) государство Н имеет внешний долг 2) в Н установлены государственные цены на товары и услуги 3) в Н существует равноправие форм собственности 4) государство Н осуществляет внутренние займы

2.1. «Трудные» вопросы – 41% Только для пропорциональной избирательной системы является характерным(-ой) 1) правдивое и объективное информирование избирателей о кандидатах и их программах 2) выдвижение кандидатов по одномандатным округам 3) незначительная роль политических партий в предвыборной борьбе 4) выдвижение кандидатов списком от политических партий и движений

2.1.«Трудные» вопросы - 35% Верны ли следующие суждения о власти? А. Сущность власти заключается в целенаправленном воздействии воли одного человека на волю других людей. Б. В современном демократическом обществе политическое влияние сосредоточено исключительно в руках государства. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2.1. «Трудные» вопросы - 34% Прохождение в представительные органы государственной власти только тех кандидатов, которые были включены в избирательные списки своих партий, является отличительным признаком 1) пропорциональной избирательной системы 2) мажоритарной избирательной системы 3) смешанной избирательной системы 4) прямого делегирования депутатов

2.1. «Трудные» вопросы - 19% Верны ли следующие суждения о праве? А. Все правовые нормы выражают государственную волю. Б. Все правовые нормы принимаются высшим судебным органом власти. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2.1. Выводы по итогам выполнения заданий части А 1. увеличилась доля заданий повышенной сложности в сравнении с 2009 г. с 27 до 33 % от общего массива оригинальных вопросов; 2. в сравнении с 2009 г. доля давших верный ответ на задания части А немного уменьшилась с 64,2 до 63,6%; 3. в целом по России на вопросы части А было дано 62% верных ответов ( в СО – 63,6%); 4. различия находятся в пределах статистической погрешности и поэтому несущественны.

2.2. Задания части В В1. Задание на завершение схемы, таблицы (37%) Типы группПримеры групп ???Горожане, сельчане ДемографическаяПенсионеры, дети Запишите слово, пропущенное в таблице: Социальные группы

2.2. Задания части В В 2. Исключение лишнего термина (45%) Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «искусство». Образность, эмоциональность, фантазия, обоснованность, субъективность. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

2.2. Задания части В В 3. Установить соответствие (31%) Регуляторы поведенияВид социального контроля A) осуждение окружающих Б) стыд за совершенный поступок В) эмоциональная поддержка близких Г) оценка собственных действий Д) объявление выговора 1) самоконтроль 2) общественный контроль Установите соответствие между регуляторами поведения и видами социального контроля: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

2.2. Задания части В В 4. Вопрос-меню (14%) Найдите в приведенном списке примеры социальных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) правила пользования электроприбором 2) медицинские предписания по приему лекарств 3) общественное осуждение нарушителя тишины в доме 4) указ о награждении орденом 5) традиция встречи выпускников школ

2.2. Задания части В В 5. Определение характера суждений (28%) Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1)Гражданин К., 44 лет, прошёл собеседование при приеме на работу. (2)Но работодатель отдал предпочтение другому претенденту, менее успешно прошедшему собеседование, только потому, что он моложе гражданина К. на 3 года. (3)Похоже, что работодатель плохо знает содержание статьи 64 Трудового кодекса РФ, не допускающей установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от возраста. (4)Правильным со стороны гражданина К. было бы обжаловать это решение в суде. Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

2.2. Задания части В В 6. Вставить пропущенные слова (29%) Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Свободный обмен и, как следствие, (1) труда стали главным козырем в борьбе homo sapiens как вида против неандертальцев. Это, в свою очередь, привело к возникновению (2), так что охотники, например, стали заниматься только охотой, в то время как те, у кого лучше получалось заниматься производством орудий труда или одежды, а также собирательством, сосредоточили усилия именно на этом. В результате возникла (3) как обмен излишками производимых (4), изделий. Обмен сначала носил натуральный (5). С возникновением денег появились предпосылки для установления товарно-денежных отношений. Сутью торговли является предложение к обмену, либо к (6) товарно- материальных, а также нематериальных ценностей с целью извлечения выгоды». А) торговля Г) продажа Ж) качество Б) характер Д) опыт З) продукт В) разделение Е) кооперация И) специализация

2.2. Результаты выполнения отдельных заданий части В задания Уровень сложности 0 баллов1 балл2 балла СОРоссияСОРоссияСОРоссия В1Б63,348,836,751,2 В2Б54,94045,160 В3Б41,833,927,018,731,247,4 В4П46,519,639,237,914,342,5 В5Б38,836,533,231,127,932,2 В6П52,656,718,619,228,824,1

2.2. Результативные ответы на задания части В

2.2. Результаты выполнения отдельных заданий части В (2009 и 2010 гг.) задания Уровень сложности 0 баллов1 балл2 балла В1Б63,356,536,743,5 В2Б54,920,445,179,6 В3Б41,833,327,018,331,248,4 В4П46,517,239,237,214,345,6 В5Б38,81333,221,227,965,8 В6П52,63718,620,428,842,6

2.2. Результативные ответы на задания части В (2009 и 2010 гг.)

2.2.«Трудные» вопросы В 1. Запишите слово, пропущенное в схеме (30%). Виды гражданских правоотношений имущественные отношения... неимущественные отношения

2.2.«Трудные» вопросы В 2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «центральный банк». (12,5%) Эмиссия, лицензирование, учетная ставка, депозит, бюджет, денежная масса. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

2.2.«Трудные» вопросы В 3. Установите соответствие между примерами налогов и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. (15,6% - 8%) Примеры налоговВиды налогов A)индивидуальный подоходный Б) с продаж В) с прибыли фирм Г) на наследство Д) таможенная пошлина E) на добавленную стоимость 1) прямые налоги 2) косвенные налоги

2.2.«Трудные» вопросы В 4. Найдите в приведенном ниже списке органы исполнительной власти РФ и запишите цифры, под которыми они указаны. (33,6% - 7,4%) 1) Министерство образования и науки 2) Общественная Палата 3) Государственная Дума РФ 4) Правительство РФ 5) Государственный Совет 6) Верховный Суд РФ

2.2.«Трудные» вопросы В 5. Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений (36,6% - 12%) (1)Зарождение политической науки как отдельной дисциплины связано с именем Аристотеля. (2)Согласно учению Аристотеля, политическая наука занимается государством – полисом. (3)Аристотель высказывает предположение, что государство существует ради «лучшей жизни» своих граждан. (4)Разработка теории государства – большая научная заслуга Аристотеля.

2.2.«Трудные» вопросы В 6. Вставьте слова на место пропусков. (19% - 12%) «Под (1), по мнению ряда ученых, понимается исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка, (2) своего единства. Основными стадиями развития являются племя, (3), нация. Ученые полагают, что единство нации может поддерживаться как материальными, так и (4) факторами, общностью духовных (5), происхождения и исторической судьбы. Распространяется и еще один подход, при котором нация рассматривается как многокультурная, политическая, гражданская, территориальная (6), как сообщество граждан данного государства». А) община Г) психологический Ж) общность Б) осознание Д) этнос З) производственный В) народность Е) ценность И) познание

2.2. Выводы по итогам выполнения заданий части В В среднем по всей части В результативными, то есть ответившими частично или полностью верно, оказались ответы всего 50,3% участников. В 2009 г. – 70,4%. Если принять максимальную сумму всех баллов, которые могли получить участники за 100% (10 баллов*количество участников), окажется, что реальный результат составил лишь 40,4 %. В 2009 г. он составил 62,2%

2.2. Выводы по итогам выполнения заданий части В (продолжение) Низкий уровень результативности в ответах на вопросы заданий В г. является, по всей видимости, системной проблемой для обществоведческого образования Свердловской области: учащиеся весьма посредственно умеют работать со схемами, не могут визуализировать учебный материал курса «Обществознания». Таким образом, участники ЕГЭ Свердловской области продемонстрировали в целом посредственный уровень результативности и качества ответов на вопросы заданий части В.

2.3. Задания части С С1. Какие три источника саморазвития общества выделил автор? (18% - 72%) С2. Какое понятие, по мнению автора, характеризует современный этап взаимодействия природы и общества? Чем вызвано явление, обозначенное данным понятием, и к каким последствиям, по мнению автора, оно ведет? (24% - 58%) СЗ. Опираясь на содержание текста и обществоведческие знания, приведите по одному примеру действия каждого из источников саморазвития общества. (32% - 23% - 18%) С4. Опираясь на содержание текста и обществоведческие знания, укажите три проявления противоречий, возникающие при взаимодействии источников общественного саморазвития. (22% - 24% - 15%)

2.3. Задания части С ЗАДАНИЕ НА КОНКРЕТИЗАЦИЮ С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «рыночная конкуренция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночной конкуренции. (37% - 14%) С6. Назовите любые три основания (признака) социальной стратификации и проиллюстрируйте примером каждый из них. (21% - 26% - 16% )

2.3.Задания части С С 7. ЗАДАНИЕ-ЗАДАЧА (24% - 23% - 13%) Явлением современной политики стало выдвижение женщин-лидеров. Женщины возглавляют государства, парламенты, становятся лидерами политических партий. Назовите три возможные причины усиления роли женщин в политической жизни.

2.3. Задания части С С8. СОСТАВИТЬ РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН ОТВЕТА НА ВОПРОС (25% - 12%) Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Гражданство РФ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

2.3. Задания части С С 9. ЭССЕ Новая система оценивания: К1 – 2 балла - раскрытие смысла высказывания. Критерий является определяющим, т.к. если по этому критерию выставлено 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. К2 – 1 балл – представление и пояснение собственной позиции. К3 – 2 балла – уровень приводимых суждений и аргументов

2.3. Задания части С Философия «Высшая задача таланта – своими произведениями дать людям понять смысл и цену жизни» (В.О. Ключевский). Социальная психология «Самосознание – осознание человеком себя как «Я» – возможно лишь при противопоставлении его чему-то «другому», чему-то, что не является им» (К.С. Льюис). Экономика «Меняются рынки, меняются вкусы. Поэтому и компании и предприниматели в рыночной конкуренции должны меняться тоже» (Эн Вэнг). Социология «Люди – хозяева своей судьбы» (У. Шекспир). Политология «Если вы не будете заниматься политикой, политика займется вами» (Ш. Монталамбер). Правоведение «Законы – это государи над государями» (Людовик XII).

2.3. Задания части С Не приступили к работе или получили 0 баллов по критерию К1 – 27%. Минимум – 1 балл – получили 12%. Максимум – 5 баллов – получили 6%

2.3. Задания части С Выполнение отдельных заданий части С задан ия Уровень сложнос ти 0 баллов1 балл2 балла3 балла СОРФСОРФСОРФСОРФ С1Б10,313,818,320,171,466,1 С2Б18,116,324,423,257,560,5 С3В25,132,731,726,624,823,118,417,6 С4В38,64122,72424,221,614,613,4 С5В49,639,436,73513,724,9 С6В38,142,920,925,225,419,215,612,7 С7В39,642,724,320,623,022,413,114,3 С8В63,653,224,728,811,718 К1В26,931,256,250,517,018,3 К2В45,245,554,854,4-- К3Б49,650,743,6426,77,3

2.3. Задания части С Доля максимальных баллов по заданиям части С

2.3. Выводы по итогам выполнения заданий части С Участники ЕГЭ Свердловской области продемонстрировали в целом удовлетворительный уровень результативности и качества ответов на вопросы заданий части С; региональные результаты модельно совпадают с общероссийскими; низкий уровень результативности в ответах на вопросы заданий С8 связан, вероятно, с одной стороны, с его новизной, с другой стороны, с отсутствием навыка системно и комплексно исследовать предлагаемую проблему.

3. Анализ результатов ЕГЭ по объектам контроля Результативные ответы участников ЕГЭ по разделам курса «Обществознание» Человек и общество Экономика Соц. отношения Политоло- гия Право Часть А Часть В Часть С Среднее61,456,264,956,954,0