«ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ» Буров Виталий Юрьевич (цикл научно-практических семинаров, посвященных проблемам.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Advertisements

1 Программа повышения финансовой устойчивости предприятий региона Москва, 2009.
Курс по выбору «Основы функционирования малого бизнеса» для студентов 2-го курса факультета «Финансы и кредит» к.э.н., ст. преп. кафедры ЭиАУ Резникова.
ДИСЦИПЛИНА «Финансовая политика компании» Лектор: Вершинина Ольга Васильевна.
Региональная конкурентоспособность как важнейшая составляющая социально- экономического развития России.
Коммерциализация и охрана интеллектуальной собственности: условия, институты, перспектива.
Курс по выбору «Основы функционирования малого бизнеса» для студентов 2-го курса факультета «Финансы и кредит» к.э.н., доц. кафедры ЭиАУ Резникова Екатерина.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЗАНЯТОСТИ В НЕМ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
LOGO «Анализ финансовой устойчивости компании реального сектора России на примере ТНК-BP»
Финансовый механизм и финансовая политика
Барометр «Деловой России» Тюменская область март 2011.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Предприятие и его экономическое окружение Предприятие как система.
Управление и внешняя среда организации.. Организация это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее.
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
1 Инструменты антикризисного управления: от реструктуризации задолженности до региональных программ повышения финансовой устойчивости предприятий Москва,
Company LOGO « ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ » Научный руководитель: к.э.н., доцент Выполнил: студентка 6 курса.
Барометр «Деловой России» Тюменская область Июль 2011.
Развитие региональных инновационных систем на основе программно-целевого управления: проблемы и перспективы Д.А. Созаева Государственный университет управления,
Транксрипт:

«ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ» Буров Виталий Юрьевич (цикл научно-практических семинаров, посвященных проблемам социально- экономического развития региона) апреля 2013 г. (г. Чита) ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ. ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗабГУ

Цикл постоянно действующих семинаров, конференций, дискуссионных площадок преследует следующие цели: Создание фундаментальной научно-исследовательской базы для проведения исследований по перспективам и проблемам социально-экономического развития Забайкальского края. Разработка концепции долгосрочного социально- экономического развития Забайкальского края в контексте повышение уровня экономической безопасности Забайкальского края в ключевых секторах жизнедеятельности: демографическом, продовольственном и энергетическом, малом предпринимательстве с использованием научного, управленческого, предпринимательского потенциала региона.

Задачи: организация системы регионального мониторинга как информационно-управленческой основы обеспечения избирательности воздействий на хозяйствующие субъекты, способствующую разработке эффективных мероприятий направленных на повышение конкурентоспособности региональной экономики и по созданию нормальных условий для субъектов МП; создание информационного банка данных; разработка мат. методик, позволяющих объективные исследования по проблемам СЭР края; разработка инструментария по реализации принятых решений определение источников финансирования НИР. Реализация выше предложенных мероприятий позволит разработать прогноз развития экономики региона с расчетом различных его сценариев развития.

СОСТОЯНИЕ СЕКТОРА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Малое предпринимательство (МП) является важнейшей составляющей экономического развития, что подтверждается вкладом в ВВП развитых стран (от 40 до 70%), обеспечивает занятость (количество созданных рабочих мест до 80 %) и высокий уровень жизни населения, является одновременно базой для образования средних и крупных форм предпринимательства и важнейшим условием конкуренции, вносит значительный вклад в формирование бюджетов всех уровней Слайд 1

Основные экономические показатели деятельности сектора МП в 2011г. Средние предприятия Малые предприятия всего в том числе микропредприятия Число предприятий (на конец года) Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек 1964,410422,03864,4 Средняя численность внешних совместителей, тыс. человек 33,4745,6400,0 Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, тыс. человек 53,7313,090,1 Среднемесячная начисленная заработная плата работников 1), руб Оборот предприятий, млрд. руб. 5150,422613,17028,3 Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 260,3431,6149,6 Основные средства 2), млн. руб Оборотные активы 2), млн. руб Капитал и резервы 2), млн. руб Слайд 2 1)Справочно: среднемесячная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций за 2011 г. cоставила руб. 2) По данным бухгалтерской отчетности.

Численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей Объем выручки (с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажи товаров, продукции, работ услуг тыс. человек в процентах к итогу млрд. руб. в процентах к итогу Российская Федерация 2490,2100,07830,9100,0 Республика Бурятия 18,20,787,71,1 Забайкальский край 20,00,893,21,2 Иркутская область 39,91,6133,11,7 Слайд 3 Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей по субъектам Российской Федерации в 2011 г. (на конец года)

Современное развитие российских регионов связано с особенностями формирования конкурентоспособного малого предпринимательства. Малое предпринимательство является сущностной компонентой регионального экономического организма, жизнеспособность которого в значительной степени определяется пространственными условиями и факторами Развитие малого бизнеса в России характеризуется значительной межрегиональной дифференциацией. Наличие серьезных диспропорций является следствием ряда факторов, ключевыми среди которых являются предпринимательская активность населения, предпринимательский климат, обеспеченность производственными ресурсами и человеческим капиталом, а также наличие рынков сбыта товаров и услуг Малый бизнес все больше становится частью экономики Байкальского региона. Его возрождение, укрепление и расширение постепенно устраняют искусственно созданную в годы социалистической индустриализации «пропасть», разъединившую крупную промышленность и малый бизнес Сравнительный анализ состояния МП – региональный аспект Слайд 4

Показатель Иркутская область Общее количество МП, тыс.ед. Среднесписочная численность работников 9, , , , , Забайкальский край Общее количество МП, тыс.ед. Среднесписочная численность работников 2, , , , Республика Бурятия Общее количество МП, тыс.ед. Среднесписочная численность работников 3, , , , –––– Сравнительный анализ состояния МП в Байкальском регионе Слайд 5

Рейтингование регионов по уровню развития малого бизнеса По итогам деятельности малых предприятий в 2009 г. Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства было проведено исследование, целью которого являлось рейтингование регионов по уровню развития малого бизнеса. Рейтинг регионов составлялся в линейной форме и рассчитывался как сумма критериальных показателей с экспертно заданными весовыми коэффициентами Для достижения сопоставимости показателей при расчете индекса было произведено их нормирование. Полученный массив данных использовался для получения значений линейных индексов. Итоговые расчетные значения индекса были приведены к шкале [0; 10], где нулевое значение соответствует наименее успешному региону, 10 наиболее успешному. В качестве критериальных переменных использовались следующие показатели развития сектора: 1. Число малых предприятий на 100 тыс. населения. 2. Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых. 3. Производительность труда на малых предприятиях (оборот на одного занятого на малых предприятиях). 4. Средний объем инвестиций в основной капитал на одном малом предприятии. Все используемые показатели отвечают предъявленным к ним методическим требованиям, являются относительными, т.е. скорректированными на размер экономики региона и могут считаться в определенном смысле качественными характеристиками. Слайд 6

Рейтинг регионов по уровню развития малого предпринимательства в 2009 г.* * Малые и микропредприятия (без учета сельскохозяйственных микропредприятий) субъектрангЗначение индексасубъектрангЗначение индекса г. Санкт-Петербург28,9Красноярский край282,8 г Москва38,1Хабаровский край302,7 Сахалинская область 74,6 Республика Башкортостан 312,7 Магаданская область 94,4Омская область322,6 Новосибирская область 134,1Республика Алтай402,4 Томская область16 3,9 Иркутская область532 Тюменская область173,7 Республика Саха (Якутия) 562 Республика Татарстан 243,1 Республика Бурятия 711,6 Приморский край262,9 Забайкальский край 790,6 Слайд 7

Другой информативной характеристикой дифференциации являются децильные коэффициенты. Суть таких коэффициентов состоит в соотношении между суммами значений показателей по 10% наиболее успешным регионам и 10% регионам-аутсайдерам. Применительно к субъектам РФ такие коэффициенты могут рассчитываться по 8 лидирующим и по 8 отстающим регионам Аналогичные тенденции развития малого бизнеса отмечены и по итогам г.: в целом по стране по всем рассматриваемым показателям развития малого предпринимательства Показатель Значение децильных коэффициентов Число МП на 100 тыс. населения 11,485,77 Доля занятых на МП 4,044,63 Оборот МП на одного занятого на МП 4,975,02 Инвестиции в основной капитал на одно МП 143,613,7 Слайд 8

Тенденции и закономерности развития сектора МП Анализ тенденций развития современного Российского предпринимательства позволил выявить, что одной из основных тенденций являются теневые экономические отношения (ТЭО), характеризующиеся их видами и формами, структурой и масштабностью. Под понятием «закономерность» нами понимается обоснованность ТЭО субъектов МП и их объяснимость, определяющихся внешними условиями в которых осуществляется деятельность. Исследования выявило, что основными закономерностями ТЭО, объясняющими их зарождение и развитие, являются: Неэффективная государственная политика по поддержке развития МП. Неадекватные экономические условия: а. недоступность финансовых ресурсов; б. несовершенная налоговая система и высокий уровень налоговых ставок; в. недостаточная имущественная и ресурсная поддержка; г. высокий уровень трансакционных издержек. Несовершенная нормативно-правовая база, определяющая поддержку и развитие сектора МП. Высокий уровень административных барьеров. Высокий уровень коррупции, имеющий постоянную тенденцию к повышению. Обоснованность утверждения, что ТЭО являются негативной тенденцией развития МП, подтверждается исследованиями, которые показали следующее: многообразие видов и форм ТЭО; большие масштабы – в общем объеме экономической деятельности ТЭО занимают более %. Слайд 9

Развитие теневых экономических отношений обосновывается самой сущностью предпринимательской деятельности, являющейся рисковой и имеющейся своей основной целью – получения прибыли, что в неадекватных экономических, институциональных и правовых условиях, особенно присущих трансформируемой экономике, стимулирует предпринимателей к переориентации своей деятельности в теневой сектор экономики Выявлено основное противоречие становления и развития института современного Российского МП проявляющееся в том, что с одной стороны –государством признана значимая роль МП в развитие и становление рыночной экономики, с другой стороны – государственная поддержка сектора МП является неэффективной и декларативной Слайд 10 ТЕНЕВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕ НИЯ

Слайд 11 Т Е Н Е В А Я Э К О Н О М И К А ЭКОНОМИКА Учитываемая Незаконная (криминальный сектор) ОФИЦИАЛЬНАЯ ВНУТРЕННЯЯ ЭКОНОМИКА ( производство, образование доходов, распределение) Коррупционная экономика (сектор завышенных цен) (ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ) Скрытая (ТЭД) ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА (производство, образование доходов, распределение ) Нелегальная (ТЭД) П Е Р Е Р А С П Р Е Д Е Л И Т Е Л Ь Н Ы Й С Е К Т О Р Теневые издержки потребления: -теневые доходы собственников, направляемых на личное потребление; -скрытая заработная плата (заработная плата в конвертах); - расходы на развитие бизнеса; - издержки игнорирования закона Теневые издержки доступа: - коррупционные издержки (взятка); - издержки теневой конкуренции (откат); - издержки защиты (крыша); - расходы на обналичивание денежных средств; - - трансферта капитала в легальный сектор - Неформальный сектор НЕНАБЛЮДАЕМАЯ ЭКОНОМИКА (Неофициальная) Учитываемая фиктивно (ТЭД) Неучтенное производство

Конкурентоспособность и теневая экономика Экономическая функция МП: Преодоление монополизма, развитие конкуренции, формирование рыночных отношений в российской экономике является одной из главнейших экономических функций малого предпринимательства. Растущая потребность в обеспечении конкурентоспособности малых предприятий и специфика развития рыночного механизма в России, усиление конкурентной борьбы, с одной стороны, и высокий уровень коррупционных и теневых экономических отношений с другой стороны, а также потребность развития научных подходов в области теории и методики управления конкурентоспособностью малых предпринимательских структур, определяют актуальность исследования. Существующие теневые экономические отношения (ТЭО) напрямую влияют на уровень конкурентоспособности субъектов МП. Данная функция реализуется не за счет равных условий деятельности, а за счет коррупционных отношений, что приводит к появлению несовершенной конкуренции. При этом необходимо отметить, что при развитой коррупции, теневая деятельность протекает в условиях, когда спрос и предложение на товар и услуги, определяет не рынок, а коррупционный механизм. Слайд 12

Управление конкурентоспособностью региона нами рассматривается через разработку государственной концепции регулирования развитием малого предпринимательства, что определяется его вкладом в развитии экономик развитых стран и особой значимостью при переводе экономики на инновационный путь развития Реализация данной концепции подразумевает создание адекватных экономических и правовых условий для развития МП и разработку механизма стимулирования субъектов предпринимательской деятельности направленного на снижение масштабов теневых экономических отношений и уровня коррупции Слайд 13

Одним из факторов снижение конкурентоспособности регионов является уклонение малыми предприятиями от уплаты налогов Среди причин уклонения от уплаты налогов можно выделить экономические, политические, нравственно-психологические, правовые и организационные. Рассмотрим экономические причины: ухудшение финансового положения бизнеса и населения в связи с экономическим кризисом, характерны­м для современной российской экономики (падение производства, сжатие доходного потенциала, перелив рублевой денежной массы в накопление иностранной валюты, вывоз капиталов за границу); особенности налоговой политики и налоговой системы, выражающиеся в их несовершенстве в т.ч. чрезмерной налоговой нагрузки; отсутствие условий для обеспечения конкурентоспособности, в связи, с чем уклонение от уплаты налогов превратилось в важнейший фактор конкурентоспособности. Снижение масштабов уклонения от уплаты налогов, как фактор повышения конкурентоспособности региона Слайд 14

Одним из основных факторов ТЭО служит существующая налоговая нагрузка для малых предприятий Субъекты сектора МП выдерживают определенную налоговую и финансовую нагрузку (оплаченная цена доступа – Цод), которая равна: сумме оплаченных налогов (Ноп); сумме различных платежей за право заниматься бизнесом (цена входа– Цвх); теневым издержкам доступа (Итд). Полная цена доступа, по нашему мнению, эквивалентна сумме начисленных налогов (Нн), цене входа (Цвх) и теневым издержкам доступа (Итд). Исследования показали, что полная цена доступа является для субъектов МП неадекватной, которую они в полном объеме не могут оплатить На основании проведенных исследований, нами предлагается структура полной и оплаченной цены доступа Слайд 15

Официальный сектор экономики Структура полной и оплаченной цены доступа субъектов МП Цена внелегальности Теневые издержки доступа (И тд ) Неоплаченные налоги (Нне) Оплаченные налоги (Ноп) Издержки теневой конкуренции (Итк) Начисленные налоги (Нн) Цена подчинения закону (Цпз) ПОЛНАЯ ЦЕНА ДОСТУПА Коррупционные издержки (Ик) Издержки защиты (Из) ОПЛАЧЕННАЯ ЦЕНА ДОСТУПА Цена входа (Цвх) Издержки игнорирования и, или отсутствия закона (Иоз) Цена продолжения деятельности (Цпд) Расходы на обналичивание денежных средств (Иод) Слайд 16

Предложенная структура полной и оплаченной цены доступа и методика расчетов масштабов теневой экономики в секторе МП, позволяет рассчитать: Полную и оплаченную цену доступа. Оптимальное соотношения объемов теневого (Vтэ) и официального секторов экономики субъектов МП, через определение цены внелегальности и цены подчинения закону. Объем теневого сектора (Vтэ) находится в зависимости от соотношения цены подчинения закону и цены внелегальности. Vтэ(Цпз, Цвн) = (Цвн : Цпз) 100% Оптимизация данного соотношения возможна при минимизации цены подчинения закону и увеличения цены внелегальности. Выполнение данного условия напрямую влияет на повышение конкурентоспособности сектора МП Слайд 17

Слайд 18 Показатели Обозна чения РоссияИркутская областьРеспублика БурятияЗабайкальский край Полученный (уплаченный) налог на прибыль от учитываемого финрезультата, млрд руб. QпQп 291,9 Рассчитанная полная сумма налога на прибыль МП (при рентабельности 8%), млрд. руб. Q р.н 838,5 Полученный (уплаченный) совокупный налог по зарплате МП и ИПБОЮЛ, млрд руб. Q п.з 542,3 Рассчитанная сумма совокупного налога по зарплате МП и ИПБОЮЛ, млрд руб. Q р.з 1031,6 Общая сумма официальных издержек: (О р.н. + Q Р.З. ), млрд руб. Q1923,1 Общая сумма теневых издержек доступа, млрд руб. Q тид 928,2 Оплаченная цена доступа, Q т + Qп.з +Qп., млрд руб. 1762,4 Потери бюджета из расчета, не уплаченного совокупного налога по теневой зарплате МП и ИПБОЮЛ, млрд руб.) Q т.сум 542,3 Недополученные налоги на прибыль МП, (при рентабельности 8%), млрд руб. QтQт 546,6 ИТОГО: бюджетные потери, (Q т +Q т.сум ) млрд руб 1088,9 Сравнительный анализ издержек функционирования при официальной (учитываемой) и теневой деятельности МП и ИПБОЮЛ в России и Байкальском регионе за 2007, 2009, 2011 гг.

Слайд 19 Полученные результаты исследования масштаба и вовлеченности в ТЭО малых предприятий по отраслям в Байкальском регионе позволят при разработке региональных программ по противодействию теневой деятельности малых предприятий более избирательно определить мероприятия, механизмы противодействия с учетом отрасли, масштабов и уровня вовлеченности в ТЭО. Отрасль экономики Иркутская обл.Республика БурятияЗабайкальский край Масштаб ТЭО, % Уровень вовлеченности в ТЭО Масштаб ТЭО, % Уровень вовлеченности в ТЭО Масштаб ТЭО, % Уровень вовлеченности ТЭО Промышленность24,50,4-0,5 Торговля и общественное питание67,50,7-0,8 Строительство62,50,7-0,8 Услуги87,50,9 Транспорт Операции с недвижимым имуществом Сельское хозяйство Уровень вовлеченности в ТЭО малых предприятий по отраслям в Байкальском регионе

Для оценки возможностей повышения темпов развития малого предпринимательства и влияния этого процесса на динамику в субъектах Российской Федерации и определения объемов финансирования необходимо использовать рейтинги инвестиционной и предпринимательской активности: объем валового регионального продукта, объем произведенной малыми предприятиями продукции, число малых предприятий, величина инвестиций в основные фонды малых предприятий), социальные (среднедушевой доход, число безработных в регионе), институциональные (степень развития инфраструктуры и институтов рыночной экономики). Слайд 20

«Логиспарк» должен функционировать на основе разработанных методических основ логистики МП, которая базируется на следующих положениях: - координация трудовых, материальных, финансовых и информационных потоков в среде МП; - развитие инфраструктуры как обеспечивающей системы для МП; - оптимизация соотношения элементов производственной, институциональной и социальной инфраструктуры; - маркетинговое обеспечение логистических процессов товародвижения для МП; - применение специальных логистических технологий для управления процессами товародвижения: «точно в срок», «точно по потребности», «высокая технологическая готовность», лизинг и др.; - специальная рассредоточенная (необременительная для МП) система управления запасами, т.е. с минимальной потребностью оборотных средств; - расширение арсенала управляющих воздействий на деятельность МП; - система диспетчеризации и оперативного маневрирования ресурсами на основе консолидации МП в едином логистическом контуре управления: - централизованное выполнение по заявкам МП всего комплекса логистических услуг, в том числе трансакционных операций; - логистический менеджмент МП. Слайд 21

Слайд 22 Новизна логистического подхода к государственному регулированию развития сектора МП заключается, прежде всего, в смене приоритетов между точечными направлениями поддержки сектора МП в пользу усиления системного подхода, что подразумевает организацию «логиспарка»» с решением задач по планированию, контролю и управлению транспонированием, складированием, включая передачу, хранение и обработку соответствующей информации, с организацией соответствующей логистической инфраструктуры в рамках единого пространства (территории). При системном подходе оптимизация материального потока происходит не в пределах одного предприятия или подразделения, а при оптимизации совокупного материального и других потоков на всем протяжении от первичного источника сырья до конечного потребителя.

Реализация современных подходов к регулированию развития сектора МП в регионе нуждается в разработке действенного инструментария, учитывающего особенности состояния и специфику современного этапа развития малого предпринимательства депрессивно-приграничных территорий, через определение целей и уровня управления, постановки задач. Такой инструментарий должен обеспечить применение системы наиболее информативных локальных показателей деловой активности, прибыльности, ликвидности, финансовой устойчивости, возможность их агрегирования с последующим ранжированием субъектов малого предпринимательства как по уровню их развития, так и по степени привлекательности для внешних инвесторов. Обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства предполагает обоснование теоретико-методических подходов к его регулированию, включающих формирование концептуальных основ и механизма их практической реализации в целях придания предпринимательству нового импульса в его развитии, превращения его из рентоориентированного (полезного немногим) в прибыльно-ориентированное (полезное всем членам общества), подкрепленного мерами государственного регулирования с использованием инструментарно-методических средств системного подхода к объекту управления Слайд 23