ОмГПУ, Омск Савина Н. КЕЙС Идея всеобщего образования в период с начала XVIII до начала XXI века в практике отечественного образования
« Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства » Д. Дидро
Всеобщность образования ВСЕОБЩИЙ, - ая, - ее ; - общ. Относящийся ко всем, распространяющийся на всё, всех. Всеобщее избирательное право. Всеобщее среднее образование. В. закон природы. ( Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова гг.) Всеобщность образования ( принцип непрерывного образования ) - включенность всего населения в различные структуры и уровни образования ( Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.)
Всеобщность образования Все взрослые члены общества имеют равное право на образование, независимо от их пола, возраста, этнической или национальной принадлежности, семейного положения, состояния здоровья, уровня доходов и каких - либо иных обстоятельств. ( Всеобщая декларация прав человека, статья 26, п.1)
Всеобщность образования Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех. ( Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, статья 13, п. 1-a)
Всеобщность образования ( выводы ) 1. Обязательность для всех ( до уровня, определенного законодательно ); 2. Равные возможности для всех в его получении ( до определенных пределов – конкурсная основа, состояние здоровья …). Характеристики всеобщего образования : обязательность ( массовость ), доступность, бесплатность.
Педагогические идеи Д. Дидро Всеобщность образования ( массовость ); Бесплатность ( доступность ); Обязательность ( массовость ); Бессословность ( доступность ); Светскость.
Развитие идеи всеобщего образования в период с XVIII по XX век Образование становится более доступным, как по уровням образования, так и по количеству групп населения ; Чередуются два периода - от полностью бесплатного к частично бесплатному ; Обязательность ( разного уровня ), объявленная в начале 18 в. возвращается лишь через 200 лет ; Всем критериям всеобщего образования наиболее полно соответствует советский период в развитии нашего государства.
Развитие идеи всеобщего образования в России в правление Развитие идеи всеобщего образования в России в правление Петра I обязательностьвведена 1714г. доступность для групп населения дворян, чиновников, детей священнослужителей, горожан доступный уровень образования начальный бесплатностьполностью бесплатное
Развитие идеи всеобщего образования в правление Екатерины II обязательностьотменена для всех сословий доступность для групп населения дворян, женщин благородного состояния, мещан доступный уровень образования начальный бесплатностьна полном государственном обеспечении
Развитие идеи всеобщего образования в правление Александра I обязательность добровольность доступность для групп населения для всех свободных, для женщин ограничено начальным доступный уровень образования для большинства начальный для дворян средний и высший бесплатность в основном за счет государства
Развитие идеи всеобщего образования в правление Александра II обязательность добровольность доступность для групп населения всесословное, равные права для мужчин и женщин доступный уровень образования для большинства начальный, номинально - все уровни бесплатность только начальное, среднее платное, высшее на конкурсной основе
Этапы « борьбы за всеобуч » в Советской России в ХХ веке обязательность для всех детей школьного возраста в 30 г.- для всех категорий - начальное 4- летнее в кон. 30 гг. – в городах 7-летнее к 1970 гг. - всеобщее 7-летнее в летнее 80-е гг. – 10 - летнее 1992 – 9-летнее
Развитие идеи всеобщего образования в СССР в ХХ веке доступность для групп населения для всех сословий, полов, рас, религий доступный уровень образования все уровни общего, начального профессионального, на конкурсной основе среднего и высшего профессионального бесплатность полностью бесплатное
Всеобщность образования в современных условиях РФ Право на образование имеет каждый гражданин РФ ; Гарантия общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях ;
Всеобщность образования в современных условиях РФ Право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии ; Обязательность основного общего образования ; Обеспечение права на образование в течение всей жизни ;
Всеобщность образования в современных условиях РФ Светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность ; Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека. ( Конституция РФ, ст.43 ФЗ « Об образовании в Российской Федерации, ст. 5)
Факторы, оказавшие влияние на развитие всеобщего образования в разные периоды Потребности государства ; Развитие науки ; Развитие промышленности и технологий ; Потребности населения ; Рост национального самосознания.
Форсайт - проект « Стратегия развития всеобщего образования в России до 2025 г.»
Миссия Цель проекта Развитие России как лидера в мировом сообществе через достижение конкурентоспособного уровня образования ее граждан Обеспечение всеобщего образования каждому гражданину Российской Федерации
Основные принципы Обеспечение реализации права на образование всем гражданам РФ ; Обязательность полного среднего образования ; Доступность качественного образования на всех его уровнях ; Бесплатность всех уровней образования, получаемых обучающимися впервые
Бенчмаркинг Великобритания : обязательное с 5 лет. С 2013 года обязательное образование планируется продлить до 17, а с 2015 до 18 лет ; Китай : обязательное девятилетнее образование ; меритократия ; США : обязательное школьное образование, но разница по штатам в сроках его получения ; Финляндия : бесплатное, но не обязательное дошкольное ; обязательное школьное девятилетнее образование ;
Бенчмаркинг Франция : бесплатное, обязательное и светское образование на всех уровнях ; Япония : обязательное образование – начальная (3 года ) и средняя (6 лет ) школы, стратегия – обязательное высшее ; Сингапур : обязательное и бесплатное начальное образование (6 лет ); финансовая помощь государства на следующих уровнях ; меритократия ; Германия : всеобщее и бесплатное школьное образование (12-13) лет, обязательное – 9 лет.
Информационные источники 1. Всеобщая декларация прав человека 2. Государственная программа Российской Федерации « Развитие образования » [ Электронный ресурс ] – Режим доступа : obrazovaniya/ http:// obrazovaniya/ Доклад Государственного совета « О развитии образования в Российской Федерации » от Электронный ресурс ] – Режим доступа : _advice_RF_and_strategiya1.doc _advice_RF_and_strategiya1.doc
Информационные источники 4. Конституция РФ 5. Каким будет образование в 2060 году : прогноз Салмана Хана [ Электронный ресурс ] – Режим доступа : kakim-budet-obrazovanie-v-2045-godu kakim-budet-obrazovanie-v-2045-godu 6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
Информационные источники 7. Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа » [ Электронный ресурс ] – Режим доступа : http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/ 8. Приоритетный национальный проект « Образование ». Инновационное образование [ Электронный ресурс ] – Режим доступа : 80abucjiibhv9a.xn abucjiibhv9a.xn-- 9. Прогноз развития образования до 2040 г. [ Электронный ресурс ] – Режим доступа : obrazovaniya-do-2040-goda/ obrazovaniya-do-2040-goda/
Информационные источники 10. Попков В. А., Жирнов В. Д. " Российское образование 2020": " Дорожная карта " в никуда : Учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального образования преподавателей высшей школы. – М.: – 32 с 11. Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики [ Электронный ресурс ] – Режим доступа : ФЗ « Об образовании в Российской федерации », 2012
Прогноз развития образования до 2040 г. 65% школьников будут заниматься профессиями, которых сейчас нет ; Массовое обучение через ИТ ; « Живое образование » в сообществах ; Роль педагога - организатор творческой командной работы под реальные задачи ; Наука как практико - ориентированная деятельность, wiki- образование ; ( Форсайт Агентство стратегических инициатив РФ « Образование 2030»)
Каким будет образование в 2060 году : прогноз Салмана Хана Нелинейное образование ; Развитие технологий : физический труд отдан машинам ; Критерий – личные достижения ; главное – креатив и проекты ; Педагог – персональный тренер Технологии обучения : преподаватель - студент, студент - студент, студент - преподаватель ; Минимальные расходы ( только Интернет ); Уровень образования в мире – 99%! Меритократия.
Дорожная карта – Дошкольное образование Всеобщее образование РеализацияПримечания Обязательность 2 годаВозникновение необходимости подготовки к школьному обучению ДоступностьНеобходимое количество ДОО Инклюзивность Многообразие и гибкость форм БесплатностьБесплатно для всехСредства госбюджета
Дорожная карта – Общее среднее образование Всеобщее образование РеализацияПримечания ОбязательностьПолное общее среднееРазвитие технологий, наукоемких производств ДоступностьНеобходимое количество школ Вариативность и нелинейность образования БесплатностьБесплатно для всехСредства госбюджета Спонсоры Попечительский совет
Дорожная карта – Профессиональное образование Всеобщее образование РеализацияПримечания ОбязательностьНеобязательноДля трудовых профессий - СПО ДоступностьНеобходимое развитие ИТ - технологий Вариативность Нелинейность Интеграция науки и производства БесплатностьДля получающих первый раз Снижение расходов за счет развития ИТ - технологий, дистанта, обучения на производстве
Swot - анализ Сильные стороныСлабые стороны Реализация интересов гражданПовышение расходов из бюджета Конкурентоспособность в миреСложность построения индивидуальных маршрутов ИнклюзивностьМассовая инновационная подготовка педагогов ВозможностиРиски Привлечение частных инвестиций, образовательных кредитов Низкая окупаемость вложений Партнерство с другими странамиУвеличение сроков реализации Развитие ИК - технологий
« Величайшее недоразумение - это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов » Д. Дидро
С уважением, магистрант 2 курса ОмГПУ, Омск программа « Высшее образование » САВИНА НАТАЛЬЯ