ЛОББИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ Организация кампаний Management Systems International
Что такое лоббирование? Деятельность, направленная на принятие или отклонение нормативно - правового акта
Законность лоббистской деятельности Россия – закона нет г. Был внесен в Госдуму СПС, снят с рассмотрения Госдумой; Италия – не регулируется законодательно; Великобритания – закон принят 1752 году; США –первый закон о лоббизме вышел в 1876 г., 1979 создана ассоциация лоббистов Германия – закон принят в 1972г, Канада – закон принят в 1988г. Индия – запрещено законом и считается коррупцией.
Кто считается лоббистом в США? Человек, затрачивающий боле 20% своего времени на лоббистскую деятельность; Имеет многочисленные контакты с членами законодательных и исполнительных органов; Получает за свои услуги не менее 5 тыс. долларов в полгода
Правовые основы лоббистской деятельности в России Конституция РФ 59-ФЗ «О прядке рассмотрения обращений граждан РФ» Устав Приморского края Уставы муниципальных образований.
Конституция РФ Статья 3 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» 1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Обращения могут быть: 2) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально- экономической и иных сфер деятельности государства и общества; 3) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов…
Устав Приморского края Статья 22. Участие граждан в осуществлении государственной власти и местном самоуправлении Граждане имеют право участвовать в осуществлении государственной власти и местном самоуправлении как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане в соответствии с законами края имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти Приморского края и органы местного самоуправления, а также участвовать в краевом и местном референдуме.
Уставы муниципальных образований По инициативе граждан Голосование по отзыву должностного лица СобраниеКонференции Публичные слушания Правотвор- ческая инициатива Другие формы
Право законодательной инициативы на государственном уровне Конституции РФ, ст.104,ч.1 Право законодательной инициативы принадлежит: Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
Право законодательной инициативы на уровне Приморского края Регламент работы ЗаКСа ПК, статья 41 Право законодательной инициативы Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании принадлежит депутатам Законодательного Собрания, комитетам Законодательного Собрания, Губернатору края, представительным органам муниципальных образований, а также прокурору ПК, председателю краевого суда, председателю Арбитражного суда ПК, Уполномоченному по правам человека в ПК, Избирательной комиссии и Федерации профсоюзов Приморского края по вопросам их ведения.
Право законодательной инициативы на уровне муниципального образования Законодательная инициатива может исходить: от главы городского округа, депутатов городской думы, постоянных комиссий городской думы, граждан города, обладающих избирательным правом в порядке правотворческой инициативы.
Организация кампаний по лоббированию Стратегия – определение основной цели кампании Тактика (технология) – разработка плана мероприятий с учетом всех имеющихся ресурсов, направленных на достижение цели
Стратегия кампании Что явится конечным результатом? Информирование общественности, привлечение сторонников, изменение законодательства. Целевая аудитория Граждане и общественные организации города, края, страны, Люди, обладающие законотворческой инициативой, СМИ
Анализ ситуации Существующие законы и концепции в своем регионе; Существующие законы и концепции в других регионах России История решения проблемы: были ли публикации в СМИ, проводились ли акции
Разработка концепции нормативного акта Предложить несколько способов решения проблемы; Донести информацию о решаемой проблеме как можно большему кругу лиц (привлечение СМИ) Обсудить предложенные варианты с как можно большим кругом лиц: гражданами, общественными организациями, чиновниками, которые будут принимать решения.
Общественная поддержка инициативы Проведение массовых акций: сбор подписей, пикетирование, собрание, публичные слушания. Создание коалиций с другими организациями как для поддержки, так и для получения дополнительных ресурсов.
Разработка проекта нормативно- правового акта Изучить практику составления НПА в данном регионе Выдержать общие подходы к разработке НПА: Преамбула Общая часть Специальная часть Заключительная часть (переходные положения)
Продвижение проекта НПА Предложить напрямую органу, в ведении которого находится данный вопрос (в соответствии с правом 59-ФЗ; Предложить комиссии органа или депутатской фракции; Найти единомышленников среди лиц, обладающих законодательной инициативой и продвигать предложение через них Самим выступить в правотворческой инициативой (на местном уровне).
Мониторинг продвижения проекта НПА Изучить регламент работы органов, принимающих решение; Узнать фамилии лиц, принмающих участие в решении (например, членов постоянно действующей комиссии думы) Периодически интересоваться продвижением проекта
Возможные формы участия общественности в принятии решения Войти в состав рабочей группы по доработке проекта НПА до приемлемого для всех уровня; Организовать акцию по обсуждению проекта (например, круглый стол), Представить экспертные заключения на проект (сильнее действуют внешние экспертизы)
Подведение итогов (Ура!) Если нормативный акт принят: 1. Обобщить полученный опыт, 2. Поблагодарить всех участников и сочувствующих 3. Проинформировать общественность о вашем достижении
Подведение итогов (Увы..) Если нормативный акт не принят: 1. Обобщить полученный опыт, обязательно выявить причину неуспеха, 2. Поблагодарить всех участников и сочувствующих
В чем сила лоббизма? Лоббист представляет политику дополнительные ресурсы. Благодаря такой субсидии политик может достичь больших результатов. Мы нужны друг другу!