Создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений (организаций)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Требования к уставу образовательной организации. Статья 25 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 1 ) тип образовательной организации;
Advertisements

Правовые аспекты реорганизации Общероссийский профсоюз образования Кировская областная организация Усатов Александр Александрович юрист областного комитета.
Порядок ликвидации муниципальных образовательных учреждений.
Нормативно-правовая база реструктуризации сети учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования на региональном уровне.
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ОПТИМИЗАЦИИ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Устав и локальные акты образовательных организаций в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования май 2012 года.
Институт финансово-экономического мониторингаИнститут Экономики переходного периодаГУ – высшая школа экономикиИнститут финансово-экономического мониторингаИнститут.
Автономные учреждения: Вопросы нормативно- правового регулирование.
Тема 2: СОЗДАНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ.
Устав образовательного учреждения Внесение изменений в устав ОУ в связи с принятием Закона 83-ФЗ (слайды подготовила Кудрявцева Н.И., старший методист.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Устав образовательной организации 1. Образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
1 Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных.
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений,
Об изменениях законодательства об образовании в связи с принятием Федерального закона 293-ФЗ от в части государственной аккредитации образовательных.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ.
Требования к уставу и локальным актам образовательных организаций в соответствии с Федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации » ДЕПАРТАМЕНТ.
Транксрипт:

Создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений (организаций)

Создание образовательных учреждений Образовательная организация как любое юридическое лицо создается его учредителем и подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. В зависимости от организационно-правовой формы и категории собственника (учредителя) порядок создания образовательных организаций имеет существенные отличия.

Муниципальное образовательное учреждение создается его собственником – муниципальным образованием. В соответствии со статьями 124 и 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования их права и обязанности осуществляются уполномоченными органами власти и управления в рамках их компетенции.

подпункт 12 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании») устав образовательного учреждения должен быть разработан и принят коллективом образовательного учреждения до формирования коллектива устав должен утверждаться учредителем на какой-либо срок (например, на срок не более года по аналогии с учреждениями среднего профессионального образования и вузами) порядок должен быть урегулирован в акте органа местного самоуправления, устанавливающем порядок создания МОУ

В уставе МОУ должны быть урегулированы общие вопросы, предусмотренные для всех юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями (ст. 52 Гражданского кодекса РФ), и специальные вопросы деятельности образовательных учреждений (ст. 13 Закона РФ «Об образовании»).

Общие вопросы деятельности ОУ как юридических лиц наименование образовательного учреждения (содержащее указание на его организационно-правовую форму и характер деятельности); сведения об учредителе; место его нахождения; порядок управления деятельностью ОУ; предмет и цель деятельности ОУ.

Специальные вопросы статус образовательного учреждения (тип, вид, категория); цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: * язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание; * правила приема обучающихся, воспитанников; * продолжительность обучения на каждом этапе обучения; * порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников; * система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; * режим занятий обучающихся, воспитанников; * наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе); * порядок регламентации и оформления отношений ОУ и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);

структура финансовой и хозяйственной деятельности ОУ, в том числе в части: * использования имущества, закрепленного за ОУ; * финансирования и материально-технического обеспечения деятельности ОУ; * осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; * запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за ОУ, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником ОУ, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами; * порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; * открытия счетов в органах казначейства (за исключением автономных учреждений);

порядок управления ОУ, в том числе: * компетенция учредителя; * структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности; * порядок комплектования работников ОУ и условия оплаты их труда; * порядок изменения устава ОУ; * порядок реорганизации и ликвидации ОУ;

права и обязанности участников образовательного процесса; перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность ОУ

П.5 ст.12 Закон РФ «Об образовании» Уставы муниципальных образовательных учреждений разрабатывались на основе типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Типовое положение об ОУ утверждено постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г последние изменения в названное Типовое положение внесены постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. 854, но связаны только с установлением выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя. Многочисленные изменения, внесенные в Закон РФ «Об образовании» федеральными законами от 22 августа 2004 г. 122-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. 199-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. 199-ФЗ, от 16 марта 2006 г. 42-ФЗ и др., пока не нашли отражения в Типовом положении, Противоречие с БК и Законом РФ «Об образовании»

распорядительный акт о создании МОУ издается главой местной администрации или его заместителем в соответствии с принятым в местной администрации распределением полномочий. Решение о создании ОУ должно содержать поручение конкретному органу местного самоуправления (например, комитету по управлению муниципальной собственностью) о передаче в оперативное управление школы объектов собственности, необходимых для обеспечения ее деятельности. Делегирование конкретных полномочий учредителя муниципальному органу управления образованием может быть осуществлено в распоряжении о создании или путем издания главой местной администрации общего акта, по которому определенные полномочия учредителя передаются отделу образования в отношении всех действующих на данной территории муниципальных образовательных учреждений после принятия распорядительного акта об их создании.

Государственная регистрация ОУ учредитель представляет документы и формы, предусмотренные законодательством о регистрации юридических лиц, в государственный орган регистрации. Порядок государственной регистрации образовательных учреждений как юридических лиц урегулирован Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. 129-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). регистрация осуществляется в территориальных органах Федеральной налоговой службы (налоговых инспекциях)

п. 5 ст. 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Новый порядок регистрации некоммерческих организаций в органах Федеральной регистрационный службы, вступивший в силу с апреля 2006 г., не распространяется на государственные и муниципальные учреждения нормы Федерального закона «О некоммерческих организациях» вообще не регулируют деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений.

п. 3 ст. 11 Закона РФ «Об образовании» Кроме устава, деятельность ОУ в части взаимоотношений с учредителем регулирует специальный договор, заключаемый между ними. заключение такого договора обязательно, даже в тех случаях, когда такие взаимоотношения находят исчерпывающее урегулирование в уставе образовательного учреждения.

После прохождения процедуры государственной регистрации и получения соответствующего свидетельства у образовательного учреждения возникают права юридического лица в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку образовательного процесса. Право на ведение образовательной деятельности возникает у ОУ только с момента выдачи ему лицензии на ведение образовательной деятельности (пункты 5 – 6 ст. 33 Закона РФ «Об образовании»).

порядок лицензирования Урегулирован Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. 796.

Лицензирование Лицензия на право ведения образовательной деятельности МОУ выдается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ на основании заключения экспертной комиссии. Экспертная комиссия создается этим же органом по заявлению учредителя ОУ, и ее работа проводится в месячный срок. Инициатором проведения процедуры лицензирования ОУ соответствующий орган власти, выполняющий полномочия учредителя, а не руководитель самого ОУ. Затраты на проведение экспертизы также оплачиваются учредителем (пункты 6 – 10 ст. 33 Закона РФ «Об образовании»).

Экспертная комиссия из представителей органов исполнительной власти, органа местного самоуправления, на территории которого расположено ОУ, представители образовательных учреждений, научных организаций, эксперты из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку в порядке, установленном Министерством образования и науки РФ

Экспертиза устанавливает соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых ОУ, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. проводится с учетом уровня и направленности образовательных программ. При этом требования экспертизы не могут превышать среднестатистических показателей для территории, на которой зарегистрировано ОУ.

Лицензия (п. 11 ст. 33 Закона РФ «Об образовании»): 1) наименование и место нахождения ОУ, перечень, уровень, направленность образовательной деятельности, и нормативные сроки их освоения; 2) наименование и место нахождения ОУ, перечень, уровень, направленность образовательных программ, по которым таким филиалам предоставляется право на ведение образовательной деятельности, и нормативные сроки их освоения; 3) контрольные нормативы, предельная численность обучающихся, воспитанников, установленные для образовательного учреждения и каждого филиала, срок действия лицензии.

Государственная аккредитация ОУ Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. 56- ФЗ внес изменения в данную процедуру: Исключена процедура аттестации ОУ, вся экспертиза соответствия содержания и качества подготовки выпускников ОУ требованиям государственных образовательных стандартов, а также показателей деятельности ОУ, которые необходимы для определения его вида, включена в процедуру государственной аккредитации.

Государственная аккредитации Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г Государственная аккредитация МОУ проводится органами исполнительной власти субъекта РФ по заявлению самого ОУ, согласованному с учредителем. затраты на проведение государственной аккредитации оплачиваются самим ОУ (такие расходы должны быть предусмотрены при составлении сметы расходов МОУ

Аккредитационная экспертиза комиссия по государственной аккредитации, которая создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования. состав комиссии- эксперты из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку в установленном МОиН РФ порядке

Первая государственная аккредитация ОУ может проводиться не ранее чем на стадии итоговой аттестации обучающихся, причем аккредитация общеобразовательных учреждений может проводиться поэтапно по ступеням образования - начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Имеющие государственную аккредитацию ОУ проходят государственную аккредитацию не реже чем один раз в пять лет.

Реорганизация ОУ (организаций) реорганизация образовательной организации представляет собой прекращение или иное изменение ее правового статуса при условии сохранения полной правопреемственности, то есть перехода всех прав и обязанностей от реорганизуемой организации к возникающим в результате реорганизации образовательной организации или нескольким организациям.

Ст ГК РФ Ст. 58 Гражданского кодекса РФ предусматриваются пять форм реорганизации: 1) слияние: две или более организации объединяются и образуют новое юридическое лицо, при этом реорганизуемые организации прекращают свою деятельность как самостоятельные юридические лица; 2) присоединение: одна или несколько организаций присоединяются к другой уже существующей организации, прекращая при этом свою деятельность как самостоятельное юридическое лицо; 3) разделение: одна организация делится на два или более новых юридических лица, реорганизуемая организация прекращает свою деятельность как юридическое лицо;

4) выделение: из состава организации выделяются одно или несколько подразделений (частей организации), получающих статус самостоятельных юридических лиц, при этом реорганизуемая организация продолжает существовать; 5) преобразование: юридическое лицо определенной организационно-правовой формы преобразуется в юридическое лицо другой организационно-правовой формы. В части данного вида реорганизации следует отметить, что изменение типа государственных (муниципальных) бюджетных учреждений на тип автономных учреждений не рассматривается законом как преобразование и не влечет последствий, предусмотренных при данной форме реорганизации (п. 14 ст. 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях»)

Все иные варианты изменения правового статуса образовательных организаций не являются реорганизацией. Особенности реорганизации образовательных учреждений (организаций) предусматриваются специальными федеральными законами (ст. 34 Закона РФ «Об образовании» и ст. 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). ОУ (организация) может быть реорганизовано только в другую образовательную организацию, т.е. не допускается реорганизация образовательной организации, при которой она прекращает осуществлять образовательный процесс

Реорганизация ГОУ, МОУ для детей, связанная с изменением назначения использования имущества, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти (органом местного самоуправления) последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей. В случае отсутствия экспертной оценки решение о такой реорганизации признается недействительным с момента его вынесения

(п. 1 ст. 34 Закона РФ «Об образовании»). в каждом субъекте РФ, муниципальном образовании должен быть принят нормативный правовой акт, регулирующий порядок реорганизации государственных (муниципальных) образовательных учреждений

Решение о реорганизации принимается уполномоченным органом власти, действующем от имени учредителя при условии письменного уведомления о реорганизации всех кредиторов реорганизуемого образовательного учреждения (т.е. всех лиц, с которыми у образовательного учреждения заключены двусторонние договоры либо в отношении которых имеются внедоговорные обязательства). Кредитор, получивший такое уведомление, вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является образовательная организация, и возмещения убытков (ст. 60 Гражданского кодекса РФ).

п. 4 ст. 57 ГК РФ Юридическое лицо считается реорганизованным (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения) с момента регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица

При реорганизации юридических лиц все права и обязанности реорганизованных юридических лиц переходят к вновь возникшим юридическим лицам. При разделении и выделении составляется разделительный баланс, которым оформляется распределение между юридическими лицами имущества, прав и обязательств, включая трудовые обязательства перед работниками (в соответствии со ст. 75 Трудового кодекса РФ) и обязательства по продолжению образования обучающимися

При слиянии, присоединении и преобразовании составляется передаточный акт, которым оформляется прием-передача имущества, прав и обязательств реорганизуемого юридического лица другому юридическому лицу

Ст.34 Закона РФ «Об образовании» важные последствия реорганизации: устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации ОУ (организации) утрачивают силу. после реорганизации школы потребуется принятие и государственная регистрация нового устава, прохождение лицензирования и государственной аккредитации.

Исключения: реорганизация ОУ в форме преобразования; выделение филиала в самостоятельное юридическое лицо; присоединение к ОУ юридического лица, не являющегося образовательным учреждением (например, присоединение к учреждению профессионального образования общежития).

Ликвидация образовательных учреждений (организаций) прекращение ее деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса РФ).

ст. 61 Гражданского кодекса РФ и п. 4 ст. 34 Закона РФ «Об образовании» ОУ (организация) может быть ликвидировано: по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами; по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям

Любое юридическое лицо, имеющее организационно - правовую форму учреждения (в т.ч. Автономные государственные (муниципальные) учреждения), не может быть признано несостоятельным (банкротом) и ликвидировано по этому основанию (п. 4 ст. 61, п. 1 ст. 65 Гражданского кодекса РФ).

П. 5 ст. 34 Закона РФ «Об образовании» устанавливает гарантии для дошкольных и общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности (в сельских поселениях) – их ликвидация допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением. В связи с вступлением в силу нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ данная норма Закона РФ «Об образовании» нуждается в корректировке, поскольку согласно ст. 25 Федерального закона 131-ФЗ сходы граждан проводятся в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек.

до принятия решения о ликвидации государственного или муниципального образовательного учреждения для детей, уполномоченным государственным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления должна быть проведена предварительная экспертная оценка последствий принятия этого решения (п.2 ст. 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Экспертная оценка оформляется заключением, которое должно включать обоснование необходимости ликвидации ОУ, содержать прогноз последствий ликвидации учреждения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, их медицинского и социального обслуживания

Закон РФ «Об образовании» порядок ликвидации муниципальных образовательных учреждений устанавливается также органами местного самоуправления В муниципальных образованиях должны быть приняты специальные нормативные правовые акты, регулирующие порядок и условия ликвидации МОУ

Ликвидационная комиссия назначается учредителем после принятия решения о ликвидации ОУ учредитель устанавливает порядок и сроки ликвидации с момента назначения к ней переходят полномочия по управлению деламиОУ.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации ОУ, порядке и сроке заявления требований его кредиторами срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации ОУ принимает меры по выявлению кредиторов и должников, осуществлению расчетов с ними

Промежуточный ликвидационный баланс Составляется по окончании срока для предъявления требований кредиторами содержит сведения о составе имущества ликвидируемого ОУ, его правах, требованиях и обязательствах, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. утверждается учредителемОУ

Имущество ОУ Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов передается его учредителю. При недостаточности у ликвидируемого бюджетного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения.

Ликвидация АУ взыскания кредиторов распространяются на все их имущество, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а собственник автономного учреждения не несет ответственности по его обязательствам (пункты 4 – 5 ст. 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).