Www.csr-nw.ru Возможности региональной промышленной политики в условиях кризиса В. Н. Княгинин, Директор Фонда «Центр стратегических разработок Северо-Запад»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Влияние кризиса на развитие российских регионов В. Н. Княгинин, Директор Фонда «Центр стратегических разработок Северо-Запад» Апрель 2009.
Advertisements

Май 2010 Д.Н. Ананьев, Председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению "Правовые аспекты регулирования финансовых рынков.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Общеэкономическая ситуация на Этапы кризиса 2008 г. 1.Рост рынков недвижимости 2.Рост ипотечного кредитования 3.Рост рискованных кредитов в экономике.
Группа 22 MBA - Финансы Группа 12 МВА – Банковский Менеджмент Москва 2011 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Институт делового.
Макроэкономическая ситуация и стратегия Группы Алексей Савченко, CTF Holdings Limited Совет ИТ Альфа Групп, 14 Марта 2009 г.
Российская экономика Весна, 2009 г. Екатеринбург.
Инвестиции в промышленную модернизацию Чухланцев Д.О. Председатель Подкомитета по региональной инвестиционной политике ТПП РФ, Генеральный директор Группы.
Особенности новой волны инфляции Новая инфляционная волна мировой инфляции (первые симптомы которой проявились еще в 2004 г., а затем в 2007 г.) имеет.
«Газпромбанк» (Открытое акционерное общество) В масштабах страны, в интересах каждого VIII Ежегодный форум крупного бизнеса «Эксперт-400» 3 октября 2012.
Июль 2013 Влияние ситуации в отрасли и экономической ситуации в целом на процесс капитализации банков КИМ Игорь Владимирович.
Центр развития Центр развития ( Пухов С.Г. ФИНАНСОВЫЕ И ТОВАРНЫЕ РЫНКИ – КАК ИНДИКАТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ (Последнее обновление данных:
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Тема " Теория солнечных пятен, погоды, урожая Автор : Мария Аминова Пермский государственный национальный исследовательский университет.
«Газпромбанк» (Открытое акционерное общество) Круглый стол «Российская банковская система: взгляд независимых рейтинговых агентств в условиях нестабильности.
Банковский сектор и рынок кредитования 20 ноября 2009 года О.М. Иванов, Вице-президент Ассоциации региональных банков России V Ежегодная Конференция Ассоциации.
Вариант ВВП второй первый 4.74,45 Промышленность второй первый Инвестиции второй
1 Программа повышения финансовой устойчивости предприятий региона Москва, 2009.
Как найти в России «длинные деньги» для кредитования инвестиционных проектов? Олег Солнцев, руководитель направления анализа денежно-кредитной.
Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации.
Прирост денежной массы М2 (в % к предыдущему году)
Транксрипт:

Возможности региональной промышленной политики в условиях кризиса В. Н. Княгинин, Директор Фонда «Центр стратегических разработок Северо-Запад» Апрель 2009 г.

Рамочные условия реализации промышленной политики в условиях кризиса 1 Вероятность того, что кризис будет долгосрочным, слишком велика. В 2009 году впервые со II-ой Мировой войны ожидается спад уровня глобального производства. 7 Прогнозные параметры российской экономики на среднесрочную перспективу Физические объемы производства в основных отраслях промышленности и на транспорте Металлургия Химия, в т.ч. нефтегазохимия Добыча нефти Добыча газа Угольная промышленность Производство строительных материалов Строительство Электроэнергетика Железнодорожный транспорт % % % % % % % % Ценовое «дно» в черной и цветной металлургии, нефтегазовом комплексе и химической промышленности должно быть пройдено в 2009 г. Существенный рост объемов производства с 2012 г. К годам цены на сырьевые товары и продукцию первичного передела ожидаются ниже уровня пиков годов. Безработица7-12%Сохранение уровня 7-10% Рост/сокращение ВВП- 2,2-5,6%Рост ВВП может восстановиться в 2010 году (0,7-2%) Государственный бюджетДефицит фед. бюджета 5-7,5% ВВП Секвестр государственных расходов на 30% по сравнению с 3-х-летним бюджетным планом 2008 года. Снижение дефицита до 3-5%.

Рамочные условия реализации промышленной политики в условиях кризиса 2 Рынок финансов и фондовых активов находится в руках «медведей», рассчитывающих на продолжительный и жестокий спад экономики. Экономика России будет испытывать жестокий дефицит инвестиций. 7 На фондовом рынке господствуют спекулянты, отыгрывающие короткие позиции (типично «медвежье» поведение). Россия утратила привлекательность для фондов прямых инвестиций. Страна опустилась с точки зрения привлекательности для данных фондов на 9-е место с 6-го места в 2008-ом. 74% институциональных инвесторов считают РФ непривлекательной для вложений в течение ближайшего года (опрос ЕМРЕА более 150 фондов и крупных семей). Премия за риск (потенциальная доходность) для инвесторы при вложении в Россию, самая высокая из всех развивающихся рынков (8,4% по сравнению с инвестициями на развитых рынках). Аналогичная премия за риск у стран Африки южнее Сахары. У крупнейших банков РФ в начале 2009 г. сокращается кредитный портфель (за исключением «Россельхозбанка»). Сжатие кредитного портфеля неизбежно. Падение краткосрочного кредитования с по – 8%. Банки – одни из самых «злых медведей». Источник: WDI, Сбербанк РФ

Рамочные условия реализации промышленной политики в условиях кризиса 3 Кризис по-разному отражается на регионах РФ, что определяется характером их экономики. 7 Старопромышленные регионы с традиционной индустрией превращаются в «ржавый пояс». Сырьевые регионы испытывают голод с инвестициями в «новое освоение». Сформировавшийся в последние годы российский «солнечный пояс», где драйвером роста были девелопмент и инвестиции в недвижимость (Черноморское побережье, периферия московской агломерации и т.п.) столкнется с резким спадом капитализации. Индекс промышленного производства в декабре 2008 года в % к декабрю 2007 года Источник: Росстат, Минрегион РФ «В декабре 2008 года спад промышленного производства наблюдался в 62 субъектах Российской Федерации (в том числе в 58 спад производства продолжается второй месяц)… Спад производства наблюдался в 15 из 17 субъектов Российской Федерации группы с высоким риском (в особенности в Вологодской, Ивановской, Кемеровской, Нижегородской, Свердловской и Челябинской областях), в 7 из 14 регионов группы со средним риском и высокой долей моногородов (в особенности в республиках Башкортостан, Саха (Якутия) и Татарстан, Пермском крае), в 23 из 26 регионов группы со средним риском. Наибольшее снижение производства в декабре происходило в Хабаровском крае, Вологодской, Новгородской и Орловской областях – более чем на 30%» (Мирегион РФ)

Рамочные условия реализации промышленной политики в условиях кризиса 4 Выход из кризиса всегда связан со структурной перестройкой экономики: 1.Появлением нового рыночного сектора, способного расти темпом, превышающим 3-5% в год. Как правило, в основании этого сектора лежит новая технология, которая сулит невероятные доходы в будущем и позволяет привлечь в сектор неограниченные кредиты и инвестиции с фондового рынка. Старые сектора традиционной экономики не могут быстро расти. 2.Особенность роста после всякого спада заключается в том, что фондовый пузырь надувается на базе новых компаний. Выход на фондовый рынок новых компаний – одно из главных оснований для инвесторов. Отсюда в каждом пузыре такое количество «звезд - однодневок». 3.Каждая новая технология не только созидает, но и уничтожает или, по крайней мере, уменьшает ценность старых умений и старого рынка. Поскольку ставка делается на завоевание монопольного положения на рынке, постольку именно обладание рынком, а не текущая прибыльность компаний, определяют их капитализацию. На новом рынке действует закон «победитель получает все». Поэтому компания, первой перешедшая рубеж обладания новой технологией, может создать монополию. 7

Оценка антикризисных программ публичных властей должна производиться не только из оперативных, но и стратегических параметров кризиса Источник: Росбанк 1 1 Антикризисные программы публичных властей должны включать меры долгосрочного характера Публичные власти, как правило, выступают в качестве одного из самых значимых «быков», т.е. ориентированы на поддержание экономического роста. Государство стремиться снизить налоги, удешевить кредит, перекачать «короткие» деньги в «длинные» (например, за счет наращивание государственного долга и за счет раздувания госзаказа – замещения государственными инвестициями частных). Однако задача состоит не в том, чтобы играть на повышение во время спада, а в том, чтобы запустить следующий рыночный цикл. Сломать глобальный цикл государство не может. Начиная с 1792 года американский финансовый рынок пережил не менее восьми крупных рынков «медведей» средней продолжительностью 14 лет: гг.; гг.; гг.; гг.; гг.; гг.; гг.; гг. В течение каждого из этих восьми «медвежьих» циклов инвесторы 14 лет подряд теряли в среднем по 6% капитала в год. Если сейчас открылся «рынок медведей» он будет падать до 2014, а в худшем случае до 2018 года. Боннер У., Уиггин Э. Диапазон среднего времени рецессии, как острой фазы кризиса, по исследованиям «Монитор Групп», (с окончания Первой мировой войны рецессий и финансовых кризисов прошло около 76, длительностью от нескольких месяцев до 8 лет) – лет. Таким образом, выход из этой рецессии можно ожидать к декабрю 2010-го. Антикризисные программы публичных властей должны быть повышать диверсификацию и устойчивость региональных экономик. Кризис может привести к формированию новой экономической географии. Антикризисные программы публичных властей наивысший эффект имеют в том случае, если запускают структурную перестройку экономики.

Оценка антикризисной программы Правительства РФ на 2009 год Источник: ЦМАКП 2 Финансирование мероприятий антикризисного плана Правительства РФ на 2009 г. Март 2009 МероприятияМлрд. руб. Стратегический («длинный») эффект Влияние на цикл Устойчивость экономики регионов Структурные изменения Устойчивость финансовой и банковской системы 1055 Снижение налогов для юридических лиц 420 Госгарантии государственным компаниям по кредитам 300 Бюджетные дотации и кредиты регионам 300 Рекапитализация Росагролизинга и РСХБ 70 Поддержка ОАО «РЖД»50 Вычеты по подоходному налогу 43 Снижение административного давления на бизнес 36,2 Соцзащита463,8 Прочие499…………

1 1 Пока большинство мероприятий антикризисной программы Правительства являются оперативно-тактическими (не решают ни одной проблемы, послужившей причиной кризиса, строятся по принципу оперативно- «пожарного» реагирования) Программа Правительства построена по «бычьей» модели: государство – один из основных источников ликвидности в экономики, кризис заливается дешевыми деньгами, хотя и доступными субъектам, выбранным в «ручном» режиме; часть мероприятий строится на наивном убеждении, что экономика заживет, если домохозяйства вернутся к безответственному потреблению; банки (по своей природе «медведи») подталкиваются к расширению кредитования сжимающейся экономики, что содержит риск запуска рецессии по японской модели;… Таким образом, программа не в полной мере учитывает фазу экономического цикла. Программа Правительства не запускает структурную перестройку экономики. Поддержку, скорее всего, получат старые сектора традиционной индустрии и «старые» компании. Указание на приоритет поддержки эффективных (прошедших модернизацию и конкурентоспособных) предприятий ничего не добавляет, т.к. неизвестно, как их выделять. Предусмотренные меры поддержки регионов вкупе с рамочными приоритетами закрепляют «старую» экономическую географию и не типизированы в соответствии с типами кризисов региональных экономик. Оценка антикризисной программы Правительства РФ Пока более эффектными и адекватными выглядят меры Правительства по борьбе с инфляцией, удержанию валютного курса (правда, после достаточно резкой и сильной девальвации рубля).

Оценка антикризисной программы Правительства Санкт-Петербурга на 2009 год Источник: ЦМАКП 2 Финансирование мероприятий антикризисного плана Правительства Санкт-Петербурга МероприятияМлрд. руб. Стратегический («длинный») эффект Влияние на цикл Устойчивость экономики регионов Структурные изменения Облегчение доступа к кредитам, госзаказ, лоббирование предприятий ВПТФ Поддержка инноваций1,4 Поддержка отдельных отраслей экономики (субсидии и пр.) 28,5 Оптимизация бюджетаВПТФ Снижение барьеров и административного давления на бизнес 0,8 Соцзащита и создание рабочих мест 34,9 В Программу включено финансирование мероприятий совместно с федеральным бюджетом. В раздел поддержки инноваций вошли мероприятия по строительству ОЭЗ и федерального технопарка.

1 Большинство мероприятий антикризисных программ промышленной политики на уровне региона являются оперативно-тактическими (не решают ни одной проблемы, послужившей причиной кризиса, строятся по принципу оперативно- «пожарного» реагирования). Это характерно не только для Петербурга, но в целом для всех регионов. Оперативно-тактический блок должен выделяться. С него могут войти 2 группы мероприятий, ориентированные на разные сектора экономики: 1.Селективный отбор инвестиционных проектов предыдущего цикла для поддержки завершения. 2.Выделение системообразующих предприятия и компании в тех секторах, экономики, где крупные предприятия доминируют (металлургия, энергетика, строительство и т.п.). Формирование координационных программ в основном в сфере рынка труда и доступа к инфраструктурам. 3.В секторах, в которых наибольшую роль играют не крупные компании, сколько малый и средний бизнес (отдельные сектора машиностроения, ЖКХ и т.п.) должны быть приняты стратегии развития соответствующих кластеров. 4.Программы реструктуризации проблемных активов. Ресурсы промышленной политики на уровне региона в условиях кризиса Что можно сделать? 1 2 Блок стратегических мероприятий должен быть ориентирован на формирование организационно-финансовых (региональные программы и проекты, их финансирование) и институциональных механизмов решения крупных региональных проблем, стимулирования структурной перестройки экономики региона.