МДОУ «Оредежский детский сад» Взаимодействие ДОУ и семьи (в идеале) (на основе материала Н.В. Бурим)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МДОУ « Детский сад 13 общеразвивающего вида» п. Зимитицы Волосовский район Ленинградская область Ленинградская область.
Advertisements

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинушка» «Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников.
Традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников. ЦЕЛЬ: Обогатить их педагогическими знаниями.
Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.
"Взаимодействие воспитателя с родителями и сотрудниками ДОУ"
Цели : познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов ; показать все виды деятельности по развитию.
Информационная Воспитательно- развивающая Формирующая Охранно- оздоровительная Контролирующая Бытовая.
Детский сад 15 комбинированного вида Г.Луга Куликова К.В.
Презентация профессиональной деятельности воспитателя МДОУ Детский сад 4 Букреева А.В. Тема: «Формирование мотивации здоровья и здорового образа жизни».
«Педагогическое мероприятие с родителями» демонстрирует практический опыт взаимодействия с родителями. Форма проведения – родительское собрание.
«Формы работы педагога с семьей» (педагогическая гостиная молодого воспитателя)
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Консультация на тему: Организация работы с родителями в соответствии с требованиями ФГОС
Новые формы воспитательной работы, направленной на взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС.
Игнатьева Г.В,. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной наиболее.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Система работы с родителями в условиях модернизации дошкольного образования 1.
Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи Работу выполнила учитель начальных классов МООШ 2 Паршакова Татьяна.
Как подготовить и провести родительское собрание.
Подготовила: воспитатель МБДОУ 13 Гробова О. Н.. Стандарт является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического.
Транксрипт:

МДОУ «Оредежский детский сад» Взаимодействие ДОУ и семьи (в идеале) (на основе материала Н.В. Бурим)

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей

информирование просвещение консультирование обучение совместная деятельность изучение семьи и ее образовательных потребностей Взаимодействие ДОУ и семьи:

Наглядно-информационные методы работы ДОУ с семьями воспитанников Наглядно-информационные методы работы ДОУ с семьями воспитанников Информационно- ознакомительные Информационно- просветительские Рекламные и информационные стенды, ширмы, папки- передвижки Выпуск газет (педагоги – дети) Фотовыставки Выставки детских работ Аудио-, видеотека Тематические стенды, ширмы, папки-передвижки Информационные корзины (выявление текущих проблем родителей, оперативное информирование и решение проблемной ситуации по заявке родителей) Информационные письма (по заявленной тематике) Памятки для родителей Фото-, видеоматериалы

Информационные материалы Доски объявлений : объявления о собраниях; объявления о предстоящих мероприятиях; информация о деятельности в группе: лексическая тема, чем занимаются дети, интересные события и др.; высказывания детей в течение дня; ежедневные расписания; благодарности родителям. Брошюры: Помогают родителям ознакомиться с программой. Они могут содержать краткое изложение концепции, общую информацию о ней. Справочники: Содержат более подробную информацию о программе: описание центров активности (уголков, зон); задачи, поставленные в каждом центре (уголке, зоне), на развитие ребенка.

Индивидуальные кармашки: (каждый день, несколько раз в неделю). В кармашки складываются записки о последних достижениях ребенка, его успехах и новых приобретениях. Закрытые ящики для предложений : (в виде почтового ящика) Анонимные записки, где родитель может выразить свое отношение к группе, идеи по оформлению, советы, предложения и т.д. Личные фотоальбомы, альбомы, дневники: ( передаются от педагога к родителю и обратно) короткие сообщения о достижениях ребенка; извещение о особых событиях; благодарность родителям; здоровье ребенка; личный рост. (Этот способ особенно подходит родителям, которые легко выражают свои мысли в письменной форме)

Книга-эстафета (дополнительная форма общения воспитателей с родителями и родителей между собой) Цель: узнать, насколько родители знают своих детей, какие проблемы их волнуют, как семья решает трудные вопросы; определить для себя, в чем необходима помощь. Содержит: обращение к родителям, просьба ответить на вопросы... (Каждый родитель может ответить на вопросы, задать свои или прочитать ответы других родителей)

Когда мы были маленькими - краткие рассказы мам и пап. «Только раз в году» - дни рождения каждого ребенка, стилизованные по сезонам, знакам Зодиака. Вот чему я научился - достижения каждого ребенка. Я умею, Я могу, Я люблю - информация об умениях, достижениях, интересах детей. Устами младенца - высказывания детей. Над чем я думаю - вопросы и высказывания, рассуждения детей о том, что их интересует, тревожит, занимает. Демонстрационный портфель – персональная папка каждого ребенка, в которую дети и педагоги складывают детские работы. Про меня - персональные листы с развернутой информацией о каждом ребенке, оформленные родителями совместно с детьми. ( Эти листы могут быть помещены на лестничных стенках, на стенах коридоров, прилегающих в группе) Мы вас ждем! - график на месяц, ориентирующий членов семьи ребенка и воспитателей на участие в работе группы. Плакетки с именем родителей ребенка на шкафчиках (фотографии).

Родительские собрания Основные цели родительских собраний: повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми; привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи адаптации, развития, воспитания и обучения детей (выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей в д/с и семье); содействовать сплочению родительского коллектива; вовлечению их в жизнедеятельность детского сада; пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к ребенку. Задачи: помочь родителям овладеть знаниями о психических особенностях развития ребенка дошкольного возраста и учитывать это в общении; осознать свою позицию в общении с детьми в семейном воспитании; научиться понимать и поддерживать детей с разными типами характера, темперамента, стиля поведения; овладеть способами выражения своих эмоций, как положительных, так и отрицательных; выработать новые навыки взаимодействия с ребенком, активизировать коммуникации в семье.

Родительские собрания: организуется и проходит не реже одного раза в квартал; максимальная продолжительность – 1-1,5 ч. (с участием детей – 20 мин.); в начале учебного года на организационном собрании с родителями согласуется день недели, время и примерная тематика встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию) ; утверждается план совместной работы на год; тематика собрания одинаково интересна организаторам и родителям, заранее известна всем; проходит с равной активностью родителей и педагогов; основным методом проведения собрания должен стать диалог (дает возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения) ; участие родителей оговаривается, разрабатывается «сценарий» взаимодействия с ними; ведущий собрания должен владеть техникой обмена мнениями и примирения полярных точек зрения; решение, к которому приходит родительское собрание, - равноправный договор организаторов и родителей ( предполагает анализ выполнения!!!) ; итоги родительского собрания должны обсуждаться в педагогическом коллективе с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон.

Родительские собрания могут быть общие и групповые; организационные, тематические или итоговые тематические родительские собрания посвящены актуальным проблемам воспитания и развития детей («Знаете ли Вы своего ребенка?», «О здоровье всерьез или что делать, чтобы ребенок не болел?» и др.); организационные - обсуждению задач на новый учебный год, итоговые -результатам образовательной работы за год одно из собраний желательно посвятить обсуждению семейного опыта

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ И ОБОГАЩЕНИЯ ОПЫТА РОДИТЕЛЕЙ (Е.П. Арнаутова) Методы активизации на основе вербального канала общения Дискуссионные вопросы и обсуждение нескольких точек зрения на проблему Обмен мнениями между родителями по поводу детских высказываний о чем-либо: рисунков на заданную тему; других результатов репродуктивной деятельности Решение проблемных задач семейного воспитания Обращение к опыту семейного воспитания родителей Использование примеров из литературы: детской, художественной, научно-популярной и пр. Анализ педагогических ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком, мотивов детского поведения в них

Методы активизации на основе межличностного канала общения Целевые наблюдения за детьми в деятельности с фрагментарным вовлечением родителей в эту деятельность Непосредственное практическое взаимодействие родителя с ребенком в различных детских деятельностях (игровой, учебной, спортивной и пр.) Самотестирование родителями собственного опыта семейного воспитания Игровое моделирование и ролевое проигрывание способов родительского поведения Тренинговые задания с элементами игровых действий, учебных по смыслу Элементы артметодов общения (совместные танцы родителей и детей, рисуночные методики, театрально-игровое взаимодействие)

Тема родительского собрания: Как научиться слушать и слышать ребенка? Время проведения: Форма проведения: практикум Продолжительность: 1-1,5 часа Цели: повышение педагогической компетентности родителей в области взаимодействия с детьми; формирование умения общаться с ребенком и предвидеть результаты своих поступков. План проведения: 1.«Правила активного слушания», «Кувшин наших эмоций»: a)три основных правила «активного слушания»; b)чувства ребенка (самостоятельная работа) 2.Что нам мешает слушать ребенка? a)типы автоматических ответов родителей 2.Решение педагогических ситуаций. 3.Подведение итогов и принятие совместных решений. Подготовительный этап: 1.Подготовить наглядные материалы: «Кувшин наших эмоций»; «Двенадцать против одного, или Что нам мешает слушать ребенка?» 2.Подготовить карточки со словами для игры «Три слова». 3.Подготовить таблицы к самостоятельной работе родителей «Чувства ребенка». 4.Подбор педагогических ситуаций. 5.Подготовка памятки для родителей «Три основных правила активного слушания» Ход мероприятия («мини-сценарий»)…

Презентация семьи Презентация (лат.) – общественное представление чего-либо, нового, недавно появившегося, созданного. Подготовка : Выставка семейных фотографий. Знакомство с любимой книгой и ее чтение. Знакомство с любимой игрушкой и рассказ о ней ребенка. Выставка совместных работ ребенка и членов семьи. Алгоритм проведения презентации семьи: Просмотр видео или рассказ родителей с демонстрацией фотографий членов семьи. Проигрывание любимой игры ребенка вместе с детьми. Угадай-ка – найти среди нескольких чужих фотографий, фотографии ребенка, когда он был маленький. Пресс-конференция - вопросы детей к членам семьи. Рассказ о традициях семьи. Приготовление любимого блюда ребенка всеми детьми под руководством мамы.

ФормыЦелиПримечание 1Посещение семьи ребенка установление более тесного контакта с ребенком и его родителями изучение психологического климата семьи изучение условий для двигательной активности ребенка обсуждение совместной тактики и стратегии деятельности педагогов и родителей в воспитании здорового ребенка согласование с родителями удобного для них времени посещения определение цели визита недопущение критики в адрес родителей, их семейного уклада 2День открытых дверей знакомство родителей с системой физкультурно-оздоровительной работы ДОУ и специалистами ее осуществляющими привлечение внимания родителей к вопросам физического развития и здоровья ребенка и совместной здоровьесберегающей деятельности оформление приглашений проведение экскурсии по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей показ фрагментов работы дошкольного учреждения: режимных моментов, занятия, прогулки и др. после экскурсии и просмотра - обмен мнениями, ответы на вопросы, советы, рекомендации. 3Родительские собрания обсуждение задач на новый учебный год, результатов образовательной работы за год, в том числе вопросов физического воспитания и здоровьесбережения дошкольников, проблем летнего оздоровительного периода, оздоровления ребенка в домашних условиях и др. могут быть общие и групповые; организационные, тематические или итоговые групповые - проводятся раз в 2-3 месяца одно из собраний желательно посвятить обсуждению семейного опыта оформляется приглашение продумывается оформление и оборудование места проведения собрания (выставки, видеозаписи и др.) продумываются способы и методы активизации родителей тематические родительские собрания посвящены актуальным проблемам воспитания и развития детей («Знаете ли Вы своего ребенка?», «О здоровье всерьез или что делать, чтобы ребенок не болел?» и др.)

4Беседы выявление проблем и образовательных потребностей родителей по вопросам здоровья ребенка, оказание своевременной помощи могут быть индивидуальные и подгрупповые определение цели: что необходимо выяснить, чем можем помочь лаконичное и значимое для родителей содержание побуждение собеседников к высказыванию могут использоваться самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: при посещении семьи, на родительском собрании, консультации 5Консультации (например, «Совы» и «Жаворонки» в детском саду и дома», «Плоскостопие. Как его выявить?», «Как помочь гиперактивному ребенку?» «Формирование правильного дыхания у детей», и др.) усвоение родителями определенных знаний и умений (организация рационального питания, режим дня дошкольника и др.) помощь в разрешении проблемных вопросов могут быть индивидуальные или подгрупповые для родителей, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в развитии ребенка (например, дети с ярко выраженными двигательными способностями) система консультаций включает разные формы: квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными; практическое занятие и др. 6Семинары-практикумы (например, «Что делать, чтобы ребенок не болел?», «Лечебная физкультура при нарушениях осанки и сколиозах у детей» и др.) приобретение родителями практических навыков физического развития и оздоровления детей (физические упражнения, подвижные игры, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура и др.) теоретическое ознакомление с вопросом практические выходы из конкретных ситуаций 7Тренинг (например, «Общаться с ребенком...Как?», «Как встретиться с внутренним миром своего ребенка?» и др.) тренировка и развитие необходимых качеств: умения общаться, слушать, развитие эмпатии и др. совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития специфическими чертами тренинга являются: нацеленность на психологическую помощь; создание атмосферы доверия и творческой самореализации; раскрытие и открытие новых качеств своей личности

8Дискуссии (например, «Что в большей степени способствует успешности ребенка в школе: хорошее здоровье или интеллектуальные способности?», «Что обеспечивает малышу ощущение безопасности и эмоционального уюта в семье?» прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей вовлечь всех присутствующих в обсуждение проблемы выработка умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт совместное обсуждение какого-нибудь спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины дискуссия может быть использована в целях представления возможности увидеть проблему с разных сторон. приемы организации дискуссии: «круглый стол», «дебаты», «форум» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами важно определить регламент, предлагать родителям аргументировать свою позицию, подвести итог, сделать выводы 9Семейные (родительские) клубы: «Клуб выходного дня», «Здоровый ребенок», «Папа, мама, я – спортивная семья» совместный поиск оптимальных способов оздоровления ребенка объединяет общая проблема тематика встреч может формулироваться и запрашиваться родителями динамичные структуры – могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие (зависит от тематики встречи и замысла устроителей) может быть организован как совместная деятельность педагогов, родителей и детей готовится библиотека специальной литературы (своевременный обмен, подбор необходимых книг, составление аннотации новинок) 10Школа для родителей (например, «Мамина школа», «Школа родителей будущих первоклассников») вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для воспитания здорового ребенка освещение вопросов ухода, воспитания, оздоровления, развития детей от рождения до семи лет тематика встреч может формулироваться и запрашиваться родителями 11Устный педагогический журнал (например, «Спортивная азбука», «Тайны здоровой пищи», «Домашняя игротека», «Зарядка, которую хочется делать», «Учитесь болеть без лекарств») оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам состоит из 3-6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут каждая страница журнала – устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, выставками рисунков, поделок, книг и др. родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения тема должна быть актуальна для родителей

12Родительские вечера поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок сплочение родительского коллектива неформальное объединение, позволяющее организовать активный процесс общения тематика может быть самой разнообразной, например, «Можно» и «нельзя» в нашей семье», «Будущее моего ребенка … Каким я его вижу?» и др. 13Родительская (семейная) гостиная, например, «Счастливая семья» выявление и пропаганда позитивного семейного опыта обмен опытом семейного воспитания «хозяева» - родители, готовые поделиться образцами семейной культуры, которые они могут представлять вместе с детьми «гости» - родители, которых волнуют проблемы семейных отношений и воспитания детей неформальное объединение, позволяющее организовать активный процесс общения возможность для творческих проявлений участников, взаимодействия как взрослых, так и детей тематика может быть самой разнообразной, например, «Праздники нашей семьи», «День рождения ребенка – как мы его отмечаем?» и др. 14Университет педагогических знаний вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для воспитания здорового ребенка обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания предупредить наиболее распространенные ошибки в семейном воспитании имеет постоянный состав слушателей, определенную учебную программу (например, «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей»), лекторский состав и т. д. 15Презентация семьи обмен опытом семейного воспитания презентация фотогазет, фотоальбомов, видеофильмов (например, «Наш выходной день», «Семейные увлечения», «Как я провел лето» и др.) 16Анкетирование родителей выявление проблем и образовательных потребностей родителей по вопросам здоровья ребенка, оказание своевременной помощи предполагает жестко фиксированный порядок, содержание, форму вопросов (открытые, закрытые, комбинированные) и ясное указание способа ответа

17Родительские конференции обмен опытом семейного воспитания («Приобщение детей к здоровому образу жизни»; «Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка») помощь родителям в выборе темы, подготовке сообщений, оформлении выступлений подготовка выставки педагогической литературы, нестандартного спортивного оборудования; материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и др. организация консультаций врача, логопеда, психолога и других специалистов 18Социально-медико- психолого-педагогическая служба создание благоприятных педагогических условий для интеграции общественного и семейного воспитания детей интеграция усилий всех специалистов во взаимодействии с семьей в компетенции службы - вопросы, требующие комплексного подхода к их решению (например, коррекционно-развивающая работа с детьми) консультативные услуги родителям, испытывающим сложности во взаимоотношениях с детьми; в случаях отставания в физическом, интеллектуальном, психическом развитии детей (могут быть платные и бесплатные) 19Презентация дошкольного учреждения знакомство родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов информация о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, инструктором по физической культуре и др.) показ фрагментов работы дошкольного учреждения 20Педагогический совет с участием родителей (например, «Изучение индивидуальных особенностей ребенка», «Социально- эмоциональное развитие как одно из направлений воспитания здорового ребенка») привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей заблаговременно выявляются основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме (например, в ходе анкетирования)