«Разработка концепции информационной работы с населением и органами исполнительной власти по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и обеспечения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Определение РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных.
Advertisements

Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
«Нормативно-методическое обеспечение функционирования систем поддержки принятия решений по вопросам реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС) Основная цель создания системы объединение усилий центральных.
Тема: «Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения безопасности людей.
Чрезвычайные ситуации.. Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы,
Виды пропагандистской деятельности Устная пропаганда Печатная пропаганда Наглядная пропаганда Пропаганда через средства массовой информации Интернет.
Гражданская оборона. Функции по защите населения и территорий были разделены в 1992г. Между Гражданской обороной(ГО) Российской системой предупреждения.
Немного истории: Функции по защите населения и территорий были разделены в 1992 г. Между Гражданской обороной(ГО) Российской системой предупреждения и.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Работу выполнил: Шитов Илья ученик 10 «А» класса.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных.
Презентация на тему:. Конституция - основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, основные.
Тема 2. Организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени МЧС РФ – федеральный орган управления в области.
«Создание пилотной зоны комплексной системы мониторинга защиты населения на территории Приморского края»
Е ДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС) ДОЦЕНТ И.А. ЖМАКИН ЛЕКЦИЯ.
Титульный лист Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю «Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия.
Транксрипт:

«Разработка концепции информационной работы с населением и органами исполнительной власти по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и обеспечения радиационной безопасности, направленной на формирование культуры безопасной жизнедеятельности населения, проживающего на территориях, подвергшихся радиационному воздействию»

ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ «Разработка концепции информационной работы с населением и органами исполнительной власти по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и обеспечения радиационной безопасности, направленной на формирование культуры безопасной жизнедеятельности населения, проживающего на территориях, подвергшихся радиационному воздействию» СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ Научный руководитель НИР: Начальник 8 НИЦ, к.т.н., В.А. Щёлоков (главы 1 – 16, введение, заключение) Ответственный исполнитель НИР: СНС 81 отдела, к.х.н. И.А. Шамратова (главы 1-16) Начальник 81 отдела Е.А. Горячев (главы 13, 14) Зам. начальника 81 отдела, к.ф.-м.н. В.В. Крапухин (структура отчёта, главы 13,14) СНС 82 отдела Д.Х. Гайсумов (подбор литературы, первичная обработка источников) СНС 82 отдела О.Е. Буевич (подбор литературы, первичная обработка источников) Научный сотрудник 83 отдела М.Н. Гуль (глава 1)

Цель работы Создание концепции информационной работы с населением и органами исполнительной власти по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и обеспечения радиационной безопасности, направленной на формирование культуры безопасной жизнедеятельности населения, проживающего на территориях.

В процессе выполнения работы: 1)Проведён анализ состояния информационной работы с населением и органами исполнительной власти по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и обеспечения радиационной безопасности; 2)Дана оценка состояния информационной работы с населением, проживающем на территориях, подвергшихся радиационному воздействию; 3)Выделены наиболее эффективные направления информирования и оповещения населения, проживающего или временно находящегося на радиоактивно загрязненных территориях; 4)Исследованы источники информирования населения по вопросам радиационной безопасности и состояние современных систем информирования; 5)Определены основные источники информирования населения о радиационной безопасности; 6)Описаны общие требования к информационной системе; 7)Определены приоритетные направления повышения эффективности информационной работы с населением и органами исполнительной власти по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и обеспечения радиационной безопасности с целью формирования культуры безопасной жизнедеятельности населения, проживающего на территориях, подвергшихся радиационному воздействию 8)Предложены рекомендации по формам и методам информационной деятельности федеральных и местных органов исполнительной власти; 9) Разработана концепция информационной работы с населением и органами исполнительной власти по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и обеспечения радиационной безопасности, направленная на формирование культуры безопасной жизнедеятельности населения, проживающего на территориях, подвергшихся радиационному воздействию 10) Даны предложения по внедрению концепции на радиационно-загрязненных территориях на примере Брянской области.

Разработанные в результате выполнения работы отчётные материалы предполагается использовать для усовершенствования информационной работы с населением и органами исполнительной власти по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и обеспечения радиационной безопасности, направленной на формирование культуры безопасной жизнедеятельности населения, проживающего на территориях, подвергшихся радиационному воздействию, достижения информированности населения до уровня 80%.

Отличия радиационной угрозы: - чувственная непредставленность радиационной опасности (большинство участников не были свидетелями радиационных инцидентов, они лишь знали о существовании радиационной угрозы); - ожидание отсроченных последствий для здоровья в будущем и/или даже у будущих поколений; - особое представление о безусловной патогенности ионизирующей радиации, закреплённое в обыденном сознании средствами массовой информации в течение многих лет; - низкий уровень доверия к официальным источникам информации и отсутствие у основной массы населения возможности оперативно самостоятельно оценить методами приборного учёта реальный уровень радиационного загрязнения территорий.

Многочисленные социологические опросы свидетельствуют, что культура безопасности жизнедеятельности населения на РЗТ даже по прошествии нескольких десятилетий после радиационной аварии находится на достаточно низком уровне. Что, в свою очередь, повышает уровень общей заболеваемости населения и снижает работоспособность экономически активной части населения, усиливает иждивенческие настроения. На сегодняшний день остро стоит проблема снятия социально- психологической напряженности и стимулирования экономически активного поведения граждан.

Недостатки информационной работы в истории радиационных аварий Несмотря на наличие достоверной информации и многочисленные усилия государственных органов и просветительских организаций по её распространению, глубоко укоренившиеся ложные представления и мифы об угрозе излучения способствуют параличу инициативы и фатализму среди жителей. ПО Маяк гг. Семипалатинскийполигон гг. Чернобыльская АЭС, 1986 г. Преодоление недоверия к информации о Чернобыле остаётся серьёзной проблемой; оно вызвано атмосферой секретности, которой советские власти сразу окружили аварию, использованием разными организациями противоречащих данных, отсутствием единого мнения о воздействии малых доз излучения на здоровье и зачастую сложным научным языком, которым предоставляется информация.

Авария 1957 года на ПО «Маяк» (Южный Урал). Мероприятия по информированию населения носили весьма ограниченный характер. Социально-экономические последствия аварии не преодолены до настоящего времени. Принятый в 1993 году Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов РАО в реку Теча» и принятие соответствующих федеральных целевых программ породили среди населения и администрации региона надежды на серьезную помощь со стороны государства и улучшения качества жизни.

Авария на Чернобыльской АЭС. Первая официальная информация об аварии была доведена только до жителей г. Припяти, и только через сутки после аварии. Информация в СМИ поступила в конце третьего дня. При этом не сообщалось ни о реальном географическом очерчивании зоны, где необходимы элементарные защитные меры, ни о наиболее опасных факторах воздействия. Информация в таком объеме на начальной стадии не могла выполнить роль защитного фактора. Вплоть до конца 80-х годов значительная часть данных по последствиям аварии была засекречена. В этот период в центральные СМИ поступала очень дозированная информация. В то же время в населенных пунктах в зоне загрязнения органы местного самоуправления доводили до жителей доступные им сведения о радиационной обстановке, в том числе и через местные СМИ. Многочисленные специалисты, работавшие в этих зонах, выступали на собраниях и сходах с разъяснениями и рекомендациями. В последующем, по мере смягчения и полного снятия цензуры, интенсивность информации в центральных СМИ по чернобыльской теме стала резко возрастать. При этом в силу разных причин преобладали недостоверные сведения о последствиях аварии и о роли реализованных защитных мер. Некоторые меры по благоустройству населенных пунктов реализовались уже при дезактивационных работах в годах. В дальнейшем строительство или ремонт систем водо- и газоснабжения, канализации, дорог, объектов жилищно-коммунального хозяйства и т.п. стали проводить, исходя не только из степени радиоактивного загрязнения, но и учитывая социальную-экономическую значимость этих мероприятий.

Социально-психологические последствия радиационных аварий Проведённые ранее опросы показали, что жители чернобыльского региона во всех трёх странах обеспокоены состоянием собственного здоровья и здоровья своих детей, а также весьма озабочены низким уровнем жизни. Более того, социально- экономическим проблемам (семейный доход, высокий уровень безработицы) придаётся больше значения, чем уровню радиационного излучения. Цель информирования – это снижение социально- психологической напряжённости и социальной дезадаптации населения, проживающего на радиоактивно-загрязнённых территориях.

Факторы, поддерживающие завышенную оценку населения опасности радиации для здоровья : -особенности восприятия человеком радиационного воздействия, которое не дано в прямом ощущении (косвенное и информационное формирование представлений о радиации и радиационной опасности); -отсутствие у вовлеченного населения базовых научно обоснованных знаний о радиации, о дозах облучения и о возможности защитить себя, своих близких; - осознание человеком вероятности возникновения неблагоприятных для здоровья последствий от радиационного воздействия в течение всей его жизни. Адекватное информирование остается одной из наиболее сложных и актуальных задач реабилитации населения загрязненных территорий.

Снижение высокого уровня социально- психологической напряжённости является проблемой, для решения которой необходимы меры социального и экономического характера, а также взаимодействие различных ведомств и государственных служб. Информирование является не единственным, но обязательным условием формирования у населения субъективных оценок радиационного риска, соответствующих реальной радиационной обстановке.

Меры социально- психологической поддержки направлены на возвращение населения к нормальному психологическому статусу и активной жизнедеятельности. Необходимы новые формы информирования по широкому кругу практических вопросов, связанных с медицинским просвещением, влиянием различных факторов риска на здоровье, ведением здорового образа жизни.

Жители чернобыльского региона весьма обеспокоены состоянием здоровья, низким уровнем жизни. Социально-экономическим проблемам придаётся больше значения, чем уровню радиационного излучения.

Анализ уровня информированности и информационных потребностей населения По данным мониторинга, от 60 до 70% всех обследованных жителей радиоактивно-загрязнённых территорий считают, что они имеют неполную информацию о специфике проживания на радиоактивно-загрязнённых территориях. Наличие такого результата по-прежнему, указывает на то, что современная система информационной работы с населением недостаточно эффективна. Сравнение уровня информированности граждан РЗТ России (4 области) гг.

Важнейшей задачей органов государственной власти всех уровней является задача перевода РЗТ в режим нормальной жизнедеятельности

Именно кризисное состояние экономики является ведущим по значимости фактором, обусловливающим негативные тенденции в адаптации пострадавшего населения. В основе проблемы психосоматических расстройств, снижающих уровень здоровья населения, выступает необеспеченность пострадавшего населения приемлемыми социальными условиями

Кто может повлиять на ситуацию?

Вывод: Одной из основных задач информационной работы с населением и органами исполнительной власти по вопросам преодоления последствий радиационных аварий является привлечение инвестиций на радиактивно загрязнённые территории для повышения жизненного уровня людей.

Информационные потребности по степени их необходимости для населения, проживающего на радиационно-загрязнённых территориях по состоянию на 2010г.

Информационные потребности населения в зависимости от возраста и пола, проведенной в 2010 г. Калужская область

Информационные потребности населения в зависимости от возраста и пола, проведенной в 2010 г. Тульская область

Информационные потребности населения в зависимости от возраста и пола, проведенной в 2010 г. Орловская область

Информационные потребности населения в зависимости от возраста и пола, проведенной в 2010 г. Брянская область

За последние три года в центральный аппарат МЧС России поступило письменных обращений граждан пострадавших от радиационных аварий и испытаний ядерного оружия, при этом количество обращений возрастает с каждым годом. Доля обращений граждан, связанная с вопросами социальной защиты населения, пострадавшего от радиационного воздействия, снижается. 78% писем содержат вопросы, касающиеся законодательства по Семипалатинскому полигону, 18% - по аварии на Чернобыльской АЭС и 4% - по химкомбинату «Маяк».

Выполнение федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года» по направлению «Информационная поддержка и социально- психологическая реабилитация граждан, проживающих на загрязнённых территориях» : обеспечение доступности информации по проблемам преодоления последствий радиационных катастроф и инцидентов, разработка и продвижение информационных проектов по формированию адекватного восприятия гражданами возможных угроз жизнедеятельности и снижение уровня социально-психологической напряжённости. создание условия для реализации информационной политики и внедрение современных информационных технологий на загрязнённых территориях

По направлению «Информационная поддержка и социально-психологическая реабилитация граждан, проживающих на загрязнённых территориях»: 1. Доля и число граждан, попадающих в группу риска по степени социально-психологической напряжённости, обусловленной радиационным фактором снизилась до – 20,3%; 2. Уровень информированности граждан из числа нуждающихся в дополнительной информации по проблемам проживания на территориях, пострадавших в результате чернобыльской аварии снизился на – 40%. 3. Улучшилось социально-психологическое состояние экономически активного населения пострадавших территорий.

RESCA Создан информационный банк данных по административно- хозяйственным, радиологическим и экономическим показателям для 30 сельских населённых пунктов юго-западных районов Брянской области с дозами облучения населения выше 1 мЗв/год, необходимый для применения системы поддержки принятия решений ReSCA (СППР ReSCA). Осуществлено внедрение СППР ReSCA в Брянской области путём передачи результатов разработки современных вариантов реабилитации для 30 сельских населённых пунктов юго-западных районов непосредственно в радиологические службы. Результаты внедрения СППР ReSCA в Брянской области представлены на международном совещании в Вене в октябре 2007 года в рамках проекта МАГАТЭ RER/9/074. Обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации в области преодоления последствий радиационных катастроф и инцидентов

Создан программный комплекс электронной библиотеки информационных ресурсов по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и катастроф. Проведены работы по повышению квалификации 166 сотрудников ФГУЗ "ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова" МЧС России. Разработан и внедрён информационный WAP-сайт по вопросам радиационной безопасности населения, проживающего на РЗТ. Разработано программное обеспечение для информационно- справочного оборудования (информационных терминалов) системы популяризации. Изготовлены и поставлены информационно-справочные терминалы.

Разработаны, рассмотрены и введены в действие с 4 мая 2010 г. Методические указания «Определение суммарных (накопленных) доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Изготовлены, доставлены, установлены и подключены к системе популяризации безопасности жизнедеятельности населения 5 информационно-справочных терминалов с учётом модернизации. Внедрены образцы информационного контента в систему популяризации безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на территориях Брянской области, радиоактивно загрязнённых вследствие аварии на Чернобыльской АЭС для Брянской области.

Система популяризации безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на территориях, радиоактивно загрязнённых вследствие аварии на ЧАЭС

Современное состояние информирования Реализация Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на годы осуществлялась по направлениям: 1. Совершенствование механизмов взаимодействия и координации совместной деятельности по реализации единой информационной и социально-реабилитационной политики для граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы 2. Разработка и реализация долгосрочной программы информационной и социально-реабилитационной политики на основе единого информационного банка данных 3. Реализация комплексного проекта по созданию тематического атласа современных и прогнозных аспектов последствий аварии на Чернобыльской АЭС на пострадавших территориях России и Беларуси 4. Реализация общей информационной политики по проблемам преодоления последствий чернобыльской катастрофы на единой организационно-технической основе

Источники информирования населения о радиационной безопасности По данным опроса, проведённого центрами социально-психологической реабилитации пострадавших районов, большинство опрошенных указали на неполноту или полное отсутствие информации о мерах по ликвидации последствий Чернобыльской аварии.

Источники информирования населения о радиационной безопасности Результаты оценки различных информационных источников, доступных для населения Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей (по результатам мониторинга 2010 г.)

Распределение ответов на вопрос: «Из каких источников вам удобнее получать информацию о специфике проживания на радиоактивно загрязнённой территории?» (данные по России, РЗТ, 4 области)

Рейтинг источников информации по их распространённости на РЗТ (%). Варианты ответов Количество выборов Варианты ответов Количество выборов Представители муниципальной власти 12,5 Листовки, брошюры и т.д.11,9 Представители предприятий, несущих потенциальную угрозу экологической безопасности 8,3 Представители региональной власти 7,7 Учёные – «атомщики»7,7 Другие источники информации 2,4 Затрудняюсь ответить7,7 Слухи50,6 Телевидение50,0 Газеты42,3 Общественные экологические организации 39,3 Радио39,3 Родственники, знакомые35,7 Правозащитные организации 21,4 Медицинские работники20,2 Учёные-экологи13,1 Общественные организации здравоохранения 12,5

Рейтинг источников информации по степени доверия к ним населения на РЗТ (%).

Результаты оценки информационных источников населения в зависимости от возраста, проведенной в 2010 г Калужская область Тульская областьОрловская областьБрянская область 1.Из передач телевидения и радио 2.Из газет и журналов 3.Из интернета 4.Из беседы со специалистом 5. Из специализированных изданий 6. Из плакатов, информационных листовок

Результаты оценки информационных источников в зависимости от гендерного признака, проведенной в 2010 г Калужская область Тульская областьОрловская областьБрянская область 1.Из передач телевидения и радио 2.Из газет и журналов 3.Из интернета 4.Из беседы со специалистом 5. Из специализированных изданий 6. Из плакатов, информационных листовок

Результаты оценки информационных источников в зависимости от места жительства, проведенной в 2010 г Калужская область Тульская областьОрловская областьБрянская область 1.Из передач телевидения и радио 2.Из газет и журналов 3.Из интернета 4.Из беседы со специалистом 5. Из специализированных изданий 6. Из плакатов, информационных листовок

Характеристика источников информирования К каналам коммуникации информационного воздействия в условиях ЧС относятся системы информирования и оповещения населения, телевизионные, связные и радиовещательные каналы (включая спутниковые), различного рода громкоговорители, многочисленные печатные материалы (газеты, журналы, листовки, плакаты), а также сеть Интернет. Стремительное развитие глобальных систем связи и телекоммуникаций, сетевых и информационных технологий, возможностей систем сотовой связи дают принципиально новые возможности для организации информационного воздействия в любых масштабах (на индивидуальное, групповое, массовое и общественное сознание) и в любом месте.

Общая схема системы оповещения населения. ГУ МЧС России по субъектам РФ оперативный дежурный Региональные центры оперативный дежурный Объекты экономики МЧС России оперативный дежурный Министерства и ведомства Объекты экономики Силы ГО Потенциально опасные объекты (локальная система оповещения) Электрические сирены, сети радиовещания, сети телевизионного вещания (сети кабельного телевидения), сети проводного вещания Силы ГО Население Основное предназначение указанной системы заключается в обеспечении своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также - угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера

Системы оповещения населения находятся в критическом состоянии -аппаратура существующих СЦО морально и физически устарела. В настоящее время более 60 % территориальных систем оповещения нуждается в реконструкции; -Минсвязи России проводит политику резкого сокращения убыточных для отрасли сетей проводного вещания, особенно в сельской местности; -Во многих субъектах РФ из-за отсутствия финансовых средств аппаратура СЦО, установленная на городских и районных узлах связи, практически не обслуживается; -Сокращается основная сеть подачи условного сигнала тревоги – сеть электросирен в городах и сельской местности; -Сети уличных громкоговорителей постоянно развёрнуты лишь в центре городов, их работа не проверяется; -Оборудование систем оповещения имеет низкую защиту от возможности несанкционированного запуска и многие другие негативные факторы.

ОКСИОН Информационно-техническая система, объединяющая информационные центры (ИЦ) различных уровней, терминальные комплексы (ТК) для отображения аудиовизуальной информации, автоматизированные территориально распределённые подсистемы связи и передачи данных, сбора информации, радиационного и химического контроля и другие. Информационные центры Федеральный информационный центр (Москва, ул. Ватутина, д. 1) Межрегиональные информационные центры Региональные информационные центры Муниципальные (городские) информационные центры Технические средства информирования и оповещения населения - Пункты уличного информирования и оповещения (ПУОН) - Пункты информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей (ПИОН) - Пункты информирования и оповещения населения на транспортных средствах (ПИОТ) - Мобильные комплексы информирования и оповещения (МКИОН) - Технические средства индивидуального информирования (ТСИИ) - Иные современные технические средства массовой информации Подсистемы ОКСИОН - Подсистема массового информирования (ПМИ) - Подсистема наблюдения и сбора информации (ПСИ) Подсистема связи и передачи данных (ПСПД) - Подсистема информационной безопасности (ПИБ) - Подсистема радиационного и химического контроля (ПРХК) - Подсистема звукового сопровождения и информирования (GРСВ) - Геоинформационная подсистема (ГИП) - Подсистема контроля и управления ОКСИОН (ПКУ)

Лазерные мобильные комплексы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей Преимущество их применения перед другими средствами состоит в следующем: - обеспечивается большой масштаб проекционного изображения, доступный одновременно значительному количеству людей в местах массового пребывания; - управление процессом трансляции сообщений происходит с безопасного расстояния благодаря значительной дистанции проецирования; - незначительные массогабаритные параметры позволяют доставлять СЛУ в нужный район в составе первого эшелона; - установка и работа СЛУ может осуществляться в широком диапазоне условий (зона разрушений и т. п.); - яркое и чёткое проекционное отображение информации повышает остроту восприятия, привлекает внимание населения к сообщениям МЧС России; -стоимость лазерной установки зависит от ею мощности, принципа действия, проекционных возможностей, но в среднем значительно меньше аналогичного показателя светодиодных экранов. Использование светотехнической лазерной установки СЛК в составе ОКСИОН позволяет повысить эффективность и экономичность этой системы, расширяет возможности информационно-коммуникационных технологий для подготовки населения, формирования ценностных установок людей, мотивов их поведения.

Целесообразные направления использования возможностей сотовой связи, Интернет-ресурсов, централизованных и локальных систем оповещения. Технологии (средства) Типы информационных материалов, средств информирования Оценка целесообразности ИнформированиеОповещение Сотовая связь СообщенияВозможноЦелесообразно ВызовыВозможноСомнительно Мобильный интернетЦелесообразноСомнительно Интернет СайтыЦелесообразноСомнительно Электронная почтаВозможноСомнительно Чаты и т. п.ВозможноСомнительно Системы оповещения Централизованные СОСомнительноЦелесообразно Локальные СОСомнительноЦелесообразно

Преимущества и недостатки SMS, Live Screen и MMS- технологий. ТехнологияПреимуществаНедостатки SMS Аудитория - все абоненты сотовой связи (более 100 млн человек городского и сельского населения). Независимо от места их нахождения. Гарантированная доставка (при разговоре, в режиме ожидания). Возможность рассылки абонентам на конкретной территории. Отработанный сервис, низкие эксплуатационные расходы. Техническая готовность близка к 100%. Время подготовки - несколько минут Низкая пропускная способность (1000 сообщений в сек. Для Москвы 3-4 часа). Мало символов для описания ситуации(70) Live Screen Передача данных на экран работающего сотового телефона (подобно экранной заставке). Через специально созданные шлюзы сообщения посылаются из любой точки города сразу всем абонентам всех операторов связи. В каждый « сотовый » район может быть послано своё сообщение, учитывающее местную специфику возникших проблем. Средняя пропускная способность до 100 млн чел./ч Сервис доступен только владельцам новых SIM-карт с памятью объёмом не менее 64 кбит. Специальная услуга, к которой необходимо подключение. В роуминге, в сетях других партнёров услуга недоступна. Дорогостоящая служба, которая получила развитие пока у оператора Билайн MMSВозможность помимо текстовых сообщений передавать графические объекты, музыкальные фрагменты. Все достоинства SМS.

Готовность населения к мероприятиям по адресному информированию и оповещению: Основные сложности в использовании средств сотовой связи для оперативного оповещения или регулярного информирования населения будут связаны с мотивированием людей к использованию услуг оперативного оповещения и регулярного информирования в интересах безопасности, а также разработкой и реализацией регламентов информационных процессов. Для оповещения населения наиболее целесообразным направлением является использование сообщений сотовой связи (интерактивных текстовых и коротких сообщений). Реализация решения по установке базовых станций сотовой связи на автомобильные транспортные средства или плавсредства и их доставке в район информирования и оповещения населения в принципе возможна, но требуется научно-техническая проработка. Применение базовых станций сотовой связи в процессе движения транспортных средств невозможно.

Системы централизованного и локального оповещения ПреимуществаНедостатки Узнавание сигналов систем оповещения. Незамедлительное действие людей согласно сигналам. Возможность передачи информации через радио и телевидение. Моральное и физическое старение аппаратуры СЦО и ЛСО. Низкое качество передач через уличные громкоговорители. ОКСИОН ПреимуществаНедостатки Наличие видеоряда сообщений. Интерактивная связь с населением (трансляции выступления диктора в режиме реального времени). Доверительное отношение со стороны населения (ведомственная система). Возможность использования ОКСИОН в условиях полных разрушений. Низкая устойчивость к внешним воздействиям (в условиях ЧС).

Телевидение ПреимуществаНедостатки Сочетание зрительных и слуховых образов, динамичный видеоряд, особая эмоциональная сила, создание эффекта присутствия и причастности зрителя к событиям. Влияние на социальные установки, образ мыслей, ценности зрителей. Подверженность влиянию радиоэлектронных помех, не устойчивой прием сигнала. Излишне эмоциональная подача информационных материалов.

ПреимуществаНедостатки Широкий охват аудитории. Максимальная оперативность, техническая простота формирования и распространения сообщения. Высокое эмоциональное и интеллектуальное воздействие речи (интонация, смысловые паузы, акцент, порядок расстановки слов, музыка, смысл слов). Высокая эффективность при оповещении в ЧС. Ограничения акустического восприятия информации. Необходимость наличия у слушателя исправной радиоаппаратуры. Возможность глушения радиопередач другими каналами. Затруднение восприятия, плохая запоминаемость (не более 20% информации). Радио

Пресса Листовки ПреимуществаНедостатки Аналитичность происходящих событий. Низкая оперативность. Слабая эмоциональность информационного воздействия. ПреимуществаНедостатки Авторитетность и престижность печатного слова. Возможность передачи от одного лица к другому без изменений, возможность усиления рисунками и фотографиями. Распространение на большую аудиторию. Возможность объяснения сложных материалов в деталях. Большие затраты времени на приготовление и распространение.

Интернет ПреимуществаНедостатки Эффективность информационного воздействия на любую массовую аудиторию. Дешевизна доступа, свобода распространения и получения информации. Недоступность (в техническом отношении) для значительной части населения. Необходимость наличия компьютера и навыков работы на нем. Лидеры мнения ПреимуществаНедостатки Возможность проводить информационное воздействие с минимальными интеллектуальными и материальными затратами и рисками. Необходимость правильного подбора кандидатура (группы лиц) на роль в качестве канала коммуникации в условиях ЧС.

Основные источники информирования населения о радиационной безопасности Электронные СМИ (телевизионное и радиовещание), по результатам рейтинговых исследований различных источников информации, проведенных ОНИЦ «Прогноз» в регионах, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, являются наиболее доступными и удобными для пользования большинством (около 60%) населения всех возрастных категорий. Печатные СМИ (газеты и журналы) занимают уверенное второе место по популярности среди всех категорий населения, охватывая около 40% взрослого населения и молодежи. Устная пропаганда - публичные лекции, встречи специалистов и представителей администрации с населением, вечера вопросов и ответов, научные консультации, встречи со специалистами и индивидуальные беседы со специалистами – врачами учителями, психологами, сотрудниками РСЧС, охватывает около 30% населения. Листовки, брошюры, плакаты, специальные издания – пользуются вниманием и являются источниками информации у населения старших возрастных групп, аудитория этих форм информирования составляет около 20% населения. Интернет является интенсивно развивающимся популярным источником информации, у молодежи и экономически активной части населения всех возрастов. По результатам опросов до 30% информации молодежь получает из Интернета.

Общие требования к информационной системе Требования к информации Информационное обеспечение работы с населением должно включать в себя разработку, издание и распространение доступных и для неспециалистов информационных материалов в СМИ, на радио и телевидении, а также в живом общении представителей всех слоёв населения со специалистами в вопросах, отражающих зоны риска проживания. Эти материалы должны включать информацию об особенностях, правилах, опасностях и льготах проживания в зонах, затронутых радиационным загрязнением. Они должны готовиться с учётом психологических и социально- демографических характеристик населения (возраст, пол, социальное положение, профессия, образование, жизненный уровень), ожиданий и психологических установок людей.

Информирование населения по вопросам радиационного риска и принимаемым мерам защиты необходимо проводить с учетом особенностей психологии восприятия информации, то есть, информация для населения должна быть: - доходчивой (излагаемой простым и ясным языком); - несущей новую дополнительную информацию к имеющейся старой информации, дополняющей до целого представления о стрессирующем источнике; - включающей в контексте нового блока информации уже имеющуюся у населения информацию так, чтобы новое было понятнее, проще; - соотносящейся с ожиданиями населения; -представленной в течение времени, не превышающего порога угасания интереса и тем более не превышающего порога, за которым психоэмоциональное напряжение может лавинообразно вырасти после появления запоздалой информации. Наиболее точным считаются сведения, подкрепленные научными исследованиями.

Информационная работа с населением должна: - ориентироваться на актуальные потребности населения; - опираться на своевременную и достоверную информацию о готовности населения к восприятию социальных решений; - привлекать широкие слои населения к обсуждению и решению их социальных проблем на региональном уровне, с помощью СМИ, через организацию обратной связи «население – региональные органы управления»; - учитывать социальные особенности и психологию восприятия информации людьми; - учитывать возможности улучшения диалога органов власти с населением (имеется в виду прямой поток информации от органов власти к населению обратная связь от населения к органам власти всех уровней); - опираться на психологическую экспертизу административных решений на предмет влияния этих решений на психологический климат населения; - учитывать социально-психологическую адаптацию населения к проживанию в условиях повышенного риска, в меняющихся социальных условиях.

Для этого необходимо: -проводить социально-психологический мониторинг населения и учет результатов мониторинга в принятии и коррекции социальных решений и программ; организации постоянно действующей системы прямой и обратной связи администрации с населением. -создать систему информационного обеспечения психологической защиты от травмирующей информации; -организовать деятельность региональных психологических центров, пунктов помощи населению и консультирования; -Проводить диспансеризацию населения с участием психологов; -организовать сети информационной работы с населением; -координировать работу специалистов информационной, медицинской, психологической и социальной служб; - взаимодействие органов здравоохранения, медицинских, научных и практических учреждений.

Требования к средствам информации Информацию население получает с помощью различных средств информации: телевидение; радио; пресса; интернет; сотовая связь; листовки, плакаты; специальные издания. Основными требованием к этим видам средств информации являются прежде всего быстрота информирования, полнота информирования, доступность, развитость инфраструктуры, надежность в условиях ЧС, простота в использовании и т.д.. Минкомсвязи РФ утвердило требования к информационным системам общего пользования Утвержденные настоящим приказом требования, распространяются на федеральные государственные информационные системы, созданные или используемые в целях реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти и содержащие сведения, указанные в перечне сведений о деятельности правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в сети Интернет. Приказ Минкомсвязи России от 25 августа 2009 г. 104 «Об утверждении Требований по обеспечению целостности, устойчивости функционирования и безопасности информационных систем общего пользования»

Эффективные направления информации и оповещения населения, проживающего или временно находящегося на радиоактивно загрязненных территориях - это деятельность, направленная на: снижение социально-психологической напряженности населения; пропаганду безопасности жизнедеятельности; формирование адекватного восприятия возможных угроз; стимулирования экономически активного поведения граждан.

Необходимо совершенствовать в этих направлениях различные формы пропаганды: Устную пропаганду - в форме публичных выступлений лекторов и пропагандистов по тематике безопасности жизнедеятельности перед различными группами, лекций, семинаров, конференций, тематических вечеров, вечеров вопросов и ответов, викторин, научных консультаций, встреч со специалистами. Печатную пропаганду - путем публикации в периодических и других изданиях выступлений авторитетных специалистов МЧС России в области безопасности жизнедеятельности, ученых, представителей общественных организаций, а также издания пособий, брошюр, памяток по правилам поведения в условиях чрезвычайных ситуаций, пожаров и в целях их предупреждения Пропаганду через электронные СМИ (телевизионное и радиовещание), ролики социальной рекламы, Интернет (сайты и порталы, форумы и блоги, виртуальные семинары, форумы). Наглядную пропаганду - в форме организации стационарных и передвижных выставок, оборудовании учебных классов, музеев, уголков, стендов с фотографиями, детскими рисунками по тематике культуры безопасности, наружной рекламы городской среды (билборды, брондмауэры, перетяжки, сити-формат, реклама на транспорте). Пропаганду через культурно- просветительские учреждения (театры, кинотеатры, клубы, музеи, выставки): содействие отражению в проблематике фильмов, спектаклей, выставочных экспозиций вопросов культуры безопасности.

Аварийное оповещение и информирование В документах МЧС России информация о чрезвычайной ситуации определяется как сообщение, передаваемое по системе оповещения РСЧС ее органам повседневного управления, силам и средствам, а также населению об опасности или угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и рекомендуемых действиях. Оповещение о ЧС – это доведение до органов повседневного управления, сил и средств РСЧС и населения сигналов оповещения и соответствующей информации о чрезвычайной ситуации через систему РСЧС.

Рекомендации по информированию населения, проживающего или временно находящегося на радиоактивно загрязненных территориях Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности: разработка основ государственной политики в этой области; совершенствование системы массовой информации, оказывающей наиболее существенное влияние на индивидуальное, групповое и массовое сознание; оценка ущерба психологическому здоровью граждан; формирование системы подготовки кадров для осуществления профилактических работ в рассматриваемой области, а также в области проведения экспертиз, осуществления конкретных мероприятий по формированию необходимого информационного, нормативно-правового и технологического обеспечения. Обеспечение информационно-психологической безопасности является сложной и актуальной проблемой, решение которой должно обеспечиваться на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Информационная стратегия в работе с населением должна стать стратегией защиты населения от неадекватной психотравмирующей информации, которая опирается на активный диалог органов власти с населением. Информационная стратегия должна предусматривать следующие блоки работ: - оценка и учет внешних социально-экономических условий для объективного анализа текущего состояния проблемы, требующей решения. Этот блок работ требует компетентности в вопросах экономики, знания актуальных особенностей рыночных отношений и уровня развития этих отношений в конкретных регионах; -анализ текущего состояния проблемы является сердцевиной и исходной базой в принятии решения как по самой проблеме, так и по выработке информационных действий, связанных с решением проблемы.

Ведущие факторы, определяющие восприятие человеком различной информации Пожилой Зрелый Молодой Юношеский Детский Возраст Факторы, определяющие восприятие человеком информации Место жительства Социальное положение М Пол Ж Уровень обеспеченности Село Город Средний Низкий Высшее Среднееел о Образование Профессия Техническое Гуманитарное связанная с административной работой связанная с наукой, образованием связанная с бизнесом, торговлей связанна с производством не связанная ни с чем из вышеперечисленного

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1. В условиях риска возникновения или ликвидации крупномасштабных радиационных аварий и катастроф необходима реализация комплекса мероприятий по обеспечению информационно-психологической защиты населения, проживающего на радиоактивно-загрязненных территориях, предусматривающих адекватное информационное, организационное и научно- методическое обеспечение. 2. Информационно-психологическая защита населения от возможного риска радиационного поражения должна осуществляться на федеральном и региональном уровнях, строится на основе взаимодействия социальных институтов с общественными организациями и СМИ. Она должна реализоваться в информационной и юридической защите интересов граждан. 3. Для снижения уровня социально-психологической напряженности населения в случае возникновения радиационных аварий и катастроф или угроз их возникновения целесообразно представителям органов исполнительной власти организовать адекватное информационное обеспечение возникшей ситуации и работу СМИ, ориентированные на информирование населения и снижение неблагоприятных воздействий психогенных факторов.

4. Информационно-психологическая защита населения после крупномасштабных радиационных аварий должна включать: информационную работу с населением, мониторинг социально-психологических проблем, оценку психо-эмоциональной напряженности населения, учет копинг-ресурсов и особенностей психологических защит, стратегий копинг-поведения; организацию системы дистанционного консультирования населения и региональных информационно- аналитических центров, применение инновационных форм и методов работы и новые информационные и телекоммуникационные технологии. 5. Для реализации мероприятий информационно-психологической защиты, социально-психологической помощи и реабилитации населения после радиационных аварий и катастроф целесообразно создание штатных региональных информационно-аналитических центров, обеспечивающих информационную защиту населения от неадекватной информации, инновационные технологии работы с населением. 6. Для мониторинга социально-психологического состояния населения после радиационных аварий и катастроф, а также в условиях риска радиационного воздействия, целесообразно использовать комплекс методик, включающий методику исследования социально-психологических проблем населения радиоактивно загрязненных территорий MRSPP (Method research of socially and psychological problems population), модифицированный вариант «Шкалы оценки влияния травматического события» (Impact of Event Scale-R), а также тесты, обеспечивающие выявление особенностей копинг-поведения и психологических защит.

7. Руководителям регионального уровня, психологам, медицинскому персоналу и социальным работникам рекомендуется ориентировать свою деятельность на формирование у населения после радиационных аварий и катастроф адекватных стратегий копинг-поведения, психологических защит и установок на сохранение здоровья. 8. В системе профессиональной подготовки, повышения квалификации руководителей регионального уровня, психологов, врачей-психотерапевтов, а также медицинского персонала и социальных работников необходимо предусмотреть курс лекций по ознакомлению с концептуальными основами информационно- психологической безопасности в условиях риска радиационного воздействия и информационно- психологической защиты населения.

Рекомендации Правительству Российской Федерации По данным научных исследований последствий аварий, любой подход к ликвидации ее последствий должен основываться на пяти общих принципах: - потребности, связанные с аварией на Чернобыльской АЭС, должны удовлетворяться в рамках единого подхода к потребностям отдельных лиц и местных общин, затронутых аварией; при этом необходимо все шире учитывать потребности общества в целом; - противодействуя культуре зависимости, сложившейся в пострадавших районах, необходимо стремиться к тому, чтобы помочь людям обрести контроль над своей жизнью, в общинам – над своим будущим; - эффективное использование ресурсов достигается их концентрацией на нуждах наиболее пострадавших людей и общин. Ответные меры должны разрабатываться с учетом ограниченных бюджетных ресурсов, имеющихся в распоряжении правительств; - в рамках нового подхода следует стремиться к устойчивым и долгосрочным изменениям, основанным на принципах развития; - международные усилия могут быть эффективными лишь в том случае, если они поддерживают, расширяют соответствующую деятельность и служат рычагом для изменений в рамках значительно более крупномасштабных усилий, предпринимаемых местными и государственными органами власти.

НЕОБХОДИМО: 1.Изыскивать новые способы информирования общественности 2. Обращать особое внимание на сильно загрязненные районы. 3. Оптимизировать и переориентировать государственные программы, связанные с аварией на Чернобыльской АЭС. 4. Совершенствовать первичную медицинскую помощь, в том числе психологическую поддержку. 5. Способствовать производству безопасных пищевых продуктов. 6. Переосмыслить программы восстановления здоровья.

Рекомендации по формам и методам информационной деятельности федеральных и местных органов исполнительной власти На органах государственной власти в регионах лежит задача создания условий для распространения своевременной, достоверной, полной, разносторонней информации о событиях в области социальной политики, медицины, экологии и иных, явлениях и процессах связанных с преодолением последствий радиационных аварий, происходящих в муниципальном образовании и регионе Формы информационной работы органов федеральной власти по преодолению последствий радиационных катастроф: Пресс-конференции и брифинги первых лиц органов исполнительной и законодательной власти и специалистов по актуальным вопросам социальной политики, экологии и экономики на пострадавших территориях; Пресс-релизы, с освещением принятых органами государственно й власти решений

Рекомендации по формам и методам информационной деятельности федеральных и местных органов исполнительной власти Формы информационной работы региональных органов исполнительной власти по преодолению последствий радиационных катастроф: Пресс-конференции и брифинги первых лиц органов исполнительной и законодательной и специалистов по актуальным вопросам социальной политики, экологии и экономики на пострадавших территориях Пресс-релизы, с освещением принятых органами государственной власти решений Интервью первых лиц региональных и муниципальных органов власти журналистам региональных электронных и печатных СМИ Региональные общие и отраслевые совещания хозяйственных руководителей и представителей органов местного самоуправления Селекторные совещания Ведение специализированной страницы, посвященной социально-экономическим проблемам загрязненных территорий и ходу выполнения региональных программ по преодолению последствий радиационных аварий на региональном информационном портале в сети Интернет Учеба руководителей и специалистов муниципальных органов исполнительной власти Встречи с населением пострадавших районов Мониторинг средств массовой информации по наиболее актуальным социально-экономическим и общественно- политическим проблемам городской жизни для повышения эффективности принимаемых органами местного самоуправления решений по вопросам местного значения; Проведение социологических опросов общественного мнения населения Производство и трансляции информационно- аналитических и имиджевых видеоматериалов (видеофильмов, видеороликов), развитие сети информационно-справочных терминалов в населенных пунктах в зоне радиационного загрязнения

Рекомендации по формам и методам информационной деятельности федеральных и местных органов исполнительной власти Формы информационной работы органов муниципальной власти по преодолению последствий радиационных катастроф: Выступления руководителей в местных электронных и печатных СМИ Ведение специализированной страницы, посвященной социально- экономическим проблемам загрязненных территорий на местном информационном сайте в сети Интернет Совещания руководителей и специалистов органов самоуправления, медицинских, образовательных учреждений и организаций коммунального хозяйства Развитие сети информационно- справочных терминалов в населенных пунктах в зоне радиационного загрязнения Встречи руководителей муниципальных органов власти с населением Необходимым условием является четкое взаимодействие органов исполнительной власти федерального, регионального и муниципального уровней.

Приоритетные направления повышения эффективности информационной работы с населением и органами исполнительной власти по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и обеспечения радиационной безопасности с целью формирования культуры безопасной жизнедеятельности населения, проживающего на территориях, подвергшихся радиационному воздействию

Организация туризма (природно-экологического, исторического) на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению Создание единой информационной системы по вопросам обеспечения радиационной безопасности населения и проблемам преодоления последствий радиационных аварий; Разработка научной концепции и реализация комплекса мероприятий по обеспечению прав граждан на получение достоверной информации о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности на основе развития региональных систем информационных электронных ресурсов, формированию культуры безопасности жизнедеятельности населения Разработка комплекса эффективных технологий, реализация и совершенствование системы мер по социально- психологической адаптации населения, подвергшегося радиационному воздействию Привлечение инвестиций на радиационно-загрязнённые территории для повышения жизненного уровня людей, проживающих на данных территориях Информационно-аналитическая поддержка государственных заказчиков по реабилитации мероприятий Программы Обеспечение участия Российской Федерации в реализации проектов программ развития ООН и Международного агентства по атомной энергии, а также плана действий ООН по реабилитации в зоне Чернобыля. Организация туризма (природно-экологического, исторического) на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению

КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ И ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ВОПРОСАМ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО НА ТЕРРИТОРИЯХ, ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ

Базируется на следующих принципах: приоритетности прав человека и гражданин – признание, соблюдение, защита прав человека и гражданина в информационной сфере – конституционная обязанность государства; законности – обеспечение законных прав населения радиационно-загрязненных территорий на полную и объективную информацию о радиологической обстановке, мерах социальной поддержки и обеспечения безопасной жизнедеятельности; открытости – обеспечение открытости и доступности информации по проблемам преодоления последствий радиационных катастроф и инцидентов, своевременного информирования общества о ходе их реализации; социальной ориентации – приоритет информационной поддержки социально направленных проектов по формированию адекватного восприятия гражданами возможных угроз, социально-психологической реабилитации населения, пропаганде безопасной жизнедеятельности и стимулирования экономически активного поведения граждан; обратной связи – обеспечение законных прав граждан на выражение мнения о происходящих процессах и действиях власти, регулирующих эти процессы; единства информационного пространства – обеспечение формирования развитой сети муниципального и регионального уровня единого информационного пространства Российской Федерации.

Целями информационной работы в области преодоления последствий радиационных аварий и обеспечения радиационной безопасности являются: формирование системы мер по обеспечению конституционных прав граждан на своевременное получение достоверной информации; информирование населения о деятельности органов государственной власти и управления, о социально – экономической жизни региона, муниципального образования; создание условий для распространения своевременной, достоверной, полной, разносторонней информации о событиях в области социальной политики, медицины, экологии и иных, явлениях и процессах, происходящих в муниципальном образовании, регионе и стране; снятие социально-психологического напряжения, предотвращение ощущения «синдрома жертвы», повышение экономической активности населения;

пропаганда здорового образа жизни, безопасных методов ведения хозяйства создание благоприятного образа территории для привлечения инвестиций в экономику и социальную сферу пострадавших территорий; информационное сопровождение деятельности органов местной и региональной власти; обеспечение муниципальных и региональных органов исполнительной власти достоверной, точной и своевременной информацией о жизни и пребывании на радиационно-загрязненных территориях; использование информации в борьбе с негативными проявлениями, иждивенчеством и распространением слухов; повышение уровня образования и культуры населения, распространение информации о культурно – историческом и духовном наследии и традициях.

Излагаемая Концепция является основой для реализации основных направлений информационной работы с населением и органами исполнительной власти по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и обеспечения радиационной безопасности. Следует учесть, что при планировании мероприятий по проведению информационной работы в конкретном регионе, и, особенно, муниципальном образовании или сельском поселении приоритетность тех или иных форм информационной работы, источников информации и др. может существенно отличаться от других.

В рамках данной работы были также разработаны Предложения по внедрению концепции информационной работы с населением и органами исполнительной власти по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и обеспечения радиационной безопасности, направленной на формирование культуры безопасной жизнедеятельности населения, проживающего на радиационно загрязненных территориях Брянской области

Концепцию информационной работы с населением и органами исполнительной власти по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и обеспечения радиационной безопасности, направленной на формирование культуры безопасной жизнедеятельности населения, проживающего на территориях, подвергшихся радиационному воздействию» и «Предложения по внедрению концепции информационной работы с населением и органами исполнительной власти по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и обеспечения радиационной безопасности, направленной на формирование культуры безопасной жизнедеятельности населения, проживающего на радиационно- загрязненных территориях на примере Брянской области» рекомендовано направить для использования в работе на региональном и местном уровнях администрациям Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, а также регионов, пострадавших от других радиационных инцидентов.