Приучение к горшку детей раннего возраста Каркашадзе Георгий Арчилович Заведующий отделением когнитивной педиатрии НИИ Профилактической Педиатрии и Восстановительного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Когда приучать к горшку? с 0,6 до 1 года вырабатывается произвольная задержка мочеиспускания и дефекации ребенок активно изучает свое тело, его возможности.
Advertisements

1 СЛУЖБА РАННЕЙ ПОМОЩИ Как приучить ребенка к горшку? педагог-психолог.
Основы адаптации ребенка к детскому саду Материал для родителей.
ГБОУ отделение ДОД 582 г. Санкт – Петербург Воспитатель: Ташимова Н.А 2014 г.
Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 497.
Воспитание культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Как воспитать у ребенка ответственность? Педагог-психолог Трухнина Г.В.
«Первый раз в детский сад» Составила: Валеева Татьяна Ивановна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад 141 «Лукоморье»
Проектная деятельность в начальной школе Тема 30..
Здравствуй, детский сад! Детский сад – необходимость, Без него не обойтись. Он – одна из всех ступенек детства, по которым надо подниматься в срок. Педагог-психолог.
Презентацию подготовила учитель-логопед дошкольного отделения 1 ГБОУ СОШ 1415 Антипенко Анна Романовна 1.
Педагог-психолог А.В. Подковырова АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ! АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ!
«Адаптация ребёнка к детскому саду». Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям. Строгий режим дня. Отсутствие родителей в.
В детский сад с радостью. Адаптация ребенка в детском саду Адаптация – от латинского слова «приспосабливаю» - это сложный процесс приспособления организма,
Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя образовательная школа 184 Кризис подросткового возраста Автор: педагог-психолог Е.А. Смирнова.
Подготовка ребенка к детскому саду - непростое дело для родителей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4 – 5 лет. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В данном возрасте особенно важно наладить разумный двигательный режим: - разнообразными.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Мышление является объектом изучения ряда научных дисциплин: теории познания, логики, психологии и физиологии высшей нервной деятельности; последнее время.
От развития движений к развитию интеллекта. Возможность развития заложена природой, а само развитие разворачивается только при определенных внешних условиях.
Транксрипт:

Приучение к горшку детей раннего возраста Каркашадзе Георгий Арчилович Заведующий отделением когнитивной педиатрии НИИ Профилактической Педиатрии и Восстановительного Лечения Научного Центра Здоровья Детей РАМН

2 Введение До настоящего времени отсутствует отечественная научная база по обучению детей навыкам туалета в этом году Союзом педиатров России инициировано ретроспективное исследование формирования навыков туалета в России Единственными научно обоснованными являются рекомендации зарубежных (североамериканских и европейских) педиатров

3 История с продолжением Ранее в подходах к воспитанию туалетных навыков в начале ХХ в. преобладала точка зрения, в соответствии с которой предполагалось раннее, уже в течение первого года жизни ребенка, обучение туалетным навыкам Малышей 6-7 месяцев держали над горшком. Вполне естественно, что сам ребенок в этом возрасте активного участия в процессе обучения принимать не мог, а выработанные рефлексы, оказывались нестойкими Обучение часто было насильственным в отношении ребенка, которого подолгу заставляли сидеть на горшке. Это вызывало внутреннее сопротивление ребенка, неблагоприятно отражалось на его здоровье и поведении, создавало напряженное отношение между малышом и родителями

4 Всему свое время Развитие навыков в зависимости от возраста Удерживает голову, улыбается Гулит Фиксирует взгляд, берет игрушку Мочеиспускание и дефекация у новорожденного – рефлекторные действия, которые он не может контролировать 0-4 месяца18 месяцев месяцев4-6 месяцев Ходит сам Бегает Учится накалывать на вилку Нервная система малыша созревает настолько, что он может контролировать свои сфинктеры. Вначале он учится управлять своим анальным отверстием, а затем и мочевым пузырем. Сам поднимается и стоит на ножках Делает первые шаги Самостоятельно держит чашку, бутылочку Погружает ложку в еду, но не черпает ей Начинает различать телесные ощущения и может почувствовать, что в его животике что- то происходит Сидит с помощью взрослых или с опорой Лежа на животе, поднимается на руках, выпрямляя их в локтях Может переворачиваться на спину Уже в первые месяцы большинство малышей чувствуют неудобство от грязных подгузников и дают об этом знать недовольным кряхтением или плачем

5 Всему свое время В возрасте 1,5–2 лет ребенок учиться справлять малую, а затем и большую нужду в горшок К 3- м годам уже полностью овладевают самостоятельными гигиеническими навыками, ребенок начинает пользоваться унитазом Начиная с 2-х лет начинает проситься, а чуть позже садиться на горшок самостоятельно

6 Недостатки начала приучения к туалету в возрасте до 18 месяцев Процесс может занять больше времени Мочеиспускания и дефекация происходят чаще Более часто наблюдается регресс Дети легче отвлекаются Ребенок нуждается в более длительном наблюдении

7 Физиология ребенка контроль мочеиспусканий и дефекации Психологи и физиологи считают, что в месяцев ребенок готов к восприятию и закреплению навыков опрятности В более раннем возрасте большинство детей к этому еще не готовы У здорового ребенка в первые месяцев мочевой пузырь опорожняется часто У новорожденного на грудном вскармливании мочеиспускание происходит до раз в сутки, стул бывает до 6-7 раз С месяцев мочевой пузырь удерживает все большее количество мочи, число мочеиспусканий уменьшается В месяца ребенок начинает чувствовать позывы к мочеиспусканию и дефекации ! !

8 Физиология ребенка психологические факторы В возрасте 1,5-2 года у ребенка появляется ярко выраженное стремление к самостоятельности Возникает ощущение, что он может управлять собственным телом и окружающими предметами Осознанная необходимость опорожнения мочевого пузыря и кишечника способствует выработке умения на некоторое время задерживать желание мочиться и испражняться. Создается запас времени, в течение которого ребенок может успеть воспользоваться горшком

9 Мальчики и девочки Опрятность Мальчики и девочки развиваются по-разному Обычно девочки в более раннем возрасте начинают просыпаться сухими после ночного сна. У мальчиков объем мочевого пузыря меньше, высаживать на горшок их нужно чаще. Только после 1,5 лет интервал между мочеиспусканиями у мальчиков удлиняется до 2 часов

10 Пять признаков готовности к обучению Если это так, то пора покупать горшок! 1 признак 2 признак 3 признак 4 признак 5 признак Готовность мочевого пузыря Ребенок должен осознавать сигнал о полноте мочевого пузыря перед мочеиспусканием, может отложить акт мочеиспускания и может оставаться сухим более двух часов и не имеет физических ограничений таких как императивное недержание Готовность кишечника Ребенок осознает сигнал о переполнении прямой кишки. Может отложить позыв осуществить дефекацию в течении короткого времени и не имеет ограничений, таких как диарея младенцев Познавательная готовность Ребенок понимает для чего предназначены горшок и туалет и заинтересован их использовать. Этот интерес так же может быть воспитан Моторная готовность Ребенок может гулять, ходить и пользоваться стульчиком Психологическая готовность Ребенок любит сидеть на стульчике, он общителен и любит доставлять удовольствие своим родителям

11 Готовность родителя начать обучение Пока малыш носит подгузник, родители относительно свободны в выборе времени для его смены. Когда ребенок осваивает горшок, а в последствии сидит на нем, он требует внимания немедленно Родители должны быть готовы к руководству своим ребенком, к стимулированию и поддержке ребенка в его обучении. Поэтому следует проявлять терпение Неправильный или преждевременно начатый процесс обучения может вызвать у ребенка эмоциональные расстройства и нарушить взаимопонимание между ним родителями Важно усвоить, что привыкание к горшку – задача ребенка, а не родителей!

12 Основные этапы обучения Определить момент готовности ребёнка к обучению соответственно признакам готовности Приобрести простой, устойчивый и прочный горшок Позволить ребенку изучить горшок. Дать возможность рассмотреть, потрогать и посидеть на нем, прежде чем применять его по назначению Начать применение специальных трусиков Pull-Ups ® Подгузники создают у малыша чувство уверенности, поэтому отказываться от них слишком поспешно не следует Через несколько дней или позже (до 1-2 месяцев) после начала изучения горшка начать предлагать пользоваться горшком в предполагаемые моменты готовности справить нужду Со временем ребенок приучиться садиться на горшок утром после сна, после еды и перед сном, перед прогулкой и после нее

13 Основные этапы обучения Изучение горшка Важную роль в приучении к самостоятельности и в формировании у малыша ответственности играет процесс приучения к горшку Когда ребенок проявляет признаки готовности, как бы невзначай необходимо показать ему горшок Пусть он с ним поиграет, чтобы у него развилось чувство собственника: «Это мой горшок!» Через несколько дней необходимо показать малышу, как им пользоваться: Для этого малыша необходимо посадить на горшок сначала в одежде, а через некоторое время – сняв штанишки Многие дети воспринимают процесс усаживания на горшок как игру, и это нормально. Важно, чтобы ребенок начал осознавать, что между горшком и тем, что выводится из его организма, существует связь.

14 Основные этапы обучения Применение специальных трусиков Pull-Ups ® Очень удобно начинать процесс приучения к горшку с помощью специальных трусиков Pull-Ups ® Только у новых трусиков Pull-Ups® есть обучающий внутренней слой, который впитывает жидкость не сразу, а с минутной задержкой В результате малыш чувствует, что намочил трусики, и оценивает насколько это не приятно Постепенно ребенок начинает понимать, почему так важно вовремя добежать до горшка

15 Основные этапы обучения Применение специальных трусиков Pull-Ups ® С красочными принцессами и «тачками» из популярных мультфильмов Диснея Мягкие и тонкие, как настоящие трусики Легко снимаются и надеваются, благодаря эластичным боковинам Картинки-индикаторы, Исчезающие при намокании Впитывающий слой расположен внизу на трусиках для девочек и спереди на трусиках для мальчиков, чтобы обеспечить защиту там, где это более всего необходимо Обучающий внутренней слой, который впитывает жидкость не сразу, а с минутной задержкой

16 Нельзя использовать принудительное высаживание малыша – необходимо только предлагать В случае негативных реакций ребёнка необходимо сделать перерыв в обучении (до нескольких недель), одновременно изучив возможные причины этой реакции для недопущения рецидива – проконсультироваться со специалистом Нельзя критиковать ребенка в случае неудачных попыток Необходимо использовать похвалу, поощрение при каждой удачной попытке ! ! Известный американский педиатр Бенджамин Спок писал: «Малыш на похвалах растет, как на дрожжах» Основные этапы обучения Применение горшка по назначению

17 Сроки завершения обучения пользования горшком Robson WL и Leung A. K. (1991) – 30 месяцев Schum T. R. и соавтор (1996) месяцев Blum N. J. (2003) месяцев Средняя длительность обучения (по данным зарубежной литературы) От 7 месяцев (начало обучения после 18 мес.) до мес. (начало обучения до 18 мес.)

18 Катализаторы успешных туалетных тренировок Сделайте Детский горшок легко доступным. Можно поместить его в комнату, где ребенок играет Горшок - всегда доступен Применение ковшиков для мальчиков Некоторые мальчики настаивают на том, чтобы мочиться стоя, но стоять на табурете перед туалетом может быть затруднительно. В этом случае, вместо этого может быть Использован широкий ковшик Удобная одежда Во время туалетных тренировок ребенок должен одевать вещи способствующие легкому использованию горшка. Например, трусики Pull Ups ® с обучающим внутреннем слоем. Адекватное время Необходимо посвящать большой отрезок времени исключительно туалетным тренировкам. После того, как ребенок успешно использовал горшок несколько раз с помощью родителей и четко понял процесс, необходимо посвятить часов шесть в выходной день исключительно туалетным тренировкам Стимулы Необходимо создать стимулы для привлечения ребенка к горшку. Короткие проявления физической привязанности родителей необходимы детям (объятия, деликатные прикосновения, улыбки, поцелуи)

19 Факторы, отягощающие приучение к горшку Отсутствие у родителей методической информации по формированию навыков туалета у детей Слишком раннее или позднее начало приучения Отсутствие или размытость понятия готовности к обучению навыкам туалета Неадекватная методология обучения, доминирование принудительного стиля обучения

20 Обстоятельства, которые заставляют временно отказаться от формирования туалетных навыков Ребенок недавно перенес какое-либо заболевание Семья поменяла место жительства или собирается это сделать в ближайшее время Мама ждет ребенка или в семье только что появился новорожденный В семье кто-то серьезно болен или семья понесла утрату Кризис во взаимоотношениях родителей Однако, если ситуация произошла в то время, когда процесс обучения был уже достаточно активен, прерывать не стоит

21 Освоение унитаза последний этап обучения Первым шагом к приучению к унитазу станет: Помещение горшка рядом с унитазом, с тем чтобы ребенок привык «ходить в туалет» Необходимо завести детское сидение для унитаза Перед унитазом необходимо расположить стульчик, чтобы ребенок мог самостоятельно забираться на унитаз и спускаться с него Как только ребенок начинает пользоваться унитазом, необходимо убрать горшок

Спасибо за внимание!