Кризис 2009: Тренды покупательского и потребительского поведения Март, 2009
Кризис: Психологические аспекты Кризис 90-х годов кажется меньшим злом по сравнению с кризисом 2008 года – «уже привыкли к хорошему, к стабильности, а теперь нужно все менять в жизни», «надеяться не на кого – разочаровались во всех политиках» Ощущение обиды на обстоятельства – «кризис же мировой» и на правительство «так плохо, как у нас, нигде нет. В Америке люди не голодают, как у нас» Состояние «готовности к худшему» (на ближайший год - несколько лет) Невозможность строить планы на будущее: страх перед будущим
Кризис: Психологические аспекты Низкодоходная аудиторияСредний/средний + доход Пытаются сохранять оптимистичный настрой Готовы рассматривать Кризис как новые возможности: понимают, что еще «не все потеряно» Пока остается работа и сбережения, понимают, что им нужно «затянуть пояса» Боятся тратить сбережения и вообще тратить деньги ИЛИ Желание «разгромить банк», «убить водителя эвакуатора» Чувство потерянности, бессилия, пассивности и апатии – «мы ничего не можем сделать, нас опять кинули, нас опять обманули, мы уже к этому привыкли» Желание чтобы «кто-то» совершил радикальные действия – «чтобы люди все вышли на площадь» и «кто-то» решил их проблемы: реальная, а не декларируемая готовность к радикальным действиям невысока Неопределенность, неуверенность в будущем, страх и смирение Сбережения на исходе, пытаются деньги перевести в запас продуктов питания Экономия как Способ выживания Вынужденный Отказ от категорий или Переход на дешевые марки Экономия как Оптимизация/ Перераспределение расходов Сокращают потребление привычных брендов Свитчинг на дешевые бренды
Кризис: Какие аудитории пострадали от кризиса больше всего? Низкодоходная аудиторияСредний/средний + доход Профиль: 1.Менеджеры среднего и нижнего звена с невысоким уровнем профессионализма 2.Менеджеры, у которых есть КРЕДИТЫ на жилье и автомобили!!! Профиль: Рабочие и ИТР, государственный сектор, неквалифицированные рабочие Высокодоходную аудиторию кризис затронул гораздо меньше Эта аудитория не будет экономить на FMCG Премиальный (с понятными рациональными бенефитами) и ультра-премиальный сегмент не будет так катастрофически терять свою долю как upper mainstream или mainstream
Кризис: Все ЭКОНОМЯТ Низкодоходная аудиторияСредний/средний + доход Готовы заплатить чуть больше – и получить гораздо больше Хорошее предложение: платить столько же и получать столько же Хотят платить меньше – получать столько же или даже больше
6 «Пострадавшие менеджеры»: сферы деятельности Мы можем определить 3 группы SME, которые по-разному уже сейчас ощущают последствия кризиса: Все регионы, даже «благополучные»: Строительство и все сферы, обслуживающие эту отрасль (торговля стройматериалами, услуги для строительных предприятий, ремонт и т.п.) Торговля импортными товарами Тяжелая промышленность: Металлургия/машиностроение Сферы бизнеса, катастрофически страдающие от кризиса Сферы бизнеса, ожидающие последствия кризиса Сферы бизнеса, развивающиеся в кризисе Услуги Производство и продажа продуктов питания Торговля Логистика Юридические и Аудиторские услуги: в связи с закрытием/банкротством большого количества предприятий, у этих компаний появилось больше клиентов Производство дешевых продуктов питания Процесс разорения бизнеса запущен: Работы/заказов нет уже сейчас, и поэтому тратятся резервные фонды Нет надежды на оздоровление ситуации: страдает вся отрасль в целом – «в апреле бизнес закроется, если не произойдет чудо» Прибыльность бизнеса и объемы резко падают Надеются на лучшее: «в апреле бизнес начнет оживляться» Прибыльность бизнеса и объемы растут
Кризис в неравной степени проявляется в Киеве и регионах Кризис и Регионы
В Киеве больше возможностей найти источник дохода, чтобы обеспечить пусть минимальный, но необходимый уровень жизни Жалобы киевлян в сравнении с жалобами региональных жителей звучат как «тоска по роскоши» и «капризы» «Сократили зарплату, лишили премии, не платят бонусы, сократили рабочую неделю, уменьшилось количество заказов, почасовая оплата, усилили контроль на работе, платят меньше, а работы больше» «Боюсь потерять работу – приходится все терпеть, что раньше не терпел» Киев в сравнении с регионами В аспекте потребительского поведения и трендов усиливается региональная специфика. Киев и некоторые другие большие города снова становятся отдельными «не-показательными» городами по сравнению с Украиной в целом
9 Кризис и Регионы «Благополучные регионы»: Почему? Киев, Одесса, Хмельницкий Наиболее пострадавшие регионы: Почему? Днепропетровск, Харьков, Львов Меньшая зависимость региона от крупной промышленности: плажеспособность и населения, и организаций не сократилась так резко Одесса: порт + рынок «7-й километр» Хмельницкий: «все-украинский» рынок, Крупная промышленность региона «рухнула», соответственно, население региона стало практически неплатежеспособным Харьков: рынок «Барабашово» в большей степени страдает от кризиса, поскольку носит региональный характер и обслуживает самый кризисный восточный регион Львов: производственный средний бизнес был ориентирован на клиентов из центрального и восточного региона
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! По всем дополнительным, интересующим Вас вопросам обращайтесь к Юлии Слесаренко Директор по работе с клиентами Q & Q Research ул. Богдана Хмельницкого, 3, 2й этаж тел. 8 (044) (050)