ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мотивация Тема 7. План Сущность и основные понятия мотивации Сущность и основные понятия мотивации Мотивационный процесс Мотивационный процесс Содержательные.
Advertisements

Мотивация Тема 7. План Сущность и основные понятия мотивации Сущность и основные понятия мотивации Мотивационный процесс Мотивационный процесс Содержательные.
Тема 5. Мотивация. План лекции Понятие мотивации Содержательные теории мотивации Процессуальные теории мотивации Оценка результатов труда и вознаграждение.
Лекция 4. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ 1. Сущность функций управления, их классификация 2. Функция прогнозирования 3. Функция планирования 4. Функция организации.
Мотивация деятельности в менеджменте. Основные понятия Мотивация Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека.
Характеристика методов и функций менеджмента Выполнила: Михайлова А.Р. Группа: эбз-161.
Мотивация- Это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения.
Уральский железнодорожный техникум Студент: Кленова Ю.В. Группа: П-946 Дисциплина: Менеджмент Вариант 2: Мотивация как функция управления.
Физиологические потребности Потребность в безопасности Принадлежность и любовь Уважение других и самоуважение Саморе ализац ия Сотрудник ОрганизацияЧеловек.
Выполнил Петух В. В.. Мотивация- Это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей.
МОТИВАЦИЯ ТРУДА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ. Мотивы трудовой деятельности Высшая ступень 14-15% Работа важна и интересна независимо от оплаты Вторая ступень.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Введение в теории мотивации. Потребность ценность Вознаграждение мотив Удовлетворенность или неудовлетворенность Мотивация – внутренний процесс, приводящий.
Управление мотивационной деятельностью организации План 1. Сущность мотивации 2.Механизм мотивации 3. Теория иерархии потребностей А. Маслоу 4. Современные.
Мотивация персонала Мотивация персонала. Мотивация - Процесс стимулирования кого-либо к деятельности, направленных на достижение целей организации.
Мотивация Группа МАВРОС Татарстан, Калмыкия, Ставрополь,Тверь, Ярославль.
Потребности сотрудников и их мотивация Надежда Кошкина, Enkata.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Принцип управления персоналом НаучностиФункциональностьАдаптивностьИерархичность ПропорциональностьЭкономичностьКомплексностьЦелеполагание КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ.
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
Транксрипт:

Тема 3: ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ План лекции: 1. Сущность функций управления, их классификация 2. Функция планирования 3. Функция организации 4. Функция мотивации 5. Функция контроля

Функции управления Комплекс взаимосвязанных организационных воздействий субъекта, которые направлены на конкретный участок деятельности объекта управления и в совокупности обеспечивают достижение цели, стоящей перед системой управления.

Функции управления Это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности, характеризующиеся общностью целей и характером выполняемых работ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕСТРУКТУРА МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Содержание функции управления Отражает комплекс действий, осуществляемых в рамках данной функции.

Механизм функции Отражает логическую последовательность осуществляемых в рамках функции действий, обеспечивающих управленческое воздействие.

Структура функции Отражает формальную связь между действиями, составляющими данную функцию.

Классификация функций по отношению к объекту управления Функции, отражающие структуру народного хозяйства Функции, отражающие уровни производства Функции, отражающие стадии процесса производства Функции, отражающие составные элементы и параметры процесса производства

Классификация функций по отношению к самому управлению Предварительное управление (выработка целей, прогнозирование, планирование); Оперативное управление (организация, распорядительство); Контроль (учет, анализ).

Классификация функций управления Общие (универсальные), пригодные для любого процесса управления, выражающие сущность управления. Носителем общих функций является вся управляющая система в целом. Конкретные (специфические), функции элементов управляющих систем, выражающие содержание управления. Носителями конкретных функций являются части системы, имеющие локальный, специфический характер.

Основные функции управления (классическая классификация) ПЛАНИРОВАНИЕОРГАНИЗАЦИЯ МОТИВАЦИЯКОНТРОЛЬ КООРДИНАЦИЯ

Классификация основных функций управления по характеру процесса управления Общие функции Технологиче ские функции Социально- психологиче ские функции ПланированиеОрганизацияКонтроль Принятие решенийКоммуникации Мотивация

Специфика конкретных функций управления РЕСУРСЫПРОЦЕССЫРЕЗУЛЬТАТЫ управление запасами; управление персоналом; управление информационны м обеспечением; управление финансами и т.д. управление производством; управление материально- техническим снабжением; управление сбытом и т.д. управление качеством; управление прибылью; управление производительнос тью; управление затратами и т.д.

Значение планирования Широкое значение – планирование как система заранее принятых решений включено во все другие функции управления, соорганизует их, придавая всему управлению в целом необходимую степень организованности. Узкое значение - планирование это этап, фаза управленческого цикла, локализующаяся между этапами прогнозирования и организации исполнения.

Сущность планирования состоит в том, что оно позволяет оптимальным образом согласовать индивидуальные усилия членов организации и ее подразделений для достижения ее целей.

Направления планирования Планирование по содержанию - функциональное разделение обязанностей между отдельными членами организации и ее подразделениями, определение их основных задач и их сопряжение с общеорганизационными целями. Планирование по времени хронологическое распределение задач подразделений и отдельных исполнителей во времени, определение рациональной последовательности их выполнения.

Состав функции планирования индивидуальная деятельность руководителя по планированию; деятельность специализированных подразделений и служб; взаимодействие руководителя со специализированными плановыми подразделениями и организация им деятельности этих подразделений.

Процесс стратегического управления 1. определение миссии организации; 2. формулировка основных целей организации,; 3. анализ внешней среды; 4. управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации («внутриорганизационная диагностика»); 5. изучение стратегических альтернатив (включая и формулировку системы плановых предположений); 6. выбор стратегии; 7. реализация стратегии (включая разработку основных средств ее реализации, в качестве которых служат тактика, политика процедуры и правила действий по осуществлению стратегии); 8. последующий контроль и оценка эффективности реализации стратегии.

Процесс стратегического управления МиссияЦели Анализ факторов внешней среды Управленческое обследование сильных и слабых сторон Формирование стратегических альтернатив Выбор стратегии Тактика Контроль Политика Процедуры и правила Бюджет Реализация стратегии

Процесс стратегического управления

Типология планирования Миссия, цели, стратегия, тактика, задачи, политика, методы, процедуры, правила, программа; Долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное. планирование; Планирование взаимодействий с внешней средой и внутриорганизационное планирование; Планирование качественных изменений и количественных показателей; Глобальное (общеорганизационное) и локальное (относящееся к какому-либо подразделению) планирование; «Жесткое» и «мягкое» (гибкое) планирование; Детерминистское (рационалистическое) и стохастическое (вероятностное) планирование и т.д.

Матрица SWOT-анализа Внешняя среда Возможности: … Угрозы: … Внутренняя среда Сильные стороны: … Поле СиВПоле СиУ Слабые стороны: …. Поле СлВПоле СлУ

Принципы планирования Принцип ограничивающего фактора Принцип взятых обязательств Принцип гибкости Принцип «навигационных изменений» Принцип содействия достижению целей Принцип эффективности планов Принцип первичности планирования Принцип плановых предположений Принцип структуры, стратегии и политики Принцип согласования во времени

Функция организации общий процесс создания определенной организационной структуры; функциональное разделение и последующая координация основных видов работ между индивидами в управляемой системе; координирующие процессы, необходимые для реализации любой иной управленческой функции.

Организация - постановка определенных задач перед каждым подчиненным, разделение на отделы, делегирование части полномочий подчиненным, разработка каналов управления и передачи информации, координация работы подчиненных.

Мотивация исполнительской деятельности «Когда речь идет о том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть в мотивации людей». Ли Якокка

Взаимосвязь понятий мотивации СТИМУЛЫ МОТИВЫМОТИВАЦИЯПОТРЕБНОСТЬЦЕЛЬ

МОТИВ осознанное внутреннее побуждение к активности. свойства личности, проявляющиеся в поведении. психологические причины, побуждающие человека к деятельности.

Мотивационная структура человека совокупность мотивов, находящихся в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека; основа осуществления человеком определенных действий.

МОТИВИРОВАНИЕ Процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов.

СТИМУЛ причина поведения человека; побуждение к действию; рычаг воздействия, вызывающий действие мотива.

СТИМУЛИРОВАНИЕ Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей Формы стимулирования Принуждение Материальное поощрение Моральное поощрение

ПОТРЕБНОСТИ Нужда в чем-то, объективно- необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития; Переживание человеком нужды в каком-либо объекте, условиях среды, необходимых для его существования и развития.

ПОТРЕБНОСТИ ДОМИНИРУЮЩИЕ ПОТРЕБНОСТИ, ПОДЧИНЕННЫЕ ИМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

МОТИВАЦИЯ Это совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на определенном уровне старания и добросовестности, с определенной степенью настойчивости, в направлении достижения определенных целей.

ПРОЦЕСС МОТИВАЦИИ Возникновение потребностей Разработка стратегии устранения потребностей Определение тактики деятельности Осуществление действий Получение вознаграждения Устранение потребности

МОТИВАЦИЯ НЕОЧЕВИДНОСТЬ МОТИВОВ ИЗМЕНЧИВОСТЬ МОТИВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА РАЗЛИЧИЕ МОТИВАЦИОННЫХ СТРУКТУР ОТДЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ Факторы, усложняющие мотивацию

Теории мотивации: - содержательные теории мотивации (основываются на идентификации потребностей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе); - процессуальные теории мотивации (построены на представлении на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания).

Теория «Х», «У», «Z» Преобладают биологические потребности Работа не выступает мотиватором Контроль и наказание Уход от ответственности Качество работы низкое Х

Теория «Х», «У», «Z» Преобладание социальных потребностей Естественные физические и эмоциональные усилия на работе Работа воспринимается как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от условий труда Готовность брать на себя ответственность У

Теория «Х», «У», «Z» Сочетание социальных и биологических потребностей Предпочтение работать в группе Индивидуальная ответственность за результаты труда Желание иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу Z

Концепция А. Маслоу люди испытывают определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы; группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу; потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям. Удовлетворенные потребности не мотивируют людей; если одна потребность удовлетворяется, то на ее место выходит другая неудовлетворенная потребность; потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения; потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в общем удовлетворены потребности более низкого уровня; потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.

Пирамида потребностей Маслоу Самовыражения Признания Потребности принадлежности Потребности безопасности Физиологические потребности

Управление людьми с доминирующими социальными потребностями Социальные потребности Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться Создавайте на рабочих местах дух единой команды Проводите с подчиненными периодические совещания Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок

Управление людьми с доминирующими потребностями в уважении Потребности в уважении Предлагайте подчиненным более содержательную работу Обеспечивайте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами Продвигайте подчиненных по служебной лестнице Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия Продвигайте подчиненных по служебной лестнице Управление людьми с доминирующими потребностями в уважении

Управление людьми с доминирующими потребностями в самовыражении Потребности в самовыражении Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности

Теория ERG Альдерфера Потребности роста Потребности связи Потребности существования

Теория приобретенных потребностей МакКлелланда Потребность соучастия Потребность властвования Потребность достижения

Типы менеджеров по МакКлелланду Институциональные менеджеры, которые испытывают большую потребность во власти, чем в принадлежности, и обладают высоким уровнем самоконтроля. Менеджеры, у которых потребность во власти сильнее, чем потребность в принадлежности, но которые более открыты и социально активны, чем институциональные менеджеры. Менеджеры, у которых потребность в принадлежности сильнее потребности во власти и которые также открыты и социально активны.

2-х факторная теория Герцберга Традиционный биполярный взгляд УдовлетворенностьНеудовлетворенность Двухфакторная модель Ф.Герцберга Удовлетворенность Отсутствие удовлетворенности МотиваторыГигиенические факторы Неудовлетворенность

Факторы в теории Герцберга Факторы условий труда: -политика фирмы -условия работы -заработная плата -межличностные отношения -степень непосредственного контроля за работой Мотивирующие факторы: -успех -продвижение по службе -признание и одобрение результатов работы -высокая степень ответственности -возможность творческого и делового роста

Процессуальные теории мотивации Осознание человеком задачи и возможного вознаграждения за ее решение Соотнесение данной информации со своими потребностями, мотивационной структурой и возможностями Настраивани е себя на определенн ое поведение Осуществление действий Получение конкретного результата определенного качества и количества

Теория ожидания Виктора Врума Ожидание того, что усилия дадут желаемые результаты З-Р Ожидание того, что результаты повлекут за собой вознаграждение Р-В Ожидаемая ценность вознаграждения ВАЛЕНТНОСТЬ МОТИВАЦИЯ Х Х =

Теория справедливости С. Адамса Основные категории Индивид Сравниваемые лица Воспринятое вознаграждение индивида Воспринятое вознаграждение других Воспринятые затраты индивида Воспринятые затраты других Норма – отношение вознаграждения к затратам – Н и и Н д

Теория справедливости С. Адамса Н и =Н д Ощущение справедливости Усиление мотивации НиНд Ощущение неудовлетворенности Человек теряет мотивацию к активным действиям

Теория справедливости С. Адамса Возможные реакции человека на состояние неравенства: Сократить собственные затраты Увеличить собственное вознаграждение Переоценка своих возможностей Влияние на организации с целью увеличения затрат других или уменьшения их вознаграждения Изменить для себя объект сравнения Уход из организации

Использование теории справедливости в практике управления «Прозрачная» система оплаты труда Четкие критерии оценки труда Комплексная оценка труда – введение различных критериев вознаграждения Создание в коллективе атмосферы равенства и справедливости Обратная связь – получение информации от работников об оценке вознаграждения

Мотивационная модель Л. Портера и Э. Лоулера Объединяет две теории – теорию ожидания В. Врума и теорию справедливости С. Адамса. Результаты, достигаемые человеком зависят от: - ценности вознаграждения - степени реального удовлетворения - затрачиваемых и «воспринимаемых» усилий - способностей и индивидуальных особенностей человека - осознания человеком своей роли в процессе труда

Стоимость вознаграждения Оценка вероятности связи усилия и вознаграждения Способности и личные черты Оценка роли работника Внутренне вознаграждение Внешнее вознаграждение Вознаграждения, воспринимаемые как справедливые Мотивационная модель Портера-Лоулера

Выводы по модели Портера- Лоулера Результативный труд как таковой ведет к росту удовлетворенности и поэтому сам по себе выступает достаточно сильным мотивом. Большинство концепций мотивации указывает, что вознаграждение есть стимул (более довольные исполнители работают лучше). В данной концепции вскрыта и обратная зависимость: чувство выполненной работы и удовлетворенность от этого способствуют повышению результативности труда (работающие лучше сильнее и мотивированы). Доказано, что высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его.

Функция контроля Позволяет определить, достигнута цель или нет, и тем самым «дает санкцию» для перехода к последующим действиям, связывая звенья цепи управления в единое целое.

Аспекты функции контроля контроль как общий принцип; контроль как необходимый компонент деятельности всех подразделений и членов организации, обеспечивающий ее эффективность и согласованность с общими целями организации; контроль как специфическая прерогатива определенных специализированных подразделений организации и отдельных лиц, на которых возложены обязанности контроля ; контроль как аспект деятельности руководителя, связанный с созданием указанных структур и руководством ими.

Классификация контроля предварительный, текущий и заключительный; частичный и полный; выборочный и плановый; индивидуальный, групповой и организационный; результативный и процессуальный; количественный и качественный.

Процесс контроля Разработка стандартов и критериев Сопоставление с ними реальных результатов работы Коррекционные мероприятия Ориентиры по содержанию и ориентиры по времени Принцип исключения Возможные действия: -отсутствие корректирующих действий -устранение отклонений -пересмотр стандартов -корректировка поведения

Принципы контроля Стратегическая направленность Своевременность Гибкость Ориентация на результат Адекватность содержанию деятельности Простота контроля Экономичность Объективность Не должен ограничиваться инцидентами Не должен быть тотальным Открытость Позитивность

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !