МАСТЕР-КЛАСС «КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЁНКОМ?». Число 11-летних школьников, которые ежедневно в будние дни смотрят телевизор 2 и более часов (%) www.hbsc.org.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Трудные» эмоции Заместитель директора ПМСС – Центра Маргарита Владимировна Дунская.
Advertisements

Общаться с ребёнком. Как?. Как слушать ребёнка Что такое «активное слушание» и когда надо слушать ребёнка? Правила активного слушания. Как узнать, правильно.
ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Наумова Елена Николаевна Общаться с ребенком - КАК? Как построить нормальное общение с ребенком? Как построить нормальное общение.
Мотивы конфликтного поведения детей и подростков и пути предотвращения агрессивности в конфликтных ситуациях»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: Эффективное общение с ребёнком или как любить своего ребёнка? Встречу проводит педагог – психолог Марьинских Наталья Владимировна.
Семинар классных руководителей по теме: «Подростки с девиантным поведением».
1. Доверительный стиль общения. 2. Правило «здесь и теперь». 3. Отказ от обезличенной речи. 4. Искренность общения. 5. Конфиденциальность происходящего.
Активно слушать ребенка значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Безусловно принимать ребенка значит любить.
Родительское вече «Спешите любить ребенка» Мы не создаем законов для наших детей, все, что мы можем сделать для них, это дать им ценный пример. Британський.
Искусство взаимопонимания Родительское собрание. Внешние причины Психосоциальная напряженность в популяции Социальные кризисы и перемены Изменения в институте.
БОУ ДПО (ПК)С ЧРИО Минобразования Чувашии кафедра дошкольного образования Зачет ная работа по образовательной области «Познание» Тема «Метод Активного.
БОУ ДПО (ПК)С ЧРИО Минобразования Чувашии кафедра дошкольного образования Зачет ная работа по образовательной области «Познание» Тема «Метод Активного.
Как общаться с ребёнком? Цикл родительских собраний (Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер; худож. Г.А. Карасёва. – М.: АСТ:
«Родители меня не понимают или как слушать ребенка» «Понимание – начало согласия» Спиноза.
Техника активного слушания. Основные правила «помогающего слушания»: Повернуться лицом к человеку, при этом его глаза и Ваши должны находиться на одном.
Автор: Александрова Е.В. МОУ Лицей 15 Заводского района г. Саратова Родительское собрание «Эффективное общение с ребенком»
Презентация к уроку по психологии (11 класс) на тему: Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.
Каждый день с ребенком начинать радостью, заканчивать миром.
«Родители меня не понимают или как услышать подростка». Классный руководитель 8в класса Калинина О.Е.
«Взрослые и дети или как преодолеть трудности в общении»
Транксрипт:

МАСТЕР-КЛАСС «КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЁНКОМ?»

Число 11-летних школьников, которые ежедневно в будние дни смотрят телевизор 2 и более часов (%) Д 73% М 71%

Число 11-летних школьников, которые курят по крайней мере 1 раз в неделю (%) Д 4% М 5%

Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения Антуан де Сент Экзюпери

Чем не удовлетворены подростки? Собственной внешностью: ростом, телосложением, формой носа, цветом волос, длиной ресниц и т.д. Впечатлением, которое они производят на окружающих: хочется выглядеть взрослее и умнее. Своими способностями: раньше смело мечтали стать космонавтами или дрессировщиками, а теперь надо доказывать всем, в том числе и себе, что хоть на что-то способны. Взрослыми вообще и своими родителями в частности: Они нас не понимают; они нам не доверяют. Своей семьей: положением родителей в обществе, материальным уровнем, домашними традициями. Школой: учителями, учебниками, оценками, экзаменами. Досугом: прежние развлечения не веселят, вечеринки не удаются. Своей комнатой: обставляют и украшают ее самым нелепым образом. Одеждой, которую покупают им родители: Может быть, в ваше время это тряпье и носили.

Вариант «плохого» поведения и его девиз. Чувства педагога, возникающие в этот момент. Что хочется предпринять педагогу на такое поведение ребёнка. Ответная реакция ученика. Варианты конструктивно го разрешения ситуации «плохого» поведения учителем. Привлечение внимания. «Мне нужно твоё особое внимание». Раздражение, затем негодование и возмущение. Сделать замечание, прочитать нотацию. Временно прекращает свою выходку, если не прекращает такое поведение, то это не мотив привлечения внимания. Необходимо выработать варианты оказания внимания ребёнку, которое не подкрепляло бы неконструктив ный условный рефлекс. Иногда полезно его не замечать.

Вариант «плохого» поведения и его девиз. Чувства педагога, возникающие в этот момент. Что хочется предпринять педагогу на такое поведение ребёнка. Ответная реакция ученика. Варианты конструктивно го разрешения ситуации «плохого» поведения учителем. Избегание неудачи. «Не буду и пытаться – всё равно не получится» Жалость, затем ощущение полной профессионально й беспомощности, так как дополнительные занятия не приносят результата. Желание отвести ребёнка к психологу, получить от него подтверждение, что ребёнок «не тянет» программу. Ученик попадает в зависимость, он готов на всё: мыть класс, носить парты, ябедничать и многое другое, но решать задачи по- прежнему не может, потому что боится. В этой ситуации есть только терпение, одобрение пусть маленького, но прогресса, предвосхищаю - щая оценка и ещё раз поддержка.

Вариант «плохого» поведения и его девиз. Чувства педагога, возникающие в этот момент. Что хочется предпринять педагогу на такое поведение ребёнка. Ответная реакция ученика. Варианты конструктив - ного разрешения ситуации «плохого» поведения учителем. Месть. «Ты меня обидела - получай». Растерянность, гнев, страх, негодование и обида. «Хочется драться на равных и насмерть, либо убежать и спрятаться». Мысль, которая появляется всё чаще и чаще: «Или я, или он, вдвоём нам нет места в этой школе». Ученик прекратит выходку, когда сам захочет. Он провоцирует вас, вы попадаетесь на провокацию, выходите из себя, чего он и добивается. О н – победитель и наслаждается этими минутами. Научиться прощать ученика, не давать оценку самому ребёнку, сообщать ему о своих чувствах в отношении того поведения, которое он избрал здесь и сейчас. Поступок нуждается в санкциях, а вот личность - в поддержке.

Вариант «плохого» поведения и его девиз. Чувства педагога, возникающие в этот момент. Что хочется предпринять педагогу на такое поведение ребёнка. Ответная реакция ученика. Варианты конструктивного разрешения ситуации «плохого» поведения учителем. Власть. «Ты мне ничего не сделаешь». Гнев, негодование, возмущение, а также страх. «Убила бы своими руками», то есть желание прекратить выходку вплоть до применения физической силы. Ученик прекратит выходку, когда сам захочет. Он провоцирует вас, вы попадаетесь на провокацию, выходите из себя, чего он и добивается О н – победитель и наслаждается этими минутами. Вариант, который поможет найти взаимопонимание педагога с учеником, - это спокойная реакция на его поведение, демонстрация своего твёрдого поведения, лишённого агрессии ; возможность объяснения, что «крутой» и «сильная личность» - это два разных понятия. «Крутой» - это уверенное поведение и агрессия, которая порождает агрессию, а « сильная личность» - это уверенное поведение и много поддержки.

Переживания учителя - зеркало скрытой эмоциональной проблемы ученика. Если ученик борется за внимание, то у учителя возникает раздражение. Если противостояние воле учителей, то у последнего возникает гнев. Если скрытая причина - месть, то ответное чувство у учителя - обида. При глубинном переживании учеником своего неблагополучия, учитель оказывается во власти чувства безнадежности, а порой и отчаяния.

Психологические барьеры процессе общения учителя с классом -«барьер» боязни класса, характерный для начинающих учителей -«барьер» отсутствия контакта -«барьер» сужения функций общения -«барьер» негативной установки на класс -«барьер» прошлого негативного опыта общения с данным классом или учеником -«барьер» несовпадения установок -«барьер» боязни педагогических ошибок -«барьер» подражания

Язык непринятия: Язык непринятия: 12 барьеров общения. 1. Приказы, команды, указания. Пример: «Сейчас же перестань!», «Замолчи!», «Чтобы я этого больше не слышал!», «Перестань жаловаться и заканчивай работу». 2. Предупреждения, угрозы, предостережения. Пример: «Если ты не прекратишь, я вызову родителей», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз повторится, и я тебя отведу к директору». 3. Мораль, нравоучения, проповеди. Пример: «Ты обязан вести себя, как подобает», «Ты должен уважать взрослых», «Каждый должен трудиться», «Учение – это твоя работа».

4. Советы, выдвижение готовых решений. Пример: «А ты возьми и скажи…», «Я бы на твоем месте …», «Тебе нужно пойти и извиниться». 5. «Чтение лекции», нотации, логические доводы. Пример: «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорили!», «Пора бы знать, что…», «Если будешь …, то…» 6. Критика, выговоры, обвинения. Пример: «На что это похоже!», «Все из-за тебя», «Ты просто откровенно ленишься», «Опять все сделал не так!» 7. Обзывание, наклеивание ярлыков, стереотипная характеристика, высмеивание. Пример: «Ну, просто дубина!», «Не будь лапшой», «Плакса», «Ты ведешь себя как девочка», «Тупица и лентяй».

8. Догадки, интерпретации, диагнозы. Пример: «Ты просто хочешь отделаться от этого задания», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь», «Я вижу тебя насквозь», «Я знаю, это все из-за того, что…». 9. Похвала, согласие, выдача положительных оценок. Пример: «Молодец!», «Ты самый умный в классе!», «Ты просто гений!». 10. Успокаивание, сочувствие на словах, уговоры, утешение. Пример: «Успокойся», «Не обращай внимания», «У всех так бывает», «Это не так трудно, как тебе кажется». 11. Расспрашивание, расследование, допрос. Пример: «Нет, ты все-таки скажи», «Почему молчишь?», «Что все-таки случилось? Я все равно узнаю!» 12. Отшучивание, уход от разговора с помощью юмора, сарказма, развлекания. Пример: «Ты что, встал не с той ноги?», «Давай вернемся к нашему уроку», «Пустяки, дело житейское».

Язык принятия: что использовать вместо 12 барьеров общения? Принятие другого человека таким, какой он есть, - это важный фактор при установлении взаимоотношений, которые помогут другому человеку расти и развиваться. Принятие – это плодотворная почва, которая позволяет крошечному семени стать цветком. Принятие дает возможность юному человеку реализовать свой потенциал.

Как установить контакт с учеником? Пассивное слушание или молчание. Молчание – это обладающее большой силой невербальное сообщение, которое способно вселить в ученика уверенность в том, что его принимают и ободрить на все большую откровенность. Действенные ответы, не содержащие сведений. Это невербальные и вербальные сигналы, показывающие, что вы действительно настроены на слушание: –кивки головой, наклон вперед, улыбка, сдвижение бровей и др. –звуки «угу», «о-о», «да-да», «я понимаю» и др «Отворяющие ключики». Иногда нужно ободрить ребенка, чтобы он начал говорить. Помогут такие фразы: «Ты хотел бы что-то сказать об этом?» «Это интересно, не хочешь ли ты продолжить?» «Чувствуется, что ты очень переживаешь из-за этого» «Не хочешь ли ты рассказать об этом?» «Мне интересно, что ты говоришь». Активное слушание. Когда ребенок расстроен, обижен, огорчен, потерпел неудачу, устал, нужно дать ему понять, что вы знаете о его переживании (состоянии), «слышите» его. Для этого лучше всего назвать его чувство или переживание.

Некоторые важные особенности активного слушания. Во-первых, обязательно повернитесь к у ченику лицом. Очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Помните, что ваше положение и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его услышать. Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным учеником, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать Пауза помогает у ченику разобраться в своих переживаниях и одновременно почувствовать, что вы рядом. В-четвертых, иногда полезно повторить фразу у ченика, немного изменив ее, а потом обозначить чувство.

Положительные результаты активного слушания: Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ученика: разделенное горе, как известно, вдвое меньше. Ученик, убедившись, что учитель готов его слушать, начинает рассказывать о себе больше: иногда разматывается целый клубок проблем и огорчений. Ученик сам продвигается в решении своей проблемы. Дети сами довольно быстро начинают активно слушать взрослых. Взрослые замечают, что со временем начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться на ребенка, т.е. изменяются сами.

ТЫ-СООБЩЕНИЕ 1.Ну что у тебя за вид! 2.Перестань болтать, ты мне мешаешь! 3.Ты не мог бы сделать музыку потише! Я-СООБЩЕНИЕ 1.Я не люблю, когда дети ходят растрепанные и грязные. 2.Мне трудно вести классный час, когда между собой переговариваются. 3.Меня очень утомляет громкая музыка. ТЫ-СООБЩЕНИЕ воспринимается ребенком как обвинение, критика, угроза. Я-СООБЩЕНИЕ предоставляет возможность детям узнать нас поближе, узнать наши чувства и причину нашего раздражения.

Правило 1. Если ученик вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания – сообщите ему об этом. Ни в коем случае не стоит держать отрицательные и сильные чувства в себе, молча переносить обиду, гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Правило 2. Когда вы говорите о своих чувствах, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о его поведении, т.е. используйте Я-СООБЩЕНИЕ.

Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери и все сердца Смайлс Самюэл

Символическое задание на выявление социального Я. Рисуем 8 одинаковых кружков. В кружках распределяем группу знакомых и самого себя. Чем ближе к левому краю кружок с пометкой «Я», тем выше самооценка испытуемого

Социальная заинтересованность, т.е. восприятие себя частью группы или отдельным от других. Испытуемому предъявляется лист бумаги с изображением треугольника, вершинами являются кружки, обозначающие других людей. Испытуемый должен разместить кружок, означающий Я. Я Если кружок «Я» располагается внутри треугольника, значит испытуемый ощущает себя внутри коллектива значимым и востребованным, и наоборот.

Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать. А когда ребенка часто хвалят - он учится оценивать. Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться. Когда с ребенком обычно честны - он учится справедливости. Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким. Когда ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить. А если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым. При частом одобрении ребенка - он начинает всегда хорошо к себе относиться. Если к ребенку часто бывают, снисходительны - то он учится быть терпеливым. Когда ребенка часто подбадривают, то он учится уверенности в себе. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, то он учится находить в этом мире любовь!

ЗАПОВЕДИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ - НИКОГДА НЕ КРИЧАТЬ НА ДЕТЕЙ. - Любить детей. - Стараться как можно больше хорошего знать о детях. - Защищать детей от них самих и от тех опасностей, которые их подстерегают. - Никогда не использовать детскую откровенность во вред детям. - Уметь прощать. - Уметь смотреть, видеть, слушать и слышать. - Уметь терпеть и ждать. - Искать и находить подход к каждому. - Быть интересным человеком, собеседником, человеком, с которым и помолчать приятно. - Уметь каждому сказать только ему предназначенное доброе слово. - Уметь найти общий язык с учителями, с родителями, с чертом, дьяволом, если это нужно ребенку. - Уметь любую работу делать вместе с учениками. - Уметь быть ласковой со всеми детьми. - Дети должны знать, что вы читаете, что вы любите, что вам интересно. - Быть для них неожиданными в речениях, одежде, поступках. - Никогда не жаловаться на детей. - Придумывать все с ними, а не за них. - Петь под их гитару. - Учить детей доброте, ответственности, уважению себя и других. - Никогда не забывать хвалить детей за дело. - Придумать множество самых разнообразных форм поощрения. - Никогда не сравнивать детей. - У вас не должно быть любимчиков. - Искать у каждого ребенка его главные достоинства и развивать их.

Посейте поступок – пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер, посейте характер – пожнете судьбу. У.Теккерей