Индивидуально- типологический подход, контроль знаний учащихся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические аспекты подготовки к ЕГЭ индивидуально-типологический подход.
Advertisements

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ Педагог - психолог высшей квалификационной категории МБОУ « Гимназия 14 г. Йошкар.
По стратегиям работы с разными типами детей и детьми «группы риска» М ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ.
« Экзамены : единственная возможность знать хоть что - то хотя бы несколько дней » Жорж Элгози « Экзамены : единственная возможность знать хоть что -
Методические рекомендации для учителей по стратегиям работы с детьми группы риска.
Методические рекомендации по стратегии работы с детьми группы риска в период подготовки к ГИА.
Психолого- педагогические проблемы подготовки школьников к ЕГЭ.
Психологическое сопровождение итоговой аттестации.
Перфекционисты и «отличники" Им недостаточно выполнить минимальный объем заданий. Им нужно сделать все,причем безошибочно. Есть еще один камень преткновения-
Как помочь ребенку найти точку опоры Педагогический совет Март 2014 год.
Стратегии работы с детьми группы риска. Гипертимные дети « Застревающие » детиАудиалы и кинестетики.
ГОТОВИМ к ЕГЭ и ГИА Стратегии работы учителя с детьми групп риска Подготовила Кожевникова Л. М Педагог-психолог МКОУ «Березовская СОШ»
Психологическая подготовка к Единому государственному экзамену детей группы риска.
С ТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ НА ЭКЗАМЕНЕ МОУ ППМС «Центр диагностики и консультирования» 2009.
Трудности, связанные с личностными особенностями старшеклассников.
Психологическая подготовка к Единому государственному экзамену детей группы риска Различные формы психологической поддержки Групповые психологические занятия.
Степашкина Любовь Юрьевна Степашкина Любовь Юрьевна, зам. директора Ресурсного центра кадрового обеспечения образовательных систем, к. п. н., доцент кафедры.
Психологическая подготовка к ГИА (ЕГЭ). Наиболее значимые психологические характеристики, которые требуются в процессе сдачи ЕГЭ: высокая мобильность,
Педагог-психолог МОУ «СОШ 50» Горбунова И.В. Педагог-психолог МОУ «СОШ 50» Горбунова И.В.
Значимые психологические характеристики требуемые при сдаче ЕГЭ: Высокая мобильность, переключаемость. Высокая мобильность, переключаемость. Высокий уровень.
Транксрипт:

Индивидуально- типологический подход, контроль знаний учащихся

Значимые психологические характеристики, которые требуются в процессе решения тестовых контрольных работ и экзаменов: Высокая мобильность, переключаемость. Высокий уровень организации деятельности. Высокая и устойчивая работоспособность. Высокий уровень концентрации внимания, произвольности. Четкость и структурированность мышления. Сформированность внутреннего плана действий.

Когнитивные (познавательные) трудности 1.Прежде всего, значительную трудность может представлять сама работа с тестовыми заданиями. Тестирование предполагает формирование особых навыков: умения выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных, умения оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. 2.Процедура тестирования требует особой стратегии деятельности, здесь ученику необходимо определить, какие задания и в каком соотношении он будет выполнять.

Процессуальные трудности Особая форма заполнения бланков Возможны трудности с кодированием-раскодированием информации (соотнесение содержания и соответствующего ему номера). Трудности, связанные с непривычной ролью взрослого. Отсутствие личного контакта, лаконичные ответы. Трудности, связанные с критерием оценивания ответа. При сдаче ЕГЭ, трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей. Следствием такого рода трудностей может явиться пропуск возможных шансов апелляции или необходимость работать с некачественным, ошибочным материалом.

«ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ» ДЕТИ У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Запоминание материала лучше происходит на основе ассоциаций, метафор, аналогий. Правополушарные дети могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно составлять конспекты, планы. Таким детям трудно выделять главное, но они хорошо обобщают. При устном опросе, если они не знают ответа, то могут его придумать или рассказать то, что знают из других областей. Ответы часто хаотичны. Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. Они задают оригинальные вопросы, их ответы тоже часто оригинальны.

«ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ» ДЕТИ Стратегии поддержки Учить выделять главное. Ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь? Учить вчитываться в текст, отвечать на вопрос: «Про что именно тебя спрашивают?» При тестовых заданиях образца ЕГЭ, перед тем как заполнить бланк, попросить записывать первые пять мыслей, пришедших в голову после прочтения вопроса из группы С. Затем проранжировать эти записи в порядке значимости. И только потом записывать ответ. При подготовке задействовать образы, метафоры, картинки.

ТРЕВОЖНЫЕ и НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и др.). Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли. Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя посмотреть, правильно ли они сделали. Они часто грызут ручку, теребят пальцы или волосы.

ТРЕВОЖНЫЕ и НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ Стратегии поддержки Задача взрослого поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься» Нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится».

ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.

ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ Стратегии поддержки Научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные внешние опоры (Такими опорами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку, и пр.) Во время контроля знаний таким детям требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты как?», «Ты сейчас что делаешь?». Родителям помогать детям в домашних условиях организовывать деятельность и структурировать время

ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ И «ОТЛИЧНИКИ» Если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и соответствующим образом (естественно, высоко) оценено. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще. Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. На экзамене возможный камень преткновения для них необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ И «ОТЛИЧНИКИ» Стратегии поддержки Помочь скорректировать ожидания детей и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. Помочь распределить время. В ходе контроля знаний можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе еще осталось?» и помогать скорректировать собственные ожидания: «Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию».

АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ Основная характеристика астеничных детей высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Во время уроков они нередко ложатся на парту, подпирают голову рукой или начинают раскачиваться, тем самым пытаясь себя тонизировать. Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограниченны. ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода. Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.

АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ Стратегии поддержки важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки; чтобы ребенок не переутомлялся, ему необходимо делать перерывы в занятиях. Их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. На длительных олимпиадах, пробных экзаменах, по возможности лучше организовать им несколько коротких «перемен» (отпустить в туалет и др.).

ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они могут сделать множество дел за короткое время, они импульсивны и порой несдержанны. Быстро выполняя задания, они зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация. Они не расстраиваются из-за плохих оценок.

ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ Стратегии поддержки важно научить ребенка проверять свою работу (при необходимости используя прием дистанцирования: «Представь, что проверяешь не свою работу, а работу Коли). Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись» Необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты. Во время контоля знаний в тестовой форме гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Их лучше посадить в классе так, чтобы возможность с кем-то общаться была у них минимальна

«ЗАСТРЕВАЮЩИЕ» ДЕТИ Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Они долго настраиваются и вникают при выполнении каждого задания. Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше. Они основательны и зачастую медлительны. Они практически никогда не укладываются в отведенное время.

«ЗАСТРЕВАЮЩИЕ» ДЕТИ Стратегии поддержки Научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию». Нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается

Заикающиеся дети Нередко заикание возникает у ребят с так называемыми тормозимыми чертами характера. Это робкие, неуверенные в себе, застенчивые, тревожные, склонные к углубленному самоанализу личности. Они отличаются легко возникающими реакциями паники, недовольства собой, сверхответственностью, старательностью, колебаниями настроения, а также утомляемостью и невыносливостью к нагрузкам. В ряде случаев основой заикания является незрелость психических процессов. Ребята отличаются беззаботностью, необязательностью, легкомыслием, «детскостью» суждений и реакций. Наивность, простодушие, непосредственность иногда сочетаются с желанием развлечений, удовольствий, неспособностью к усилию, склонностью к бесплодным грезам и фантазиям. Наибольшие трудности возникают при общении с педагогом демонстрирующим быстрый темп речи, часто меняющуюся интонацию в сочетании с экспрессивной жестикуляцией. Активизация заикания может быть обусловлена физической ослабленностью ребят, повторными психическими травмами, чрезмерной учебной нагрузкой, нарушением элементарного режима

Заикающиеся дети Очень важна спокойная, доброжелательная обстановка. Надо избегать чрезмерных волнений и суеты, меньше говорить о болезни и вообще не употреблять слово «заикание» в присутствии детей. Речь окружающих ребенка людей должна быть плавной, неторопливой, на пониженных тонах голоса. Недопустимы грубые и резкие окрики, неосторожная шутка. При появлении заикания не останавливать внимания на заикании ребенка, говорить с ним спокойной, плавной, неторопливой речью, при затруднениях можно помочь ему, сказав вместе с ним трудное слово, позаботиться, по возможности, о том, чтобы он меньше говорил. Предпочтительно задавать вопросы, требующие простых, однословных ответов.