- это нормы литературного употребления грамматических форм разных частей речи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Морфологические нормы Нормы употребления форм различных частей речи.
Advertisements

Задание А 3 Морфологические нормы - нормы употребления форм различных частей речи.
Культура речи Морфологические нормы Составила – учитель русского языка и литературы Сторожева Т.Ю.
Ошибки в образовании формы слова. Нормативное образование и употребление падежный форм имен числительных Склонение имен числительных, обозначающих целые.
Морфологические нормы русского языка ЕГЭ А3. О нормах Главным понятием культуры речи является норма Нормы бывают орфоэпические, акцентологические, словообразовательные,
Морфологические нормы (задание А3). Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ОБРАЗОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ ИМЁН.
ПАМЯТКА ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ СЛОВ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИЙ При образовании ср. степени можно использовать либо слово «более», «самый»,
Имя числительное Морфологические нормы, связанные с употреблением имени числительного.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Готовимся к ЕГЭ Культура речи. Если существительное обозначает предмет, то оно обычно приобретает характеристику среднего рода: пальто, кашне, метро.
Презентацию подготовила Митрошина М.Ю., учитель русского языка и литературы МКОУ «Лицей 2»
Морфологические нормы. 10 класс. Морфологические нормы употребления имён существительных. Относятся к среднему роду: летнее пальто, широкое шоссе. Исключение:
Имя числительное Презентацию подготовила Митрошина М.Ю. Prezentacii.com.
Окончания существительных и прилагательных множественного числа в именительном, родительном, творительном падежах.
Имя числительное Выполнила ученица 10 класса «А» Кустова Дарья.
Некоторые словообразовательные нормы. Тип ошибкиПримерПравильный вариант 1. Нарушение словообразовательной структуры слова (использование отсутствующих.
Что изучает этот раздел науки о языке? Что изучает этот раздел науки о языке? На какие группы делятся все части речи? На какие группы делятся все части.
Морфологические нормы. Такой Всё время ученик не в радость по-русски говорил. учителю. нет погон нет погонов пришли ректора пришли ректоры более моложе.
Семнадцатое января Урок русского языка в 10 классе УМК под редакцией Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина Бутакова Н.П., учитель русского языка.
Имя числительное Составили уч-ся 8 класса Аношкина Екатерина Коротких Дарья Руководитель: учитель русского языка Смирнова Надежда Эксановна МОУ «Уржумская.
Транксрипт:

- это нормы литературного употребления грамматических форм разных частей речи

: 1) в выборе окончания существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа Пример: Лучшие архитекторы России приняли участие в фестивале. в родительном падеже единственного и множественного числа Пример: Купить килограмм абрикосов.

2) в выборе окончания существительных женского и среднего рода в родительном падеже множественного числа Пример: В шкафу аккуратно лежат комплекты одеял, наволочек, покрывал, пледов.

3) в определении грамматического рода несклоняемых существительных ( красивый кенгуру) иностранных географических названий (Онтарио, Миссури, Сочи) сложных слов и аббревиатур (интересная роман-газета)

М.р. Им.п. мн.ч. -ы (-и) -а (-я) архитекторы возрасты выборы выговоры гербы лекторы месяцы офицеры порты почерки приговоры шофёры векселя директора доктора инспектора катера ордера округа отпуска паспорта повара профессора сторожа Допускается: джемперы и джемпера (разг.) договоры и договора(разг.) свитеры и свитера (разг.) корпусы (туловища) корпуса (здания) пропуски (отсутствие) пропуска (документы) счёты (взаимные) счета (документы) хлебы (печёные) хлеба (на корню) цветы (растения) цвета (окраска) образа (иконы) образы (в художественной литературе) пояса (части одежды) поясы ( географические) !!! Следует различать формы по значению:

М.р. Род.п. Мн.ч. Сущ-е, обозначающие: полное окончание нулевое окончание фрукты, овощи абрикосов апельсинов баклажанов помидоров яблок _ единицы измерения гектаров граммов килограммов грамм (разг.) килограмм(разг.) парные предметы носков ботинок _, сапог_ чулок _ национальности таджиков, чеченцев башкир _,грузин _ туркмен _, турок_ и др. существительные рельсов коррективов солдат _, партизан _

Жен.р. и Ср.р. Род.п. Мн.ч. Полное окончание Нулевое окончание верховьев, долей, доньев кеглей, копытцев кружевцев, платьев устьев свечей простыней барж, басен, блюдец вафель, дел, зеркалец кочерёг, кушаний, мест одеялец, яблонь простынь свеч (игра стоит свеч) Слова, не имеющие форм ед. ч. Полное окончаниеНулевое окончание Заморозков, лохмотьев Нападок, потёмок Консервов, буднейСумерек, макарон Яслей, граблей.Дрязг, грабель.

Закончите фразу, поставив слова в скобках в нужную форму. 1)В нашей стране скоро состоятся выбор(ы/а). 2)В совещании участвовали профессор(ы/а) и ректор(ы/а) многих вузов. 3)При входе необходимо предъявлять пропуск(а/и). 4)В магазине было много фруктов и овощей: (абрикосы, ананасы, апельсины, баклажаны, помидоры, яблоки). 5)В шкафу аккуратно лежат комплекты:( наволочки, одеяла, простыни, полотенца). 6)У нас с ним старые счёт(ы/а).

1) В нашей стране скоро состоятся выбор 2)В совещании участвовали профессор Ы.Ы. Аи лектор Ы многих вузов. 3) При входе необходимо предъявлять пропускА. 4) В магазине было много фруктов и овощей: абрикосОВ, ананасОВ,апельсин ОВ,баклажанОВ,помидорОВ яблок_._. и 5) В шкафу аккуратно лежат комплекты: наволочЕК, одеялецпросотынЕЙ,полотенец_._. 6) У нас с ним старые счётЫ.Ы. _,_, Если ты ошибся- повтори правило!

Несклоняемые существительные относятся к мужскому роду к женскому роду к среднему роду А) одуш. имена сущ-е со зна- чением лиц мужского пола: (денди, маэстро, месье) Б)слова, обозн. животных, насекомых, птиц, рыб ( фламинго, пони, кенгуру) В) названия некоторых языков (бенгали, эсперанто) неодушевлённые имена существительные на гласный (алиби, авто, бра, метро, меню, такси, шоссе) !!!Кроме: кофе – м.р. но: допустимо- ср.р. А) одуш. имена сущ-е со значением лиц женского пола (мадам, мисс, леди, Мэри) Б) незначительная часть неодушевлённых сущ. (кольраби, салями, авеню)

Тест 55. Отметье слова, имеющие окончания –и(-ы) в форме им. пад. Мн.Ч. 1)Оратор 6)Крем 2)Автор 7)Ястреб 3)Договор 8)Инженер 4)Паспорт 9)Выбор 5)Клапан 10)Ректор

Тест 58. Отметье слова, имеющие окончание –ов в форме род. Пад. Мн.ч. 1)Ботинки 6)Негры 2)Цыгане 7)Баклажаны 3)Чулки 8)Калмыки 4)Румыны 9)Томаты 5)Партизаны 10)Таджики

Тест 60. Отметье слова, имеющие нулевое окончание в форме род. Пад. Мн. Ч. 1)Нападки 6)Груши 2)Клипсы 7)Ясли 3)Пригоршни 8)Грабли 4)Дела 9)Будни 5)Полотенца 10)Джинсы

Тест 62. Отметьте нарушения норм употребления сущ. 1)Серый кенгуру 5)Пестрое какаду 2)Ловкий шимпанзе 6)Старая такси 3)Маленький пони 7)Солидный атташе 4)Коварный цунами 8)Новая бра

Тест 63. Отметьте нарушения норм употребления им. сущ. 1)ГУНО организовал 5)Гостеприимный Тарту 2)Солнечное Баку 6)Гаити расположено 3)Диван-кровать стояла7)Вагон-гостиница закрыт 4)Древние Кижи 8)ВУЗ объявил набор

Тест 64. Отметьте слова, относящиеся к сущ. Муж.р. 1)Толь 6)Шампунь 2)Вуаль 7)Ковыль 3)Рояль 8)Табель посещаемости 4)Бандероль 9)Лебедь 5)Мозоль 10)Табель о рангах

Ответы Тест 55: Тест 58: Тест 60: Тест 62: Тест 63: Тест 64:

У географических названий - по родовому слову ( СочигородМ.р.,МиссурирекаЖ.р.,Онтариоозеро Ср.р ) У аббревиатур – в основном по опорному слову ( МВД Министерство внутренних дел Ср.р., ЦУМ Центральный универсальный магазин М.р. ) У составных слов – по родовому признаку первого слова (театр- студия, роман – газетаМ.р., кресло – кровать, кафе – бар Ср.р.)

Распределите имена существительные в 3 столбика А) женский род, Б) мужской род, В) средний род ; Объясните лексическое значение несклоняемых имён существительных Счастье, кофе, фламинго, галерея, МГУ, жалюзи, Миссисипи, очередь, авеню, алоэ, дом -музей, Гюго, мисс, кимоно, кавалер, денди, какаду, резюме, юноша, аллея, домино, шкаф –купе, ВДНХ, Осло, тюль, Онтарио.

Женский род Мужской род Средний род галерея Миссисипи очередь авеню мисс аллея ВДНХ кофе фламинго МГУ дом-музей Гюго кавалер денди какаду шкаф-купе Осло тюль счастье кофе ( допустимо ) жалюзи алоэ кимоно резюме домино Онтарио Если ты ошибся- повтори правило!

ЗАДАНИЯ!!! Задание 1. Определите, в каких предложениях допущены грамматические ошибки: 1.Около магазина стояли ящики из-под помидоров. 2.Поздняя барокко характеризуется декоративной пышностью деталей. 3.Осенью в нашей школе была проведена бал – встреча выпускников. 4.Правая туфля немного маловата. Задание 2. Определите, в каких предложениях нет грамматических ошибок: 1.Сладкий вкус спелых абрикосов напоминал о летнем зное. 2.Мама купила ароматную шампунь. 3.На совещание собрались директоры разных школ города. 4.На поле созрели богатые хлеба.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!!! Задание 1. Определите, в каких предложениях допущены морфологические ошибки: 1.Около магазина стояли ящики из-под помидоров. 2. Позднее барокко характеризуется декоративной пышностью деталей. 3. Осенью в нашей школе был проведен бал – встреча выпускников. 4. Правая туфля немного маловата. Задание 2. Определите, в каких предложениях нет морфологических ошибок: 1. Сладкий вкус спелых абрикосов напоминал о летнем зное. 2. Мама купила ароматный шампунь. 3. На совещание собрались директора разных школ города. 4. На поле созрели богатые хлеба. Если ты ошибся- повтори правило!

1)Неправильное образование форм степеней сравнения !!!Следует употреблять:Бойкий- бойче Звонкий- звонче Ловкий- ловче

2) Смешение простых и составных форм степеней сравнения Более плохой ответ/ Этот ответ хуже предыдущего. Самый большой или наибольший !!!Следует употреблять:

Только краткая форма прилагательного, употребляясь в роли сказуемого, может иметь зависимые слова. Употребление полной формы прилагательного в функции сказуемого ведёт к ошибке. Ошибочное употребление Следует употреблять! Мой ребёнок больной ангиной Мой ребёнок болен ангиной

Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней сравнения приводит к ошибке. !!!Запомните формы сравнительной степени: бойче, звонче, ловче, слаще Ошибочное употребление Следует употреблять! Он набрал самое наибольшее количество баллов Он набрал наибольшее количество баллов

Тест 69. Отметьте нарушения норм употребления им. прилаг. 1.Мы готовы к отъезду 2.Мой ребёнок склонный к простуде 3.Наш край богат талантами 4.Мальчик способен к математике 5.Она была слаба здоровьем

Тест 71. Отметьте нарушения норм употребления им. прилаг. 1.Пьяный водитель более опасен 2.Поступок имел самые тяжелейшие последствия 3.Отец у Коли более строже 4.На тёмном фоне этот рисунок выглядит менее красивым 5.Чаще, чем прежде, встречаются здесь архаизмы

Ответы Тест 69: 2 4 Тест 71: 1 2 3

Формы сравнительной степени можно употреблять в высказываниях, из содержания которых ясно, что с чем сравнивается. Ошибочное употребление Следует употреблять! Гоголь создал более реалистические образы Гоголь создал более реалистические образы, чем Фонвизин

Отметьте нарушения норм употребления прилагательных и отредактируйте предложения. 1.У мамы характер более мягче, чем у бабушки. 2.Нина бойчее Зои. 3.Мой ребёнок больной ангиной. 4.Мы готовы к отъезду. 5.Наш край богатый талантами. 6.Фраза на этот раз звучит звонче. 7.Показатели у первой группы были более выше, чем у второй. 8.Более замечательнее города, чем Сочи, я не знаю. 9.Такие объяснения ошибочны.

1.У мамы характер мягче, чем у бабушки. 2.Нина бойче Зои. 3.Мой ребёнок болен ангиной. 4.Мы готовы к отъезду. 5.Наш край богат талантами. 6.Фраза на этот раз звучит звонче. 7.Показатели у первой группы были выше, чем у второй. 8.Замечательнее города, чем Сочи, я не знаю. 9.Такие объяснения ошибочны. Если ты ошибся- повтори правило!

1)Двусмысленность фразы из-за неверного употребления местоимения 3-го лица Ошибочное употребление Следует употреблять! Я вынула книгу из сумки и положила её на стол Я вынула книгу и положила её на стол

2 ) Пропуск местоимения себя Ошибочное употребление Следует употреблять! -Как сегодня чувствуете? -Как себя сегодня чувствуете?

2) Нарушение согласования с замещаемым словом Ошибочное употребление Следует употреблять! Группа просила проэкзаменовать их в первую очередь. Группа просила проэкзаменовать её в первую очередь.

Отметьте нарушения норм употребления местоимений, исправьте ошибки. 1.Тайна планеты Венера, казалось, скрыта от науки: её не видно. 2.Миша попросил сестру налить ему воды. 3.Какая-то птица села на ветку, и с неё посыпался стеклянный дождь. 4.На ихней стоянке горел костёр. 5.Когда он приступил к работе, он стал сомневаться в собственных силах. 6.И тут они увидели этот шарф. Вася снял с себя пальто и обмотал его вокруг себя. 7.Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.

1.Тайна планеты Венера, казалось, скрыта от науки:планетыне видно. 2. Миша попросил сестру налить ему воды. 3. Какая- то птица села на ветку, и светкипосыпался стеклянный дождь. 4. Наихстоянке горел костёр. 5. Когдаученик приступил к работе, он стал сомневаться в своих силах. 6. И тут они увидели этот шарф. Вася снял с себя пальто и намоталшарф на себя. 7. Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей. Если ошибся- повтори правило!

1)Склонение составных количественных и порядковых числительных Пример: И.п. шестьсот пятьдесят три Ошибочное употребление Следует употреблять! Т.п. шестьюстами пятьдесят тремя Т.п. шестьюстами пятьюдесятью тремя

2) Употребление собирательных числительных Ошибочное употребление Следует употреблять! двое сестёрдвое братьев

Склонение составных количественных числительных При склонении составных количественных (сколько?) числительных должны изменяться все компоненты, входящие в их состав; Пример: И.п. восемьсот шестьдесят семь Р.п. восьмисот шестидесяти семи Д.п. восьмистам шестидесяти семи В.п. восемьсот шестьдесят семь Т.п. восьмьюстами шестьюдесятью семью П.п. о восьмистах шестидесяти семи

Склонение составных порядковых числительных !!!При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово Пример: И.п. триста двенадцатая комната Р.п. триста двенадцатой комнаты Д.п. триста двенадцатой комнате В.п. триста двенадцатую комнату Т.п. триста двенадцатой комнатой П.п. о триста двенадцатой комнате

Прочитайте текст, правильно употребляя формы склонений количественных и порядковых числительных. Что подать к праздничному столу? Конечно торт! Его можно приготовить всего за 1.5 часа из 350г. муки, 180г. кефира, 100г. сахара и 2 яиц. Разотрите яйца с 100г. сахарного песка, смешайте с 180 г. кефира и 350г. муки. Добавьте чайную ложку соды, обсыпьте форму манной крупой и выпеките 3 коржа. Для крема к 525 г. сметаны добавьте сахарного песка и взбейте, или же 350г. масла и 450г. сгущённого молока. После того как коржи будут испечены, выложите их на тарелку и промажьте кремом. Сверху торт можно украсить шоколадной крошкой и 15 ягодами вишни. Приятного аппетита!

Собирательные числительные (двое,трое и т. д.) могут употребляться: -со словами, обозначающими лиц мужского пола ( двое братьев) -с прилагательными, перешедшими в существительные (трое военных) -со словами, не имеющими формы ед.числа (трое ножниц, двое суток; НО: пять, шесть…суток) -со словами «дети», «ребята», «люди» (двое ребят) -со словами, обозначающими детёнышей животных (семеро козлят) -с личными местоимениями (их было пятеро) !!!Собирательные числительные не употребляются: -со словами, обозначающими лиц женского пола (двое сестёр) -со словами, обозначающими взрослых животных (трое быков)

Употребление числительных: оба, полтора, полтораста Числительное оба имеет две формы: Муж. и Ср.р Ж.р. у обоих братьев у обеих сестёр у обоих окон Числительные полтора и полтораста согласуются с существительными в косвенных падежах: в полутора ( не полуторах) часах ( не часов), в полутораста ( не полуторастах) километрах ( не километров)

Тест74. Отметьте нарушения норм склонения числ. В следующих парадигмах: И.-В. 1.Восемьдесят 2.Сорок девять 3. триста двенадцать Р. Восьмидесяти Сорока девяти триста двенадцати Д. Восьмидесяти сорока девяти триста двенадцати Т. Восьмидесятью сорока девятью триста двенадцатью П. О восьмидесяти сорока девяти трехстах двенадцати И.-В. 4.Восемьсот шестьдесят семь 5. сто сорок девятый Р. Восьмисот шестидесяти семи ста сорока девятого Д. Восьмистам шестидесяти семи ста сорока девятому Т. Восьмьюстами шестьюдесятью семью ста сорока девятым П. О восьмистах шестидесяти семи о ста сорока девятом И.-В. 6.Две тысячи шестьсот двадцать 7. Двести восемнадцатая Р. Двух тысяч шестисот двадцати Двести восемнадцатой Д. Двум тысячам шестистам двадцати Двести восемнадцатой Т. Двумя тысячами шестьюстами двадцатью Двести восемнадцатой П. О двух тысячах шестистах двадцати Двести восемнадцатой

Тест 77. Отметьте нарушения норм употребления числительных. 1) Анна – мать пятерых детей. 2) Вчера в это же время здесь находилось трое мужчин. 3) Расследуется дело о хищении пяти миллионов шестиста девяноста тысяч рублей. 4) Изъято более трехста граммов наркотиков. 5) Трое из них признаны виновными. 6) Семеро суток понадобилось им, чтобы раскрыть преступление. 7) На автобусной остановке стояло четверо мужчин и двое женщин. 8) Трое юношей и три девушки исполняли красивый танец.

Тест 78. Отметьте словосочетания, в которых должна использоваться форма жен. Рода числ. Оба 1.В об_их случаях 6.В об_их журналах 2. Об_ страницы 7. С об_ими подругами 3. С об_ими чемоданами 8.об_ими руками 4.В об_их газетах 9. У об_их домов 5. В об_их комнатах 10. у об_их студентов

Ответы Тест 74: Тест 77: Тест 78:

Отметьте нарушения норм употребления числительных и отредактируйте предложения. 1.На автобусной остановке стояло семеро мужчин и двое женщин. 2. Мы сделали ремонт в обеих комнатах. 3. До полтора раза перекупщики превысили первоначальную цену. 4. Семеро белок жили в загородном парке. 5. Трое суток понадобилось нам, чтобы добраться до места назначения. 6. В обоих газетах были напечатаны одинаковые статьи. 7. Поезд прошёл более полуторосот километров. 8. Анна – мать пятерых детей.

1.На автобусной остановке стояло семеро мужчин и две женщины. 2. Мы сделали ремонт в обеих комнатах. 3. До полутора раз перекупщики превысили первоначальную цену. 4. Семь белок жили в загородном парке. 5. Трое суток понадобилось нам, чтобы добраться до места назначения. 6. В обеих газетах были напечатаны одинаковые статьи. 7. Поезд прошёл более полутораста километров. 8. Анна – мать пятерых детей. Если ты ошибся- повтори правило!

М.р. Им.п. мн.ч. -ы (-и) -а (-я) архитекторы возрасты выборы выговоры гербы лекторы месяцы офицеры порты почерки приговоры шофёры векселя директора доктора инспектора катера ордера округа отпуска паспорта повара профессора сторожа Допускается: джемперы и джемпера (разг.) договоры и договора(разг.) свитеры и свитера (разг.) Вернуться к заданию

Несклоняемые существительные относятся к мужскому роду к женскому роду к среднему роду А) одуш. имена сущ-е со зна- чением лиц мужского пола: (денди, маэстро, месье) Б)слова, обозн. животных, насекомых, птиц, рыб ( фламинго, пони, кенгуру) В) названия некоторых языков (бенгали, эсперанто) неодушевлённые имена существительные (алиби, авто, бра, метро, меню, такси, шоссе) !!!Кроме: кофе – м.р. но: допустимо- ср.р. А) одуш. имена сущ-е со значением лиц женского пола (мадам, мисс, леди, Мэри) Б) незначительная часть неодушевлённых сущ. (кольраби, салями, авеню) Вернуться к заданию

Несклоняемые существительные относятся к мужскому роду к женскому роду к среднему роду А) одуш. имена сущ-е со зна- чением лиц мужского пола: (денди, маэстро, месье) Б)слова, обозн. животных, насекомых, птиц, рыб ( фламинго, пони, кенгуру) В) названия некоторых языков (бенгали, эсперанто) неодушевлённые имена существительные (алиби, авто, бра, метро, меню, такси, шоссе) !!!Кроме: кофе – м.р. но: допустимо- ср.р. А) одуш. имена сущ-е со значением лиц женского пола (мадам, мисс, леди, Мэри) Б) незначительная часть неодушевлённых сущ. (кольраби, салями, авеню) Вернуться к заданию

1)Двусмысленность фразы из-за неверного употребления местоимения 3-го лица Ошибочное употребление Следует употреблять! Я вынула книгу из сумки и положила её на стол Я вынула книгу и положила её на стол

2 ) Пропуск местоимения себя Ошибочное употребление Следует употреблять! -Как сегодня чувствуете? -Как себя сегодня чувствуете?

2) Нарушение согласования с замещаемым словом Ошибочное употребление Следует употреблять! Группа просила проэкзаменовать их в первую очередь. Группа просила проэкзаменовать её в первую очередь. Вернуться к заданию