Ежеквартальный журнал для родителей 2, июнь 2012 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности развития детей 3- 4 лет Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям.
Advertisements

Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Особенности развития детей 3- 4 лет. Анатомо-физиологические особенности развития К четырем годам рост ребенка достигает см. Вес детей в среднем.
Организация общения дошкольников в повседневной жизни и разнообразных видах деятельности.
Консультация для педагогов и родителей Педагог-психолог Майорова Л.Н.
«Адаптация ребёнка к детскому саду». Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям. Строгий режим дня. Отсутствие родителей в.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Шегарский детский сад 2» ПРЕЗЕНТАЦИЯ к родительскому собранию по теме: «Возрастные особенности.
Игра - своеобразная форма деятельности, при посредстве которой дети готовятся к жизни, приобретают определенные навыки и привычки, усваивают социальный.
Презентацию подготовила учитель-логопед дошкольного отделения 1 ГБОУ СОШ 1415 Антипенко Анна Романовна 1.
Возрастные особенности детей 6-7-лет.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей.
Результаты коррекционно - развивающей работы с учащимися коррекционной школы 8 вида за 2014 – 2015 уч. год учителя – логопеда Шишовой Л. Г.
Как помочь ребенку в период подростковых изменений?
Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 497.
Особенности развития детей 2-3 лет Уйменова Елена Юрьевна педагог-психолог МБДОУ детского сада «Берёзка» Prezentacii.com.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Возрастные особенности детей группы раннего возраста МБДОУ «Детский сад «Ивушка» группа раннего возраста « «Яблонька» Воспитатель: Жирикова Е.А.
В детский сад с радостью. Адаптация ребенка в детском саду Адаптация – от латинского слова «приспосабливаю» - это сложный процесс приспособления организма,
Актуальность и перспективность опыта В современном обществе эмоциональной и коммуникативной сфере ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие.
Новорожденность - критический период в жизни ребенка. Основные новообразования возраста.
Транксрипт:

Ежеквартальный журнал для родителей 2, июнь 2012 г

Об эмоциях детей раннего возраста Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Родители не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, маленький ребенок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие, наоборот отвергаются. Познавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам. Прежде всего, малыш четко выделяет из окружающей среды близких ему людей. Так, он начинает искать мать, плачет, если ее нет рядом, даже в ситуации, когда его непосредственные биологические потребности в пище, тепле удовлетворены или оживляется, если она рядом. Проявляя таким образом свое эмоциональное состояние, ребенок информирует взрослого о том, что ему нравится, сердит или огорчает. Это особенно важно в младенчестве, когда вербальное общение недоступно. Эмоциональная активность младенца, сопровождающаяся оживлением, является основой развития эмоций, представленных эмоционально-выразительными движениями ребенка и его мимикой. «Комплекс оживления» определен как исходная точка в формировании эмоциональных реакций, составляющих основу эмоционального благополучия детей. В работах отечественного психолога А. И. Сорокиной, выполненных под руководством С. Ю. Мещеряковой, изучалось развитие эмоционального отношения ребенка к взрослому на первом году его жизни. К исследованию были привлечены дети с разным опытом общения: младенцы из семьи и из домов ребенка. Методика исследования заключалась в регистрации эмоциональных проявлений младенцев при восприятии ими положительных (доброжелательный взгляд, улыбка, ласковый разговор), отрицательных (укор, неприятное удивление) и индифферентных воздействий взрослого. В первой серии эти воздействия были адресованы непосредственно ребенку, а во второй находящемуся рядом, но невидимому для малыша другому человеку. Полученные результаты заключались в следующем. Негативные проявления при отрицательных воздействиях начинают преобладать только во втором полугодии жизни. Дети до месяцев радостно встречают любые обращения взрослого. Выявилась зависимость сроков проявления дифференцированного отношения к отрицательным и положительным воздействиям от условий воспитания детей. Младенцы из дома ребенка, испытывающие дефицит общения, продолжают проявлять положительные эмоции при негативных воздействиях взрослого, в то время как семейные дети уже в конце первого полугодия начинают реагировать на них отрицательно.

Опыт общения со взрослыми сказывается в интенсивности и разнообразии эмоциональных проявлений младенцев. В первом полугодии у семейных детей наблюдается больше ярких улыбок, радостных вокализаций, бурных проявлений двигательного оживления, чем у детей из дома ребенка. Во втором полугодии у них уже более разнообразно выражены отрицательные эмоции: семейные дети обижаются, сердятся, жалобно хнычут, обнаруживают множество оттенков недовольства, смущения, «кокетства»; сироты же преимущественно проявляют скованность, испуг и слабое недовольство. Качественный анализ данных показал: чем старше становятся дети, тем большие различия наблюдаются в их эмоциональных проявлениях при адресованных и не адресованных воздействиях взрослых. Если у ребенка до 6 месяцев эти различия проявлялись лишь в интенсивности эмоциональных проявлений, то, во втором полугодии (6 мес. 1 год) дети совершенно по-разному реагируют на эти воздействия. Например, если адресованный им укор они воспринимают отрицательно (сердятся, обижаются), то не адресованный укор могут встречать позитивными эмоциями. Очень интересны различия эмоциональных реакций детей в ситуативно-личностном и ситуативно-деловом общении. Оказалось, что в ситуативно-личностном общении положительные эмоции выражены значительно ярче, чем отрицательные, а в ситуативно- деловом, наоборот, отрицательные эмоции достигают большей интенсивности, чем положительные. Основные характеристики формирования эмоциональной сферы детей раннего возраста (1-3 года): отсутствие эмпатии; характерные эмоциональные реакции связаны с непосредственными желаниями; эмоциональность обусловлена конкретной ситуацией: может ли получить предмет, успешно ли действует с игрушкой, помогает ли ему взрослый; отсутствует соподчинение мотивов; ребенок не в состоянии принять решение, сделать выбор; присутствует эгоцентризм; зарождается самосознание (узнавание себя в зеркале, называние себя по имени, переживание кризиса 3-х лет «Я сам», употребление в речи местоимения «Я»); появляется первичная самооценка « Я хороший», как правило, в этом возрасте она максимально завышена; восприятие аффективно окрашено; включаясь в действие, ребенок не предвидит последствий и не переживает по поводу поступка и его последствий; важна оценка взрослого (похвала отрицание); реакция на оценку взрослого, аффект последнее звено в цепочке реакций. В конце периода раннего детства, при приближении к кризису 3-х лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, это у него не получается, в нужный момент рядом не оказывается взрослого некому прийти на помощь. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Например, ребенок не может открыть дверь в комнату и начинает бить по ней руками и ногами, что-то вскрикивая. Причиной гнева или плача может быть и отсутствие внимания к ребенку со стороны взрослых, занятых своими делами именно в то время, когда ребенок изо всех сил старается завладеть их вниманием, ревность к брату или сестре и т. п.

Как известно, аффективные вспышки скорее угасают тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности вообще их игнорируют. В отдельных случаях, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что общение с родителями следует за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку либо организовать совместную деятельность и ребенок, у которого одно желание сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. В раннем детстве течение эмоциональной жизни ребенка обуславливали особенности той конкретной ситуации, в которую он был включен, например: обладает он привлекательным предметом или не может его получить. В формировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития. В раннем возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития положительных социальных качеств у ребенка. Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться либо выплеснуть свою агрессию на сверстников. Негативное отношение взрослого вызывает у ребенка типичную реакцию: он или стремится установить контакт со взрослыми, или сам замыкается и старается избежать общения. Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Постепенно должна сформироваться своеобразная техника общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный поступок.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения со сверстниками. Навык общения с другими детьми в раннем детстве только начинает формироваться. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже спокойно играет рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны. Если маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться со сверстниками и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитывается дома. Но и дети, посещающие ясли, не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут проявлять агрессивность толкнуть, ударить другого ребенка, особенно, если тот как- то ущемил их интересы, скажем, попытался завладеть привлекательной игрушкой. Ребенок раннего возраста, общаясь с другими детьми, всегда исходит из собственных желаний, не учитывая стремления другого. Эмоциональный механизм сопереживания появится позже, в дошкольном детстве. Тем не менее, общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, как общение со взрослыми. Итак, развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с родителями, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. В таких совместных действиях для ребенка и открываются новые формы общения со взрослыми. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношением к ним.

Массаж Замечательным свойством массажа является его благотворное воздействие не только на непосредственно обрабатываемый участок поверхности тела, но и на весь организм в целом. Массаж улучшает тканевый обмен веществ, совершенствует регуляцию кроветворения, усиливает кровообращение. Кожа становится упругой, мышцы -эластичными. У детей второго года жизни применяются следующие виды массажа. Поглаживание - легкие, скользящие, ритмичные движения по коже ладонной или тыльной поверхностью рук. Они усиливают общий обмен веществ, оказывает успокаивающее действие. Растирание - поглаживание, при котором производится несколько большее давление ру­ками. Оказывает положительное воздействие не только на кожу, но и на подкожно-жировую клетчатку и поверхностно расположенные мышцы. При растирании тканей в различных направлениях улучшается питание мышц, повышается их эластичность и сократительная способность. Разминание производится более короткими движениями рук, но с большим давлением, чем при растирании. Оно оказывает воздействие на глубоко лежащие ткани. Поколачивание - ряд коротких ритмичных ударов, поочередно совершаемых тыльной поверхностью сначала одного, потом двух, а затем трех и четырех пальцев обеих рук. Этот прием массажа рекомендуется только хорошо упитанным детям. Вибрация производится движениями, вызывающими легкое ритмичное сотрясение тела ребенка. Применяется преимущественно при массаже рыхлых, чересчур упитанных малышей. Основным видом массажа для детей раннего возраста является поглаживание - им начи­нают и заканчивают комплекс. Массировать ребенка нужно легко и нежно. Во время массажа руки и ноги малыша должны быть полусогнуты (состояние наибольшего покоя). Массаж рук производится в направлении от кисти к плечу, к подмышечным впадинам, массаж ног - от стопы к паховой области. При массаже ног избегают толчков в область коленной чашечки, обходя ее снаружи и снизу, не массируют внутреннюю поверхность бедер. При массаже живота надо щадить область печени (правое подреберье), при поколачивании спины - поясницу (область почек).

Основные показатели социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста в периоды 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года. Социально-эмоциональное развитие (1 год 6 месяцев) Социально-эмоциональное развитие (1 год 9 месяцев) Социально-эмоциональное развитие (2 года) Эмоционально-уравновешенное, спокойное, деловое состояние в течение ДНЯ. Появляются социально-значимые жесты и мимика ("жалеет"): по показу; по просьбе взрослого; редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию. Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого (подражает радостным или крикливым возгласам). Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации («жалеет», «сопереживает»). Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается). Отвлекается. Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий. Интересуется действиями других детей. Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает игрушку, отнимает). Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку. Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям. Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает. Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам. Огорчается неумением (отказывается от действия). Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов). С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку. Поведение спокойное, уравновешенное. Радостно настроен, постоянно интересуется окружающим. Подражает взрослым в ситуациях радости, огорчения, тревоги, безразличия. Эмоционально чуток к разным интонациям голоса взрослого: спокоен, встревожен, доволен. При общении с близким взрослым использует эмоционально- окрашенные возгласы (слова), мимику, движения. Скучает при расставании с мамой. Проявляет наибольший эмоциональный интерес к взрослому, играющему с ним. Напряжен в незнакомой обстановке. Эмоционально контактирует со сверстником: привлекает внимание мимикой, жестами, возгласами, заглядыванием в глаза. Самостоятельные игровые действия сопровождает эмоционально выразительными 'высказываниями", мимикой. Получает эмоциональное удовлетворение от действий с игрушками. Радуется или огорчается в связи с умелыми или неумелыми игровыми самостоятельными действиями. Обижается, делает недовольное лицо в ответ на наказание, запрет. Эмоционально по-разному реагирует на пение, музыку, художественное слово эмоциональное узнавание. Проявляет эмоциональную память в знакомых бытовых ситуациях. Эмоционально-активное, деятельное состояние. Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого. Упрямится, требуя недозволенного, настаивая на своем. Недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке. Кричит, жестикулирует, капризничает: - при нежелании выполнить просьбу взрослого, подражая близкому человеку, другому ребенку, для привлечения внимания. Непослушен, злится при ограничении движений, в ответ на грубый тон взрослого. Отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым. Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде. Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы. Проявляет яркие эмоции при общении с близким (мимика, возгласы, движения). Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с детьми. Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов. Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми, отношение к ним дифференцированное (активные движения, раскованность, зачарованность, заторможенность). Восторженно относится к развлечениям к играм. Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях. С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи. Эмоционально предвосхищает результаты: собственного действия, действия взрослого. Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям: по примеру взрослого, по собственной инициативе (редко). Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: «собери игрушки», «это можно», «этого нельзя». Понимает слова «хорошо», «плохо».

Вопрос: Какие еще игры с пальчиками Вы можете предложить? (Пойлова И.Ю.) Ответ: Упражнение «Рисование пальчиком» На поднос яркого цвета насыпается ровным слоем сухая манная крупа. Взяв указательный палец малыша, мама рисует им по манке ровные и волнистые вертикальные, горизонтальные линии, круги, точки и т. д. Сопровождает рисование словами: «Вот дорожка, полоска, волны, мячик и т.д.». Часто дети пытаются схватить крупу всеми пальцами. Не препятствуйте этому, лишь не давайте брать в рот. Слегка встряхнув поднос, сотрите рисунок и повторите действия другой рукой. Дома можно на белую тарелку насыпать гречку или на цветную тарелку - любой светлой крупы. Выполнять это упражнение ребенок должен только вместе со взрослым. Упражнение «Мальчик-пальчик» (русская народная потешка). Мама слегка сжимает и покачивает большой палец ребенка. Мальчик-пальчик, где ты был? Загибает поочередно пальцы малыша в кулачок. С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел. Повторяет на другой руке. Упражнение «Собери карандаши». Перед ребенком на ковре мама из пластикового стакана рассыпает 5-6, незаточенных карандашей: «Рассыпались карандаши! Собери в стакан». Если ребенок затрудняется вставить карандаши в стакан, который держит мама, она ему помогает.

Игры-занятия, способствующие развитию взаимодействия между ребенком и взрослым В полюшке за бугром Положите малыша на спинку, возьмите его ножки в свои руки, придерживая голеностопный сустав. Напевая веселую песенку, двигайте ножками ребенка вперед-назад. В полюшке за бугром Пляшет муха с комаром. Ой да, за бугром Пляшет муха с комаром. Кружится голова, Пляшет муха чуть жива: «Ох, ох, силы нет, Отпусти меня, мой свет». Т. Волгина Прыг-скок Возьмите малыша на руки. Одну руку положите под его шею и голову, другой придерживайте его ягодицы (поза «на весу»). Поднимайте малыша вверх на вытянутых руках и приближайте его лицо к своему Играя в «бодашки», напевайте песенку. Прыг-скок, прыг да скок, Села птичка на дубок. Посидела на дубочке, Отдохнула в холодочке, Малых деток позвала: «Червячков я принесла». Е. Журливая Если ребенку игра понравилась, повторите ее несколько раз, побуждая его смеяться. Вздумалось детке... Лягте на коврик, под голову подложите валик или подушку. Положите малыша себе на грудь так, чтобы ваши лица были обращены друг к другу. Выполняя различные действия руками ребенка, пойте: Вздумалось детке Ушки потрогать, Ушки потрогать. Вот как, вот как, Ушки потрогать. Дотроньтесь рукой малыша до своих ушей.