Проектная деятельность младших школьников на уроках и во внеурочное время
Основная идея: Развитие ребенка, как субъекта деятельности, при обеспечении максимальной самостоятельности.
Проблема: Перед каждым учителем стоит задача создания развивающей образовательной среды.
Актуальность: Образование должно давать не только знания, но также важнейшие качества: - самостоятельность; - инициативность; - активность; - целеполагание; - креативность. Умения: -исследовательские; - оценочные; - информационные; - презентационные; - рефлексивные.
Новизна: Новизна метода – прагматическое применение.
Основная цель: Реализация детьми своих способностей и потенциала личности.
Задачи: - воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях; - развитие поисково-исследовательских и коммуникативных умений и навыков сотрудничества, сплочение коллектива; - развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения.
Гипотеза: В результате активного использования метода проектов развивается способность к творчеству, мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.
Этапы проекта: Выбор темы и задачи проекта. Сбор сведений. Выбор проекта. Планирование проектной деятельности. Реализация проекта. Оценка и самооценка проекта. Презентация проекта.
Ожидаемый результат: -проект обеспечивает целостное восприятие окружающего мира; -дает толчок к самостоятельной деятельной деятельности ребят; -наглядно утверждает их личностный рост; -способствует сплочению классного коллектива.
В результате выполнения проекта в развитии и воспитании обучающихся могут быть получены следующие приращения:. Мыследеятельностные Презентационные Коммуникативные Поисковые Информационные
Проект « Наши предки- славяне»
Проблема: учащиеся начальных классов не понимают своего истинного происхождения, ничего не знают о быте и культуре наших предков. Цель: выявить значение жизни и быта далеких предков, их вклад в развитие культуры и техники, привить интерес к старинным обрядам и традициям. Задачи: -развитие умения работать самостоятельно и в группе; -развитие творческой активности, усидчивости, сплоченности; - развитие умения выступать перед аудиторией. Ожидаемый результат: 1) учащиеся приобретут: более глубокие знания о предках и их быте; первые шаги выступления перед аудиторией; 2) повысится познавательный интерес, творческая активность; 3) повысится интерес к коллективной творческой деятельности.
Прослушивание славянских песен на уроках музыки
Изготовление славянских атрибутов на уроках технологии
Изготовление макета славянской деревни из спичек
Подготовка к викторине
Презентация проекта
1. Музыкальное приветствие (песни славян). 2. Выступления учащихся с докладами: - селения славян; - быт славян; - ремесла, хозяйственная утварь, одежда; - русская кухня - вера, поверия, суеверия, развлечения (Выступают пять учеников) Музыкальное приветствие (песни славян).
3. Викторина. Селения славян 1.Назовите поселения славян ( город, городище, посад, слобода, село, сельцо, деревня, починки. погост, займище, выселки, хутор, станица) 2.Назовите составные части деревенского дома (изба, горница, сени, крыльцо, чердак, завалинка, клеть, чулан и т. д.) 3.Назовите домашних животных славян (корова, лошадь, овца,коза, свинья, кошка, собака) 4.Деревянный крестьянский дом (изба)
Ремесла, хозяйственная утварь, одежда 1.Назовите с.х орудия, используемые для обработки земли и уборки урожая ( соха, плуг, борона, лопата, косы- литовка и горбуша, цеп, грабли,серп и др.) 2.Назовите транспортные средства наших предков ( сани-дроги,.розвальни, каптаны, телеги-тарантас, бричка, одноколка. шарабан и др.) 3.Какими вениками парились в бане. Почему?( березовые, дубовые, липовые,ольховые, крапивные, полынные) 4.Прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемый углями ( самовар) 5.Женские головные уборы ( платок, кика,волосник, кокошник, венец, убрус) 6.Мужские головные уборы (шапка, треух, ушанка, колпак, мурмолка)
Вера, поверия, суеверия, развлечения 1.В народных суевериях- нечистая сила в женском облике, живущая в лесу или болоте ( кикимора) 2.В русских сказках- худой,злой старик – обладатель тайны бессмертия ( кощей – бессмертный) 3.В славянской мифологии, старик живущий в воде,ее хозяин ( водяной) 4.Летательный аппарат бабы-яги ( ступа) 5.Вращающийся аппарат с сиденьями для катания на народных гуляниях ( карусель)
Русская кухня 1.Тонкая круглая лепешка уз жидкого теста, испеченная на сковороде ( блин) 2.Назовите русские напитки ( квас, мед. пиво, вино) 3.Студенистое кушанье из какой-либо муки, сваренное с ягодным соком или на молоке ( кисель ) 4. О какой пище говорили: «… -мать наша»?
4. Обсуждение проекта: «Деревня наших предков» 5. Рефлексия Почему вы выбрали эту тему? Как улучшить проект и каковы направления для дальнейшего исследования? Какие трудности вы испытывали? Что понравилось? Не понравилось? Рассуждение на тему: « Жизнь наших предков»