И.А.Зимняя подчеркивает значимость раннего этапа обучения: «Наиболее интенсивно учить иностранный язык надо тогда, когда ребята испытывают потребность выражать мысль по-другому, по-иностранному, пока у них еще есть желание и время играть в «иностранцев».
На раннем школьном этапе создаются основы для практического овладения иностранного языка, что включает такие виды речевой деятельности как: аудирование, говорение, чтение, письмо.
Два диаметрально противоположных взгляда на изучение транскрипции на начальном этапе: 1. Овладение английским языком начинать с освоения транскрипционных значков (Негневицкая, Никитенко). 1. Овладение английским языком начинать с освоения транскрипционных значков (Негневицкая, Никитенко). 2. Обучение транскрипции не должно опережать обучение чтению (Верещагина). 2. Обучение транскрипции не должно опережать обучение чтению (Верещагина).
Транскрипция при обучении аудированию 1. улучшает слуховое восприятие 2. помогает контролировать себя 3. способствует эффективному запоминанию лексики 4. учит фонематическому анализу слова* 5. готовит к чтению 6. стимулирует интерес к изучению английского языка
Транскрипция при обучении говорению 1.улучшает произношение согласно методике Роговой Г.В Верещагиной И.Н., звуки делятся на - звуки, идентичные в русском и английском языках [s, k, g, z, m, b] [s, k, g, z, m, b] - звуки, отличающиеся от аналогичных в русском языке, они требуют коррекции [t, d, l, n, e, p, j] [t, d, l, n, e, p, j] - звуки, не встречающиеся в родном языке, требуют объяснения артикуляции [w, h, x, q:, D, N, r, T] [w, h, x, q:, D, N, r, T]2
Mr. Tonque [ eI ] [ u ] [ u: ] [ t ] [ d ] [O][O]
СТУЧАТ ! [tuk] Хлопните в ладоши, если услышите звук [ t ] book eat telephone orange TV set tomatoes potatoes juice
Mr. Tonque [t I k][ti:k] - дифференциация звуков [ i: ] [ I ] Хлопните в ладоши один раз, если услышите короткий звук [ I ], и много раз – если длинный [ i : ] [ti:k – t I k - ti:k - ti:k – mi:t – m I lk]
Приемы работы учителя с транскрипцией на каждом этапе обучения английскому языку Аудирование «полетать на самолете в Англию» «поехать на поезде» в Европу [ p u f ] [u:]
- Осознанная имитация - Неосознанная имитация [ t ][ d ][ r ] [ о: ][sо: ] [ sо:s I d Ʒ ] [ w ][ swi:][ swi:t ] [ swi:ts ] (объяснить правила произношения)
Mr. Tonque [z ][ð ] - дифференциация звуков [ ð ] [ z ] Если слышен звук [z] - закрываем ладошки, если слышен звук [ ð] открываем ладошки.
Говорение - прием имитации английского акцента – dом, dача, Dима на dаче, dятел dома [d][d] – rыба, rак, rыба на rаботе [r][r] – Өаша на Өанках, – Өлон, Өъешь Өуп [Ө] – у ðайки болели ðубки – ðина ðабыла ðонтик [ð] Не смягчать согласные О, У – губы не выпячивать
Транскрипция при обучении говорению 2. развивает речевой слух 3.обучает фонетическому анализу слова 4.экономит время при изучении новой лексикой 5.способствует формированию грамматических навыков, т. к. некоторые грамматические структуры вводятся в транскрипции [ hI Iz frOm….] 6.развивается музыкальный слух (ритм, ударение, мелодика) 7.стимулирует развитие творческих способностей
-[aI xm] Dima -[aI xm frOm ] Russia -[aI xm] Ann M-[aI xm frOm] Great Britain Монологическая речь
-[aI xm] Tom -[aI xm frOm] Africa -[aI xm] Bob -[aI xm frOm] America
It is green. It can swim. I have ! It is a frog. It is brown. It can climb. I have ! It is a monkey. It is white. It likes meat. I have ! It is a bear.
Перфокарта
Транскрипция при обучении чтению 1.ускоряет процесс овладение навыками чтения 2.охватывает всех учащихся 3.позволяет избегать ошибок связанных с интерференцией звуков 4.стимулирует самостоятельное языковое наблюдение ДОМИНО 5.развивает само- и взаимоконтроль 6.снимает синдром страха у детей перед новыми, длинными словами и текстами 7. снимает трудности при изучении правил чтения во втором классе 8.развивает зрительную память ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 9.повышается мотивация к изучению английского языка
«Карты» [a I ] [ I ] I i [n] N n [e I ] [æ] A a [ju:] [ Λ ] U u [ks] X x [kw] Q q Чтение
«Карты» [ w Λ n] [tu:] + = [fa I v] + = [eit] [s I ks] 6 [nain] 9 [sevn] 7 [оri:] Давайте посчитаем Чтение
Домино [ I p ] [ bb I ] [kæt ] [tre I n] Домино
Физкультминутка [ fla I ] [ sw I m ] [ dr I nk ] [ drо: ] [ ri:d ] [ si:ŋ ] [ ra I t ] [ rΛn ][ rΛn ][ rΛn ][ rΛn ]
I see a pink pig. It can fly. It likes dogs and cats. Монологическая речь
Транскрипция при обучении письму На начальном этапе обучения ИЯ, формирование письменной речи не рассматривается в качестве цели обучения. транскрипция способствует: Но транскрипция способствует: -развитию механической памяти -помогает в установлении графемно-фонемных соответствий (как пишется буква,какие звуки передаёт)
Но главное условие, эффективности использования всех Ваших приёмов и методов это создание психологически благоприятного климата, т.е. вера в достижение успеха. Когда учитель верит, что он детей научит, а дети твёрдо верят, что всё сумеют знать.