Опыт работы образовательного учреждения по формированию здоровьесберегающей среды.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Advertisements

Условия здоровьесбережения Состояние здания и помещений школы: очистители воздуха, освещенность, температурный режим, режим проветривания Безопасная жизнедеятельность,
L/O/G/O Благотворительная программа «Будь здоров!» Здоровьесбережение как одно из требований ФГОС Реализация проекта «Пять шагов к Здоровью»
Реализация комплексно – целевой программы «Здоровье» Ирина Венедиктовна Исакова, заместитель директора по учебно – воспитательной работе МБОУ СОШ 32 города.
Проблемы ОУ, связанные с заботой о здоровье детей 1. Учебные нагрузки учащихся 2. «Школьные стрессы» 3. Распространение среди учащихся вредных привычек.
Здоровьесберегающая организация учебного процесса Здоровьесберегающая организация учебного процесса.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Автор: доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО к. б.н. Козловская.
Сохранение и укрепление здоровья школьников. Проблема сохранения здоровья формирование основ здорового образа, совершенствование физического воспитания.
2011 – 2012 г.. Проект «Расширение пространства самореализации обучающихся в области информационно- коммуникационной культуры» Цель: формирование интеллектуально.
Системный подход к организации оздоровительной работы Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Наименование программы «Здоровье и дети»
«Создание здоровьесберегающего пространства в условиях сельской школы»
продвижение здорового образа жизни в молодёжной среде; повышение информированности; Развитие ответственного отношения подростков к своему здоровью. Проект.
МБОУ «Богатищевская СОШ» Болотова О.Л.. Школьные факторы риска: 1) стрессовая педагогическая тактика 2) несоответствие методик и технологий обучения возрастным.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (вторая часть занятия) 1.
Основные направления работы: - мониторинг состояния здоровья учащихся, - создание условий для укрепления и сохранения -здоровья детей и подростков, -
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирная организация.
Выполнила работу Бокова Наталия Николаевна. Учитель начальных классов МОУ СОШ 10 Г. Люберцы, Московская область.
Школа – центр здоровья 2010 год. Школа - центр здоровья Одно из основных направлений работы школы - сохранение и укрепление здоровья участников образовательного.
Транксрипт:

Опыт работы образовательного учреждения по формированию здоровьесберегающей среды

Проект Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в МОУ В(С)ОШ с. Аргаяш

Цель программы: Создание здоровьесберегающей среды, способствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью, формирование полноценной, всесторонне развитой личности.

Задачи: ·Сформировать представления о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, ·Дать представление, с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровья детей (сниженная двигательная активность, инфекционные болезни, переутомления), о существовании и причинах возникновения зависимости от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; ·Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

Задачи: ·дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; ·Сформировать представление о правильном питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; ·Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

Задачи: ·Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки(релаксации); ·Сформировать навык позитивного коммуникативного общения; ·Научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; ·Сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьников ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия); низкий уровень организации питания обучающихся; отсутствие продуктивной системы служб врачебного контроля за состоянием здоровья обучающихся; нарушения физиолого-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса; отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (табакокурение, потребление алкоголя, наркотиков, игровой, Интернет-зависимости и других девиаций);

несовершенство учебных программ и методик организации здоровьесбережения в образовательном учреждении; увеличение объема учебных нагрузок на обучающегося, ведущая к переутомлению, стрессам; распространенность новых видов зависимостей (компьютерная, интернет, игровая и др.), отрицательно сказывающихся на здоровье обучающихся; недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений в вопросах здоровьесберегающего, здоровьефомирующего образования.

Модель формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении с учетом индивидуального подхода к обучающимся СУБЪЕКТЫ ОбучающийсяЧлены семьи обучающегося ПедагогиПривлеченные специалисты и организации ЦЕННОСТИ Осознание причин своих личностных, профессиональн ых и других переживаний, особенностей формирования межличностных отношений Осмысление мотивов, потребностей, устремлений, установок, отношений, особенностей поведения и эмоционального реагирования ребенка Открытие системы ценностей подростка внутреннего происхождения Достижение соответствия между декларируемым и и реально- действующими ценностями

Модель формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении с учетом индивидуального подхода к обучающимся СУБЪЕКТЫ ОбучающийсяЧлены семьи обучающегося ПедагогиПривлеченные специалисты и организации ЦЕННОСТИ Осознание причин своих личностных, профессиональн ых и других переживаний, особенностей формирования межличностных отношений Осмысление мотивов, потребностей, устремлений, установок, отношений, особенностей поведения и эмоционального реагирования ребенка Открытие системы ценностей подростка внутреннего происхождения Достижение соответствия между декларируемым и и реально- действующими ценностями

АСПЕКТЫ ЛичностныйКомандн ый ОбразовательныйДеятельностный ФОРМЫ Консультации, беседы, инструктажи, тренинги, семинары-практикумы, дни открытых дверей, конференции РЕЗУЛЬТАТЫ (с позиций трех уровней отношения обучающегося к своему здоровью) КогнитивныйЭмоциональныйПоведенческий Позитивное отношение обучающегося к себе, самоуважение Формирование дифференцированных обобщенных знаний о себе в процессе деятельности и общения с окружающими Включенность в культурно- оздоровительную деятельность

Сроки и этапы реализации программы: I этап – сентябрь-ноябрь 2012 года - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ. Внедрение идеологии здорового образа жизни и формирование у учащихся моделей поведения, соответствующих здоровому образу жизни. Формирование критериев оценки образа жизни. Анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к вредным привычкам;

II этап – декабрь 2012 года – май 2013 года – ТЕКУЩИЙ, Формирование здорового образа жизни с помощью реализации программ специалистами и педагогическим коллективом школы, изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение; разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий, систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ, выполнение оздоровительных мероприятий. III этап – июнь-июль 2013 год - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. Сбор и анализ результатов выполнения программы; Оценка результатов реализации Программы, коррекции деятельности.

Прогнозируемая модель личности ученика. знание основ строения и функционирования организма человека; умение оценивать свое физическое и психическое состояние; знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека; поддержание физической формы; навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости;

стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье; убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек; знание различных оздоровительных систем; умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека; способность вырабатывать индивидуальный образ жизни; гигиена умственного труда.

Ожидаемые конечные результаты программы: - повышение функциональных возможностей организма учащихся, развитие физического потенциала школьников; - рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников; - повышение приоритета здорового образа жизни; - повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни; - повышение уровня самостоятельности и активности школьников;

МероприятияОтветственные исполнители Сроки Планируемый результат и выполнение 1.Медицинское направление Медико-педагогическая экспертиза: - анализ основных характеристик состояния здоровья детей в школе; -выявление учащихся специальной медицинской группы; -ведение строгого учета детей по группам здоровья. Формирование групп здоровья по показателям. поликлиникаежегодноМедицинские карты, листы здоровья в классных журналах 1.2.Проведение диспансеризации учащимся школы.поликлиникаежегодно 1.3.Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Классный руководитель ежегодноклассные журналы 1.4.Анализ случаев травматизма в школе. Директорежегодноматериалы отчетов 1.5.Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни. Классный руководитель ежегодно материалы отчетов 1.6.Осмотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: проветривание; освещение; отопление вентиляция уборка Директор, дежурные учителя ежедневно в течени е года 1.7.Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) директорежегодносправка по оценке расписания

2.Просветительское направление 2.1.Организация просветительской работы с родителями (лекторий). директорежегоднографик проведения лектория 2.2.Разработка и внедрение родительского лектория по здоровому образу жизни. директор2012 г.тематика лектория 2.3.Разработка системы обучения родителей и учителей по проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья детей. Администрация школы ежегодно план работы 2.4.Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей. Администрация школы ежегодно план работы 2.5.Подготовка и проведение педагогического совета по теме «Формирование здорового образа жизни» Заместители директора март 2010г.протокол педсовета 2.6.Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тематические классные часы, диспуты и др.виды работ). директор, классный руководитель, учителя ежегодноплан работы 2.7.Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма. заместитель директора по ВР ежегодноплан работы 2.8.Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, обществознания учителя- предметники в течение года планы уроков

3.Психолого-педагогическое направление. 3.1.Привлечение к психолого-педагогическому сопровождения учебно-воспитательного процесса психолога Управления социальной защиты населения, Центра занятости населения. директорежегодноплан работы 3.2.Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся по экспериментальным программам: - определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье детей; - изучение умственного развития учащихся с целью возможности продолжения обучения в профильных классах; - - выявление профессиональных интересов учащихся и способностей с целью профессионального самоопределения; - разработка и внедрение системы медико-физиологического контроля за адаптацией учащихся к различным формам обучения. врач школы, классные руководители, педагог - психолог ежегодноДиагности- ческие исследования 3.3.Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности. учителя- предметники ежегоднопланы уроков

4.Спортивно-оздоровительное направление. 4.1.Организацию спортивных мероприятий. Проведение Дней здоровья. администрацияежегодноплан работы 4.2.Разработка системы внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся. администрацияежегодноПо плану Работы ДЮСШ 4.3.Привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы. директорежегодноплан работы 5.Диагностическое направление 5.1.Мониторинг состояния здоровья детей. ежегоднорезультаты монитори нга

Суть проекта: педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у субъектов позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья, как необходимого условия жизнеспособности, что реализуется в формировании у субъектов педагогического процесса:

способности к позитивному саморазвитию в различных жизненных обстоятельствах, уверенности в себе, развитию чувства компетентности и собственной ценности; мотивации укрепления здоровья, посредством установки на ценность собственного здоровья; приобретения знаний о своем здоровье; овладения способами, охраняющими и умножающими здоровье; умения применять формы накопления здоровья к особенностям своего организма; культуры здоровья, направленной на ответственное отношение как к своему, так и здоровью окружающих, на стремление сохранить и приумножить свой природный потенциал, гармонизацию личности, готовность поддержать свое душевное равновесие и окружающих, способность воспринимать и создавать прекрасное.

Воспитательная ценность проекта состоит в том, что при ее реализации как в рамках учебного времени, так и во внеурочное и досуговое, в том числе каникулярное время, создаются условия для укрепления, сохранения и восстановления их здоровья, с учетом их запросов, потребностей, организации возможностей самореализации, продуктивного общения и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, культуру, игру и другие сферы.

Критерии работы с детьми и подростками в рамках реализации предлагаемой модели: массовость и добровольность участия детей в предлагаемых видах и формах здоровьеукрепления; дифференцированность подходов к определению интересов детей и подростков с учетом уровня их потребностей и ценностно-нравственной сферы; выборность сфер деятельности и общения в пространстве свободного времени.

Оценка эффективности реализации программ через анкетирование родителей и обучающихся через психологические тестирования в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

Планируемые результаты реализации программы Формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально- психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; знания о возможном негативном влиянии компьют ерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

повышение функциональных возможностей организма учащихся, развитие физического потенциала школьников; рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников; повышение приоритета здорового образа жизни; повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни; повышение уровня самостоятельности и активности школьников; повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и своего здоровья.

Участники программы: учащиеся; педагоги; родители; социальные партнеры: ДЮСШ 2 КДН Школьная и сельская библиотеки Аргаяшская поликлиника Районный Дом культуры Отдел по делам молодежи районной администрации ГИБДД Управление социальной защиты Центр занятости населения

Приложения к программе Анкеты для обучающихся, Анкеты для родителей, Анкеты для учителей, Календарный помесячный план внеклассной работы с обучающимися.

Спасибо за внимание!