Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Рабочая программа педагога дошкольного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
- несоответствие содержания образовательных программ ДОУ, требованиям к его качеству; - отсутствие в образовательных программах и у педагогов ориентации.
Advertisements

Сваталова Тамара Александровна, доцент кафедры дошкольного образования, к.п.н.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных.
ФГТ в ДОУ В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
Структура, содержание, порядок утверждения рабочих программ в ДОУ Семинар воспитателей ДОУ г.
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Проектирование основной образовательной программы дошкольного учреждения 3 декабря 2010г.
«Государственные требования (стандарты) дошкольного образования определяют направление проектирования образовательных программ, являющихся средством развития.
МОНИТОРИНГ В ДОУ. Требование к системе мониторинга в ДОУ Система мониторинга в ДОУ призвана обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения.
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО МАСТЕР - КЛАСС.
Будже Тамара Андреевна, заведующая организационно-технической лабораторией отдела оценки качества дошкольного образования Современные требования к качеству.
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
ПРОЕКТ Дошколёнок- счастливый ребенок на основе проекта ФГОС дошкольного образования (основные качественные показатели будущего стандарта)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Уксянский детский сад «Рябинушка» Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения основной.
БУЯНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО НАУЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСТВА, СЕМЬИ.
Транксрипт:

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Рабочая программа педагога дошкольного образовательного учреждения. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы дошкольного образования

Анализ состояния системы дошкольного образования: - несоответствие содержания образовательных программ ДОУ, требованиям к его качеству; - отсутствие в образовательных программах и у педагогов ориентации на формирование у детей необходимых качеств и компетенций; - отсутствие контрольно-измерительных материалов, соответствующих современным образовательным стандартам, связанных с формированием личностных качеств воспитанников и компетенций; - преобладание регламентированной («занятийной») формы обучения воспитанников; - отсутствие механизмов, способов отслеживания достигаемых образовательных результатов отдельными воспитанниками и корректировки образовательной траектории (маршрута развития) в зависимости от их достижений, возможностей и склонностей; - традиционный подход к планированию и проектированию воспитательно-образовательной работы педагогами.

Современные изменения системы дошкольного образования : - успешность ребенка в течение всего пребывания в дошкольном образовательном учреждении; - реализация в дошкольных образовательных учреждениях развивающих образовательных технологий; - оптимальное соотношение различных видов деятельности (регламентированной и нерегламентированной) воспитанника, его эмоциональной, познавательной, творческой, физической активности; - реализация субъектной позиции воспитанника (его родителей) в образовательном процессе; - необходимость и достаточность степеней свободы для выбора воспитанниками способов общения, поведения; - возможность выбора воспитанниками видов деятельности, средств, материалов, содержания и направленности образования (в соответствии с интересами и способностями).

Проект Закона Российской Федерации «Об образовании» (редакция г.) Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ 655 от г.)

Освоение правовых и концептуальных знаний в области законодательства, применение их на практике обеспечивает педагогу развитие планово-прогностической направленности своей деятельности, включение в объективную оценку соответствия (несоответствия) реальных образовательных результатов и ожиданий основных заказчиков и потребителей образовательных услуг

Рабочая программа педагога ДОУ: - рассматривается (в нормативно-правовом и научно-методическом аспектах) как многофункциональный (функции: образовательная, оздоровительная, коррекционная, социализирующая) обобщенный нормативный документ, обязательный к использованию; - является внутренним образовательным стандартом, обеспечивающим эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания и средств организации работы с конкретными детьми; - рассматриваемая как структурный, взаимосвязанный, и взаимообусловленный компонент образовательной программы ДОУ, есть также инструмент управления качеством образования, основание для лицензирования, аттестации, аккредитации ДОУ, аттестации педагога. - является обязательным к разработке и исполнению нормативным документом; - является основанием для оценки качества образовательного процесса.

Рабочая программа педагога ДОУ нормативный документ, внутренний стандарт группы ДОУ, определяющий ценностно-целевые ориентиры, содержание образования для каждой возрастной ступени, разработанное по основным направлениям (сферам, содержательным линиям) развития детей и представляющий собой комплекс условий и средств воспитания, обучения, оздоровления, коррекции развития детей, реализуемых на основе имеющихся ресурсов (педагогических, материально-технических, организационных, технологических и др.) в соответствии с современным социальным заказом

Проектирование рабочей программы педагога ДОУ: - определение ценностно-целевых ориентиров образовательной деятельности; - ориентация на конкретную систему: цель - объект – средства достижения – предполагаемый результат; - определение социально-психологических условий взаимодействия взрослых с детьми, обеспечивающих социализацию и адаптацию воспитанников; - составление характеристики среды развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Учет содержания образования: - виды основных образовательных программ, входящих в состав программно-методического комплекса организации образовательного процесса, определенных образовательной программой ДОУ; - виды дополнительных программ, также входящих в состав программно-методического комплекса организации образовательного процесса, определенных образовательной программой ДОУ; -систему используемых образовательных технологий, методик; Технологии.doc - методический комплекс; - дидактический комплекс; - формы образовательной работы с детьми (недельная образовательная нагрузка), предусматривающие различные организационные формы.

Отбор содержания образования: - по основным направлениям развития детей; - по сферам развития детей; - по образовательным областям.

Структура рабочей программы - пояснительная записка; - содержание и средства образования (сама рабочая программа).

Примерная структура пояснительной записки 1. Актуальность (с позиции образовательной системы, социального заказа, ребенка, родителей, самого педагога). 2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников в развитии определенных видов деятельности. 3. Ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса, адекватные требованиям ФГТ (принципы организации образовательного процесса, взаимодействия взрослых и детей; целевые ориентиры рабочей программы). 4. Конкретные задачи рабочей программы. 5. Особенности организации образовательного процесса. 6. Программно-методический комплекс образовательного процесса. 7. Методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей группы. 8. Подходы к построению предметно-развивающей среды. 9. Контрольно-измерительные материалы оценки образовательных достижений воспитанников. 10. Формы и направления взаимодействия с коллегами, с семьями воспитанников. 11. Особые условия, необходимые для обеспечения прогнозируемого результата работы.

Примерная структура основной части программы Возраст (группа); Разделы программы (сферы, направления развития ребенка); Тематические блоки (модули); Количество форм непосредственно организованной деятельности. Примерный срок реализации темы. Содержание образования с учетом требований ФГТ (программное содержание). Модель организации образовательной деятельности. Образовательный план. Организационные формы работы с детьми. Составляющие качества образованности как рекомендуемый (прогнозируемый результат). Условия и средства реализации: материально технические (пространственная и предметно развивающая среда), программно- методические, педагогические (формы организации, методы и приемы). Формы контроля.

Примерные организационные формы работы с детьми: Непосредственно организованная образовательная деятельность: - игры (дидактические, с элементами движения, сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные и др.); - просмотры и обсуждения; - чтение и обсуждение; - наблюдения; - проектная деятельность; - продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация и др.); - рассматривание и обсуждение; - пение; - танцы; - физкультурные занятия и др.

Примерные организационные формы работы с детьми: Образовательная деятельность при проведении режимных процессов: - физическое развитие (комплексы закаливающих процедур, утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня); - социально-личностное развитие (ситуативные беседы при проведении режимных моментов, развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания, навыки безопасного поведения при проведении режимных моментов и др.); - познавательно-речевое развитие (создание речевой развивающей среды, свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, ситуативные разговоры, называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей, обсуждения и др.); - художественно-эстетическое развитие (использование музыки в повседневной жизни- в играх, на прогулке, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к звукам в окружающем мире, к оформлению помещений, привлекательности оборудования, красоте и чистоте в окружающем мире и др.).

Примерные организационные формы работы с детьми: Самостоятельная деятельность детей: - физическое развитие (самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия – катание на санках, лыжах, велосипеде и др.); - социально-личностное развитие (индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками и др.); - познавательно-речевое развитие (самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, игры по мотивам художественных произведений, деятельность в уголке книги, в уголке театра, рассматривание книг и картинок, развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры – пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки и др.); - художественно-эстетическое развитие (самостоятельное рисование, лепка, конструирование – преимущественно во второй половине дня, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, музицирование, игра на детских музыкальных инструментах и др.).

Примерные организационные формы работы с детьми: Взаимодействие с семьями воспитанников: - рекомендации по организации образовательной деятельности в семье (поиграть, посмотреть, посетить, почитать и др.).

Организация системы мониторинга образовательного процесса в ДОУ ДОУ несет ответственность за реализацию образовательных программ, за качество образования своих выпускников (Закон РФ «Об образовании», ст.32) Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга (ФГТ, п 3.6.)

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг- тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Система мониторинга - определение степени освоения детьми образовательной программы и влияния образовательного процесса ДОУ на развитие каждого ребенка - опора на ФГТ (основные задачи образовательных областей и примерные планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования)

Система мониторинга - мониторинг образовательного процесса (освоения детьми образовательных областей программы) - мониторинг детского развития (оценка развития интегративных качеств ребенка)

Мониторинг образовательного процесса - оценка степени продвижения ребенка в образовательной программе -основывается на анализе достижения ребенком промежуточных результатов (Карты освоения программы)

Выведение уровневого показателя: Высокий уровень – все компоненты интегративного качества оценены знаком «+» Средний уровень – большинство отмечено знаком «+» Низкий уровень – большинство компонентов отмечено знаком «-»

Мониторинг детского развития выявление индивидуальных особенностей развития ребенка и определение индивидуального маршрута образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы: 1) физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

2) любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе и др.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволяет осуществить оценку динамики достижений детей

Спасибо за внимание!