Санкт-Петербургский государственный университет Экономический факультет 60-летие Победы в Великой Отечественной войне Конкурсная работа «Взятие Берлина»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как заключительная операция второй мировой войны в Европе Берлинская операция занимает особое место. При взятии Берлина получили окончательное решение.
Advertisements

Берлинское сражение 1945 г., Берлинская операция 1945 г. - наступательная операция советских войск 16 апреля - 8 мая 1945 г. по взятию столицы фашистской.
День начала Берлинской наступательной операции Истомина Ксения, 10 класс.
ШТУРМ БЕРЛИНА (1945). ПОДГОТОВКА Подготовку штурма Берлина доверили Г.К. Жукову.
65-летию Победы посвящается Я хочу поклонится до самой земли Всем, кто выжил, вернулся с войны, Кто дожил до Победы и ныне живет, Пусть их ангел хранит.
Битва за Берлин 16 апреля – 8 мая 1945 г.г.. Участие в операции приняли три Фронта: 1-ый Белорусский (Г.К. Жуков), 2-ой Белорусский (К.К. Рокоссовский)
9 мая – День Победы!. Последние дни войны ! Немецкие войска занимали оборону вдоль западных берегов рек Одер и Нейсе. На подступах к Берлину и в самом.
Берли́нская стратегическая наступательная операция одна из последних стратегических операций советских войск на Европейском театре военных действий, в.
Завершение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
Битва за Берлин 16 апреля – 8 мая 1945 г.г.. Участие в операции приняли три Фронта: 1-ый Белорусский (Г.К. Жуков), 2-ой Белорусский (К.К. Рокоссовский)
Презентация в память о Курской битве. Пятьдесят дней продолжалась Курская битва – одна из величайших битв второй мировой войны. Она делится на два периода:
70 лет Уральскому добровольческому танковому корпусу Выполнил: учитель истории Кардашин Валерий Юрьевич.
2011г. Дата 13 января – 25 апреля 1945 г. Место Восточная Пруссия, северная часть Польши, Балтийское море Стороны СССРГермания Командующие К. К. Рокоссовский.
Никто не забыт. Ничто не забыто
Великие победы Великой войны
Три армии В 5 часов утра 16 апреля 1945 войска Первого Белорусского ( Г. К. Жуков ) и Первого Украинского фронтов ( И. С. Конев ) начали наступление на.
5 – 13 апреля 1945 г. Штурм Вены. Штурм Вены одна из наступательных операций, завершающих Великую Отечественную войну. Являлась частью Венской наступательной.
Дмитрий Толстых 6 А класс школа год Великая отечественная война Битва за берлин.
БЕРЛИНСКАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ НАСТУПАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ Bfb.my1.ru.
Подготовила Икаева Александра. 16 апреля 1945г. Наступление на столицу Германии началось 16 апреля 1945 г., после завершения основных операций Красной.
Транксрипт:

Санкт-Петербургский государственный университет Экономический факультет 60-летие Победы в Великой Отечественной войне Конкурсная работа «Взятие Берлина» Курсовая работа Девиз «Победитель» Санкт - Петербург 2005

Берлинская операция стала завершающей стратегической наступательной операцией, проведенной сов. войсками 16 апр.- 8 мая 1945 года с целью разгрома группировки нем.- фашистских войск, оборонявшейся на берлинском направлении, овладения Берлином и выхода на р. Эльба на соединение с войсками союзников. Весной 1945 на территории фашистской Германии вели боевые действия вооруженные силы Сов. Союза, США, Великобритании и Франции. Сов. Армия находилась в 60 км от Берлина, а передовые части американо-английских войск вышли на Эльбу в км от столицы Германии. Главные силы немецких войск по-прежнему были сосредоточены против Сов. Армии

Она включала одерско-нейсенский рубеж глубиной км, имевший 3 полосы и берлинский оборонит. район, включавший 3 кольцевых обвода - внешний, внутренний и городской. Для удобства управления войсками город был разбит на 9 секторов. Наиболее тщательно подготавливался центральный сектор, который охватывал основные государственные и административные учреждения, в т. ч. рейхстаг и имперскую канцелярию. Все оборонит. позиции соединялись между собой ходами сообщения. Для скрытного маневра силами и средствами широко использовалось метро.

К середине апреля Вооруженные Силы СССР одержали ряд новых крупных успехов. Наши войска стояли на всем протяжении линии Одер, Нейсе от Балтики до чехословацкой границы, находясь в 60 км от Берлина. Они также завершили освобождение Венгрии, значительной части Чехословакии, вступили в столицу Австрии - Вену. С запада к Эльбе выходили союзные англо-американские войска, которым оставалось км до Берлина. Развертывалась подготовка к Берлинской операции. Многочисленное пополнение вливалось в войска. Десятки тысяч тонн горючего подвозилось к Одеру, закапывалось в землю, маскировалось в лесных массивах; сотни тысяч снарядов, мин, бомб размещались около огневых позиций и на аэродромах

Войска союзников еще не достигли границ Германии, а Д. Эйзенхауэр уже писал фельдмаршалу Монтгомери 15 сентября 1944 г.: "Ясно, что Берлин является главной целью. По-моему, тот факт, что мы должны сосредоточить всю нашу энергию и силу с целью быстрого броска на Берлин, не вызовет сомнений". Для США и Великобритании захват столицы фашистского рейха был необходим, прежде всего, из политических соображений, откровенно высказанных Черчиллем в послании Рузвельту 1 апреля 1945 г.: "Русские армии, несомненно, захватят всю Австрию и войдут в Вену. Если они захватят также Берлин, то не создастся ли у них слишком преувеличенное представление о том, будто они внесли подавляющий вклад в нашу общую победу, и не может ли это привести их к такому умонастроению, которое вызовет серьезные и весьма значительные трудности в будущем?

Сейчас некоторые иностранные историки всячески восхваляют Черчилля за его подход к проблеме Берлина, называют "великим стратегом", который был озабочен "растущей советской угрозой позициям Запада в послевоенной Европе" и поэтому стремился отодвинуть линию "новой конфронтации" с СССР как можно дальше на восток. Английский историк Д. Страусон в книге "Битва за Берлин" мечтательно рассуждает о том, что в случае принятия предложения Черчилля армии западных союзников "встретились бы с русскими не на рубеже рек Эльба, Мульде, а на рубеже Одер-Хейсе и Берлин был бы в их руках". В таком случае, намекает Страусон и Потсдамская конференция прошла бы иначе.

В иностранной литературе встречаются утверждения, что в марте - апреле 1945 г. англо-американские войска имели больше шансов взять Берлин, чем советские, но "недальновидность" Эйзенхауэра как главнокомандующего союзными войсками в Западной Европе якобы помешала осуществить этот замысел. Эйзенхауэра обвиняют в том, что он думал, прежде всего, о разгроме вермахта, а надо, дескать, было думать о взятии Берлина и создать тем самым "сильную позицию для будущей борьбы с Россией".

Замысел операции состоял в том, чтобы нанести по возможности одновременно несколько мощных ударов на широком фронте, окружить и рассечь берлинскую группировку, а затем уничтожить ее по частям. К заключительной операции Ставка привлекла войска трех фронтов - 2-го Белорусского, которым командовал маршал К. К. Рокоссовский2-го, 1-го Белорусского под командованием маршала Г. К. Жукова и 1-го Украинского, которым командовал маршал И. С. Конев. Эти три фронта с большими артиллерийскими и авиационными средствами усиления готовились прорывать оборону на трех направлениях.

Войска 2-го Белорусского готовились к прорыву вражеской обороны на участке южнее Штеттина до города Шведта, имея в первом эшелоне три общевойсковые армии, три танковые, один механизированный и один кавалерийский корпуса. Задачи - форсировать Одер, разгромить штеттинскую группировку противника и не позднее дня операции выйти на рубеж Анклам, Демин, Витенберг. 1-му Белорусскому фронту предстояло действовать в полосе Глитцен, Кюстрин, Лебус. Его первый эшелон состоял из 8-ми общевойсковых армий. Главный удар фронт наносил силами 5-ти общевойсковых армий и двух танковых с кюстринского плацдарма. Мощным одновременным ударом они должны были прорвать вражеские рубежи на фронте около 70 км, разгромить берлинскую группировку противника, овладеть Берлином и на й день операции выйти на Эльбу.

Для первого Украинского фронта был определен участок прорыва Форст Мускау. Войска его первого эшелона - семь общевойсковых армий. Главный удар наносился силами пяти общевойсковых и двух танковых армий. Задача - форсировать реку Нейсе, разгромить котбусскую группировку противника и не позднее го дня операции выйти на рубеж Белиц, Витенберг и далее по Эльбе до Дрездена. В случае если войска первого Белорусского фронта задержаться при овладении Берлином, Конев должен был направить им в помощь свои танковые армии. Три главных и ряд вспомогательных ударов фронтов нацеливались на разгром вновь восстановленных и пополненных 4-ех армий противника, оборонявших восточную часть Германии (3-ю и 4-ю танковые, 9-ю и 17-ю полевые), и резервов в глубине.

Немецко-фашистское командование приняло все меры для подготовки глубокой и прочной обороны Берлина. Этому способствовали и географические условия. Множество озер, соединенных между собой реками и каналами, труднопроходимые для танков и другой техники рубежи затрудняли организацию наступления крупными силами. Сокращение линии фронта обороны позволяло противнику лучше использовать естественные преграды, для обороны требовалось уже не столь много войск. Гитлеровцы прочно укрепились на левом берегу Одера и Нейсе от Шведта до Губена, где общая глубина естественных инженерных рубежей обороны доходила до километров.

В глубине обороны находились мощные резервы моторизованных и танковых дивизий, переброшенных с Западного фронта. Численный состав пехотных дивизий был доведен до 7-8 тысяч, а танковых - до 8-10 тысяч солдат и офицеров. Против 1-го Белорусского фронта враг сосредоточил до половины всех сил и средств берлинской группировки. Особенно много войск он стянул против наших одерских плацдармов, где размещались части 3-й и 5-й Ударных и 8-й гвардейской армий. К началу нашего наступления - 16 апреля 1945 года - на берлинском направлении гитлеровское командование сосредоточило 48 пехотных, 9 моторизованных и 6 танковых дивизий, 37 отдельных пехотных полков, 98 отдельных батальонов и много отдельных артиллерийских частей и соединений.

Темп наступления для армий ударной группировки фронта был установлен 20 километров в сутки. На первый взгляд нормальный. Однако в прошлых операциях такие темпы достигались не в начале операции, а входе ее развития, не при прорыве укрепленных, заранее подготовленных полос обороны, а после их прорыва, с выходом на оперативный простор. Между тем обстановка складывалась для нас неблагоприятно. Апрель - пора бурного разлива рек и ручейков. Долина Одера от главного русла до Зееловских высот шириной километров была изрезана каналами. Вода затопила низины и луга, пашни, картофельные плантации превратились в топкую грязь.

По оси движения от Кюстрина до Берлина, на главном направлении ударной группы нашего фронта, противник создал пять рубежей обороны. После Мюнхеберга они связывались с тремя оборонительными обводами Берлина. На тридцатикилометровом фронте прорыва противник держал десять дивизий: пехотные - 9, 303, 309, 169, 712-ю и "Курман", моторизованные - 20-ю, 25-ю и "Мюнхенберг", танковую дивизию "Фюрер". Их усиливали 5-й и 408-й артиллерийские корпуса РГК, 292-я и 707-я противотанковые дивизии. Такая плотность войск, сосредоточенных на главном направлении, давала возможность врагу одновременно занимать два-три рубежа обороны. В полосе наступления 8-й гвардейской армии противник имел в первом эшелоне, на Зееловских высотах и в долине Одера, три дивизии с большими артиллерийскими средствами усиления и три во втором эшелоне.

Задачи, которые ставило перед нашими войсками командование фронта, были чрезвычайно трудными. Правда, средств усиления в армиях мы имели вполне достаточно. Например, в артиллерийском наступлении 8-й гвардейской армии на семикилометровом фронте прорыва привлекалось 77 артиллерийских и 10 танковых и самоходно-артиллерийских полков, что составляло на 1 км фронта 266 орудий и минометов и до 40 танков. Однако эти средства усиления не могли одновременно поражать 2 оборонительных рубежа противника. После овладения первым рубежом требовалось переместить вперед тысячи орудий, сотни наблюдательных пунктов, установить связь и взаимодействие между наступающими частями. На все это требовалось время.

Во втором эшелоне каждый корпус имел по одной дивизии. 39-я гвардейская дивизия из 28-го корпуса оставлялась в армейском резерве. На каждую дивизию первого эшелона (их было пять) приходился участок прорыва шириной 1400 м. Дивизии держали два полка в первом эшелоне, один - во втором. Чтобы уточнить истинный передний край обороны противника, учитывая при этом, что враг, предугадав наше наступление, мог отвести главные силы с переднего края на вторую позицию или на Зееловские высоты, решением фронта была произведена разведка боем. Она проводилась 14 апреля 1945, за два дня до начала общего наступления. Для участия в ней от каждой дивизии привлекался усиленный батальон с танками и артиллерией. Вместе с тем командующий фронтом предложил новый прием: сосредоточить на участке прорыва множество прожекторов, перед атакой, которая будет проводиться ночью, осветить поле боя и ослепить противника.

Разведка боем по всему фронту проводилась 14 апреля. В апреля, после десятиминутного артиллерийского налета, разведывательные батальоны дружно атаковали первую позицию противника и на участке наступления восьмой гвардейской армии захватили ее, прод- винувшись вперед до двух-четырех км. Противник, застигнутый врасплох, понес потери и отошел на вторую позицию. 16 апреля 5 часов утра по московскому, 3 часа по берлинскому. Накатился сплошной гул вулканической мощи. Ударили залпом и про- должали бить орудий! Первые полчаса после начала наступления противник почти не вел огня. Его наблюдательные и командные пункты, а также огневые позиции были подавлены нашей артиллерией и авиацией. Сопротивление оказывали лишь немногие уцелевшие пулеметы, самоходки и орудия, укрытые в каменных домах и в отдельных окопах.

Скаты Зееловских высот так круты, что наши танки и самоходки не могли на них взобраться и вынуждены были искать более пологие подъемы. Эти подъемы шли вдоль дорог на Зеелов, Фридерсдорф и Долгелин. Но здесь противник создал сильные опорные пункты обороны. Для подавления и захвата этих опорных пунктов требовался точный и сильный огонь орудий. Артиллерия должна была перейти на новые позиции, ближе к Зееловским высотам. Во второй половине дня небольшой успех обозначился на правом фланге армии. На участке 4-го гвардейского стрелкового корпуса 47-я гвардейская стрелковая дивизия под командованием генерала Шугаева, наступая севернее шоссейной дороги Кюстрин - Берлин, преодолела сопротивление противника. Она захватила несколько господствующих высот севернее города Зеелов, перерезала железную и две шоссейные дороги, идущие от Зеелова на Бугдорф и на Гузов. 57-я гвардейская дивизия, которой командовал генерал П. И. Зализюк, вечером вела бой уже за станцию Зеелов.

По-видимому, противник учел опыт прошлых боев и изменил принцип построения своей обороны. Раньше основные силы он располагал на первой оборонительной полосе, вторая и третья полосы хотя и готовились в глубине, но не всегда занимались войсками вторых и третьих эшелонов. Резервы, танковые или мотодивизии, тоже, как правило, не занимали рубежей обороны, а находились в ближнем тылу, нацеливаясь для контратак по прорвавшемуся противнику. Теперь противник построил оборону по-новому. Он занимал не только первую, но и вторую и третью полосы, расположив здесь большое количество пехоты, танков и артиллерии. Кроме того, враг имел сильные резервы в глубине обороны. Наши войска, прорвав первую оборонительную полосу по берегам каналов Альте, Одер и Хаупт, натолкнулись на организованную оборону противника на уже занятой его войсками второй полосе. Надо иметь в виду и то обстоятельство, что все пространство от Одера до Берлина гитлеровцы превратили, по существу, в сплошной укрепленный район, где кроме мощных рубежей полевого типа были приспособлены к обороне многочисленные здания населенных пунктов, лесные массивы и водные преграды. По-видимому, противник учел опыт прошлых боев и изменил принцип построения своей обороны. Раньше основные силы он располагал на первой оборонительной полосе, вторая и третья полосы хотя и готовились в глубине, но не всегда занимались войсками вторых и третьих эшелонов. Резервы, танковые или мотодивизии, тоже, как правило, не занимали рубежей обороны, а находились в ближнем тылу, нацеливаясь для контратак по прорвавшемуся противнику. Теперь противник построил оборону по-новому. Он занимал не только первую, но и вторую и третью полосы, расположив здесь большое количество пехоты, танков и артиллерии. Кроме того, враг имел сильные резервы в глубине обороны. Наши войска, прорвав первую оборонительную полосу по берегам каналов Альте, Одер и Хаупт, натолкнулись на организованную оборону противника на уже занятой его войсками второй полосе. Надо иметь в виду и то обстоятельство, что все пространство от Одера до Берлина гитлеровцы превратили, по существу, в сплошной укрепленный район, где кроме мощных рубежей полевого типа были приспособлены к обороне многочисленные здания населенных пунктов, лесные массивы и водные преграды.

Немцы тщательно подготовили Берлин к обороне. Он был превращен в сильнейший укрепленный район. Его опоясывали три рубежа: внешний, внутренний и городской. Столица делилась на восемь расположенных по окружности секторов обороны. Девятый сектор охватывал самый центр. В нем находились здания главнейших государственных учреждений. Железнодорожные вокзалы, каменные дома, 113 станций метро, десятки железобетонных оборонительных сооружений были насыщены оружием всех систем. Только в городе насчитывалось свыше 400 железобетонных дотов и бункеров. Некоторые из них уходили под землю на шесть этажей. Гарнизон такой крепости достигал тысячи человек. Всего же в Берлине сосредоточилось более чем двухсоттысячное войско. Число это продолжало расти за счет формирований фольксштурма и гитлерюгенда. По воле фашистских главарей Берлин готовился сопротивляться до последнего человека, способного держать оружие. Выход наших войск 21 апреля на окружную берлинскую автостраду в районах Бернау, Петерсхаген, Рюдерсдорф, Эркнер, Вустенхаузен создали благоприятные условия для полного окружения фашистской столицы.

Берлинская операция является классическим примером быстрого наступления группы фронтов. Операция была подготовлена в короткие сроки, а её основные цели - окружение и уничтожение гл. ударной группировки противника и овладение Берлином - достигнуты за дней. В ходе этой операции советские войска окружили и уничтожили самую крупную в истории войн группировку вражеских войск. Одновременное наступление трех фронтов в 300-км полосе с нанесением шести ударов сковывало резервы противника, способствовало дезорганизации его управления и в ряде случаев позволило достигнуть оперативно-тактической внезапности. Для Берлинской операции характерны решительное массирование сил и средств на направлениях гл. ударов, создание высоких плотностей средств подавления и глубокое эшелонирование боевых порядков войск, успешно решена сложная проблема материально-технического обеспечения войск. Президиум ВС СССР учредил медаль "За взятие Берлина", которой награждено около 1082 воинов. 187 частям и соединениям, наиболее отличившимся при штурме вражеской столицы, присвоено почетное наименование "Берлинские". Более 600 участников Б. о. удостоены звания Героя Советского Союза. 13 человек награждены 2-й медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза.