Формирование исследовательских умений по зоологии в системе подготовки к Всероссийским и Международным олимпиадам по биологии М.В. Касаткин Государственный Биологический музей им. К.А.Тимирязева, Москва
Задания практического тура Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 9 класс Задание. Выясните систематическое положение трех особей беспозвоночных животных, вписав для каждой из них русские или латинские названия таксонов Ранг таксона Объект 1Объект 2Объект 3 Тип Класс Отряд-- Семейство -- Род-- Вид-- Количество правильных ответов _______ Баллы __________ Подпись члена жюри _________________
Всероссийская олимпиада. Практический тур. Зоология. 10 класс
Задания практического тура Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 10 класс Задание. Выясните систематическое положение трёх объектов из числа позвоночных животных, вписав для каждого из них русские или латинские названия таксонов, и определите по специфическим признакам характеристики этих животных Ранг таксонаОбъект 1Объект 2Объект 3 Отряд Семейство Род Вид Место в пищевой цепи Значение в природе и для человека Количество правильных ответов _______ Баллы __________ Подпись члена жюри _________________
Задания практического тура Всероссийской биологической олимпиады школьников. Зоология классы Изучение животных, определение их систематического положения и характеристика Оборудование: набор из 4 тушек, чучел или влажных препаратов различных позвоночных животных (мелких млекопитающих, птиц, рыб, земноводных, пресмыкающихся). Ход работы: 1. Определите систематическую принадлежность предложенных животных (класс, отряд, семейство, род, вид), впишите в таблицу. 2. Определите, к какой анатомо-систематической группе относится каждый вид. Выберите цифровые коды ответов и занесите в таблицу. Коды ответов: 01 – низшие позвоночные; 02 – высшие позвоночные; 03 –Anamnia; 04 –Amniota; 05–первичноводные; 06–вторичноводные; 07– первичноназемные; 08– пойкилотермные; 09– гомойотермные. 3. Определите характерные для каждого вида ландшафтные зоны и местообитания. Цифровые коды ответов занесите в таблицу. Коды ответов: 11 –тундра; 12 –хвойные леса; 13– широколиственные леса; 14 – степи; 15 – пустыни; 16 – горные ландшафты; 17 – саванны; 18 – тропические леса. 21 – моря и океаны; 22 – пресные водоемы; 23 – болото; 24 – луг; 25 – в кронах деревьев; 26 – на поверхности почвы; 27 – в почве. 4. По особенностям строения зубной системы (у млекопитающих), клюва и ног (у птиц), форме тела, зубов и плавников (у рыб) определите характер питания и место в трофической цепи. Цифровые коды ответов занесите в таблицу. Коды ответов: 31 – фитофаг; 32 – зоофаг (хищник); 33 – энтомофаг; 34 – планктонофаг; 35 – стенофаг; 36 – эврифаг. 41 – консумент 1 порядка; 42 – консумент 2 порядка; 43 – консумент 3 порядка.
Таблица объектаСистематикаАнатомо- систематические группы Ландшафтные зоны и местообитания Тип питания и место в троф. цепи Количество правильных ответов _______ Баллы __________ Подпись члена жюри _________________
Всероссийская олимпиада. Практический тур. Зоология. 10 класс
Задания практического тура Всероссийской олимпиады школьников по биологии. Зоология. 11 класс Задание 1. Выясните и впишите в таблицу таксоны, отражающие систематическое положение объекта. КлассОтрядСемействоРод, вид Задание 2. Ориентируясь на методическое руководство, произведите расчленение тела объекта на отделы. Отделите придатки отделов. Разложите на предметном стекле отделенные фрагменты. Опишите последовательно сегментарный состав и придатки отделов тела объекта соответственно результатам препарирования. Отдел или название сегмента Придаток, его тип и особенности Количество правильных ответов ___ Баллы ___ Подпись члена жюри
Задание 2. Изучите особенности внешнего строения данного объекта и впишите в таблицу названия основных структурных элементов (А-В, 1-15). Рис. 1. Внешнее строение
Задание 3. Рассмотрите под бинокуляром строение ротового аппарата. Подпишите в таблице основные элементы его строения. Элемент строения Сделайте ВЫВОД о типе ротового аппарата: ___________________________________ ______________________________________________________________ Рис. 2. Строение ротового аппарата
Всероссийская олимпиада. Практический тур. Зоология. 11 класс.
Спасибо за внимание!