Цели : объяснить понятия и термины свобода, свобода выбора, ответственность, свободное общество - познакомить с ролью свободы и необходимости в человеческой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Page 1 Свобода в деятельности человека 11 класс. Обществознание.
Advertisements

Урок обществознания в 10 классе Свобода и необходимость в деятельности человека.
Тема урока: «Свобода в деятельности человека». Как понятие «свобода» осмыслили художники, скульпторы ? Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ» Бартольди.
Свобода в деятельности человека Человек обречен быть свободным Жан-Поль Сартр Лунева К.С. ГБОУ гимназия 155.
С ВОБОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.Урок обществознания в 10 классе Учитель Плугатырева Г.Е.
Свобода «Свобода в деятельности человека» 11 класс Автор: Плотникова И.П., учитель истории и обществознания. ГБОУ гимназия 192 Калининского района г. Санкт-Петербурга.
Урок 10 Тема: «Лидер и его качества». Кто-то из учеников стал расхваливать известного религиозного лидера. Мастер оставался безучастным. Позже он сказал:
Ты называешь себя свободным. Свободным от чего и свободным для чего? Ф. Ницше, нем. философ втор. пол. XIX в. * Свобода в деятельности человека.
Свобода в деятельности человека (проблемы социально-политической жизни, 11А) Жить в обществе и быть свободным от общества невозможно «Свобода есть осознанная.
Обществознание. Статья 3 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность». СВОБОДА Естественное.
Аукштыкальните А.Д., учитель истории и обществознания МОУ «СОШ 27»
Правило 1) Правило - в зависимости от ударения слово имеет слегка различающийся смысл - прием ( не путать с мероприятием ), предметом. Применительно к.
Урок обществознания в 11 классе по теме «Свобода в деятельности человека» Составила учитель истории и обществознания МОУ «СОШ 38» г. Кургана Е. И. Гостюхина.
Это сладкое слово «Свобода» Воспитательный час 10 класс.
Бахтоярова Ольга Ивановна – учитель обществознания и права Муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа 7 г. Ивантеевка.
Воля к смыслу В. Франкл Выполнил Газимов. И 301 группа.
Свобода – возможность делать самостоятельный выбор и принимать решение в любых, даже самых важных вопросах. Она тесно связана с самореализацией и является.
Свобода в деятельности человека. План урока 1.Различия в понимании понятия «СВОБОДА» 2.Невозможность «Абсолютной свободы» 3.Cвобода – познанная необходимость.
МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
Учитель: Федоренко Елена Юрьевна. Дать определение понятию «свобода». Выяснить может ли человек быть абсолютно свободным. Определить категории свободы.
Транксрипт:

Цели : объяснить понятия и термины свобода, свобода выбора, ответственность, свободное общество - познакомить с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности - развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию материала по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы. Решать познавательные задания Тип урока : урок - проблема.

Сели ровно, ноги поставили прямо. Спину выпрямили. Учебники положили на правую сторону, ручку – на левую. Дневник лежит под учебником, никто не поворачивается, все должны смотреть только на меня. Как вы думаете, какой основополагающий принцип и ценность человеческой жизни я нарушила ? Человек издавна пытался приобрести свободу. На алтарь были брошены жертвы. Правда ли. Что свобода во все времена воспринималась как святыня ? Отчего сегодня большинство верны не себе, а политическому лидеру ? Свободен ли человек ? Что такое свобода ? Об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Почему невозможна абсолютная свобода ? Свобода как познанная необходимость. Свобода и ответственность. « Свобода от » или « свобода для ». Свободное общество.

Свобода - сложный феномен. Это не призыв, не благопожелание, не субъективная настроенность и далеко не всегда сознательный выбор. Для каждого человека свобода имеет свои оттенки. Попробуем убедиться в этом : сыграем в игру « Ассоциация ». Итак, каждый должен высказать свои ассоциации, которые возникают у него при слове свобода.

Попробуем более детально разобраться с философской категорией « свобода ». Работаем по группам. Группа 1 работает с п. 1 « Почему невозможна абсолютная сво ­ бода » § 16. Группа 2 работает с п. 2 « Свобода как познанная необходи ­ мость » § 16. Группа 3 работает с п. 3 « Свобода и ответственность » § 16. Группа 4 работает с п. 4 «" Свобода от " или " свобода для "» § 16.

Как вы думаете, был ли человек когда - либо на протяжении существования человечества абсолютно свободен ? Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми ? Разделитесь на две подгруппы : одна должна составить рассказ на тему : « Я живу в обществе абсолютной свободы ». Вторая группа должна продумать вопросы, которые будут указывать на противоречивость наличия абсолютной свободы. Определите причины невозможности существования абсолютной свободы. Расшифруйте притчу о Буридановом осле. Как вы ее поняли ? Сформулируйте принцип ограничения свободы человека, в котором начало фразы звучит следующим образом : « Моя свобода заканчивается там, где...» 7. Согласны ли вы с данным принципом ?

Как трактовали категорию свободы такие мыслители, как Г. Гегель, Б. Спиноза и др.? Как вы поняли смысл этих высказываний ? Согласны ли вы с ними ? Чего в данном определении, для вас, больше, свободы или необходимости ? Свой выбор поясните. 4. Какова природа необходимости ? Какие ответы на этот вопрос давали : а ) сторонники абсолютного предопределения ; б ) религиозные деятели другого направления ; в ) философы, отрицающие фатализм ? 5. С кем из мыслителей вы согласны и почему ?

Как соотносятся между собой два таких понятия как « свобо ­ да » и « ответственность »? Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже со ­ держится противоречие ? Выскажите свое мнение и аргумен ­ тируйте его. Какие факторы могут склонить человека сделать свой выбор в понятиях : « Я могу...», « Я должен...» Приведите практи ­ ческие примеры. Что такое « ответственность »? Представьте, что вы оказались участником спора между двумя молодыми людьми. Один утверждал : « Ответственность - это мера принуждения, внеш ­ него воздействия ». Второй говорил : « Ответственность – это сознательное чувство, готовность человека сознательно сле ­ довать нормам закона и морали ». Чью сторону вы бы под ­ держали ? Почему ? А каково ваше отношение к этим понятиям ? Как поступаете вы в своей повседневной жизни ? Почему ?

« Нарисуйте » портрет свободного человека. Объясните выбор тех качеств, которыми вы наделили свободного человека. Попробуйте продолжить фразу : « Я свободе, так как...» Почему философы полагают, что, ставя вопрос « Свобода от », человек находится лишь на исходном пункте свободы ? Согласны ли вы с ними ? Почему они говорят о том, что следующим, более высоким этапом развития человеческой личности должна быть иная формула : « Свобода для »? Как вы понимаете эту формулу ? При таком подходе речь идет о деиндивидуализации. А не противоречит ли это свободе ? Не есть ли это ограничение свободы ? Все ли согласны с такой позицией ? Какова ваша точка зрения ? Какая из этих позиций и почему вам представляется правильной ? ( По ходу работы на доске и в тетрадях выстраивается схема - конспект.)

Способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать его в зависимости от природных и социальных сил, сохранять возможность для самоопределения, выбора своих действий и поступков. свобода Проблема свободы связана со спецификой человеческой истории Для человека родоплеменного общества быть свободным – значит, принадлежать роду, племени, быть своим Для человека индустриального общества свобода носит юридический характер и экономический смысл : свобода распоряжаться своими деятельными силами, своей личностью, владеть средствами самостоятельной жизни, обладать возможностью их создания В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в отношении с необходимостью

Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор Абсолютно свободным человек быть не может В своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него

Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет Человек сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами Свобода человека во всех ее проявлениях – основа современных демократических режимов, основная ценность либерализма Свобода находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод гражданина в конституции государств, в международных пактах и декларациях Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека Глава 2 Конституции РФ « Права и свободы человека и гражданина » ( ст. 7-64) Равные права – ст. 2, 19 право на жизнь – ст.3, 20,22 свобода передвижения – ст. 3, 27 Свобода мысли, совести и религии – ст. 18, 28, 29 владение имуществом – ст.17, 35

выбор Выбор зависит – от собственных побуждений ? Природная необходимость Общественные условия Право, мораль, традиции. обычаи Особенности восприятия мира

Составьте проект « Свободное общество ». Разбившись на группы, создайте свои проекты. Итог урока : - К чему может привести неограниченная свобода выбора ? - какова связь понятий свобода и ответственность ? - Как вы считаете, какова должна быть роль государства в поддержании прав и свобод личности в обществе ? - А как граждане могут гарантировать свободу друг друга ? Домашнее задание : 16