Физиология психических функций Проф. Ю.И. Савченков Физиология речи. Сознание и мышление.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовил Голобородько Евгений.
Advertisements

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. Студентки 4 курса Датиевой Инны Артуровны.
Мышление. Виды мышления.
Функциональные блоки мозга (А.Р.Лурия). Первый блок (энергетический) Анатомическая основа: ретикулярная формация ствола мозга ( клеточная функциональная.
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
Кафедра нормальной физиологии КрасГМУ Проф. Ю.И. Савченков ВНУТРЕННЕ ТОРМОЖЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ ВНД ЧЕЛОВЕКА ТИПЫ ВНД.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Орехово – Зуевский медицинский колледж» Выполнила.
МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ. O Д Т Ч П Ш С... O Д Т Ч П Ш С... Какая буква должна быть следующей в этой последовательности:
Большие полушария головного мозга «… Перед задачей полного выяснения работы человеческого мозга даже воображение останавливается в нерешительности». «…
Особенности ВНД Особенности ВНД Речь, сознание Память, мышление.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Функциональные блоки мозга. БЛОКИ МОЗГА - (англ. brain blocks) - структурно- функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека,
Проф. Ю.И. Савченков. Понятие о сигнальных системах Иван Петрович Павлов 1849 – 1936.
ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ Дисциплина: «Общая психология» Специальность: «Лечебное дело» Тема: «Мышление»
Тема лекции. 1. Речемыслительный уровень как один из элементов модели психических познавательных процессов ( по Б. Ф. Ломову ). 2. Речь как специфический.
Мышление и Воображение. План: 1.Понятие мышления 1.1 Особенности мышления 1.1 Особенности мышления 1.2 Классификация явлений мышления 1.2 Классификация.
Мышление. Презентация Зверева Вениамина студента I курса.
ВНИМАНИЕ Выполнил: Вартумян С.Г. Проверил: Шишкина И.В.
Классификация афазии. Афазии – это: нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки» по выражению.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление.
Транксрипт:

Физиология психических функций Проф. Ю.И. Савченков Физиология речи. Сознание и мышление.

Понятие о сигнальных системах Иван Петрович Павлов 1849 – 1936

Первая сигнальная система Вторая сигнальная система Ощущение Слово (устное, письменное) Вторая сигнальная система представляет собой чрезвычайную прибавку к высшей нервной деятельности человека, это наше лишнее, добавочное, социальное и есть человеческое… И.П. Павлов

Первая сигнальная система – функция мозга, обуславливающая превращение непосредственного раздражителя внешней или внутренней среды в соответствующие ощущения организма. -это совокупность сенсорных систем организма, обеспечивающих формирование непосредственного (конкретно-образного) представления об окружающей действительности. Сигналами первой сигнальной системы являются условные и безусловные раздражители (предметы, явления и отдельные их свойства – запах, форма и т.п.).

Вторая сигнальная система – это совокупность структур головного мозга человека со зрительной и слуховой системами, обеспечивающими формирование обобщенного представления об окружающей действительности на основе восприятия словесных сигналов. Сигналами второй сигнальной системы являются элементы языка человека, основной формой которого является устная и письменная речь, а также формулы и символы, рисунки, жесты, мимика.

Основные факторы, необходимые для полноценного развития второй сигнальной системы являются: Наличие сформированных механизмов первой сигнальной системы; Полноценное состояние центральной нервной системы; Социальные факторы;

Формирование речи у детей Слово как интегратор первого порядка Слово как интегратор второго порядка Слово как интегратор третьего порядка 1)Непосредственный раздражитель - непосредственная реакция Н-Н (первая половина первого года жизни); 2)Словесный раздражитель - непосредственная реакция С-Н (вторая половина первого года жизни); 3)Непосредственный раздражитель - словесная реакция Н-С; 4)Словесный раздражитель - словесная реакция С-С.

Функции речи: 1. Коммуникативная функция; Речь – средство общения между людьми. 2. Понятийная функция; Речь - это важнейшее средство познавательной деятельности, именно посредством речи производится обучение человека и усваивается им новая информация, поступающая от другого человека. 3. Регуляторная функция.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕЧИ Акустическая; Оптическая; Кинестетическая. Импрессивная (сенсорная) речь; Экспрессивная (моторная) речь.

Центр Вернике (задние отделы верхней височной извилины (поля 22, 37, 42 левого полушария). Задача этого центра – распознавание и хранение устной речи, как собственной, так и чужой. Центр Брока (задний отдел третьей лобной извилины (поле 44) чаще всего левого полушария. Задача этого центра – обеспечение двигательного компонента речи. Центр распознавания музыкальных звуков и их сочетаний (средняя часть верхней височной извилины (поле 22)) Центр чтения письменной речи (на границе височной, теменной и затылочной долей (поле 39)). Амнестический центр речи (поле 37). Центры речи:

КОРА И РЕЧЬ

Структуры мозга, участвующие в речевой функции

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЧИ КОММУНИКАТИВНАЯ РЕГУЛЯТОРНАЯ ПОНЯТИЙНАЯ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕЧИ АКУСТИЧЕСКАЯ ОПТИЧЕСКАЯ КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ

Типы речи и их основные нарушения ЭКСПРЕССИВНАЯ (МОТОРНАЯ) РЕЧЬ - речевая апраксия ИМПРЕССИВНАЯ (СЕНСОРНАЯ) РЕЧЬ - речевая агнозия АФАЗИЯ - РАСПАД СФОРМИРОВАННОЙ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ АЛАЛИЯ - НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ДИЗАРТРИИ - НАРУШЕНИЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗВУКОВ

Мышление - процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением внешнего мира. - это активная психическая деятельность, направленная на решение определенной задачи.

Ступени формирования мышления наглядно-действенное, при котором решение задач осуществляется с помощью реального манипулирования объектами стадия длится примерно до трех лет; наглядно-образное или образное, по своему содержанию приближающееся к воображению благодаря способности комбинировать образы, их свойства и качества возникает в дошкольном возрасте – 3-7 лет; вербально-логическое, вначале на уровне простых суждений, а позднее переходящее к операциям с понятиями и абстракциями, позволяющими выйти в мышлении за пределы актуального пространства и времени (например, способность реставрировать прошлое и прогнозировать будущее). Речь в этом контексте начинает играть роль формы выражения содержания мышления. Зрелая психика располагает всеми тремя видами мышления в их развитой форме.

Мыслительная деятельность может осуществляться посредством различных по сложности и мозговому обеспечению операционных процедур. Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных операций, необходимых для решения задач данного класса. Дискурсивное мышление носящее рассудочный характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим и обусловливает последующее звено. Эвристическое мышление творческое, а порой интуитивное решение нестандартных задач, генерация собственных оригинальных идей.

Этапы реализации мыслительной деятельности Побуждение, связанное с осознанием проблемной ситуации (мотив познания побудительная фаза мышления); Предварительная ориентировка и выдвижение гипотезы; Формирование программы, выбор средств; Собственно мыслительные операции; Контроль за промежуточными и конечными результатами. Всякий мыслительный акт, так или иначе, обращается к прошлым энграммам, формирует новые смысловые связи и тем самым образует новые знания.

Структурные основы мышления Ведущими структурами мыслительной деятельности являются ассоциативные зоны коры большого мозга (лобная, теменная, височная доли) с ближайшими подкорковыми образованиями и ретикулярной формацией.

Мышление - процесс познавательной деятельности человека, характеризую- щийся обобщенным и опосредован- ным отражением внешнего мира. Мышление есть познание суще- ственных связей и отношений вещей, часто недоступных ощущениям и восприятиям. 1-й этап: наглядно-действенное мышление или практический интеллект 2-й этап: построение сенсомоторных схем без свершения какого-либо действия 3-й этап: логические рассуждения, конкретные понятия в пределах реальных событий 4-й этап: способность к абстракциям и оценке гипотез

2 СТРАТЕГИИ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ 1. Принятие решения 2. Решения задачи 3 ФАЗЫ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ 1. Фаза возникновения потребности в новизне 2.Фаза интуитивного поиска и получения интуитивного решения (подсознание, во сне) 3.Фаза вербализации решения