Коррекция фонетических нарушений у детей Подготовительный этап
Статистические данные о количестве учащихся с нарушением письменной речи 50 –е годы - 6 % учащихся ( Л. Е. Хватцев) 70 – е годы - 9 % учащихся ( М. С. Певзнер, В. М. Явкин) 80 – е годы - 13 % учащихся (Н.С. Грушевская) 90 - е годы % (А. В. Ястребова, И. Н. Садовникова)
Актуальность проблемы коррекции фонетических нарушений Около 40 % российских детей в возрасте пяти лет (когда фонетическая сторона речи должна быть сформирована) по – прежнему неверно произносят звуки родного языка Т.Б. Филичева, 2002 год число младших школьников, имеющих фонетические нарушения, возрастает; нарушение звукопроизношения – самая распространённая из всех речевых аномалий ;
Задачи подготовительного этапа Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия: Устранении недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического аппарата; Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелёва, Г.В. Чиркина 1989 год
Задачи подготовительного этапа Формирование точных движений органов артикуляции и направлений воздушной струи; Развитие мелкой моторики рук; Развитие фонематического слуха и отработка опорных звуков; М.Ф. Фомичева, 1989 год
Задачи подготовительного этапа Создание психологической готовности; Создание фонематической готовности; Создание артикуляционной готовности; Т. А. Ткаченко 2008 год
Таблица к составлению упражнений для выделения на слух вызываемого звука речи среди прочих звуков. ( Т. А. Ткаченко )
Вызываемый звук речи ль Звуки речи, далёкие по звучанию и артикуляции а, и, о, э, м, н, п, б, к, г, х, т, д, ф Звуки речи, близкие по звучанию и артикуляции й, ы, у, л, нь, гь, дь, вь Варианты искажения произношения данного звука Межзубный Нижний Носовой губной
Примеры упражнений Ребенок внимательно слушает звук ль, который логопед произносит длительно, громко, с четкой артикуляцией. Ребенок поднимает правую руку вверх, когда он услышит этот звук, а на другие звуки не реагировать. Примерный звуковой ряд: М_ Н_ЛЬ_А_У_О_ЛЬ_В_З_ЛЬ_ВЬ_МЬ_ЛЬ_Х_
Примеры упражнений Ента,вента, лента. лэнта,рента,рэнта, лента,жента,нента, лента,мента,дента гента, лента, йента Имон, лимон,вимон, зимон,лимон,химон, римон,мимон,лимон нимон,жимон,тимон лимон,гимон,лимон