Универсальные учебные действия Материалы школы-лаборатории ЛОИРО - МБОУ «Гатчинская НОШ 5» 2010-2011 уч.г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Advertisements

Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД. Понятие «универсальные учебные действия»: Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех.
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Директор школы Дурникина М. В. Современный урок с позиции формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ с. Сухая Елань.
- целеполагание - планирование - - прогнозирование - - контроль - коррекция -; - оценка - - волевая саморегуляция к.
Формирование УУД на уроках в начальной школе.. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ СТАНДАРТА Руководитель МО учителей начальных классов Никитина Т. Н.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ФОРМИРОВАНИЕМ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МОУ СОШ 69 1 – а класс.
Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,развитие у ученика способности самостоятельно.
Универсальные учебные действия (УУД). Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию.
Формирование универсальных учебных действий. Основа Стандарта системно-деятельностный подход, который предполагает: системно-деятельностный подход, который.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Власова И.А., год. ПЛАН РАБОТЫ 1 Разработка рабочей программы педагога в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2 Отличительные особенности рабочей.
Транксрипт:

Универсальные учебные действия Материалы школы-лаборатории ЛОИРО - МБОУ «Гатчинская НОШ 5» уч.г.

Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика

В чем заключается задача школы? интеграция, обобщение, осмысление новых знаний; умение связать новые знания с жизненным опытом.

В чем заключается задача школы? Формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ – учить СЕБЯ.

Традиционные заданияЗадания, направленные на самостоятельное применение знаний Определите площадь прямоугольника. Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол. Перечислите отличия растений от животных. Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк?

Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Универсальные учебные действия это умение учиться,т.е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса

Компоненты учебной деятельности познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Функции универсальных учебных действий обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

Функции универсальных учебных действий создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

Функции универсальных учебных действий обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Группы универсальных учебных действий: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково- символические; 4) коммуникативные действия.

Личностные действия Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Задания, направленные на формирование личностных УУД Примеры заданий взяты из УМК «Школа 2100» 1кл. Как бы ты продолжил текст 1кл. Раскрась Домик дружбы в свои любимые цвета 1кл. Помоги Кате, Пете и Вове подобрать выражения к своим рисункам 1 кл. Помоги Пете «посадить» парашюты с уравнениями на «кочки» с верным решением. Докажи, что ты прав. 2 класс, «Ленивая старуха». «Подходит ли заглавие к тексту? Почему? Докажи. 4 Класс, «Прочитай текст. С какими утверждениями автора ты согласен?»

О сформированности личностных УУД можно говорить тогда, когда: Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься У ребенка развита рефлексия У ребенка сформирована учебная мотивация У ребенка сформирована адекватная самооценка

Рекомендации по развитию личностных УУД: Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения. Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Регулятивные действия Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Задания, направленные на формирование регулятивных УУД 1кл.Запиши слова по модели, выдели корень и проверь. 1кл. Проверь написанное. 1кл. Какое число стоит последним в «цепочке»? Проверь себя с помощью числового отрезка. 1кл. Ребята придумали задачи. Помоги им подобрать нужные схемы и записать решения своих задач. 1кл. Выбери нужную для решения схему. Объясни как ты искал решение задачи. 1кл. Начерти… Поставь… Найди… 1кл. Начерти …так, чтобы…

О сформированности регулятивных УУД можно говорить тогда, когда: Ученик умеет составлять план действий Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае необходимости Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того. что еще неизвестно Ученик способен к волевому усилию Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля У ученика сформирован внутренний план действий Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку

Рекомендации по развитию регулятивных УУД: Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу. Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

Познавательные действия Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Познавательные УУД обеспечивают возможность учащимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Познавательные УУД обеспечивают успешное освоение знаний, умений и навыков по всем предметам, формируют картину мира и компетентности в любой предметной области познания, создают условия для самореализации и развития личности на основе готовности к непрерывному образованию, для формирования компетентности "научить учиться", высокой социальной и профессиональной мобильности.

Задания, направленные на формирование познавательных УУД 1кл. Назови недостающую фигуру 1 кл. Как вы поняли значение трудных слов в тексте 1кл. … Можно ли из этих двух задач составить одну и начертить к ним схему? 1кл. Начерти… Вырежи… Разрежь… Составь два разных треугольника

О сформированности познавательных УУД можно говорить тогда, когда: Умеет формулировать проблемы и решать их. Ребёнок умеет составлять модель и преобразовывать её в случае необходимости. Ученик владеет способами решения проблем. Ребёнок может строить логическую цепь размышлений. Может создавать устные и письменные высказывания. Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме. Ребёнок умеет выбрать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации. Ребёнок владеет операциями сериация, классификация, умеет устанавливать причинно-следственные связи. Ребёнок может проанализировать ход и способ действий. Ребёнок умеет осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию. У ребенка сформированы умения анализа и синтеза. Ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

Рекомендации по развитию познавательных УУД: Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала) Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Коммуникативные действия Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.

Роль коммуникативных УУД для школьника Умение самостоятельно принимать решения Умение устанавливать контакты и организовывать взаимодействие Формирование уверенно сти в учебной и внеучебной деятельности

Задания, направленные на формирование коммуникативных УУД Работая в группе, составь рассказ по теме «Осенний сад». Расскажи соседу… Вспомни, кто из поэтов использовал прием олицетворения в стихах об осени. Найди и прочитай эти строчки всем. Поиграй с друзьями в игру.

Правила организации групповой работы нельзя принуждать или высказывать неудовольствие, если кто-то не хочет работать в группе (позднее нужно выяснить причину отказа от работы); совместная работа не должна превышать минут, так как если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается; не стоит требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием и т.д. При этом нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми.

О сформированности коммуникативных УУД можно говорить тогда, когда: Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны Ученик умеет вступать в диалог Ребенок может сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации У ребенка развита рефлексия Ребенок умеет слушать и слышать Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации Ребенок может интегрироваться в группу сверстников У ребенка сформирована адекватная самооценка

Рекомендации по развитию коммуникативных УУД: Научите ребенка высказывать свои мысли. Не бойтесь «не стандартных уроков». Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять; Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития

Планируемые результаты начального общего образования Литературное чтение ……научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, научатся приемам поиска нужной информации, научатся высказывать и пояснять свою точку зрения, овладеют основами коммуникативной деятельности, на практике осознают значимость работы в группе…