Социального педагога с семьей. Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Название проекта Я и моя семья Автор проекта: Кичайкина Л.А.
Advertisements

«Современные формы и содержание работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей, совместная деятельность школы и семьи.
Проектно-исследовательская работа на тему « Счастливая семья»
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо которое вследствие безнадзорности "или беспризорности находится в обстановке, представляющей.
«Деятельность дошкольных образовательных учреждений по раннему выявлению семейного неблагополучия и социального сиротства, предотвращению жестокого обращения.
Формы взаимодействия ДОУ с семьей Опыт работы МА ДОУ МО г.Нягань «Детский сад 1 «Солнышко»
Изучение семей учащихся, положения детей в семье и условий их жизни.
Система работы по ранней профилактике социальной дезадаптации в дошкольном учреждении Васильева Н.Н. педагог-психолог, методист ЦПМСС «Зюзино» Система.
Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог – это педагог, исследующий социальное … воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей… Цель работы.
Рабочая воспитательная программа. Наименование. Проект программы правового просвещения и формирования законопослушного поведения участников образовательного.
« Партнёрские отношения с родителями, с родителями, как залог успешности как залог успешности обучения обучения и воспитания учащихся » Подготовила: Реутова.
«Деятельность дошкольных образовательных учреждений по раннему выявлению семейного неблагополучия и социального сиротства, предотвращению жестокого обращения.
КГКОУ Детский дом 4 Социальный педагог Ю.А. Хмиль Социальный педагог Т.А. Головкова.
Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог – это педагог, исследующий социальное … воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей… Цель работы.
СЕМЬЯ. ФУНКЦИИ СЕМЬИ. Семья - самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди,те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся,
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
Функционирование Социально-психологической службы в МОУ «Староалейская СОШ 2»
Проблема насилия в жизни ребенка. Насилием является любое поведение, которое нарушает права другого.
Несомненно, первоочередная задача социального педагога в работе с семьей это разрешение кризисных ситуаций Кроме того, следует обратить внимание и на.
ТОГОУ «Рассказовская общеобразовательная школа- интернат среднего (полного) общего образования»
Транксрипт:

Социального педагога с семьей

Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.. Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента - с позиции клиентоцентризма. Важна способность социального педагога импровизировать профессиональные действия в определенных условиях, причем импровизация во многом опирается на интуицию, и под ней понимают состояние предельного обострения сознания, когда умозаключения делается не с опорой расчеты и логические выводы, а на основе интуитивного усмотрения, бессознательного анализа ситуации. (Клемантович И. П.) Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.. Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента - с позиции клиентоцентризма. Важна способность социального педагога импровизировать профессиональные действия в определенных условиях, причем импровизация во многом опирается на интуицию, и под ней понимают состояние предельного обострения сознания, когда умозаключения делается не с опорой расчеты и логические выводы, а на основе интуитивного усмотрения, бессознательного анализа ситуации. (Клемантович И. П.) Социально-педагогическая деятельность с семьей

Изучив исследования Мудрика А. В. и Галагузовой М. А. по вопросам социально-педагогической помощи различным типам семей и проанализировав алгоритм работы социального педагога, можно выделить следующие этапы работы социального педагога, реализуемые непосредственно через школу (см. схему на с. 131).

Социально-педагогическая помощь Образовательная Психологическая Посредническая обучение воспитание поддержка коррекция организация координация информирование Деятельность социального педагога с семьей включает три основные составляющие социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

Задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию. Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого: во-первых, необходимо проанализировать проблемы; во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами; в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения.

Социальный педагог проводит социальную диагностику и на ее основе составляет программу помощи семье, которая включает воспитание детей, организацию ухода за ними, оформление опекунства, усыновления, защиту детей, заботу о детях с отклонениями в умственном и физическом развитии, организацию досуга, повышение образовательного и культурного уровня родителей, возрождение народных традиций, укрепление духовных связей между членами семьи, пропаганду здорового образа жизни.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ Обеспечение безопасности ребенка Содействие оптимальному развитию ребенка Устранение последствий насилия или пренебрежения Улучшение внутрисемейных отношений и повышение функциональной способности семьи Индивидуальная помощь родителям УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ изучения СЕМЬИ Хорошо проведенное диагностирование Осознание родителями причиненного ими вреда ребенку Принятие родителями ответственности за дальнейшую судьбу ребенка Детально проработанный план работы с семьей Наличие необходимых специалистов и ресурсов Готовность семьи к сотрудничеству Объективная оценка результатов работы Отслеживание исполнения другими службами (образование, здравоохранения, занятости) своих обязательств

Социальный педагог работает совместно с различными социальными службами, организациями, учреждениями: со службой социальной помощи населению ведет работу по выявлению семей группы риска и оказанию им содействия и поддержки, участвует в организации семейных консультаций, службы знакомств, семейного просвещения и самообразования и т. д; со службой социально-бытовой помощи обеспечивает услуги престарелым, одиноким, инвалидам; со службой семейного досуга организует семейный туризм, семейные экскурсии, работу центров семейного досуга, семейных клубов, клубов молодых многодетных семей; со службой социальной профилактики отклоняющегося поведения осуществляет работу по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних.

Образовательное учреждение ЦПМСС «Мир» ЦДиК «РОСТ» КДН,ПДН Управа, Префектура Наркологический диспансер Центр целостного оздоровления «Небо, Человек,Земля» (Как пример)Взаимодействие социального педагога с различными структурами и организациями в СЗАО Центр социальной и психологической помощи «БЛАГОПОЛУЧИЕ» «Проспект Мира»(проф-ка зависемостей) Некомерческая организация Благотворительный фонд «Рето Надежда» «Молодежный центр «Здоровье нации»

Алгоритм изучения семьи Важно изучить: состав семьи, структуру (полная, неполная, с одним ребенком, многодетная, разведены и т. д.); жилищно-бытовые условия; материальную обеспеченность; воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный); характер взаимоотношений в семье: а)между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.); б)между другими членами семьи и ребенком (слепое обожание, заботливость, доверие, дружба, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность);

в)позицию ребенка в семье (педагогически оправданная; «кумир семьи»; объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону; предоставлен самому себе, никто им не интересуется; запуган авторитарным отношением, неуверен в себе, избегает общения с родителями; на положении «Золушки»); г)отношение ребенка к родителям.

Выделяют четыре установки ребенка по отношению к родителям и самому себе: «Я нужен и любим и люблю вас тоже»; «Я нужен и любим, а вы существуете ради меня»; «Я не нужен и не любим, но я от всей души желаю приблизиться к вам»; «Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое». Первые две позиции являются оптимальными для развития ребенка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, то есть признанием такого же права на сущестно……… его вкусов, мыслей, чувств, как у взрослого. К сожлипшп». встречается менее благоприятная установка, чк> спит i проблемы в развитии личности.

Можно выделить следующие типы отношений ребенка к родителям: дорожит семейными отношениями; родители авторитетны; относится безразлично; относится пренебрежительно; остро переживает семейную драму; тяготеет к одному из членов семьи.

Рекомендуется выделить те проблемы в семье, которые оказывают негативное воздействие на ребенка, могут приводить его в состояние скрытых и явных конфликтов (отклонения в поведении членов семьи: алкоголизм, наркомания и т. д., низкий достаток, слабый воспитательный потенциал, конфликтные взаимоотношения и т. д.). Знание «проблемного поля» в семье позволит педагогу в дальнейшем лучше понять причины тех или иных поступков ребенка, объективно оценить его состояние, вовремя оказать коррекционную помощь и поддержку.

Социальные стресс- факторы Со стороны родителей Со стороны ребенка Безработица, плохое жилье, неполная семья, многодетная семья, скученность, религиозность, социальная изоляция Психические заболевания, алкоголизм обоих, одного, наркомания обоих, одного, проблемы брака, трудности в воспитании, отсутствие любви к ребенку Психическое заболевание, инвалидность, врожденное заболевание, хронические заболевания, трудный ребенок, отклонения в поведении Оценка стресс-факторов в семье (необходимое подчеркнуть или вписать дополнительно)

I уровеньII уровень III уровень (интегральный) 12з 1.Социальное положение родителей: а)профессиональное; б)социально-политическое. 1.Демографический состав семьи: а)состав взрослых; б)состав детей. A.Материаль­ные факторы. Б. Образовательный уровень. A.Культурный уровень Семья как фактор воспитания Механизм влияния семьи на формирование личности представлен в таблице: Характер семейных отношений: а)взаимоотношения родителей; б)родители и дети; в)взаимоотношения детей; г)внесемейные связи Окончание табл.

На I уровне анализа семьи как фактора воспитания следует выделить социальное положение родителей, демографический состав семьи и характер семейных отношений. Анализ теоретических источников и педагогической практики показывает, что существенными параметрами этих трех факторов являются: 1.Социальное положение родителей: – а) профессиональное положение - рабочие, служащие, работники сферы обслуживания, интеллигенция, коммерсанты, домохозяйки, различные варианты профессионального положения отца и матери; – б) социально-политическое положение - активная социальная позиция, нейтральная, пассивная, антиобщественная направленность родителей. На I уровне анализа семьи как фактора воспитания следует выделить социальное положение родителей, демографический состав семьи и характер семейных отношений. Анализ теоретических источников и педагогической практики показывает, что существенными параметрами этих трех факторов являются: 1.Социальное положение родителей: – а) профессиональное положение - рабочие, служащие, работники сферы обслуживания, интеллигенция, коммерсанты, домохозяйки, различные варианты профессионального положения отца и матери; – б) социально-политическое положение - активная социальная позиция, нейтральная, пассивная, антиобщественная направленность родителей. Аналитическая деятельность социального педагога в работе с семьей

2.Демографический состав семьи: а) состав взрослых членов семьи - мать и отец; одна мать; один отец; мать, отец и дру­гие взрослые; отчим в семье; неродная мать; опекуны; б) состав детей - один ребенок, двое детей, многодетная семья, сводные дети, приемные дети, родные и неродные дети. 3.Характер семейных отношений: а) взаимоотношения родителей - демократические отношения на основе любви и взаимоуважения, авторитарная позиция отца, авторитарная позиция матери, аморфные (беспринципные) отношения родителей.

II уровня: материальный, образовательный и культурный уровень семьи. Основными параметрами этих факторов являются: А. Материальный уровень семьи: а) материальное обеспечение семьи - уровень обеспеченности (высокий, низкий, средний); наличие необходимых предметов домашнего обихода (наличие необходимого, недостаток его, излишки); б) материальные потребности семьи - в пределах нормы, завышенные, заниженные; в) характер удовлетворения материальных потребностей и распределения материальных благ – преимущественное расходование средств на материальные нужды (еду, одежду предметы быта, украшения); преимущественное расходом средств на образовательные и культурные нужды; бесплановое, беспринципное расходование средств; г) отношение детей к материальным ценностям - адекватное, потребительское, безразличное.

Б. Образовательный уровень: а) родители равного обра тельного уровня - высшее образование, среднее, среднее специ альное, низкий образовательный уровень; б) родители с различным образовательным уровнем - незначительный приоритет от ца, незначительный приоритет матери, большое различие в об разовательных уровнях отца и матери. В. Культурный уровень семьи: а) степень освоения культуры членами семьи - высокая (проповедуется специальное культурное развитие), хобби, нет потребности; б) руководство культурным развитием детей - активное участие родителей, попустительство стихийности в развитии детей, отрицательное воздействие на культурное развитие.

III уровнем анализа семьи как фактора воспитания следует считать интегральный уровень, на котором семья непосредственно влияет на ход воспитательного процесса: а) семья как воспитательная среда - наличие условий для физического и духовного развития детей; семья как организатор жизни и деятельности детей; семья как руководитель развития личности ребенка (умственного, нравственного, эстетического, трудового); б) участие семьи в формировании мировоззрения детей - влия­ние самой семьи, использование внесемейных факторов воздействия (школы, внешкольных учреждений, библиотек, культурно- просветительских учреждений, средств массовой коммуникации, других людей); в) семья как организатор разнообразных видов деятельности детей - учебной, трудовой, общественно-полезной. г) семья как благоприятный эмоциональный микроклимат развития личности; д) педагогическая культура семьи, е) педагогический стиль руководства детьми в семье –авторитарный, демократический. Либеральный, смешение стилей руководства; ж) отношение детей к педагогическим воздействиям семьи –позитивное восприятие,нейтральное,негативное,критическое восприятие детьми отрицательных воздействий семьи.

Программа анализа воспитанности детей в семье Нравственные качества и признаки их проявления у ребенка в семье (подчеркнуть характерное). 1.Исполнителен и послушен ли ребенок в семье? Охотно ли выполняет поручения родителей? Всегда исполнителен и послушен. Не всегда послушен и исполнителен. Часто неисполнителен и непослушен. Постоянно проявляет неисполнительность и непослушание. 2.Насколько ребенок бережлив дома? Как относится к своим личным вещам? книгам? Всегда бережлив. Сам чинит свои вещи, приводит в по­рядок книги, личное имущество. Не всегда бережлив. Часто проявляет расточительность и небережливое п Всегда небережлив. 3. Аккуратен ли дома? Аккуратен всегда и во всем. Аккуратен, но не всегда и не во всем. Часто бывает неряшлив. Постоянно неряшлив. 4.Каково поведение ребенка дома? Всегда хорошее. в Не всегда хорошее. Позволяет шалости, но на замечания реагирует положительно. Часто ведет себя плохо и на замечания не реагирует. в Постоянно ведет себя плохо, дерзит, пререкается и т. д. 5. Насколько чутко и отзывчиво относится ребенок к родителям и близким? Отзывчивый, заботливый, добрый. Не всегда отзывчивый и заботливый. Часто проявляет грубость, черствость, эгоизм. в Постоянно грубит, дерзит, раздражается по поводу заме­чаний. 6.Насколько ребенок трудолюбив? Любит труд, постоянно сам помогает старшим. Не всегда помогает, делает то, что поручают. « Часто уклоняется от труда, трудится только под контролем. Постоянно уклоняется от труда, очень ленивый.

Спасибо за внимание!!! Методист СП ППСП ГОУ ОМЦ СЗОУО Семенова Е. Г.