Изобразительно - выразительные средства языка. Фонетические средства Фонетические средства Лексические средства Лексические средства Синтаксические средства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
Advertisements

Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
Учитель русского языка и литературы Сальникова Н.А. Часть I.
Презентация к мастер - классу «Выразительные средства языка» урок литературы в 11 классе Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы.
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. АНАФОРА Анафора ( от греческого ВЫНЕСЕНИЕ; русский термин – единоначалие), стилистическая фигура; скрепление.
Использованные Гончаровым в романе « Обломов » « Сон Обломова »
Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ.
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
ТРОПЫ Эпитет Метафора Гипербола Олицетво-рение Перифраз Сравнение В переводе с греч. языка – приложение, прилагаемое. Эпитет – это особое, образное определение,
Муниципальное образовательное учреждение Венгеровская СОШ 2 Изобразительно-выразительные средства языка. Выполнил Ученик 10 «в» класса Ояберь Урмас Преподаватель.
Изобразительно- выразительные средства русского языка
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Открытый урок по русскому языку в 7 классе Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме Текстоведение. Лексические средства выразительности языка.
Урок русского языка 10 класс Тарасенко Н. А. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО - ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.
Готовимся к ЕГЭ Выразительные средства языка. Изобразительно- выразительные средства Изобразительно- выразительные средства Тропы Стилистические фигуры.
Анализ выразительности речи Задание В8. Компетенции выпускников: Языковая - знание и соблюдение всех норм литературного русского языка; Лингвистическая.
1 Презентация Презентация по теме «Выразительные средства языка» Выполнили обучающиеся Выполнили обучающиеся 8 класса 8 класса Владимирова Алина и Владимирова.
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Транксрипт:

Изобразительно - выразительные средства языка

Фонетические средства Фонетические средства Лексические средства Лексические средства Синтаксические средства Синтаксические средства

Аллитерация Ассонанс

Аллитерация – повтор согласных звуков. Является приемом выделения и скрепления слов в строке. Увеличивает благозвучие стиха. Примеры : Мазурка раздалась. Бывало, Когда гремел мазурки гром, В огромном зале всё дрожало, Паркет трещал под каблуком … ( А. С. Пушкин ) Вот дыра у ребра – это след от ядра, Вот рубцы от тарана, и даже Видно шрамы от крючьев … ( Б. Ахмадулина ) Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы, В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею, Лелею травы, лелею нивы. ( К Бальмонт )

Ассонанс – повторение гласных звуков. Примеры : У наших ушки на макушке, Чуть утро осветило пушки И леса синие макушки – Французы тут как тут. ( М. Ю. Лермонтов ) Превращусь не в Толстого, так в толстого – Ем, пишу, от жары балда. Кто над морем не философствовал ? Вода. ( В. Маяковский )

Антитеза Гипербола Литота Аллегория Метафора Синекдоха Оксюморон Олицетворение Алогизм Умолчание Перифраз Сравнение Фразеологизмы Эпитеты Аллюзия

Антитеза стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом Примеры : И мира нет и нет нигде врагов ; Страшусь надеюсь, стыну и пылаю ; В пыли влачусь и в небесах витаю ; Всем в мире чужд и мир обнять готов … Я зряч без глаз ; нем вопли испускаю ; И жажду гибели спасти молю ; Себе постыл и всех других люблю ; Страданьем жив ; со смехом я рыдаю ( перевод Ю. Н. Верховского ) Кто был никем, тот станет всем !

Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое - либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления Примеры : У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением. ( Н. В. Гоголь ) Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить ; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы ! должен довольствоваться каким - нибудь немецким обедом из картофеля. ( Н. В. Гоголь ) Четыре года мы побег готовили, Харчей три тонны мы наэкономили … ( В. Высоцкий )

Литота – художественное преуменьшение. Примеры : В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает : муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку ! ( Н. В. Гоголь ) И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведёт под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах … а сам с ноготок ! ( Н. А. Некрасов ) Словарь Вильяма Шекспира, по подсчёту исследователей, составляет слов. Словарь негра из людоедского племени Мумбо - Юмбо составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. ( И. А. Ильф и Е. П. Петров )

Аллегория – конкретное изображение предмета или целой сцены, которое заменяет и наглядно представляет абстрактное понятие. На основе аллегории строится басня, где через конкретные образы показываются черты характеров людей. Примеры : Две бочки ехали : одна с вином, Другая Пустая. Вот первая себе без шуму и шажком Плетётся, Другая вскачь несётся : От ней по мостовой и стукотня, и гром, И пыль столбом ; Прохожий к стороне скорей от страха жмётся, Её заслышавши издалека. Но как та бочка ни громка, А польза в ней не так, как в первой велика. ( И. А. Крылов ) Когда я ночью жду её прихода, Жизнь, кажется, висит на волоске. Что почести, что юность, что свобода Пред милой гостьей с дудочкой И вот вошла. Откинув покрывало, Открыла пир младых затей, Внимательно взглянула на меня. Воспела детские веселья, Ей говорю : « Ты ль Данту диктовала Страницы Ада ?» Отвечает : « Я ». ( А. А. Ахматова )

Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак. Виды метафоры : Резкая метафора представляет собой метафору, сводящую далеко стоящие друг от друга понятия. Модель : начинка высказывания. Развёрнутая метафора это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Модель : Книжный голод не проходит : продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими их приходится выбрасывать, даже не попробовав. Реализованная метафора предполагает оперирование метафорическим выражением без учёта его фигурального характера, то есть так, как если бы метафора имела прямое значение. Результат реализации метафоры часто бывает комическим. Модель : Я вышел из себя и вошёл в автобус.

Синекдоха – прием, посредством которого целое выражается через его часть ( нечто меньшее входящее в нечто большее ) Разновидность метонимии. Примеры : Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложён На зло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твёрдой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам … ( А. С. Пушкин ) … Больше всего береги и копи копейку : эта вещь надёжнее всего. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой. ( Н. В. Гоголь ) Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим доказать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать ( М. В. Ломоносов )

Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Примеры : Велев седлать лошадей, я оделся и сбежал к купальне. Погружаясь в холодный кипяток нарзана, я чувствовал, как телесные и душевные силы мои возвращались. Я вышел из ванны свеж и бодр, как будто собирался на бал. ( М. Ю. Лермонтов ) Кого позвать мне ? С кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив ? ( С. А. Есенин ) Зов предков слыша сквозь затихший гул, Пошёл на зов – сомненья крались с тылу, Груз тяжких дум наверх меня тянул, А крылья плоти вниз влекли, в могилу. ( В. С. Высоцкий )

Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне уподобляется человеку. Примеры : О чём ты воешь, ветер ночной, о чём так сетуешь безумно ? ( Тютчев ) Сурово метелица выла И ветром кидала в окно, Невесело солнце всходило, В то утро свидетелем было Печальной картины оно. ( Некрасов ) Проплясал, проплакал дождь весенний, Замерла гроза. ( Есенин ) Вот - вот после короткой дрёмы оттолкнётся солнце от острых вершин леса, взойдёт над синими хребтами и спугнёт туманы. ( Астафьев ) Как - то так получилось, что Москва с присущей ей беспечной щедростью уступила Пушкина Петербургу. ( Нагибин )

Алогизм – стилистический приём, основанный на намеренном нарушении логических связей в высказывании в целях комизма, иронии. Примеры : Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с жёлтенькими цветочками. ( Н. В. Гоголь ) Лев Савич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как - то играл на именинах у приятеля в винт. ( А. П. Чехов ) И был тот помещик глупый, читал газету « Весть » и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое. ( М. Е. Салтыков - Щедрин ) Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением. ( Н. В. Гоголь )

Умолчание – оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца высказывает свою мысль, предоставляя читателю возможность догадываться и размышлять о том, о чём могла пойти речь дальше. На письме умолчание обозначается многоточием. Примеры : Отставить разговоры ! Вперёд и вверх, а там … Ведь это наши горы, они помогут нам. ( В. В. Высоцкий ) Хотя страшился он сказать, Нетрудно было б отгадать, Когда б … но сердце, чем моложе, Тем боязливее, тем строже … ( М. Ю. Лермонтов ) Я не люблю, о Русь, твоей несмелой Тысячелетней рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый … Смиренные, родимые черты ! ( И. А. Бунин )

Перифраз – использование описания вместо собственного имени или названия ; описательное выражение, оборот речи, замещающее слово. Используется для украшения речи, замены повтора. Примеры : Хотя мы знаем, что Евгений Издавна чтенье разлюбил, Однако ж несколько творений Он из опалы исключил : Певца Гяура и Жуана ( вместо – Байрона, автора поэмы « Гяур » Да с ним ещё два - три романа … и романа в стихах « Дон Жуан ») ( А. С. Пушкин ) За ним вослед неслись толпой Сии птенцы гнезда Петрова – В пременах жребия земного, В трудах державства и войны Его товарищи, сыны : И Шереметев благородный, И Брюс, и Боур, и Репнин, И, счастья баловень безродный, Полудержавный властелин. ( А. С. Пушкин )

Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Примеры : Ясно утро. Тихо веет Тёплый ветерок ; Луг, как бархат, зеленеет, В зареве восток. ( Никитин ) Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем летит на звезду. ( Есенин ) Лежал закат костром багровым. ( Ахматова ) Голубым хрусталём загорается на заре Венера. ( Паустовский ) Под ним струя светлей лазури. ( Лермонтов )

Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально - изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т. д. Примеры : Аз. с Азов Начинать с азов, то есть с самого начала, с простого. ( Аз – так называлась раньше первая буква русского алфавита.) Бисер метать Это выражение пришло из Евангелия и означает : напрасно тратить си ­ лы, слова с людьми, которые не могут ни понять их, ни оценить. Не зачем на таких людей тратить свои нервы и силу. Обычно в такой ситуации и говорят метать бисер. Вилами на воде написано Выражение это означает следующее : очень все сомнительно, неясно. Первоначальное значение слова вилы « круги », а не сельскохозяй ­ ственное орудие ( вспомните вилок капусты ). Слово старое значение утратило, а выражение осталось. Означает нечто непонятное, не ­ точное, неопределенное, исчезающее так же быстро, как круги на воде. Гоголем ходить Гоголь это дикая утка. По берегу он ходит важно, вперевалочку, выпя ­ тив грудь вперед и гордо откинув назад голову. О человеке, который ходит важно, шествует, говорят, что он ходит гоголем.

Эпитет – слово, выделяющее в предмете или явление какие - либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т. е красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое - нибудь его отличительное свойство. Примеры : Синий туман. Снеговое раздолье. Тонкий лимонный лунный свет. ( Есенин ) Туман поднялся над рекою, выступил по лугам и распадкам, окурил берега. Он был недолговечен и пуглив, этот летний туман, и пароходу идти не мешал. ( Астафьев ) Около меня солнце ещё светило – горячо и тускло ; но там, за рожью, не слишком далеко, тёмно - синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона. ( Тургенев ) И тут же малиновая кремлёвская стена, а за ней – соборы, встают как зажжённые свечи, торжественные, гордые и нарядные. ( Михалков )

Аллюзия – стилистическая фигура, намек на реальный литературный, исторический, политический факт, который предполагается известным Примеры : « Семейство вздор, семейство блажь », Любили здесь промолвить гневно. А в глубине души все та ж « Княгиня Марья Алексевна » намек на слова Фамусова из комедии А. Грибоедова « Горе от ума »: «... Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна !» Она дитя, резвушка, мальчик, Но мальчик, всем знакомый нам, Которого лукавый пальчик Грозит и смертным, и богам. Очевидно соотнесение с текстом " Евгения Онегина ", где содержится фрагмент " шалун уж заморозил пальчик ".

Антитеза Инверсия Градация Повтор Анафора Эпифора Многосоюзие Бессоюзие Риторическое восклицание Риторический вопрос Риторическое обращение Вопросно - ответное единство Синтаксический параллелизм Парцелляция