Основы журналистики 2 семестр, в/о доцент Лукина Мария Михайловна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основы журналистики 2 семестр, в/о доцент Лукина Мария Михайловна.
Advertisements

Урок 5. Тема: «Современное общество». Цели и задачи урока На занятии мы будем объяснять понятия «мировое сообщество», «научно-техническая революция»,
Создание газеты нашего класса «Наша Школьная Страна» Автор: Мурдасов Михаил, 4 «Б» класс, МАОУ «Гимназия 19» Консультант: Мурдасова Татьяна Владимировна.
Насилие как явление в сознании и жизни череповчан Алена Богомолова, ведущий социолог БФ «Дорога к дому» 26 ноября 2013 г.
НОВОСТИ БЕЗ ПЕРЕДЫШКИ Модуль «Медиаобразование в школе и вузе» МГГУ им. М.А. Шолохова ©И.В. Жилавская.
Маркетинговые стратегии НОУ: успешный набор 2009/10 17 сентября 2009 Atlas Communication.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Классный час в 8 а классе Выполнила: Панарина Л.В. ГБОУ СОШ 1 «ОЦ»
Тренинг Тема 1 Классическая композиция информационного сюжета Часть 1. Что произошло? (рассказываем о самом событии, новости) Часть 2. Почему это произошло?
РЕПОРТАЖ КАК жанр публицистики. ЦЕЛИ занятия: знакомство с особенностями репортажа как газетного жанра; подготовка к самостоятельному написанию репортажа;
Журналист профессия или призвание?? О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, о светлом настоящем – журналисты.
ПРОЕКТ «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ» РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА АЛЕКСАНДРА ЧЕРКАСОВА Курс для школьных редакций.
Дорогие ребята! Многие из вас порой не знают, как поступить в той или иной сложной жизненной ситуации. Не знают, к кому обратиться за помощью, поддержкой.
Корреспондент школьной газеты Модуль «Медиаобразование в школе и вузе» МГГУ им. М.А. Шолохова ©И.В. Жилавская.
Люди, деньги и работа: социально-экономические итоги 2008 года.
ГЛАВНОЕ РАДИО в БЕЛГОРОДЕ на FM Основы Музыкальный продукт Программный продукт Аудитория.
Как писать для интернета. Дискуссия Нужно ли для интернета писать как - то особенно ? 10 июля г. Москва.
- Почему о Телефоне доверия мы говорим именно сегодня?
- это средство управления деятельностью, наиболее конкретная и выполнимая форма работы учреждения, организации, объединения. Проект представляет собой.
PR некоммерческой организации. Первичные PR-тексты Анонс Пресс-релиз Приглашение Бэкграундер Лист вопросов-ответов Факт-лист Биография Заявление Байлайнер.
Транксрипт:

Основы журналистики 2 семестр, в/о доцент Лукина Мария Михайловна

План лекции 1.Что такое новостная ценность: критерии отбора событий для новостей 2.Задание на лекции 3.Правило 5W+H 4.Задание на лекции

Тема новости Тема журналистского текста: ситуация + контекст Ситуация/событие: изменение в состоянии к-л субъекта (переход из одного состояния в другое) Не все ситуации/события должны освещаться СМИ, а те, которые представляют медийный интерес Сравните: день рождения студента Н. (одного из вас) и день рождения президента страны

Выбор журналиста и интересы аудитории Новости селективны по своей природе - они отобраны и определенным образом обработаны журналистами и их редакторами Какое событие попадет в тематические повестки дня СМИ, дело выбора СМИ и журналистов СМИ/журналисты должны представлять, какое событие будет интересно их целевой аудитории, представлять общественный интерес

Критерии отбора событий для новостей и новостная ценность Критерий Новизна, свежесть Пространственная близость Масштаб события Известность персоны Конфликт Необычность Человеческий интерес Новостная ценность (news value) – качественная характеристика новости Актуальность Оперативность Важность Общезначимость Близость Яркость/необычность Персонифицированность «Звездность» Драматизм Экзистенциальность (жизнь, смерть, любовь)

Новизна, свежесть Свежее событие - то, что происходит в ближайшее от выхода/ выпуска в свет/в эфир время Новое - это измененное «старое». Изменение состояния и положения вещей всегда лежит в основе любого события (была спокойная жизнь, а вдруг налетел ураган…) Особ. важно для электрон. СМИ (на этом построены прямые эфиры, экстренные выпуски новостей с изменением сетки вещания) Парадокс: новость происходит сегодня, сейчас, и устаревает в момент передачи Новости всегда находятся в процессе развития Проблема: в погоне за скоростью репортеры пренебрегают проверкой фактов, используют вторичные источники, доверяются слухам, попадают в ловушки заинтересованных лиц

Конкуренция на поле времени Главная конкуренция между производителями новостей происходит на поле времени Кто сообщит первым – показатель профессионализма журналиста/редакции (уровень оперативности) Скорость выхода новостей – прямое следствие умения журналиста выделить в информации самое главное, облечь сообщение в адекватную форму Сегодня: значение технической экипировки! Тактика пиар-служб

Особенности разных каналов ТВ и РВ: «нам только что сообщили...», «буквально минуту назад мы получили сообщение...», «мы прерываем наш эфир, чтобы послушать прямое включение с места события...» Интернет: новости в режиме онлайн (онлайн репортажи РИА Новости) Твиттер и его значение при освещении главных событий Пресса: всегда прошедшее или будущее время

Пространственная близость Место события – его близость или отдаленность от места жительства потребителей новостей играет решающую роль при отборе «Тесное соседство» предпочтительно: публику интересует то, что происходит рядом с их домом, под носом «Журналистика ближнего действия» Ср. «Вести» (центр. и региональные выпуски) Прямая (пространственная и культурная) и косвенная идентификация (пример: «землетрясение на Тайване» и его влияние на бюджет рос.семьи)

Масштаб события Масштаб: количественные показатели Масштаб: качественные показатели (Гагарин) Критерий: как повлияет событие на жизнь людей, его «вклад» в общ.прогресс (достижения, преобразования) или регресс (разрушения, жертвы): решают журналисты Вопрос о количественном критерии часто решается в комплексе с величиной аудитории данного СМИ

Известность персоны «Большие имена делают большие новости» Политические фигуры, деятели культуры, спортсмены. Критерий: популярность, известность персоны Сход ледника в Кармадонском ущелье: почему был такой резонанс в прессе? Один из приемов работы пиар-служб : привлечение на мероприятие знаменитостей «Если вам удастся привлечь на свою сторону Арнольда Шварценеггера, считайте, что ваша кампания прошла успешно»

Конфликт Главные темы человеческой коммуникации со времен наскальной живописи – споры, раздоры, войны Конфликт: а) разрушает привычный ход вещей и б) как правило, опасен для общества в целом и для отд.людей Значит, эти темы входят в зону повышенного чело ве ческого внимания, и о нем надо сообщать Война – классический пример конфликта. Доминирующая тема в СМИ всех стран, втянуты они в конфликт или нет. Профессия военкора Конфликт понимается шире: полит.борьба, конфликты интересов в экономике, спортивные состязания (тоже противостояние сторон) Обвинения в адрес журналистов:«предпочитают плохие новости»

Необычность Аудиторию привлекает непохожее – то, что выходит за рамки привычного, выделяется на фоне рутины (интерес, любопытство) Странные привычки, необычные судьбы, ситуации, выходящие за рамки обычного хода вещей Такие курьезные, развлекательные сюжеты «разбавляют» стандартный тематический набор новостей Верстаются в конце (разряжают депрессивное впечатление от основных, «плохих» сюжетов, посвященных войнам, убийствам, полит.борьбе, экон. и социальным проблемам )

Человеческий интерес Что во все времена волновало людей? Обычная жизнь: любовь, заключение браков, рождение детей, смерть близких, продвижение по службе, болезни... Экзистенциальные сюжеты Захват заложников : а вдруг там были мои родные? Сообщение об изобретении нового лекарства против рака Сюжеты о домашних животных тоже «человеческие» истории (лабрадор Путина) Взаимоотношение полов – ключевая тема СМИ Два критерия: знаменитости + их свадьбы,разводы, рождение детей. Интерес: они такие же, как мы...

Итак… что учесть Время Место Масштаб события Известность персоны Драматизм Необычность Интересно ли это людям

Задание-1 на лекции: каким критерием руководствовались журналист/редакция, отбирая эти темы в очередной номер журнала

Тепло, как в Арктике Команда ученых, работающая сейчас в составе международной арктической экспедиции, получила доказательства того, что 55 млн лет назад в районе Северного полюса было так же тепло, как нынче в Средиземноморье. Ученые брали пробы грунта с глубины 1300 м в районе Ломоносовского хребта, который тянется по дну Северного Ледовитого океана от России до Гренландии. Первый анализ проб показал, что в них содержится окаменелые остатки водорослей, характерные для субтропиков

Ген первого вздоха Американские ученые из Медицинского госпиталя в Цинциннати обнаружили ген, отвечающий за первый самостоятельный вздох ребенка сразу после появления на свет. Этот ген регулирует развитие легких плода во время беременности и дает сигнал к началу их нормального функционирования. Опыты, проведенные на мышах, показали, что при «выключенном» гене они погибали в первые часы после рождения...

Как писать новости Можно ли научиться писать новости? Сначала спросите себя: - Что я хочу сказать? – тема: ситуация /событие + контекст Потом применяйте правила полноты содержания 19

Правило 1: полнота содержания новости

Полнота содержания новости Полнота содержания: ответ на 6 вопросов Что произошло? С кем произошло? Кто участвовал: пострадал, награжден, сгорел, умер... Где это произошло? Когда это произошло? Почему это случилось? Как это произошло? 21

Правило 1: 5W+H Формула 5W+H What? Что? Who? Кто? Where? Где? When? Когда? Why? Почему? How? Как?

Сен-Бернар без сенбернаров Знаменитый питомник сенбернаров монастыря Святого Бернарда в Альпах, где была выведена порода этих собак, закроется в ближайшее время. Об этом стало известно на прошлой неделе. Глава питомника отец Илари констатировал: «У нас больше нет денег, чтобы заботиться об этих замечательных собаках, а общества охраны животных не проявляют интереса к монастырским проблемам». 23

На какие вопросы есть ответы в этой заметке Что произошло? С кем? Где? Когда? Почему это случилось? 24

Четыре из шести. Как минимум Что? Что произошло? Кто? Кто участвовал? Где? – информация о месте события Когда? – информация о времени события Ответы на 4 вопроса применяются в кратких информационных заметках, в экстренных сообщениях (молниях), в сообщениях «одной строкой», в лидах/шпигелях 25

Исчерпывающие вопросы: Ответы на 4 главных вопроса Плюс еще два вопроса: Как это произошло? При каких обстоятельствах? Почему? Зачем? – цели, причины, подробности случившегося 26

В Москве задержана юная телефонная террористка Москва. 17 февраля. В Москве задержана учащаяся 2-го класса, угрожавшая взорвать бомбу в квартире, сообщили "Интерфаксу" источники в правоохранительных органах. (кто что где когда 4) 16 февраля в 15:40 на пульт "02" позвонил ребенок и сообщил, что у него находится бомба. При помощи спецаппаратуры был установлен телефон, а впоследствии и адрес звонившего из одной из квартир дома по Донецкой улице. На данный адрес немедленно вышел участковый, который установил, что в этой квартире проживает вместе с родителями девочка, учащаяся 2-го класса одной из московских школ. Девочка пояснила, что в момент звонка находилась дома одна и от скуки "просто решила пошутить". (+2 Как? Почему?) Сотрудники милиции зафиксировали своеобразный рекорд – столь юного телефонного террориста они еще не выявляли. 27

С чего начать? Ключевой факт, отвечающий как минимум на 4 вопроса, это всегда начало, это самое главное (информ.агентства) Последовательность ответов на 5W+H можно варьировать С какого вопроса начать, решает журналист или редактор Это один из способов акцентирования 28

Плющенко готовит показательную, от которой заплачут мама и зал Российский фигурист Евгений Плющенко, завоевавший золотую медаль на Олимпиаде в Турине, сообщил корреспонденту ИТАР-ТАСС, что в пятницу он улетает в Россию, где будет готовить специальную программу для показательных выступлений на Олимпиаде (4). Тренер фигуриста Алексей Мишин, со своей стороны, отметил, что "это должна быть такая программа, от которой бы все заплакали - мама Жени, болельщики и зал, где он будет кататься". (+2) 29

Задание-2 на лекции Прочитайте информационную заметку На какие вопросы ответил ее автор? Перечислите эти вопросы. Каков базовый факт? Какой дополнительный материал вы бы привлекли, чтобы «развить» эту новость? 30

На Камчатке проснулся вулкан Ключевской На Камчатке началось извержение высочайшего в Евразии вулкана Ключевского, сообщил РИА Новости ведущий научный сотрудник Института вулканологии и сейсмологии РАН Алексей Озеров. По его словам, около местного времени (11.00 мск) специалисты Ключевской вулканостанции Института вулканологии отметили пульсирующую подсветку над кратером исполина, свидетельствующую о выходе не поверхность свежего магматического материала. Пепловый шлейф от извержения протянулся на 35 километров к юго-западу от Ключевского. 31

Задание для самостоятельной работы Составить досье по теме «Критерии отбора событий для новостей» (по 5 примеров на каждый критерий) Сравнить первые полосы 2-х газет за одно число. Ответить на вопросы: а) Какое событие стало новостью номер 1 в каждом издании? Какому критерию отвечает это событие? б) Заинтересовало оно вас как читателя? Да/нет? Почему? Какое именно событие заинтересовало вас как читателя? Почему? в) Какое событие вы выбрали бы как главный редактор? Почему?

33 Задание для самостоятельной работы Найдите 3 информационных заметки. На какие вопросы ответил их автор? Перепишите их, расставляя акценты: На времени случившегося На географии На масштабе На причинах На обстоятельствах