Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов 21 мая 2008 г. Выполнила учитель-логопед МОУ СОШ 16 Анкудинова О.Н.
Advertisements

«Особенности формирования зрительно-пространственных представлений у детей с нарушением зрения» Фрагменты занятий с фотоматериалами и комментариями (приложение.
Игры на предупреждение дисграфии (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве) Игры на предупреждение дисграфии (ориентировка на листе.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Боровкова Людмила Евгеньевна Учитель-логопед Боровкова Людмила Евгеньевна МБОУ СОШ 29.
Опыт работы учителя- логопеда Первой квалификационной категории: Кречиной Светланы Вячеславовны ГБДОУ 20 Комбинированного вида Красногвардейского района.
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ Добрынина Оксана Валентиновна ГБОУ СОШ 960 ДО
Универсальные логопедические задания для автоматизации звуков у детей.
Игровое пособие по автоматизации звуков.
Консультация для родителей «Развитие фонематических процессов как основа орфографической грамотности» Учитель-логопед Татаринова Н.В. МКДОУ д/с 165 г.Новосибирск.
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
Ю.А.Скарченкова, МБДОУ ДС 20 компенсирующего вида г.Челябинска Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация.
: Работа учителя - логопеда МОУ-СОШ 16 г.Белгорода Основные задачи коррекционной работы 1. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза.
Подготовили: логопед Мальцева Е. А. воспитатель Ляпина С. А.
Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова способствуют развитию мозга". И.П.Павлов Подготовила воспитатель Пыльнова.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ МБДОУ Верх - Амонашенский детский сад Автор : воспитатель первой младшей группы Меликян И. А.
Выполнила учитель-логопед МОУ СОШ 16 Анкудинова О.Н.
«Наглядный материал для дифференциации звуков «Л-В» Мариупольская городская ПМПК Учитель-логопед Хаевская А.Н.
Семинар-практикум для учителей начальных классов. Тема: «Развитие речевых процессов у детей с билингвизмом» Форма проведения: семинар-практикум. Цель:
Методика коррекционной работы по преодолению оптической дисграфии Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
«РУКА – ЭТО СВОЕГО РОДА ВНЕШНИЙ МОЗГ» КАНТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОНР» ТИНЬКОВА ИРИНА ВАДИМОВНА ВОСПИТАТЕЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ.
Транксрипт:

Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой

Пальчиковая буква зрительно-пространственный образ буквы русского алфавита, созданный с помощью пальцев рук.

Данные игры и упражнения направлены на: развитие речи, мелкой моторики, конструктивного праксиса, воображения; зрительного внимания, анализа, синтеза и зрительно-пространственной ориентировки; фонематического анализа и синтеза; закрепление знаний букв русского алфавита; профилактику оптической дисграфии и фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Данные игры и упражнения можно использовать на этапе обучения чтению и письму на уровне буквы, слога, слова.

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. М.М.Кольцова пришла к заключению, что речевые области формируются под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук. Таким образом, совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

Методические рекомендации Дети строят буквы перед собой, но каждому ребенку объясняется: чтобы показать букву другому человеку, надо отвести ее на 90 градусов: влево, если элементы буквы направлены вправо (Б, В, Г, Е, Ё, К, Р, С, Ь, Ю, Ы, Ц, Щ, Ъ); вправо, если элементы буквы направлены влево (З, У, Ч, Э, Я); в любую сторону, если нет направленности (А, Д, Ж, И, Й, Н, Л, О, М, П, Т, Ф, Х, Ш).

Пальчиковая азбука

Игры на этапе обучения чтению и письму на уровне буквы Предварительная работа: -Упражнения на различение правой и левой рук: подними правую (левую) руку; положи правую ладонь на левый кулак и пр. -Закрепление названий пальцев рук: пошевели указательным пальцем правой руки; подними вверх и соедини указательный, средний и безымянный пальцы левой руки; покажи, какой палец на правой руке находится справа от указательного и пр. -Познакомить со строением человеческого тела: противоположное расположение правых и левых рук у людей, стоящих друг напротив друга.

Найди пару Цели: закреплять названия букв русского и пальчикового алфавитов, развивать зрительное внимание и память. Игровой материал: карточки с изображением букв пальчикового и русского алфавитов Раздаются карточки с изображением пальчиковых букв поровну. Затем показывается буква русского алфавита. Дети должны найти соответствующую пальчиковую букву и соединить карточки с изображением букв. Если ребенок не узнал букву, карточка откладывается. Выигрывает тот, кто первым соединит пары.

Какой буквы не стало? Цели: развивать зрительное внимание и память; закреплять названия букв русского и пальчикового алфавитов; проводить профилактику оптической дисграфии и дислексии. Игровой материал: карточки с изображением букв пальчикового и русского алфавитов Выставляются 4-5 букв русского алфавита. Дети закрывают глаза. Взрослый убирает одну букву. Нужно отгадать, какой буквы не стало. Показать ее с помощью пальцев рук.

Кто больше? Цели: развивать мелкую моторику, конструктивный праксис, воображение; зрительный анализ, синтез; проводить профилактику оптической дисграфии и дислексии. Игровой материал: карточки с буквами русского алфавита Взрослый показывает карточку с изображением буквы русского алфавита. Игроки строят эту букву с помощью пальцев рук разными способами. Выигрывает тот, кто предложит большее количество вариантов.

Прятки Цели: развивать зрительный анализ и синтез; мелкую моторику. Игровой материал: карточки с зашумленными буквами Взрослый показывает карточки и предлагает узнать, какая буква спряталась. Необходимо показать эту букву с помощью пальцев рук.

Распутай буквы Цели: развивать зрительное внимание, анализ, синтез; мелкую моторику; проводить профилактику оптической дисграфии и дислексии. Игровой материал: карточки с наложенными друг на друга буквами Взрослый показывает карточку, просит назвать и показать с помощью рук буквы, которые «запутались».

Упражнения на этапе обучения чтению и письму на уровне слога

Напиши слог Цель: развивать фонематический, звукобуквенный анализ и синтез; мелкую моторику; проводить профилактику оптической дисграфии и дислексии. Игровой материал: слоги (ля, бы, гу, зе, ко, юн, ру, ос, ут, иш, бро, пла, гло, тра) Взрослый читает слоги, просит показать их с помощью пальцев рук.

Допиши слог Цели: те же. Игровой материал: карточки с буквами (а, к, в, ф, н, л, щ, п, у, д, т, о, з) Взрослый показывает карточку с буквой, просит составить слог, добавив букву. Слог показать с помощью пальцев рук.

Игры и упражнения на этапе обучения чтению и письму на уровне слова

Покажи букву Цели: развивать мелкую моторику и конструктивный праксис; звукобуквенный анализ и синтез; совершенствовать навыки чтения; проводить профилактику оптической дисграфии, дислексии и дисграфии на почве нарушения фонематического анализа и синтеза Показать с помощью пальцев рук: -буквы, с которых начинаются слова: аист, осень, улица, игра, хлеб, крот, бумага, сахар; -гласную в словах: мак, бок, лук, лист, куст, бык, сон, сыр, волк, март, слон, бак, суп, пар, гусь, круг; -последнюю букву в словах: ус, сок, коза, тигр, шкаф, бусы, грач, мост, танец, филин.

Какой буквой отличаются слова? Цели: те же Показать с помощью пальцев рук букву, которой отличаются слова: муха – уха, гроза – роза, косы – осы, шутка – утка, экран – кран, точки – очки, волк – вол, парк – пар, шарф – шар.

Путаница Цели: развивать мелкую моторику; фонематический, звукобуквенный анализ и синтез; проводить профилактику оптической дисграфии и дисграфии на фоне нарушения языкового анализа и синтеза. Игровой материал: карточки со словами, написанными пальчиковыми буквами Взрослый показывает карточки, на которых было написано слово, но пальчиковые буквы перепутались. Детям предлагают переставить буквы так, чтобы получилось слово. Затем построить его при помощи пальцев.

Загадочная картинка Цели: развивать зрительное внимание, фонематический анализ, синтез; мелкую моторику. Игровой материал: картинка Взрослый показывает картинку, просит внимательно рассмотреть ее, найти спрятавшиеся буквы, составить из них слова. Выигрывает тот, кто составит как можно больше слов и покажет их с помощью пальцев рук.

Ж, У, К, Ф, Н, Р, Г, О, Л, Ь, П, Х, З, А, Ы. (жук, зал, роза, фазан, бык …)

Пальчиковые ребусы (буквы русского алфавита представлены пальчиковыми буквами) Цели: развивать фонематический анализ и синтез; проводить профилактику оптической дисграфии, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Игровой материал: карточки с ребусами

Занимательные игры Цели: развивать зрительно- пространственное восприятие, внимание, память; совершенствовать навыки чтения. Игровой материал: карточки со словами, написанные пальчиковыми буквами Нужно узнать пальчиковые буквы, показанные взрослым, и правильно прочитать слова.

Живое слово Цели: развивать зрительно- пространственное восприятие, навыки анализа и синтеза, мелкую моторику, конструктивный праксис; совершенствовать навыки чтения. Игровой материал: слова Выбираются дети по количеству букв в слове. Предварительно договорившись, они показывают свою пальчиковую букву. Другие участники «читают» представленное слово.

Допиши словечко Цели: развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, конструктивный праксис; активизировать словарный запас. Игровой материал: карточки с недописанной пальчиковой буквой в слове Нужно определить, какую букву дописать, чтобы получилось слово. Построить из пальцев рук букву и назвать слово. Составить с данным словом предложение.

Какая буква пропала? Цели: развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, конструктивный праксис; навыки зрительно-пространственного анализа и синтеза; активизировать словарный запас. Игровой материал: карточки с пропущенными пальчиковыми буквами в словах Нужно определить, какой буквы не хватает в слове, построить ее с помощью пальцев рук. Назвать слово. Составить как можно больше слов, вставляя разные буквы.

Разгадай кроссворды Цели: развивать внимание, мышление, мелкую моторику, конструктивный праксис; активизировать словарный запас. Игровой материал: карточки-кроссворды с пропущенными пальчиковыми буквами в клетках Нужно определить, какой буквы не хватает в слове, построить ее с помощью пальцев рук. Прочитать получившиеся слова, затем с помощью пальцев рук составить прочитанные слова и придумать с ними предложения.