Артем Семенович Генкин д.э.н., член-корреспондент РАЕН, исполнительный директор Консалтинговой Группы «АСПЕКТ» Международный опыт: от конкуренции режимов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кредитно-банковская система Северо-Запада: новые реалии Деятельность на рынке платежных услуг. Законодательные инициативы. Жадобин А.В. НКО «Расчетный.
Advertisements

Государственное регулирование биржевой деятельности в Республике Беларусь.
Финансовая интеграция в ЕС. УЧАСТНИКИ: Андреева Виктория Ватфа Сюзанна Романова Анна Ульянко Александра Якушева Светлана.
Деньги и основы денежной политики.. Содержание. Деньги ; Деньги Банки и банковская система ; Банки и банковская система Денежно - кредитная политика государства.
Финансовые кооперативы: развивающиеся модели, управление рисками и регулирование Ирина Говорун Заместитель Председателя Государственной комиссии по регулированию.
Совершенствование инфраструктуры финансового рынка: основные цели и задачи на 2012 год Чистюхин Владимир Викторович, директор Департамента финансовой стабильности,
Выполнил: Блеубаева Ж.К. Проверил: Скузоватова О.Г.
Деньги, кредит, банки Кафедра «Финансы и налоги» Бондаренко Татьяна Николаевна.
ВЫПУСК ДОЛГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОРУМ 7-8 ДЕКАБРЯ 2004 г. г. МОСКВА.
Международный кредит 1. Понятие международного кредита 2. Функции международного кредита 3. Формы международного кредита 4. Валютно-финансовые условия.
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА Институт Международного Бизнеса и Экономики Кафедра «Финансы и налоги» Преподаватель: Тен.
Центральный банк России Центральный банк Российской Федерации (Банк России) главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт.
Депозиты и квази-депозиты в российской практике и праве 7 октября 2010 года О.М. Иванов, Вице-президент Ассоциации региональных банков России Пятый Краковский.
Конвертируемость IV МЭО 10 гр. Костомарова Анастасия Муравьёва Юлия Осетров Николай Савчук Татьяна Федоровичева Ольга.
Выполнил: Браташов Сергей группа ВТ и ПО г.Актобе 2014 г.
11 Развитие системы дистанционного обслуживания клиентов с использованием технологии branchless banking: опыт других стран V Ежегодная конференция РМЦ,
Электронные Деньги в России: Состояние и перспективы регулирования
Security Business 2013 Безопасность предпринимательской деятельности Общеуниверситетский факультатив под общей редакцией члена-корреспондента Российской.
Коммерческие банки.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Транксрипт:

Артем Семенович Генкин д.э.н., член-корреспондент РАЕН, исполнительный директор Консалтинговой Группы «АСПЕКТ» Международный опыт: от конкуренции режимов регулирования ЭПС – к технологической нейтральности при сохранении контроля. Нормативное поле электронных платежей Выступление на Всероссийском форуме E-PAYMENT-2007: ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЛАТЕЖИ В РОССИИ октября 2007 г., Москва, Президент Отель

Факторы, влияющие на деятельность ЭПС новые технологии, делающие возможным возникновение новых рынков; новые продукты; новые механизмы управления рынком; либерализация, интеграция и консолидация финансовых и продуктовых рынков; изменение спроса со стороны банков (например, в силу изменения резервной политики) и конечных пользователей (например, рост спроса на трансграничные платежные услуги); государственная политика в области ПС; законодательные инициативы в сфере банковского бизнеса, финансовых рынков, прайваси, прав потребителей и борьбы с отмыванием незаконно полученных денежных средств.

РИСКИ ЭПС Эмитент ДержательГосударство Правовая неопределен- ность статуса Неисполнение контракта Уход от налогообложе- ния Подделка эл. денег «Набег на банки» Отказ от погашения эл. денег Потери конфид. инф-ции Типы рисков Правовые Финансовые

Развитие законодательства ЕС в области электронных денег ЕК – Рекомендация 88/590/ЕЕС от г. по платежным системам. Центробанк Нидерландов – Доклад Совету Европейского монетарного института (ЕМИ) о предоплаченных картах, ЕК – Рекомендация 97/489/ЕС от 30 июля 1997 г. по сделкам, совершаемым с использованием электронных платежных инструментов ЕК – Европейская инициатива 1997 г. в области электронной коммерции, Европейский центральный банк (ЕЦБ) – Отчет об электронных деньгах, ЕК – Директива ЕС 2000/31/EC от 8 июня 2000 г. о некоторых правовых аспектах услуг информационного общества, в частности электронной коммерции ЕК – Директива 2000/46/ЕС от 18 сентября 2000 г. о занятии, осуществлении и надзоре за предпринимательской деятельностью институтов электронных денег

Правовой режим эмиссии частных электронных денег в ЕС Директива 2000/46/EC Европарламента и Совета Европы «О пруденциальном надзоре за бизнесом институтов по эмиссии электронных денег» от 18 сентября 2000 г., Цель: позволить небанковским институтам выпускать электронные деньги. Базовое определение: Институт (эмитент) электронных денег (electronic money institution») - любое юридическое лицо, иное, чем кредитная организация, выпускающее средства платежа в форме электронных денег.

Правовой режим эмиссии частных электронных денег в ЕС Основные требования к эмитенту Начальный капитал – не менее 1 млн. евро (для банков требуется 5 млн. евро). Постоянные собственные средства - не ниже 2% от текущих или средневзвешенных за последние полгода обязательств по выпущенным деньгам (для банков требуется 8%). Целый ряд жестких ограничений по инвестированию свободных средств. Безусловное право клиента требовать эквивалентного и бесплатного размена электронных денег на монеты и банкноты или безналичные деньги на счете. Надежное и осторожное управление. Административные и учетные процедуры. Адекватные механизмы внутреннего контроля.

Позитивные моменты для эмитентов количественно требования ниже, чем для банков; не попадают под положение о регулировании банковских вкладов; не попадают под законы о банковских гарантиях; эмитент может по одной лицензии работать во всей объединенной Европе; местные власти могут убрать некоторые из требований Директивы для эмитентов, чья деятельность локальна или ограничена.

Регулирование эмиссий в США Закон о платежах за чеканку: "Всякий, кто изготовляет, выпускает, распространяет или оплачивает любую банкноту, чек, жетон или другое обязательство на меньшую сумму, чем 1 доллар, с намерением ввести их в обращение как деньги или получить или использовать их вместо законных денег США, должен за это быть оштрафован и (или) заключен в тюрьму на срок не более 6 месяцев". Дело "США против Мононгахела Бридж Компани" (1863) - билеты за проход Дело "Соединенные Штаты против Ван Аукена (1877) - товарные ноты Дело "Холлистер против Сионского кооперативного торгового института" (1884) - товарные ноты Дело "Немзер против "Нью-Йорк сити транзит ауторити"" (1988) - билеты за проезд Нарушают ли ЭД Закон? Предназначены ли ЭД, чтобы циркулировать как деньги? Являются ли ЭД: (1) товаром, имеющим собственную стоимость; (2) общей представительной мерой стоимости; или (3) всеобщим средством обмена?

«Для того чтобы регулятивная функция государства оставалась эффективной, государство должно гарантировать работоспособность систем управления риском в частном секторе. Если мы желаем стимулировать финансовые нововведения, мы должны стараться не вводить правила, имеющие обратный эффект. Особенную заботу должны получить электронные деньги и, в общем случае, электронные платежные системы» Алан Гринспен

«Может появиться соблазн регулировать не только тех, кто эмитирует электронные деньги, но также и типы электронных расчетных инструментов, которые могут быть предложены. Однако, пока не ясно, какие качества электронных денег будут наиболее привлекательными для потребителей, явное регулирование может быть ненужным, если вследствие опасений возможных потерь или в результате конкурентного давления эмитенты имеют достаточные стимулы для обеспечения безопасности своих схем» Алан Гринспен

Регулирование сферы электронных платежей в США Закон об электронном переводе средств (Electronic Funds Transfer Act, EFTA) 1978г. Закон США «О телекоммуникациях» (Telecommunications Act) 1996 г. Закон о противодействии отмыванию денег (Money Laundering Suppression Act) 1994 г. Правление ФРС - новая редакция т.н. Regulation E, регулирующей электронные финансовые сделки (1996) Федеральный суд США - решение по обвинению в картельном сговоре ассоциаций Visa и MasterCard - 9 октября 2000 г.

20. UMSA - Универсальный закон о денежных услугах – 2000 г. Три субъекта регулирования: 1.Учреждения по оказанию финансовых услуг (MSB). Денежные переводы, продажа платежных инструментов, погашение чеков, обмен валюты. Лицензия штата, Разрешенные цели и формы инвестиций. Отчеты по фактам отмывания денег. Периодические финансовые отчеты. Проверки. 2. Банки 3. Поверенный Договор поручения с MSB, без передоверия. Отчеты по фактам отмывания денег. Проверки.

Страновые особенности регулирования ЭПС Австрия: ни одной лицензии на выпуск ЭД пока не получено. ЭД эмитируются по Закону о банковской деятельности. М-платежи мобильных операторов, не включаемые в ЭД, получают конкурентное преимущество. Нидерланды: EMI-Директива расширена. Все легальные платежные операции регулируются. Разные режимы имеют: кредитные организации и ИЭД, Интернет-провайдеры платежных услуг, агенты по переводу денег. Япония: ЭД распространяли хай-тек компании, вузы, муниципалитеты, ряд министерств. Роль банков несоизмеримо мала. Чувствительны к безопасности платежей (до 60% доходов домохозяйств сберегается на различных счетах).

Новейшие изменения в законодательстве БМР Базовые принципы (Core Principles) для систематически важных ПС - приняты Советом ЕС в 2001 г. Евросовет Инициатива по Единой платежной евро-зоне (Single Euro Payment Area Initiative, SEPA), Европейская Комиссия Новая законодательная база о платежах (New Legal Framework for Payments in the Internal Market) Три возможных пути развития законодательства: - принцип взаимного признания: организация, имеющая право (лицензию) предоставлять услуги в одной стране, может предлагать их в другой стране ЕС. - введение специального субъекта лицензирования: платежные сервис-провайдеры могут лицензироваться как банк, ИЭД или агент по переводу денег, с соотв. пруденциальными требованиями. - трансформировать EMI-Директиву в общую директиву, регулирующую все платежные услуги. Европейская Комиссия законопроект (Брюссель, 21.02): Директива о платежных услугах на внутреннем рынке

Сценарии возможного взаимодействия различных платежных систем Тотальная конфронтация – или кооперация усилий? Сценарий1: конкурентная борьба за потребителя, прозелитизм, демпинг, попытки натравить государство на соперника, административный ресурс, черный пиар, получение патента или эксклюзивных прав у государства, моно- или олигополия, сверхприбыль, искусственные препятствия для вхождения на рынок конкурентов, дискредитация идеи. Сценарий2: объединение усилий, интеллектов и ноу-хау, создание СРО, единой базы данных о нарушителях, рейтинги надежности, единый арбитраж, взаимодействие (информационное, методическое, образовательное), совместные мероприятия, лоббизм, ко-брендинг, общая членская база, конкуренция на локальных рынках, удешевление для потребителя, стабильный динамично растущий рынок.

Обеспечение ЭПС 4 возможных варианта резервного обеспечения частных денег: абсолютная необеспеченность (самый частый случай), полная обеспеченность декретными госвалютами один в один, частичная обеспеченность декретными национальными валютами (фракционное эмиссионное дело), обеспеченность товарной корзиной из золота и иных ресурсных товаров.

Обеспечение ЭПС Корзина товаров и услуг сообщества экономических субъектов - лучшее и непревзойденное по стабильности обеспечение новых денег. В долгосрочной перспективе преуспеют ЧЭДС 3 категорий эмитентов: 1) владеющих ресурсным обеспечением – крупнейшие добывающие компании, в силу постоянства спроса на ресурс; 2) владеющих недвижимостью – крупнейшие владельцы офисных, торговых, складских площадей в ведущих мировых центрах, в силу постоянства роста стоимости актива; 3) владеющих сетями дистрибуции – глобальные супермаркеты и ритейлеры, в силу постоянства доверия масс потребителей.

вопросы?

Визитная карточка ООО Консалтинговая Группа «АСПЕКТ» Правовое сопровождение платежных систем Сопровождение деятельности иноинвесторов Корпоративное право Правовое сопровождение сделок с недвижимостью Корпоративный анализ Сопровождение купли-продажи бизнеса Оценка рисков Защита от враждебных поглощений и в ходе конкурентных войн Соглашения между акционерами Подготовка информационно-аналитических заключений