Задание В5 Осложнённое простое предложение ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Лохманова Надежда Ивановна учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 1000.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задание А22 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения (определениями, обстоятельствами и приложениями)
Advertisements

ЕГЭ – задание А21, В5. Формулировка задания *А21: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Определение.
Презентация на тему: «Обособление». Выделение второстепенных членов по смыслу называется обособлением. Языковым средством обособления служит интонация.
Приложение - второстепенный член предложения.. Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованное с определяемым словом в падеже.
1. ПОНЯТИЕ ОБ ОБОСОБЛЕНИИ Обособление Обособление - смысловое выделение или уточнение части высказывания. В устной речи обособленные члены выделяются.
Обособление – это выделение членов предложения для того, чтобы придать им относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании.
Приложение - второстепенный член предложения.. Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованное с определяемым словом в падеже.
А.П. Чехов 1.Близким каж…тся небо, соед…нившееся с горами. еи 2. Всю жизнь бабушка работала(не)покладая рук. 3. Льды, ра…таяв с, становя не т…ся тся синью.
Задание А21. Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения (определения, обстоятельства).
Цель: повторение и закрепление общих правил обособления распространенных и нераспространенных определений, подготовка к ГИА.
Предложения с обособленными членами Обособленные второстепенные члены (определения, приложения, обстоятельства).
МКОУ Верхнетойденская СОШ учитель русского языка Котова Н.Н.
Термин «обособление» введён А. М. Пешковским в книге «Русский синтаксис в научном освещении» -Википедия об обособлении.
Обособленные определения и приложения.. Определения и приложения обособляются (выделяются на письме запятыми): 1. Если относятся к личному местоимению.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку ТРЕНАЖЕР А21 ТРЕНАЖЕР А21 Ахметшина Н.Ю. учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназия 148 имени Сервантеса.
Урок русского языка в 8 классе Предложения с обособленными членами Учитель русского языка и литературы МКОУ «Москаленский лицей» Серых Анна Ивановна.
Обособление определений и приложений Выраженные причастным оборотом Если стоят после определяем ого слова Снег, выпавший ночью, к обеду растаял Выраженные.
Урок русского языка в 11 классе «Обособление приложений» Автор: Родина Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ «Каракокшинская СОШ»,
Обособленные члены предложения – это члены предложения, выделенные интонационно при произношении и при помощи знаков препинания на письме. Это обособленные.
Транксрипт:

Задание В5 Осложнённое простое предложение ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Лохманова Надежда Ивановна учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 1000

Задание Задание: Среди предложений (указаны) найдите предложение с... (вводными и вставными конструкциями, однородными членами, обособленными членами и т.д.). Напишите номер (номера) этого предложения. Аналитический отчёт ФИПИ: Аналитический отчёт ФИПИ: «...Минимальный процент дали варианты заданий, требующие вычленения в структуре предложения обособленного приложения».

Обособленные члены предложения Второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными, например: Он сердито швырнул окурок, зашипевший в луже, засунул руки в карманы расстегнутого, развеваемого ветром пальто и, нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову и ощущая в желудке тяжесть скверного обеда, принялся шагать сосредоточенно и энергично. В этом предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом (окурок какой? зашипевший в луже), и обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами (принялся шагать как? нагнув ещё неуспевшую проясниться от дообеденных уроков голову и ощущая в желудке тяжесть скверного обеда).

На обособление второстепенных членов влияет : 1. Порядок слов, т.е место второстепенного члена по отношению к определяемому слову. А)Перевозчиков из деревни Часовни, лежащей на берегу, набежало множество, предлагая свои услуги.(Акс.) (Обособлено определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова деревни.) Б)Снасть состояла из брошенной поперек реки бечевы с поводками из тонких шнуров и волосяной лесы. (М.-С.) (Причастный оборот не обособлен, так как он находится перед определяемым словом бечевы.) В) Его жена, Настасья, толстая и грязная судомойка, громко и сердито перемывает тарелки, энергично хватая их со дна лохани. (Обособленно приложение, стоящее после определяемого слова (Настасья), выраженного именем собственным.

2. Наличие личного местоимения а) Заражённый примером своего дяди, я начал подражать ему. (Акс.) Я, заражённый примером своего дяди, начал подражать ему. б) Изнеможённый, растерянный, он начал припоминать все молитвы. (Г.) Он, изнеможённый, растерянный, начал припоминать все молитвы. Он начал припоминать все молитвы, изнеможённый, растерянный. в) Он, охотник, знал все тайны звериных и птичьих следов. (К. Седых) Охотник, он знал все тайны звериных и птичьих следов. (Обособлены причастный оборот, одиночные определения, приложение, так как относятся к личному местоимению).

3. Наличие или отсутствие зависимых слов при второстепенных членах. Яблоки, сбиваемые ветром, скатывались в самый панский двор. (Обособляется причастие с зависимым словом.) Сбиваемые яблоки скатывались в панский двор.(Зависимого слова нет.) 4. Наличие определенных предлогов при именах существительных, являющихся второстепенными членами предложения. Немку, несмотря на её полную безобидность, прислуга не любит. Благодаря связям и подвижности зятя, Авроре удавалось большинство своих писем пересылать жениху через курьеров.

5. Уточняющее значение какого-либо второстепенного члена по отношению к другому Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, сидел молодой парень в синей пестрорядинной рубахе. (М.Г.) (Уточняется, где именно.) Шагах в шести от него сидел молодой парень в синей пестрорядинной рубахе (нет уточнения). 6. Добавочное обстоятельственное значение во второстепенном члене. Движимый добрым чувством, Абрумка вынул одну конфетку из банки, подал её мальчику. (Обособляется причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, так как имеет добавочное причинное значение: подал конфетку, потому что был движим добрым чувством)

Приложение Приложение это особый вид определения. Оно выражается существительным, которое ставится в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное: утёс-великан, утёса-великана, утёсом- великаном. Приложения могут обозначать: - профессию: летчик-космонавт - национальность: проводник-индус - должность: учитель Смирнова - собственные имена предметов неодушевлённых: река Амур, город Хабаровск - различные качества предмета: весна-красавица - возраст: возница-старик В качестве приложений могут использоваться различные имена собственные (названия литературных, музыкальных и т.д. произведений, журналов, газет и т.п.) Такие приложения называются несогласованными и заключаются в кавычки. При изменении определяемого слова по падежам эти приложения не изменяются: роман «Война и мир», романом «Война и мир», о романе «Война и мир ».

Обособление приложений 1) Обособляются распространенные приложения, выраженные нарицательными именами существительными с зависимыми словами: У бабы-вдовы умер её единственный двадцатилетний сын, первый на селе работник. Барыня, помещица того самого села, узнав о горе бабы, пошла навестить её в самый день похорон. (Т.) 2) Обособляется приложение, выраженное нарицательным существительным, если стоит после имени собственного: Это был Соболько, сторожевой пес рыбака Тараса, лаявший на незнакомых людей особенным образом, отрывисто и резко. (М.-С.) Его жена, Настасья, толстая и грязная судомойка, громко и сердито перемывает тарелки, энергично хватая их со дна дымящейся тёплой лохани. Горничная Таня, молодая девушка с длинной, ещё не чесанной косой, торопливо обгладывает какую-то вчерашнюю холодную кость. (По Н. Гарину-Михайловскому)

3) Обособляется приложение, выраженное собственным именем: Отец Андрей говорил о чём-то с матерью Нади, Ниной Ивановной. Хозяин, Иван Николаевич Булгаков, был большой охотник до лошадей, борзых собак и верховой езды. (Акс.) 4) Обособляются распространённые и нераспространённые приложения в любом положении, если они относятся к личному местоимению: Первый номер достался ему, вечному любимцу счастья. (П.) Так жили м ы, двадцать шесть, в подвале большого каменного дома. (Г.) Дети разных народов, м ы мечтою о мире живем. (Из песни) 5) Обособляются приложения со словами по имени, по фамилии, по прозвищу и т.д.: В свою деревню в ту же пору помещик новый прискакал и столь же строгому разбору в соседстве повод подавал, по имени Владимир Ленский. (П.) У меня был денщик, бывший крепостной моей матери, Егор по имени. (Т.)

Обратите внимание! Чаще всего на ЕГЭ именно этот случай остается незамеченным! 6) Обособляются приложения, если имеют оттенок причинности и присоединяются с помощью союза как (они обособляются в этом случае и перед именем собственным): Прекрасный рассказчик, Антон Павлович Чехов увлекал слушателей мгновенно. (Увлекал, потому что был прекрасным рассказчиком.) Как истинный француз, в кармане Трике привез куплет Татьяне.(П.) Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому. (Гонч.) Если союз как имеет значение «в качестве», то присоединяемый им оборот не обособляется: Выходка хулигана была расценена как явная угроза жизни окружающих.

Вместо запятой при обособлении приложений ставится тире: 1) Если перед приложением можно вставить слова а именно, то есть: За час до ужина вся почти дворня собиралась играть в кашу или в крагли род кеглей. (По Н. Гоголю) Под крыльцом из неотесанных бревен воет по ночам голодный Лыско одна из самых лучших охотничьих собак в Тычках. (М.-С.) Наёмный двор громадное пустопорожнее место, принадлежащее отцу Тёмы, примыкало к дому. (Г.-М.) 2) Для выделения с двух сторон приложений, имеющих пояснительный характер: Старая доха большой овчинный полушубок крепко выручила меня в ту лютую стужу. (С.-М) Охотиться волку на крупных животных на лошадей, на рогатый скот, на верблюдов нельзя без напарников. (Ч. Айтматов.) Он (Игнатов) и в кругосветное плавание пошёл, вызвавшись охотником и оставив в Кронштадте жену торговку на базаре и двоих детей. (Стан.) 3) Для внесения ясности, если приложение относится к одному из однородных членов: В полку собрались казахи, русские, украинцы, уйгуры выходцы из Китая.

Обратите внимание! Часто тире может стоять между подлежащим и сказуемым! Чтобы не ошибиться, посмотрите, что разделяет тире подлежащее и сказуемое или стоит при обособленном приложении, а для этого найдите грамматические основы предложений. Например: Астрахань большой портовый город в устье Волги. (Тире стоит между подлежащим Астрахань и сказуемым город.) Мы приехали в Астрахань большой портовый город в устье Волги. (В данном случае это предложение с обособленным приложением: грамматическая основа мы приехали.)

Рассмотрим случаи обособления приложений на фрагменте следующего текста. (1) «Тургеневбыл человек высокоразвитый, убеждённый и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов», написал в некрологе на его кончину М.Е.Салтыков-Щедрин. (2)Широкоплечий, почти огромного роста, Тургенев, по наблюдениям современника, имел «глаза голубые, задумчивые, тёмно-серые; волосы были у него тогда тёмные, густые, курчавые, с небольшой проседью; улыбка обворожительная...» (3)Интересныйсобеседник, рассказчик-импровизатор, он становился привлекательным и для серьёзного друга-литератора, и для подростка в его наивным сознанием, и для искушённого в земных делах иностранца. (4)Поэт Полонский, друг Тургенева, также отмечал в нем это качество. (5)Но в литературу И.С. Тургенев со своими «Записками охотника» вошёл как охотник, подстреливший самую крупную дичь крепостное право. (6)Варвара Петровна Тургенева, мать писателя, владела 5000 душ крепостных работников и была известна резкостью своего характера. (7)Как человек порядочный и совестливый, Тургенев возненавидел порядки, при которых «люди торгуют людьми, где нет порядка, чести и совести».

Вы уже знаете, что приложение выражается существительным, которое ставится в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное или местоимение. В 1-м и во 2-м предложениях приложений нет, а вот в 3-м есть: Интересный собеседник, рассказчик-импровизатор, он становился привлекательным и для серьёзного друга-литератора, и для подростка с его наивным сознанием, и для искушенного в земных делах иностранца. В данном случае действует одно из самых простых правил: обособляются распространённые и нераспространённые приложения в любом положении, если они относятся к личному местоимению. В 4-м обособленное приложение друг Тургенева, т.к. оно стоит после имени собственного. (Полонский). В 5-м предложении два приложения: необособленное вошёл как охотник (как = в качестве охотника) и обособленное крепостное право (...подстреливший самую крупную дичь (а именно?) крепостное право.) В 6-м такой же случай обособления, как и в 4-м: обособленное приложение мать писателя стоит после имени собственного (Варвара Петровна Тургенева). В 7-м приложение имеет оттенок причинности и присоединяется с помощью союза как: Как человек порядочный и совестливый, Тургенев возненавидел порядки, при которых «люди торгуют людьми, где нет порядка, чести и совести. (Возненавидел, потому что был порядочным и совестливым человеком).

Решите самостоятельно Задание 1. Подчеркните обособленные приложения в следующих примерах. 1. Когда приезжали в Ясную Поляну взрослые сыновья Льва Николаевича, этакие 35-летние и 45-летние бородатые дяди, они всегда казались мне старше отца. 2. В 1910 году Толстого посетил Павел Орленев, известный артист, с благоговением относившийся к таланту великого писателя. 3. Этот частокол западня для деревенских котов, любителей рыбы. 4. Тут в чайную пришёл Аркашка Кебин, по прозвищу Танцующий Шива. 5. Мне, человеку в костюме босяка, с лямкой грузчика на спине и перепачканному в угольной пыли, трудно было вызвать его, франта, на разговор. 6.Володя, семнадцатилетний юноша, некрасивый, болезненный и робкий, сидел в беседке. 7. В «Последнем сроке» от нас вот так ушла старуха Анна, в «Прощании с Матёрой» Матёра, остров на реке Ангаре. 8. Один из бывших его служащих, отпрыск почтенного рода, предложил мне поселиться на несколько месяцев в пригородном доме своих обедневших родственников. 9. Пахнет дождём нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек.

10. Она вспомнила, что то же самое умиротворенное выражение она видела на масках великих страдальцев Пушкина и Наполеона. 11. У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое Я вошёл в избу, или во дворец, как называли её мужики. 13 Была у него и легавая собака, по прозванью Валетка, преудивительное создание Ермолай принадлежал одному из моих соседей, помещику старинного покроя. 15. Ермолай, этот беззаботный и добродушный человек, обходился с женой жестко и грубо. 16. Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живёт двенадцатый год в Петербурге. 17. Илье Ильичу не нужно было пугаться своего начальника, доброго и приятного в обхождении человека. 18. Княгиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, не могла покинуть дачи, потому что в их городском доме ещё не покончили с ремонтом. 19. Пассажиров было много, пароход знаменитая «Атлантида» был похож на громадный отель со всеми удобствами с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой и жизнь на нём протекала весьма размеренно.

ОТВЕТЫ Задание 1. 1 этакие 35-летние и 45-летние бородатые дяди 2 известный артист 3 любителей рыбы 4 по прозвищу Танцующий Шива 5 человеку в костюме босяка, франта 6 семнадцатилетний юноша 7 остров на реке Ангаре 8 отпрыск почтенного рода 9 нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек 10 Пушкина и Наполеона 11 Павлуши

12 или во дворец 13 по прозванью Валетка 14 помещику старинного покроя 15 этот беззаботный и добродушный человек 16 дворянин родом, коллежский секретарь чином 17 доброго и приятного в обхождении человека 18 жена предводителя дворянства 19 знаменитая «Атлантида», с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой

Задание 2. Укажите номера предложений с обособленными приложениями. 1. Декабристу Николаю Бестужеву, талантливому художнику, присылали всё необходимое для рисования, и он создал портреты первых революционеров. 2. На диванах, на креслах, на полу повсюду были игрушки. 3. Эти игрушки забывали даже в строгом, деловом кабинете Ильи Петровича Чайковского, начальника Камско-Воткинского горного завода. 4. Голос Шаляпина впечатлял проникновенностью, интонационным богатством, умением вложить эмоциональную окраску в каждую музыкальную фразу. 5. Пение Шаляпина искусство тонкой фразировки, искусство певческих интонаций и одновременно ярких красок. 6. Слушатель мог часто заметить, как меняется голос Шаляпина: в одной партии перед нами голос старца, в другой полного сил героя, в третьей мудрого созерцателя, в четвёртой хмельного забулдыги. 7. Вот почему есть явно ощутимая разница в «голосе» Ивана Г розного и Бориса Годунова двух русских царей, воплощённых Шаляпиным.

8. Толстой позировал Крамскому в мужицкой рубахе серо-синего цвета, какие часто можно было видеть на крестьянах Тульской губернии. 9. В одну из таких весенних ночей, на рассвете, Сохач услышал наконец, как в воздухе далеко и протяжно пронеслось печальное курлыканье это летел журавлиный косяк. 10. Последней прилетала болотная птица, начиная с крошечных куличков-песочников, ходивших на проволочных ножках, и кончая неуклюжими цаплями. 11. Большие речные жуки с поломанными ногами шныряют по маленькой поверхности, карабкаясь на карасей и перескакивая через лягушек. 12. Около возов с птицей и около ведер с рыбой ходит старец- любитель в меховом картузе, железных очках и калошах, похожих на два броненосца. 13. Трубная площадь, небольшой кусочек Москвы, живет своей маленькой жизнью, шумит и волнуется. 14. Ещё в студенческие годы Бородин не мог видеть страданий больных людей с ним случались обмороки.

Задание 3. Прочитайте текст и выполните задание В5. Текст 1 (1)Громадный порт, один из самых больших портов мира, всегда был переполнен судами. (2)В него заходили тёмно-ржавые гиганты- броненосцы. (З)Весной и осенью здесь развевались сотни флагов со всех концов земного шара, и с утра до вечера раздавались команды на всевозможных языках. (4)От судов к бесчисленным складам туда и обратно по колеблющимся сходням сновали грузчики: русские босяки, смуглые турки, коренастые мускулистые персы. (5)Часто в порт заходили прелестные двух-трехмачтовые суда итальянские шхуны. (6)Сюда же изредка заплывали и какие-то диковинные узкие суда, под чёрными просмоленными парусами, с грязной тряпкой вместо флага. (7)Матросы такого судна совершенно голые, бронзовые, маленькие люди, издавая гортанные звуки, с непостижимой быстротой убирали рваные паруса, и мгновенно судно делалось как мёртвое. (8)И так же загадочно, тёмной ночью, не зажигая огней, оно беззвучно исчезало из порта. (9)Порт место постоянной бой­кой торговли. (10)Окрестные и дальние рыбаки свозили в город рыбу: весною мелкую камсу, миллионами наполнявшую доверху их баркасы, летом уродливую камбалу, осенью макрель, а зимой белугу, выловленную часто с большой опасностью для жизни. (11)Всеэти люди матросы разных наций, рыбаки, весёлые юнги, лодочники, грузчики, контрабандисты, все они были молоды, здоровы, пропитаны ядреным запахом моря и рыбы, знали тяжесть труда, любили прелесть и ужас ежедневного риска, а на суше предавались с наслаждением бешеному разгулу. (По А.И. Куприну)

В5. Среди предложений 1-11 найдите предложения с обособленными приложениями. Напишите номера этих предложений. Задание 4. Прочитайте текст и выполните задание В5. ( 1)Весь следующий день прошёл в ожидании норд-оста северного ветра, нудно дующего с окрестных холмов. (2)На сигнальной мачте с рассвета висел штормовой сигнал чёрный конус и чёрный квадрат. (З)Устав от бесплодного ожидания бури, я поехал на Северную сторону. (4)В песчаных прибрежных пещерах, выбитых в жёлтых сухих утесах, жили рыбаки загорелые оборванцы с жёнами и полуголыми детьми. (5)Грязно-серые сети и развешанная на бечёвках рваная роба дополняли пейзаж. (б)Вдали на заднем плане, за лесом мачт и свернутых парусов, похожих на полотняные листья бананов, за путаницей турецких балконов, разбитых черепичных крыш, желтела степь, поросшая пропылённой травой. (7)По ней бродили псы старожилы и владетели этих рыбачьих и крепостных берегов. (8)Дворы напоминали склады декораций. (9)Бельё на каменных оградах висело, как изорванные театральные костюмы. (10)На пустырях валялись остатки реквизита: разбитые глиняные кувшины, жестяные банки, как будто высушенные букеты и поломанные весла. (11) Чайки сидели на чугунных шарах пустых минах, изъеденных ржавчиной. (12) Стены старинных круглых фортов были наискось разрезаны тенью и солнцем. (13)На крышах фортов были укреплены сигнальные флаги. (По К. Паустовскому)

ОТВЕТЫ Задание 2, 3, 4. К заданию 2: предложения 1, 3, 7,13 К заданию 3: 1, 5, 7,11. К заданию 4: 1, 2, 4, 7, 11.

УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНАХ!