Роль романа Дж.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» в формировании молодежных контркультур Выполнили ученики 9 класса Петров Иван и Сидорова Мария МОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Хиппи Неформальные движения.. Хи́ппи (от англ. hippy или hippie; (в просторечье хиппари, хиппаны) «модный, стильный» молодёжная философия и субкультура,
Advertisements

Эмо Эмо (англ. Emo, сокращение от «эмоциональный», распространена также транскрипция "имо") термин, обозначающий особый вид хардкор- музыки, основанный.
Культура ЭМО. Эмонаправление: рок Эмонаправление: рокрок Истоки: хардкор-панк, инди-рок Истоки: хардкор-панк, инди-рокардкор-панкнди-рокардкор-панкнди-рок.
Хиппи - субкультура
Культура ЭМО Подготовил: Курбанисмаилов М.И П к.
Корендович Татьяна, ученица 9 кл МОУ СШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края.
Урок по обществознанию 11 класс Тема: «Легко ли быть молодым»
Металлисты, это одна из самых больших «неформальных» субкультур. Когда-то давно тяжелая музыка была то увлечением немногих меломанов, то элитным развлечением.
Хи́ппи (англ. hippy или hippie; от разг. hip или hep, «понимающий, знающий») Расцвет движения пришёлся на конец 1960-х начало 1970-х годов. Первоначально.
Мероприятия, посвященные памяти погибших в Великой Отечественной войне. Акция милосердия «Протяни руку помощи». Походы в кино и музеи. Вахты памяти. Воспитательные.
План: Цели работы: 1. Изучить основные литературно-публицистические источники по проблеме молодежных течений. 2. Познакомиться с историей возникновения.
Современные субкультуры. Панк, па́нки (англ. punk) молодёжная субкультура, возникшая в середине 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии,
Цель: Познакомиться с особенностями молодёжной субкультуры, течениями, традициями.
Презентацию подготовила ученица 7 «А» класса МОУ СОШ 36 Серченко Екатерина. Учитель – Салтыкова Наталья Михайловна.
Субкультуры Влияние субкультур на эмоциональное состояние подростков.
МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ. Субкультура система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества может отличаться от доминирующей.
Как всё начиналось. Движение панк- культуры, возникло в середине 1970-х годов в США и в Великобритании. Слово панк происходит от (англ. punk отбросы).
Неформальные молодёжные организации
Хиппи Происхождение Хиппи (от англ. hippy или hippie; от разг. hip или hер, (в просторечье хиппари, хиппаны) «понимающий, знающий»; согласно.
Подготовил ученик 11-А СЗШ 80 Кушин Роман Подготовил ученик 11-А СЗШ 80 Кушин Роман СУБКУЛЬТУРЫ.
Транксрипт:

Роль романа Дж.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» в формировании молодежных контркультур Выполнили ученики 9 класса Петров Иван и Сидорова Мария МОУ СОШ 11, г.Петропавловск- Камчатский

Главная причина появления всевозможных контркультур кроется в нежелании молодых людей взрослеть, приобщаться к миру взрослых, миру всеобщей «показухи», как выразился герой романа Холден, т.е. в основе любой контркультуры лежит протест.

Вопрос Имеет ли смысл сопротивляться «повзрослению»? К чему это может привести? Имеет ли смысл сопротивляться «повзрослению»? К чему это может привести?

Задачи: Узнать, что такое контркультура и как она появилась Узнать, что такое контркультура и как она появилась Выяснить, какие существуют молодежные контркультуры Выяснить, какие существуют молодежные контркультуры Определить причины, в связи с которыми они появились Определить причины, в связи с которыми они появились Понять, как с этим связан роман Сэлинджера Понять, как с этим связан роман Сэлинджера Обобщить полученную в ходе исследования информацию и сделать соответствующие выводы Обобщить полученную в ходе исследования информацию и сделать соответствующие выводы

Цель: Определить, какую роль сыграл роман Сэлинджера в формировании молодежных контркультур Определить, какую роль сыграл роман Сэлинджера в формировании молодежных контркультур Выяснить для себя, стоит ли сопротивляться «повзрослению» и к чему это может привести Выяснить для себя, стоит ли сопротивляться «повзрослению» и к чему это может привести

Гипотеза Сопротивление «повзрослению» - ни что иное, как саморазрушение. Можно сохранить в себе «детскость» даже будучи взрослым.

«Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю обрыва, над пропастью, понимаешь? И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему». Дж.Д. Сэлинджер

Что такое контркультура? Контркультура – это совокупность взглядов, идей, поступков, противоречащих общепризнанным культурным ценностям и призывающих по новому взглянуть на традиционные идеалы. Контркультура – это совокупность взглядов, идей, поступков, противоречащих общепризнанным культурным ценностям и призывающих по новому взглянуть на традиционные идеалы.

Не стоит путать контркультуру с антикультурой, которая является отрицанием культуры как таковой, призывом вернуться к животному состоянию.

Контркультура является необходимым элементом любой культуры. В то время как антикультура не приносит людям ничего, кроме вреда, контркультура не дает обществу превратиться в болото, вызывая брожение в застоявшейся среде.

Типичным контркультурным деятелем своего времени был древнегреческий философ Диоген Синопский, основатель философской школы киников, или циников (от греч. kino – «собака»), призывавший жить подобно бродячему псу и ратовавший за полное опрощение, за отказ от всех внешних благ и даже от некоторых моральных норм.

Великий русский писатель и мыслитель Л.Н. Толстой также был известным контркультурным деятелем своего времени. В результате своих размышлений он заключил, что государство, в котором живет человек, построено на насилии. Революционеры же, борющиеся с государственной властью, отнюдь не избавляют людей от насилия, а лишь продолжают его плодить. Чтобы разорвать порочный круг насилия, сковывающий человека, Толстой решил воплотить в жизнь основной принцип христианской религии – непротивление злу насилием. Он призывал не участвовать как в государственных делах, так и в борьбе против государственной власти; опроститься, вернуться к народным корням: жить в деревне, возделывать землю, выращивать скот. Последователи учения Толстого стали организовывать коммуны и жить по вышеупомянутым заветам. Среди этих людей были и дворяне, и священники, и интеллигенция – всем им надоело унылое существование, все они обрели новую цель в жизни. Разумеется, государству и церкви это не нравилось, и Л.Н. Толстого отлучили от церкви как еретика и смутьяна.

Контркультура появляется тогда, когда общество нездорово, когда некоторые люди начинают понимать, что жить по-старому уже нельзя. Тогда они начинают объединяться в контркультурные движения, протестуя против окружающей действительности с ее несправедливостью и насилием над личностью, бросая дерзкий вызов современному обществу и культуре.

К середине 20 века множество людей в мире оказались недовольными загрязнением окружающей среды, бесконечными вооруженными конфликтами, стандартизацией воспитания и образования, насилием СМИ и политики над человеческой личностью, мещанским благополучием и прочими «прелестями» современного общества и культуры. Именно тогда, на рубеже – х гг., на Западе начинают зарождаться первые современные контркультурные движения.

Beat Generation («битники») – разбитое, потерянное послевоенное поколение молодых людей 50-х – начала 60-х гг. Впервые термин «битник» был использован Гербом Каэном в статье в San Francisco Chronicle за 2 апреля 1958 года. Термин возник благодаря присоединению к названию «beat generation» русского суффикса «- ник» («-nik»), позаимствованного им из названия «Спутника-1». Считается, что это движение зародилось в районе Гринвич-Виллидж города Нью- Йорк. Ребята, недовольные царившей в Америке атмосферой тотального надувательства, лживости и бездуховности, своим нарочито вызывающим и наглым поведением начали протестовать против буржуазной морали капиталистического общества. Радикализм битников нередко проявлялся в нарушении элементарных норм человеческого общежития. Во многом идеи бит-поколения сформировались под влиянием автобиографических произведений Джека Керуака и Уильяма Берроуза, где описывался именно такой нигилистический, часто разгульный образ жизни. Тогда же в 50-х гг. свет увидел и роман Сэлинджера (следует учитывать, что Сэлинджер не писал специально для битников и про битников) и бунт главного героя Холдена битники восприняли как свой собственный. Это было восстание против потребительского общества во имя «чистой духовности».

Стиляги советская молодёжная контркультура конца 1940-х начала 1960-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. «Стиляга» это не самоназвание; сами себя эти молодые люди либо никак не называли, либо именовались «штатниками» (то есть горячие поклонники Соединённых Штатов).Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда (клечатые двубортные пиджаки с широкими плечами или свитера «с оленями», рубахи-«гавайки», узкие брюки-»дудочки», галстуки-«селедочки» «пожар в джунглях», чаще всего ярко оранжевые и с обезьянами, полуботинки «на манной каше», т.е. на толстой белой каучуковой подошве, и т.д.) определённая ма разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни. Стиляги стали своеобразным советским аналогом американских битников.

Хиппи (от англ. hippy или hippie; от разг. hip или hер, (в просторечье хиппари, хиппаны) «модный, стильный»; согласно Оксфордскому словарю англ.яз., происхождение hip неизвестно) молодёжная философия и субкультура, возникшая в США в 1960-х. Началом движения хиппи можно считать 1965 год в США. Основным принципом субкультуры являлось ненасилие (ахимса). Хиппи носили длинные волосы, слушали рок-н-ролл(в особенности «I Got You Babe» Сонни и Шер), употребляли наркотики (главным образом марихуану, но также гашиш и ЛСД), жили в коммунах (самая известная ныне коммуна находилась в Дании Свободный город Христиания), путешествовали автостопом, увлекались медитацией и восточной мистикой и религиями, главным образом дзэн-буддизмом, индуизмом и даосизмом, многие из них были вегетарианцами. Расцвет движения пришелся на конец 1960-х - начало 1970-х годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через свободную любовь и пацифизм. Один из самых известных лозунгов хиппи: «Make love, not war!», что значит «занимайтесь любовью, а не войной!». Несмотря на закат хиппи-движения в мировом масштабе, его представителей до сих пор можно найти во многих странах мира. Идеи хиппи, казавшиеся в семидесятые годы консервативным обывателям утопическими, вошли в менталитет современного человека. В России в настоящее время более людей относят себя к хиппи.

На своих тусовках хиппи частенько употребляют средства, «расширяющие сознание»: марихуану, гашиш, ЛСД и другие наркотики.

В переводе со староанглийского слово punk означает «гниль, отребье» и отлично отражает нигилистические, антисоциальные и анархические принципы первых панков. Контркультура панков намного более радикальна по отношению к господствующей системе, чем хиппи (первые панки ненавидели хиппи за их пассивность и христианскую идею всеобщего равенства, за их демократичность). Суть философии панков элементарна: все отвергается, никакие ценности не признаются, будущего нет. Панк как таковой зародился в 1974 г. в Америке как протест молодого поколения против все того же Американского Образа Жизни, против религии всеобщего благосостояния и лживой политики Белого Дома. Песни первой панк-группы RAMONES стали настоящей отдушиной для молодежи начала 70-х. Своего апогея панк-движение достигло два года спустя в Англии, вылившись в протест британской молодежи против традиционного уклада жизни, патриархата и всеобщей косности. В свое время SEX PISTOLS с искренней молодой злостью и цинизмом вдоволь поиздевались над всем, что их окружало. Панк стал своеобразным рупором, выразившим отчаяние молодого поколения, осознавшего себя оболганным и одураченным.

Алкоголизм и наркомания – обычные явления для панковских сквотов (общин).

Конркультура готов вышла из панка (а именно из пост-панка, более мрачного и серьезного, по сравнению с оголтелым панком 70-х) в 80-х. Первой готической группой считается британская пост-панк команда BAUHAUS. Их песня BELA LUGOSHIS DEAD (Бела Лугоши – румынский актер, впервые сыгравший Дракулу в кино. Отсюда и любимая всеми готами вампирская тема) возвестила появление новой, мрачной и романтичной контркультуры готов с ее культом красоты как высшей ценности, танатофилией (культом смерти и всего, что с нею связано), изощренным эротизмом и эстетизмом. Протест готов против общепринятой культуры и образа жизни большинства людей не выражен так четко, как у панков, но своим нарочито мрачным, аристократическим поведением и внешним видом (готы будто сошли с картин живописцев Средних веков и эпохи Возрождения) они выражают явное презрение к людской грубости и хамству.

Малолетние готы на Чистых прудах с гордостью демонстрируют друг другу шрамы на запястьях…

Эмо (англ. Emo, сокращение от «эмоциональный», распространена также транскрипция "имо") термин, обозначающий особый вид хардкор- музыки, основанный на сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей. Отличительные особенности этого стиля манера вокала, включающая в себя зачастую визг,, стоны, шёпот, рёв (т.н. growling- screaming) Тексты песен носят личностный характер о переживаниях авторов, реже политический характер. В настоящее время этот стиль музыки подразделяется на: эмо, эмокор, сан- диего хардкор (хардкор эмо), эмо вайоленс, скримо, френч скримо. На базе поклонников эмо и родственных жанров возникла одноимённая контркультура. Сами себя они называют эмо-кидс. Отличительными чертами членов контркультуры эмо стало нарочито эмоциональное, порой истероидное поведение (правоверный эмо-кид на концерте своей любимой группы должен рыдать, не переставая :-), отличный от других внешний вид (черные волосы с длинной челкой, обильный пирсинг; очки в роговой оправе; в одежде сочетаются розовый и черный цвета по контрасту «радость/печаль», обилие всевозможных значков; на ногах кеды и т.д.). Своей культовой книгой эмо-кидс считают роман Сэлинджера, потому как ео герой Холден не скупится на эмоции. Нарочито эмоциональное поведение эмо-кидс, по их собственным убеждениям, является своеобразным протестом против взрослого, слишком рационального и сдержанного поколения.

Кстати сказать, обожаемая миллионами тинейджеров во всем мире немецкая группа TOKIO HOTEL не имеет к контркультуре эмо ни малейшего отношения: они играют вполне традиционный рок, просто щедро сдобренный модными эмо-примочками, и все. Группа MY CHEMICAL ROMANCE – это тоже не эмо в чистом виде, а пост- хардкор с элементами эмо в вокале (лидер группы Джерард Уэй сам открещивается от термина «эмо»). Забавно, что большинство так называемых современных «эмо» практически ничего не знают об этой контркультуре, переняв лишь внешнюю эстетику, обвешавшись с ног до головы значками с Губкой Бобом и прочей дребеденью

Особо радикальные эмо-кидс искуственно вызывают у себя истероидные припадки и занимаются членовредительством.

Факты: «Битники» во времена «тучных пятидесятых» восприняли бунт Холдена как свой собственный и восстали против потребительского общества во имя «чистой духовности». «Битники» во времена «тучных пятидесятых» восприняли бунт Холдена как свой собственный и восстали против потребительского общества во имя «чистой духовности». Кроме того, «битники» стали своеобразными «дедушками и бабушками» всех бунтарей последующих лет: хиппи, панков, готов, эмо-кидс. Кроме того, «битники» стали своеобразными «дедушками и бабушками» всех бунтарей последующих лет: хиппи, панков, готов, эмо-кидс. Эмо-кидс считают роман Сэлинджера своей любимой книгой, потому что в нем от лица молодого человека рассказывается о его внутренних переживаниях, терзаниях, сомнениях. Герой романа не сдерживает свои эмоции, открыто высказывает то, что думает, часто срывается чуть ли не до истерики, охаивает всех и вся, изливает душу и т.д. Наверняка ребята с челками отчасти переняли подобную линию поведения Холдена. Эмо-кидс считают роман Сэлинджера своей любимой книгой, потому что в нем от лица молодого человека рассказывается о его внутренних переживаниях, терзаниях, сомнениях. Герой романа не сдерживает свои эмоции, открыто высказывает то, что думает, часто срывается чуть ли не до истерики, охаивает всех и вся, изливает душу и т.д. Наверняка ребята с челками отчасти переняли подобную линию поведения Холдена.

Выводы: В своем романе Сэлинджер от лица юноши Холдена высказал то, о чем думали многие молодые люди, но не решались высказаться. Холден высказал все, что он думает об окружающей его действительности, и его примеру последовали многие ребята. В своем романе Сэлинджер от лица юноши Холдена высказал то, о чем думали многие молодые люди, но не решались высказаться. Холден высказал все, что он думает об окружающей его действительности, и его примеру последовали многие ребята. Роман Сэлинджера дал первоначальный толчок к развитию молодежной контркультуры Роман Сэлинджера дал первоначальный толчок к развитию молодежной контркультуры Роль этого произведения в формирован молодежной контркультуры колоссальная. Самое главное, что будучи написано более полувека назад, оно и поныне не теряет своей актуальности среди молодежи. Роль этого произведения в формирован молодежной контркультуры колоссальная. Самое главное, что будучи написано более полувека назад, оно и поныне не теряет своей актуальности среди молодежи. Изучив различные контркультуры, мы пришли к выводу, что все они в той или иной степени ведут человека к саморазрушению как сомнительному пути избежать «взрослости»: хиппи и панки разрушали себя алкоголем и наркотиками, готы и эмо разрушают себя, искусственно вызывая депрессию, истерики и т.п. Мы считаем, что путь саморазрушения – кривая дорожка, и что даже будучи взрослым, можно и нужно сохранять в себе «детскость» - все лучшее, чистое, светлое. Изучив различные контркультуры, мы пришли к выводу, что все они в той или иной степени ведут человека к саморазрушению как сомнительному пути избежать «взрослости»: хиппи и панки разрушали себя алкоголем и наркотиками, готы и эмо разрушают себя, искусственно вызывая депрессию, истерики и т.п. Мы считаем, что путь саморазрушения – кривая дорожка, и что даже будучи взрослым, можно и нужно сохранять в себе «детскость» - все лучшее, чистое, светлое.

«Точка кипения» эмо

Даже будучи взрослым, можно и нужно сохранять в себе «детскость» - все лучшее, чистое, светлое…

Источники: Губин В.Д. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Философия. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999 Губин В.Д. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Философия. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999 Молодежный журнал BRAVO, спецвыпуск (Special music guide) Молодежный журнал BRAVO, спецвыпуск (Special music guide) images.yandex.ru images.yandex.ru Личный опыт знакомства с контркультурами Личный опыт знакомства с контркультурами