КОММУНИКАТИВНЫЕ ЭПОХИ В КУЛЬТУРЕ. Типы коммуникации (в основе – пространственно-временная среда по А. В. Соколову) коммуникация материальная транспортная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Духовный мир человека Духовный мир личности (микрокосм человека) целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы.
Advertisements

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
Информация 2 Термин Информация происходит от латинского слова informatio – пояснение, разъяснение.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 2-ОГО КУРСА ЭФ ИВАНОВА ЕКАТЕРИНА ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.
Психология общения. Введение Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает.
План урока 1.Что такое общество 2.Основные сферы общества 3.Ступени развития общества.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Политология Тема1. Политика-сфера общественной жизни и наука. "Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все". Перикл.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Информационное общество. Защита информации.. I. Основные тенденции развития информационного общества.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. Человеческая речь - главное средство вербального общения. Однако! Большинство современных ученых сходятся в том,
Урок обществознания 10 класс Учитель Мельникова Т.В. г. Торжок.
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
«Формирование нравственных ценностей и жизненных ориентиров у обучающихся в контексте новых нормативных документов» ( закон «Об образовании» принят Государственной.
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
Транксрипт:

КОММУНИКАТИВНЫЕ ЭПОХИ В КУЛЬТУРЕ

Типы коммуникации (в основе – пространственно-временная среда по А. В. Соколову) коммуникация материальная транспортная энергетическая миграция другие смысловая генетическая психическая социальная

4 основных типа коммуникации: I. Материальная (транспортная, энергетическая, миграция населения, эпидемии и др.); II. Генетическая (биологическая, видовая); III. Психическая (внутриличностная, автокоммуникация); IV. Социальная (общественная).

Социальная коммуникация С оциальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве [1] [1] [1] Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. С

Виды коммуникации : внутриличностная межличностная групповая коммуникация организационная межкультурная общественная массовая

Цели социальной коммуникации 1. познавательная - распространение (коммуникант) или приобретение (реципиент) новых знаний или умений; 2. побудительная - стимулирование других людей к каким-либо действиям или получить нужные стимулы; 3. экспрессивная - выражение или обретение определенных переживаний, эмоций.

Три рода социальной коммуникации Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. С космические каналы связи: Интернет вербальные и невербальные каналы иконические и символьные каналы

Маршал Маклюэн – пророк электронной коммуникации ( ) Книга «Понимание средств коммуникации» духовный и материальный прогресс человечества определяют не орудия труда или освоение природы, не экономика, политика или культура, а технология социальной коммуникации, т. е. коммуникационные каналы, которыми располагают люди. В зависимости от доминирующих средств массовой коммуникации (mass media) история человечества делится на четыре эпохи, в общем совпадающие со стадиями эволюции культуры

Эпоха «дописьменного варварства» (стадия археокультуры по периодизации А. В. Соколова) характеризуется наивно-непосредственным отношением людей в окружающей среде; высшим коммуникационным достижением была членораздельная речь, воспринимаемая слухом, отсюда - формирование «человека слушающего»; «Человек слушающий», использующий естественные коммуникационные каналы, жил в открытом акустическом пространстве, был лично сопричастен происходящим вокруг событиям, что способствовало гармоническому развитию его психического мира.

Эпоха письменной кодификации (стадия палеокультуры) нарушила духовную гармонию и «сенсорный баланс» неграмотного варвара; теперь в коммуникации главенствует не слух, а зрение, не акустическое сообщение, а умопостигаемые тексты, закодированные письменами. Приобщение к умственным операциям кодирования-декодирования смыслов сделало человека рационалистическим и расчетливым «сторонним наблюдателем исторического процесса». На смену племенному братству пришла феодальная раздробленность (детрибализация). Однако вплоть до XV в. ороакустический (устный) и визуальный (письменный) каналы коммуникации находились в условиях равновесия.

Эпоха Гутенберга (стадия неокультуры) окончательно покончила с природной гармонией первобытного человека. Наступила «типографская эра», давшая возможность обращаться к массовой «безличной» аудитории. Человек становится «умнее» не за счет общения с другими людьми, а за счет индивидуального чтения; вместо «человека слушающего» появляется «человек смотрящий», у которого атрофированы все сенсорные каналы - слух, обоняние, осязание, вкус, зато гипертрофировано зрение; личное мышление все больше уступает место ориентации на печатное слово и «книжные» авторитеты. Люди стали доверять «мертвой букве» больше, чем живому слову, отчуждение приобрело в обществе угрожающие масштабы. Зависимость людей от продукции «Гутенберговской Галактики» привело к печальным последствиям.

Современная эпоха - синтез «человека слушающего» и «человека смотрящего» (стадия постнеокультуры) Электрические и электронные средства связи, по словам М. Маклюэна, это «коммуникационная революция» в истории человечества; Коммуникационные средства оказывают воздействие не на отдельные органы чувств, а на всю нервную систему человека. Окружающая реальность снова предстает в своей живой конкретности, а человек получает иллюзию соучастия в текущих событиях; к людям возвращается «сенсорный баланс» эпохи дописьменной коммуникации. Электронные технологии общения способствуют слиянию мифологического (непосредственного) и рационалистического (опосредованного) способов восприятия мира, что создает предпосылки для целостного развития личности.

«Электронная галактика» влечет «ретрибализацию» существующих обществ и на новой технологической основе воспроизводит «первобытное единство коллективного сознания», превращая нашу планету в единую «глобальную деревню». В этой «деревне» не будет индивидуализма и национализма, отчуждения, агрессивности и военных конфликтов.

О б с у ж д е н и е Средства коммуникации рассматриваются Маклюэном как внешние расширения человека, как непосредственные технические продолжения его тела. Это отделение средств от человека метафорически описываются им как «ампутация» всевозможных человеческих способностей (отделение человека от своей сущности - сопоставление с Нарциссом) Как вы относитесь к такому метафорическому сопоставлению?

О б с у ж д е н и е Грядущая всемирная цивилизация, -пророчил М. Маклюэн, - будет обществом «гармоничной коммуникации» и «образного мышления», являющихся непременным условием формирования высших культур. Маклюэн предсказывал закат «Галактики Гутенберга» и появление гармоничного «хомо телевизионис». Согласны ли вы с таким «пророчеством» Маклюэна? Сопоставьте предыдущее и данное размышление (проблема интерпретации трудов Маклюэна)

Функции электронной коммуникации Каковы функции устной и документной коммуникации? Каково в дальнейшем будет взаимодействие 3 коммуникационных каналов? Конкуренция между искусственными коммуникационными системами: документной и электронной

О б с у ж д е н и е Может ли электронная коммуникация выполнять те же функции и насколько успешно?

Точка зрения А. В. Соколова Все функции документной коммуникации могут также или лучше выполняться электронной коммуникацией. При этом надо иметь в виду, что потенциал электронной коммуникации не только не реализовался в полной мере, но даже не осмыслен общественным сознанием (за исключением писателей-фантасто в ).

Коммуникационные барьеры электронной коммуникации 1) Технический барьер (надо опасаться не слабости техники. А зависимости от техники); 2) Психические барьеры -Ослабление внимания, -Снижение интеллектуальной восприимчивости, («леность мысли» у телезрителя и интеллектуальная работоспособность у читателя); -Мозаичность индивидуальной памяти складывается у телезрителей из-за бессвязности и разноголосицы предлагаемых им сообщений; чтение же может быть (правда, редко) систематическим и целенаправленным.

Человек читающий и человек, «облученный телевидением» В результате человек читающий лучше подготовлен к творческой и коммуникационной деятельности, он более полноценен социально и богат духовно, чем люди «облученные телевидением». С. Н. Плотников (см. С. Н. Плотников «Чтение и экология культуры»

Человек читающий и человек «облученный телевидением» Читатели, «способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое, выявлять противоречивые взаимосвязи; более адекватно оценивают ситуацию и быстрее находят правильные решения; обладают большей памятью и активным творческим воображением; лучше владеют речью - она выразительнее, строже по мысли и богаче по запасу слов; точнее формулируют и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении; обладают большей потребностью в независимости и внутренней свободе, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении» (Плотников С. Н. Чтение и экология культуры // Homo legens. Памяти С. Н. Плотникова. - М., с. 64. «Нечитатели» же испытывают трудности в речи, перескакивают в разговоре с одного предмета на другой, обладают пассивным, мозаичным сознанием, которое легко поддается манипулированию извне.

3) Социальный барьер унификация культуры; потеря национальной самобытности; массовый характер; коммерционализация коммуникационных систем; влияние КС на политическую жизнь (политизация)

ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДА ОБЩЕНИЯ World Wide Web = WWW В начале 90-х годов в Европейском центре ядерных исследований в Женеве Тим Бернерс-Ли разработал технологию «Всемирной паутины» (World Wide Web = WWW). В эту «паутину» вошли организации различных стран, и Интернет стала международной, в принципе - глобальной компьютерной сетью. Но она была не общедоступным, а элитарным коммуникационным средством.

Компоненты среды Интернет Аудитория Интернет

www Элементы WWW: 1) Web-страниц, представляющих собой адресованные (имеющие однозначный адрес) машиночитаемые документы, содержащие текст, графическую информацию, в том чилсе - многоцветные изображения, и ссылки на другие документы, как-то связанные с данным; система ссылок образует гипертекст, облегчающий информационный поиск; 2) сайтов - совокупность страниц, принадлежащих частному лицу или организации и размещенных на каком-либо сервере; сайты (от англ, site - участок) имеют свои адреса; на одном сервере может размещаться несколько сайтов; 3) каталогов и файлов - средств организации информационных ресурсов;

Сферы использования Интернет Коммерческие (связаны с получением прибыли) Некоммерческие (относительно): Образование; музеи, здравоохранение; библиотеки, трудоустройство; гражданские инициативы

Наука изучает Интернет (аспекты явления) Философско-исторический аспект (постиндустриальная информационная цивилизация - проблема «виртуального социума» – всемирный «дистанционный универсум») Организационно-управленческий аспект. (децентрализация и демократизация управления) Этико-правовой аспект (идеология; нравственность; авторское право) Социальный аспект (профессионалы-технократы – интернет-рабочий инструмент – жизненная среда - средство самореализации человека) Психологический аспект (виртуальная реальность; трансформация духовного мира человека)

Судьба книги в мире электронной коммуникации Предметом оживленных дискуссий является судьба книги в постнеокультурном обществе, в частности, конкуренция книжных кодексов и видеокассет, печатного слова и мультимедиа, чтения и телесмотрения.

Источники: Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА - М, с. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: Учеб. пособие. - М.: Лабиринт, с. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета. - М.: Бизнес с компьютер, с. Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика: Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. - М.: Изд-во МГУ, с. Колкер Б. Г. Учебник языка эсперанто: Основной курс. - М,: Наука, с. Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. - М.: Наука, с Колшанский Г. В. Паралингвистика. - - М,: Наука, с.

Источники: Кузнецов С. Н. Теоретические основы интерлингвистики. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, с. Культура русской речи: Учебник для вузов. - М,: Норма-Инфра, с. Маклюэн М. Понимание средств коммуникации Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, с. Мечковская Н. Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. - М.: Агентство «Фаир», с.

Источники: Плотников С. Н. Чтение и экология культуры // Homo legens. Памяти С. Н. Плотникова. - М., 1999 Поварнин С. И. Как читать книги. - М.: Книга, с. Сапунова В. Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М.: Ось-89,1997, с. Свадост Э. Как возникнет всеобщий язык? - М.: Наука, с. Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. - М.: Наука, Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации 16. Сорокин Ю. Я. Психолингвистические аспекты изучения текста. - М.: Наука, с. Усыскин Г. С. Очерки истории российского туризма. - СПб.: Торговый Дом «Герда», с. Язык и массовая коммуникация. Социолингвистическое исследование. - М.: Наука, с.