СЕМЬЯ КАК КОММУНИКАТИВНАЯ СИСТЕМА : КАК УСТРОЕНО ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ ? Вебинар 3 апреля 2013 г. Новикова Галина Викторовна, к. п. н., доцент МГУ им. Ломоносова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Advertisements

Каукина Кристина П 16-2 р. Семейное консультирование- это вид психологической помощи, где в роли клиента находится не один человек, а вся семья. Оно основано.
Тренинги по теме коммуникаций: Краткий анализ. Виды тренингов: Тренинг делового общения вид социально-психологического тренинга, направленный на коррекцию.
От конфликта к культуре педагогического общения. Конфликт столкновение, серьезное разногласие, спор (словарь С. И. Ожегова); столкновение, серьезное разногласие,
Тип проекта: долгосрочный педагогический с детьми и родителями старших групп и подготовительных групп Участники проекта: воспитатели, дети, родители,
Социальный педагог МБОУ «СОШ 5 с УИОП г. Шебекино» Ерохина Наталья Васильевна.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКОВ В АСПЕКТЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ Хусаинова С.В. – к.псх.н., старший научный сотрудник ФГБНУ.
1 ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ коммуникативная сторона общения.
Педагогика в поддержке ребёнка в процессе его развития. Презентация Максимовой М.В.
Влияние конфликтов на развитие ребенка Презентация подготовлена Поповой Е. В.
БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ Монгуш Орлана Орлан-ооловна Заведующая МБДОУ 8.
МЕНЕДЖМЕНТ «Управление конфликтами и стрессами». Самое общее определение конфликта (от лат. conflictus столкновение) столкновение противоречивых или несовместимых.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Конфликты и продуктивные методы их разрешения Гулькевичский район Трикоз Алёна.
Прогнозирование и предупреждение социальных конфликтов «Любая система разрушается изнутри неуправляемыми конфликтами.»
Пособие для классных руководителей под редакцией Н. П. Майоровой. Подготовила: Батаргина Ольга Валентиновна.
5. Современные подходы к организации взаимодействия с семьей: Метод работы со случаем – семья, нуждающаяся в помощи, рассматривается как отдельный случай,
Психолого- сопровождение раннего возраста. Основные концепции воспитания родителей: Воспитание родителей всегда опирается на систему ценностей(религиозных,
1 способности и умения в организации общения; 2 психологические знания 3 свойства самой личности (характер, темперамент) 4 психические состояния, проявляющиеся.
Лекция 5. ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ План: 1. Определение желаемого результата. Типы запросов клиентов 2. Выработка альтернативных решений.
Транксрипт:

СЕМЬЯ КАК КОММУНИКАТИВНАЯ СИСТЕМА : КАК УСТРОЕНО ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ ? Вебинар 3 апреля 2013 г. Новикова Галина Викторовна, к. п. н., доцент МГУ им. Ломоносова РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НА ЮГО-ЗАПАДЕ

Под коммуникацией обычно понимается обмен сообщениями. "всякое поведение в присутствии другого человека есть коммуникация П. Вацлавик Метакоммуникация представляет собой комментарий или сообщение по поводу коммуникации. Метакоммуникация также может быть как вербальной, так и невербальной, и обычно представляет собой сигналы, помогающие правильно понять контекст сообщения.

Построение высказывания одновременно на двух логических уровнях, противоречащих друг другу, приводит к парадоксу. Парадоксальные команды не приводят к негативному результату, если их можно обсуждать. Особенно вредными они являются там, где существует неравный статус участников взаимодействия и наложен запрет на их обсуждение. Крайним вариантом парадоксальной коммуникации является случай двойного зажима Бейтсон Г. и др.

Правила семейного взаимодействия а) Какие послания и типы поведения имеют место в этом взаимодействии? б) Кто контролирует то, что будет происходить во взаимодействии, и принимает решение по тому или иному вопросу?

6 основных правил коммуникации в семье Правила могут быть гласные и негласные. Правила в разных семьях разные. Основная задача этих правил контролировать способы взаимодействия в семье. Люди все время вовлечены в процесс определения правил своего взаимодействия. На каждой стадии жизненного цикла семьи должно происходить серьезное изменение правил взаимодействия. Правила взаимодействия задают внешние и внутренние границы в семье.

Коммуникативные правила помогают семейной системе сохранять равновесие Правила относятся к более высокому логическому типу, чем просто взаимодействия. Если правила не соблюдаются, у членов семьи возрастает тревога.

Коммуникация в дисфункциональных семьях По мнению Дж.Хейли, конфликт в браке сфокусирован на: 1) несогласии в правилах совместной жизни, 2) несогласии в том, кто устанавливает эти правила, 3) попытках провести в жизнь правила, несовместимые друг с другом.

аспект взаимоотношений в коммуникации противоположен аспекту содержания спора Обычно в семье существует стереотипная последовательность трансакций, которая поддерживает проблему ( порочный круг ). Поэтому первоначальная точка отсчета не является важной. Выделение единственной причины, с которой все и началось, не помогает решить проблему. Признание кого - то виноватым во всем порождает обиженного и чревато последующим его возмущением.

Циркулярностъ семейных взаимодействий Линейность и циркулярность представляют собой противоположные подходы в установлении связи между событиями и являются отражением двух противоположных взглядов на мир механистического (упрощенного) и системного. Линейные паттерны представляют собой последовательности типа А -> В -> С, Циркулярные формируют закрытые петли и являются возвратными : А -> В -> С -> А и т. д. или А В, В С, С А. Циркулярные описания являются системными.

Пример: родители расстались, но у кого-то из них или у ребенка сохраняются надежды на воссоединение 1. Один из родителей ( обычно мать ) находится в интенсивных взаимодействиях с ребенком, часто испытывая амбивалентную смесь чувств привязанности и раздражения. 2. Симптоматическое поведение ребенка обостряется. 3. Мать или ребенок призывают отца помочь в разрешении их трудностей. 4. Отец пытается решить проблему и как - то взаимодействует с ребенком. 5. Мать возмущается, считая, что отец поступает не так, как надо. Она может даже прибегнуть к крайним мерам, угрожая развестись с ним. 6. Отец отступает, оставляя попытки ослабить тесную связь между матерью и ребенком. 7. Мать и ребенок взаимодействуют со смесью привязанности и раздражения до тех пор, пока снова не окажутся в тупике и т. д.

Влияние коммуникации на личность ребенка Для формирования самооценки ребенок должен воспринимать сообщения, получаемые от каждого родителя в отдельности и от обоих вместе. Если установки самих родителей расплывчаты или противоречат друг другу, информация, получаемая ребенком, окажется бессвязной, что ведет к неполному образу « Я » и заниженной самооценке.

Влияние коммуникации на личность ребенка сформировавшая в семье с дисфункциональной коммуникацией личность « не обладает средствами для точного самовосприятия и самовыражения, а также для правильной интерпретации поступающих извне сообщений,... предположения, на которых основываются ее действия, будут ложными, а ее попытки приспособиться к окружающей действительности беспорядочными и неадекватными » В. Сатир

Виды нарушений межличностной коммуникации в семье: 1) противоречивость вербальной и невербальной коммуникации; 2) возникновение коммуникационных барьеров; 3) манипулирование партнером в процессе коммуникации, злоупотребление управлением коммуникацией (Э. Берн); 4) нарушение и искажение передачи чувств (В. Сатир); 5) «отклоненная» коммуникация; 6) парадоксальная коммуникация; 7) борьба за коммуникационный капал.

Типы неэффективных высказываний : приказания, прямое инструктирование; предостережения, угрозы; нотации, морализаторство; советы и разъяснения; логическая аргументация; прямая негативная оценка; высмеивание, навешивание ярлыков; интерпретация поведения, постановка диагноза; расследование, допрос; утешение, успокаивание; отвлечение внимания, уход от проблемы. Т. Гордон

Этапы развития коммуникационной проблемы Э. Г. Эйдемиллер выделяет три этапа развития коммуникационной проблемы : информационно - дефицитный, этап замещающе - искаженного взаимодействия и поведенчески - коммуникационный. В супружеских отношениях достаточно часто дефицитной информацией, т. е. информацией, передача которой оказывается затруднена, является просьба о подтверждении любви, обращение за эмоциональной поддержкой и сопереживанием.

Подход В. Сатир В. Сатир отмечает, что достаточно точно можно охарактеризовать любую семейную систему, используя для этого четыре параметра: 1) самооценка участников семейного процесса; 2) коммуникация; 3) семейная система (свод норм); 4) социальные связи (взаимодействия с внешним миром).

Подход В. Сатир Средствами, при помощи которых семейная система достигает равновесия, выступают чувства, правила и способы общения. К уродливым играм семейного общения В. Сатир относит проявление таких типов поведения, как заискивание ( вызывает чувство вины ), обвинение ( вызывает страх и стремление подчиниться ), расчетливое поведение ( вызывает зависть ) и отстранение ( вызывает чувство тоски и уныния ).

Подход В. Сатир деструктивные представления, которыми люди руководствуются в неблагополучных семьях: отношения в семье должны регулироваться страхом наказания или силой; всегда есть кто-то, кто знает, что тебе необходимо; люди по природе злые и поэтому должны находиться под контролем; только человек, обладающий властью, знает, как правильно жить.

Функционирование различных систем в благополучных и неблагополучных семьях Фактор Благополучная семья Неблагополучная семья 1. СамооценкаВысокая самооценка у всех членов семьи Низкая самооценка 2. Коммуникация Честная, открытая, ясная, адекватная, прямая Нечестная, запутанная, неопределенная, неадекватная 3. Семейная система Правила гибкие, меняющиеся при необходимости. Полная свобода любых обсуждений, допускается автономность Правила скрытые, жесткие, неизменные. Мелочная опека и контроль. Запреты на любые обсуждения 4. Социальные связи Многообразие социальных связей, семья открыта для внешних контактов Страх перед социумом, закрытость, отсутствие социальных связей ( либо заискивание перед социумом )

Возможности коррекции коммуникации в семье «Изменения происходят, когда люди перестают целиком концентрироваться на недостатках другого, а пытаются понять, как действует на партнера их собственное поведение» А.О. Ланге и др. 1983

Условия эффективного межличностного общения в семье

общие принципы успешной коммуникации, специфические нормы и правила открытость коммуникации; высокая активность коммуникации; необходимая степень самораскрытия в процессе общения, конгруэнтность общения; согласованность представлений о семейном укладе, общность семейных ценностей; точность невербальной коммуникации, непротиворечивость вербальных и невербальных сообщений; сенситивность к высказываниям партнера, использование техники активного слушания («Я-сообщений») с обратной связью; безоценочность и эмпатическое принятие партнера как условие позитивного развития эмоциональных отношений в семье, создания атмосферы психологической безопасности и гармонизации образа Я партнера;

проявление любви, взаимной эмпатии и поддержки, уважения партнера, формирование семейного языка - определенных, согласованных и легко узнаваемых семейных символов, традиций, норм.

Без общения мы замыкаемся в себе

А с общением становимся лучше

три правила эффективной коммуникации В. Сатир 1) члены семьи говорят о своих мыслях и чувствах от первого лица ; 2) каждому члену семьи предлагается передавать свои чувства ; 3) каждый член семьи должен ориентироваться на уровень понимания других членов семьи, делая свое сообщение конгруэнтным.

ЗАДАНИЕ Постарайтесь в известном Вам художественном фильме о жизни какой- либо проблемной семьи отследить и выявить роли: Отстраненного; Заискивающего; Обвиняющего; Расчетливого. 5. Это упражнение даст Вам опыт наблюдения за семейной коммуникацией.

Семья как коммуникативная система Межличностное общение в семье является ключевым моментом ее жизнедеятельности, определяет эффективность ее функционирования и ресурсы роста и развития. Наиболее перспективным направлением работы с дисгармоничной семьей признается оптимизация внутрисемейного общения.

Спасибо за внимание На данной странице вы сможете ознакомиться со всеми прошедшими лекциями в видео формате