Разработка Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности РФ на период до 2020 года И.С. Кожуховский Генеральный директор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Advertisements

1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
25 февраля 2014 Министерство энергетики Московской области Совещание по вопросу разработки муниципальных программ в области энергосбережения и повышения.
1 Р.Г.Шафигуллин, начальник департамента энергоресурсоэффективности в государственных органах и муниципальных образованиях Центра энергосберегающих технологий.
Распоряжение Правительства РФ от Р МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная программа РФ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ.
1 Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики О механизмах государственной поддержки энер О механизмах государственной поддержки энергоэффективных.
1 Разработка программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ГУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете.
Д.т.н., проф. Бушуев В.В. Институт энергетической стратегии (Минэнерго России, Союз нефтегазопромышленников России) 15 октября, 2009 г. Энергоэффективность.
1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
О ходе реализации региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на годы» Член Правительства.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
Совещание с участием руководителей управляющих компаний, ТСЖ и органов исполнительной власти Ярославской области «Реализация региональной адресной программы.
Требования действующего законодательства в сфере энергосбережения к деятельности регулируемых организаций в части : - принятия программ энергосбережения.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
«Политика в сфере энергосбережения и энергоэффективности в Российской Федерации» Круглый стол по итогам реализации проекта на ОАО «Пролетарский завод»
Подходы к организации государственной поддержки деятельности по сокращению выбросов парниковых газов.
УралСтройЭкспо. ЭнергоРесурсоСбережение «ЖКХ-Новые стандарты» ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБЩЕДОМОВОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕТА ЭНЕРГОРЕСУРСОВ.
ДЕПАРТАМЕНТ ТОПЛИВА, ЭНЕРГЕТИКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Докладчик – начальник отдела департамента топлива, энергетики и регулирования.
Транксрипт:

Разработка Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности РФ на период до 2020 года И.С. Кожуховский Генеральный директор Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике Сибирское Соглашение, Новосибирск, 22 октября 2009 года

2 Удельная энергоемкость экономики России в 2-3 раза выше, чем в развитых странах мира Энергоемкость экономики России и других стран мира* Указ Президента РФ от : Снизить энергоемкость экономики Российской Федерации на 40% в 2020г., по сравнению с 2007 г. * Данные МЭА за 2006 г. (по ППС в долларах США 2000 г.)

33 Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г р «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» п.41 «Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов» Основные мероприятия проекта на 2009г.: -нормативно-правовые акты по вопросам стимулирования энергосбережения в российской экономике; -принятие государственной программы энергосбережения, предусматривающей массовое применение энергосберегающих технологий и использование возобновляемых источников энергии;… Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2008 г р «План подготовки актов по реализации в годах Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» п.131 «Разработка государственной программы энергосбережения» Срок представления в Правительство РФ – ноябрь 2009г. Срок принятия (внесения в Государственную Думу) – декабрь 2009г. Ответственные исполнители: Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минрегион России, Минфин России Директивные документы, определяющие необходимость разработки Государственной программы энергосбережения

44 Государственный Совет РФ по энергоэффективности 2 июля 2009 года (г. Архангельск) Разработать и утвердить государственную программу повышения энергетической эффективности на период до 2020 года и предусмотреть ее финансирование за счет средств федерального бюджета начиная с 2010 года Срок – 1 ноября 2009 г. Разработать необходимые нормативные правовые акты, в связи с подготовкой проекта ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» Срок – 30 декабря 2009 г. По итогам Президиума Государственного совета РФ по энергоэффективности Президентом РФ дано поручение Правительству РФ (от Пр-1802ГС ): Разработать и принять: - комплексные программы по повышению энергетической эффективности региональной экономики и по сокращению энергетических издержек в бюджетном секторе; - комплекс мер по снижению энергетических издержек предприятий малого и среднего бизнеса Рекомендации Президента РФ органам государственной власти субъектов РФ (по итогам Госсовета)

5 По Государственному контракту с Минэнерго РФ АПБЭ – основной разработчик (ООО ЦЭНЭФ – основной соисполнитель) «Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности РФ на период до 2020 г.»

6 Энергетическая стратегия России на период до 2030 года Федеральный закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности РФ (проект) Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности … Энергоэффективность: федеральный и региональный уровни Региональные программы

7 Основная цель Госпрограммы Национальная цель - снижение энергоемкости экономики России на 40%! Основная цель Программы: обеспечение повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости российской экономики за счет существенного снижения доли энергетических издержек, расширения рыночной ниши для нового энергоэффективного оборудования и снижения нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную сферу

8 Основные задачи Программы формирование целостной и эффективной системы управления процессом повышения энергоэффективности в масштабах страны; повышение эффективности энергопотребления во всех секторах российской экономики, в т.ч. за счет запуска механизмов стимулирования энергосбережения; сохранение и расширение потенциала экспорта энергоресурсов и доходной части бюджета за счет сокращения неэффективного потребления энергии на внутреннем рынке; повышение благосостояния и экологической безопасности населения за счет обеспечения высококачественных энергетических услуг по доступным ценам, снижения вредных выбросов, а также выбросов парниковых газов.

9 Основные заказчики и разработчики Госпрограммы энергосбережения Государственный заказчик – координатор Минэнерго РФ Основные разработчики Программы Минэнерго РФ ЗАО «АПБЭ» ООО «ЦЭНЭФ» Министерства, ответственные за разработку Программы Минэнерго РФ, Минэкономики РФ, Минрегион РФ, Минфин РФ Государственные заказчики Программы (всего 16 министерств и ведомств) Минэнерго РФ, Минэкономразвития РФ, Минрегион РФ, Минпромторг РФ, Минфин РФ, Минсельхоз РФ, Минтранспорта РФ, Минздравсоцразвития РФ, Минобороны РФ, Минобрнауки РФ, Минюст РФ, МВД РФ, Госкомстат, ФСТ, ФСБ В разработке Госпрограммы принимал участие широкий круг организаций: ЛЭНИН, ЦЭРТ РТ, ЦИБО (Центр исследования бюджетных отношений) и экспертов: Троицкий, Мартынов Е.В., Дубоносов А.Г., Гоголь А.А., Свистунов П.В., Давыдов Б.А., Ильющенко А.А. и др.

10 Сроки и этапы реализации Госпрограммы Сроки и этапы реализации Программы гг. I-й этап г. II-й этап г. В соответствии с КДР предусматривается за счет структурных изменений в Российской экономике снизить энергоемкость ВВП к 2020 г. на 26,5% Важнейшие целевые индикаторы и показатели Госпрограммы: - Обеспечение за счет реализации мероприятий Программы снижения энергоемкости ВВП на 7,4% на первом этапе (к 2015 году) и на 13,5% на втором этапе (к 2020 году) (13,5% + 26,5% = 40%) - Обеспечение годовой экономии первичной энергии в размере порядка 300 млн. тут на 1-м этапе и 1000 млн. тут за весь срок реализации Программы ( гг.)

11 Индикаторы реализации Госпрограммы (мониторинг реализации целей Госпрограммы) I-й этап II-й этап Снижение энергоемкости ВВП 7,4%13,5% Обеспечение годовой экономии первичной энергии 85 млн. тут млн. тут Обеспечение суммарной экономии энергии 300 млн. тут 1000 млн. тут ( гг.)

12 Направления Государственной программы по секторам экономики бюджетная сфера и сфера услуг электроэнергетика теплоснабжение и коммунальное хозяйство жилищный сектор промышленность сельское хозяйство транспорт субъекты Российской Федерации расширение использования возобновляемых источников энергии Госпрограмма содержит широкий набор типовых проектов, имеющих высокий потенциал тиражирования в указанных секторах экономики

13 Введение системы целевых индикаторов повышения энергоэффективности для различных секторов и сфер экономики страны, субъектов РФ; Заключение целевых соглашений Правительства РФ с крупными компаниями по снижению удельных расходов энергии на выработку продукции, оказание услуг; Включение показателей энергоэффективности в оценку деятельности органов исполнительной власти, формирование рейтингов энергоэффективности регионов ; Нормативно-законодательное обеспечение Госпрограммы (планируется принять около 50 нормативно-правовых актов); Развитие системы статистического наблюдения и информационной поддержки; Введение практики формирования Единого топливно-энергетического баланса по стране и регионам ; Проведение государственного информационного обеспечения; Формирование требований к типовой структуре и содержанию региональных программ. Основные организационные, правовые и информационные механизмы реализации Госпрограммы

14 Основные экономические механизмы реализации Госпрограммы Возмещение части расходов на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов (мероприятий) в области энергосбережения и повышения энергоэффективности; Предоставление инвестиционного налогового кредита, полученного для повышения энергоэффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг; Предоставление права применения хозяйствующими субъектами повышающих коэффициентов к установленной норме амортизационных отчислений; Предоставление субсидий, направленных на реализацию энергосберегающих проектов (мероприятий) региональных программ; Тарифное стимулирование реализации энергосберегающих мероприятий, введение долгосрочных тарифов, учет экономии энергии при тарифообразовании и др.; Поддержка НИОКР по повышению энергоэффективности; Проведение инвестиционных конкурсов и аукционов; Установление надбавки при определении цены электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах; Предоставление субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения квалифицированных генерирующих объектов ВИЭ.

15 Установление требований к обороту товаров, связанных с их энергетической эффективностью; Введение ограничений (запрета) на производство и оборот в РФ товаров, оборудования с низкой энергетической эффективностью (для всех секторов экономики РФ); Установление требований к энергетической эффективности зданий, строений, сооружений; Установление требований к проведению обязательного энергетического обследования, ведению государственного энергетического реестра, к содержанию и ведению энергетического паспорта; Введение требований к энергетической эффективности работ, товаров и услуг, закупаемых для государственных или муниципальных нужд; Утверждение требований к маркировке товаров информацией об энергетической эффективности; Введение запрета на территории РФ к обороту (реализации) электрических ламп накаливания в цепях переменного тока в целях освещения; Введение новых стандартов и технических регламентов по энергоэффективности оборудования и зданий; Установление требований к региональным, межмуниципальным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Основные административные механизмы реализации Госпрограммы

16 Проекты рабочей группы по энергоэффективности при Президенте РФ (под руководством Э.С. Набиуллиной) «Считай, экономь и плати» (бережливая модель потребления энергоресурсов, установка приборов учета); «Новый свет» (поэтапная замена ламп накаливания на энергоэффективные световые устройства); «Энергоэффективный квартал» (реализация в нескольких городах тиражируемых программ повышения энергоэффективности); «Малая комплексная энергетика» (внедрение оборудования для локальной энергетики); «Энергоэффективный социальный сектор» (тиражируемые программы повышения энергоэффективности и энергосбережения школ, поликлиник и больниц). «Инновационная энергетика» (Расширение использования возобновляемых источников энергии). Эти проекты учтены в Госпрограмме

17 Раздел 5 Госпрограммы «Расширение использования ВИЭ» Обеспечение производства электроэнергии за счет использования ВИЭ к 2020 году на уровне не менее 4,5% (от общего производства электроэнергии) Госпрограмма энергосбережения и повышения энергоэффективности РФ до 2020 года Энергетическая стратегия России 2030 Концепция долгосрочного социально-экономического развития 2020 Прирост установленной мощности возобновляемых источников с 2,2 ГВт в 2009 году до 22 ГВт к 2020 году

18 Параметры развития возобновляемой энергетики Установленная мощность, МВт 2008 г.2020 г. Ветроэнергетика Геотермальная энергетика 76,5750 Приливная энергетика 1, Малые ГЭС Солнечная энергетика 0,05859 Энергетика на основе биомассы

19 В рамках разработки Государственной программы ЗАО «АПБЭ» рассчитало показатели энергоемкости отдельных регионов и определило оценочно-расчетные целевые показатели повышения энергоэффективности в регионах. Однако целевые показатели должны формировать сами субъекты РФ по согласованию с федеральным центром! Цель: снижение энергоемкости ВРП должно обеспечить в 2020 году снижение энергоемкости ВВП на 40%! Разработка регионального раздела Госпрограммы

20 Разработка регионального раздела Госпрограммы А ктуальными задачами на региональном уровне являются: Определение целевых показателей энергосбережения и повышения энергоэффективности в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, определенных действующим законодательством; Внедрение системы планирования, мониторинга и оценки эффективности программ, основанной на индикаторах, отражающих достижение конечных измеримых результатов и позволяющих оценить эффективность использования ресурсов программы и степень достижения ее целей; Создание механизма межбюджетных трансфертов, ориентированных на софинансирование региональных программ; Региональные, межмуниципальные и муниципальные программы энергосбережения и повышения энергоэффективности должны обязательно содержать следующее: значения целевых показателей энергосбережения и повышения энергоэффективности; перечень мероприятий по энергообеспечению и повышению энергоэффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении; информацию об источниках финансирования программных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

21 1. Интегральный показатель энергоэффективности регионов – энергоемкость ВРП Российские регионы достаточно сильно различаются по уровню энергоемкости ВРП Эти отличия определяются, в основном, структурой их экономики и, в ограниченной степени – их климатом Анализ российских регионов по энергоемкости ВРП (за 2007 г.) показал, что большинство регионов имеют энергоемкость в диапазоне от 40 до 60 тут/млн. руб.ВРП 2. Динамика степени снижения энергоемкости ВРП регионов Анализ динамики степени снижения энергоемкости ВРП за период гг. показал, что большинство регионов снизили энергоемкость ВРП в этот период в диапазоне от 20 до 30% 3. Энергоотдача (отношение темпов роста ВРП региона к темпам роста потребления ТЭР (по данным за период гг.) Анализ динамики энергоотдачи показал, что большинство регионов повысили свою энергоотдачу от 115 до 130% Разработка регионального раздела Госпрограммы

22 Объемы финансирования Всего за период гг. В т.ч г. Программные мероприятия по энергоэффективности ~ 10 трлн. руб. в т.ч. за счет средств федерального бюджета ~ 0,8 трлн. руб. ~ 333 млрд. руб. в т.ч. за счет средств федерального бюджета ~ 17 млрд. руб. Программные мероприятия по расширению использования ВИЭ ~ 1,7 трлн. руб. в т.ч. за счет средств федерального бюджета ~ 0,4 трлн. руб. ~ 13 млрд. руб. в т.ч. за счет средств федерального бюджета ~ 0,1 млрд. руб.

23 Механизм управления Госпрограммой Государственный заказчик – координатор ГП (Минэнерго России) Дирекция управления ГП Организационно-финансовое планирование мероприятий Минрегион России Минэконом- развития России Минпромторг России Минсельхоз Росси и Подпрограмма (конкурс) Подпрограмма (конкурс) Подпрограмма (конкурс) Подпрограмма (конкурс) Типовые проекты Хозяйствующие субъекты Государственные заказчики Программы Организационно-финансовое планирование мероприятий Государственные заказчики Программы …

24 Спасибо за внимание!