Source: Алексей Полещук Заместитель генерального директора Государственная политика в области повышения энергоэффективности экономики России.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Программа по развитию коммерческого учета электроэнергии на основе технологий интеллектуального учета на период до 2020 года» Москва, Март 2011.
Advertisements

Развитие государственной политики в области энергоэффективности в Российской Федерации Свистунов Павел Валентинович Директор Департамента энергоэффективности.
Source: Алексей Полещук заместитель генерального директора Государственная политика в области повышения энергоэффективности. Роль регулируемыхорганизаций.
Source: Алексей Полещук Заместитель генерального директора Государственная политика в области повышения энергоэффективности экономики России.
Российское энергетическое агентство сСистема «Управление энергосбережением» для администраций районов и муниципальных образований.
«Программа по развитию коммерческого учета электроэнергии на основе технологий интеллектуального учета на период до 2020 года» Москва, Апрель 2011.
Обеспечение практической реализации закона об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Source: Алексей Полещук Заместитель генерального директора Государственная политика в области повышения энергоэффективности экономики России.
Source: 2 Об Агентстве Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Минэнерго России было создано 22 декабря.
Распоряжение Правительства РФ от Р МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная программа РФ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Оперативное управление Государственной программой « Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года » Директор Санкт -
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Российское энергетическое агентство Source: Тимур Иванов Генеральный директор.
1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
Д.т.н., проф. Бушуев В.В. Институт энергетической стратегии (Минэнерго России, Союз нефтегазопромышленников России) 15 октября, 2009 г. Энергоэффективность.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
1 Р.Г.Шафигуллин, начальник департамента энергоресурсоэффективности в государственных органах и муниципальных образованиях Центра энергосберегающих технологий.
Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Транксрипт:

Source: Алексей Полещук Заместитель генерального директора Государственная политика в области повышения энергоэффективности экономики России

2 Актуальность энергоэффективности для России Энергоёмкость экономики России в 2-3 раза выше, чем в развитых странах мира ЦЕЛЬ – СНИЖЕНИЕ ЭНЕРГОЕМКОСТИ ВВП РОССИИ НА 40% ДО 2020 ГОДА 2

3 Прогресс в области повышения энергоэффективности ЭНЕРГОАУДИТ НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ ОСНАЩЕНИЕ ПРИБОРАМИ УЧЕТА ОБУЧЕНИЕ И ПРОПАГАНДА ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫСУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ Необходимо принятие 7 нормативных актов. Разрабатываются стандарты, методология, системы показателей и индикаторов энергоэффективности, НПА в области энергосервиса и госпрограммы ЭЭ Приняты нормативно-правовые акты, зарегистрировано 61 СРО (+более 15 заявок), объединяющих около 2500 организаций, имеющих право на проведение энергоаудита Программы требуют доработки, необеспеченны финансированием (региональным и внебюджетным) Программы разработаны в 99% регионов, более 80% муниципалитетов, 96% регулируемых организаций Принят новый Федеральный закон 261 «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» и 35 подзаконных нормативных правовых акта Необходимо развивать трансферт технологий и использование международного опыта (в т.ч. адаптацию международных стандартов) Низкая активность по проведению энергетических обследований (отсутствие в бюджетах регионов, муниципалитетов и организаций соответствующих статей расходов в 2011 году), отсутствие полной нормативной и методологической базы Средний процент оснащения приборами учета по бюджетной сфере – 71% Реализация затруднена в связи с отсутствием мер стимулирующего характера, необходимо усовершенствование технических стандартов В настоящее время уровень энергетической грамотности очень низкий, необходима системная информационная работа и обучение. В качестве одного из инструментов необходимо создание ГИС «Энергоэффективность» Создаются учебно-демонстрационные центры (Москва, Красноярск, Рязань, Самара и пр.), разрабатываются мероприятия в области пропаганды энергосбережения Осуществляется активное международное сотрудничество в области энергоэффективности (7 постоянно действующих двухсторонних центров с Германией, Францией, Данией и др.) Осуществляется реализация 5 пилотных проектов рабочей группы по энергоэффективности Комиссии по Модернизации при Президенте Российской Федерации : «Энергоэффективная социальная сфера», «Считай, экономь и плати», «Новый свет», «Энергоэффективный квартал», «Малая комплексная энергетика».

4 Задачи Российского Энергетического Агентства Информационно-аналитическое обеспечение в области ТЭК, ЭЭ, ВИЭ Разработка и сопровождение реализации программ повышения ЭЭ (региональных, муниципальных, бюджетных и корпоративных) Методологическая поддержка в области ЭЭ и ВИЭ Экспертиза и поддержка проектов в области повышения ЭЭ и ВИЭ Координация международного сотрудничества проектов в области повышения ЭЭ и ВИЭ Организация мероприятий по пропаганде и обучению в области энергоэффективности Обеспечение практической реализация государственных мероприятий в области энергоэффективности (ЭЭ), инновационной энергетики, возобновляемых источников энергии (ВИЭ) Дирекция Программы повышения энергоэффективности РФ до 2020 года Поддержка инновационной и научной деятельности в области ТЭК, ЭЭ, ВИЭ Поддержка энергосервисной деятельности и привлечения финансирования Содействие созданию российских производств и трансферу технологий в области ЭЭ и ВИЭ Оператор ГИС - в области энергосбережения и повышения энергоэффективности 70 филаилов 2000 сотрудников

5 Цель государственной политики в области повышения энергоэффективности – снижение энергоёмкости ВВП на 40% к 2020 году Прогноз сокращения энергоёмкости ВВП Без поддержки государства к 2020 г. энергоёмкость ВВП сократится на 26,5% за счёт структурного сдвига – развития неэнергоёмких отраслей, внедрения нового оборудования, сокращения потребления из-за роста тарифов. Для достижения поставленной цели 40%, необходимо дополнительно за счет реализации представленной государственной программы сократить к 2020 г. энергоёмкость ВВП на 13,5% Составляющие сокращения энергоёмкости ВВП к 2020 г. Проценты Т.У.Т./1000 долл. США ВВП Россия: С учетом реализации госпрограммыРоссия: С учетом реализации госпрограммыРоссия: С учетом реализации госпрограммыРоссия: С учетом реализации госпрограммы Россия: Без учета реализации госпрограммыРоссия: Без учета реализации госпрограммыРоссия: Без учета реализации госпрограммыРоссия: Без учета реализации госпрограммы МИР Рост неэнерго- емких отраслей (структур- ный рост) Развитие энерго- ёмких производств (продукто- вые сдвиги) Целевой показатель сокращения энерго- ёмкости ВВП Внедрение нового и замена старого оборудо- вания Эффект от роста тарифов Необходимо достичь за счёт Гос. программы по Энерго- сбережению 14,3 5,7 1,7 4,8 13,5% 26,5%

6 Госпрограмма должна обеспечить не менее 13,5% снижения энергоёмкости ВВП и экономию 952 млн. тут за 10 лет

7 Инструменты реализации Программы 1.Софинансирование лучших региональных программ повышения энергоэффективности 2.Предоставление предприятиям госгарантий по кредитам на реализацию проектов в области повышения энергоэффективности (в рамках долгосрочных целевых соглашений) 3.Создание Государственной информационной системы в области повышения энергоэффективности (мониторинг ситуации) 4.Обучение лиц, ответственных за повышение энергетической эффективности (исполнительная власть, бюджетные и коммерческие организации, население), формирование бережливой модели поведения населения 5.Методическое и нормативное обеспечение энергоэффективности (НИР)

8 Ежегодные расходы федерального бюджета – 7 млрд. руб. (на период 2011–2013 годы) годы - всего В том числе: годы - всего 2011 год2012 год2013 год Общие затраты по Программе:9532,41909,1540,1611,0758,0 региональные бюджеты (6,6% от общих затрат)625,3103,230,332,740,2 внебюджетные средства (92% от общих затрат)8771,91784,9502,8571,3710,8 расходы федерального бюджета (1,4% от общих затрат), в т.ч.: 135,221,07,0 Субсидии субъектам Российской Федерации на реализацию программ энергосбережения и повышения энергоэффективности 124,616,765,285,705,78 Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (создание и эксплуатация Государственной информационной системы в области энергоэффективности) 2,21,120,680,250,19 Софинансирование образовательных мероприятий 2,30,750,25 Формирование бережливой модели поведения населения 4,11,560,500,53 Общепрограммные расходы (обеспечение реализации программы) 0,40,100,040,03 НИР (методологическое и нормативное обеспечение) 1,60,690,250,22 Предоставление государственных гарантий 303,030,010,0 Объёмы финансирования мероприятий Программы (млрд. руб., в ценах соответствующих лет)

9 Государственная информационная система в области повышения энергоэффективности обеспечивает: Повышение эффективности государственных мероприятий (контроль обязательных мероприятий по повышению энергоэффективности, совершенствование законодательства и методологии, мониторинг мероприятий Программы) Стимулирование развития рынка повышения энергоэффективности за счёт информационного обмена (энергосервис, энергоаудит, производство энергоэффективной продукции) Выявление и тиражирование лучшего международного и российского опыта (ведение реестра наиболее результативных мероприятий, ускорение реализации и удешевление мероприятий) Содействие приобретению и использованию энергоэффективной продукции (ведение реестра энергоэффективной продукции, в т.ч. для использования при государственных закупках) Популяризация энергосбережения (информационное обеспечение участников процесса повышения энергоэффективности)

10 Государственная информационная система в области повышения энергоэффективности Нормативно-правовая база Технологии, решения, лучший российский и зарубежный опыт Методические материалы (стандарты, типовые документы, инструкции) Статистика и аналитика в области энергосбережения и повышения энергоэффективности Обучающие и просветительские материалы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности Шаблоны проектов и ТЭО в области энергосбережения и повышения энергоэффективности РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ – региональная информация в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ОПЕРАТИВНЫЙ ДОСТУП К ГИС энергоэффективности (полный комплекс информации в области энергосбережения и повышения энергоэффективности) АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОТЧЕТЫ и НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД – периодические комплексные отчеты с оценкой текущей ситуации, прогресса, сдерживающих факторов

11 Схема сбора данных ГИС «Энергоэффективность» Российское Энергетическое Агентство ФСТ России ~ 50 СРО ~1 500 Энергоаудиторов ~1 500 Энергоаудиторов ~20 тыс. Муниципальных администраций ~20 тыс. Муниципальных администраций ~ 500 Энергосервисных компаний ~ 500 Энергосервисных компаний ~ 25 тыс. Управляющих компаний ~ 25 тыс. Управляющих компаний ~ 5 тыс. Регулируемых организаций 83 Региональные администрации 83 Региональные администрации Росстат ~50 Информационных баз ФОИВ ~300 тыс. Бюджетных организаций ~300 тыс. Бюджетных организаций Филиалы Российского Энергетического Агентства ~ 2 млн. Объектов ЖКХ ~ 2 млн. Объектов ЖКХ Более энергопаспортов Информационно-аналитическое обеспечение в области энергоэффективности

Организация энергетических обследований

Содействие в развитии рынка энергетических обследований Доработка нормативно-правовых актов; - Изменения в ФЗ261 – введение понятие энергетической декларации (без собственных зданий и низким потреблением ТЭР); - Приказ 182 Минэнерго (разные формы энергопаспортов); - Административный регламент приема/сдачи, обработки и систематизации энергопаспортов. Разработке методологии энергоаудита (для разных видов объектов); Координация саморегулирующих организаций в области энергетических обследований; Создание программного обеспечения для автоматизированного рабочего места энергоаудитора (программное комплекса по сбору, обработке и хранению энергетических паспортов); Организация площадки для развития рынка энергоаудита (портал); Консолидация информации по закупке услуг энергоаудита; Организации обучения энергоаудиторов.

«Программа по развитию коммерческого учета электроэнергии на основе технологий интеллектуального учета на период до 2020 года

15 Актуальность проблемы

16 Статистика по масштабу проблемы

17 Снижение удельного уровня энергопотребления за счет стимулирования бережливого поведения потребителей энергоресурсов Снижение уровня коммерческих и технических потерь энергии за счет их оперативного выявления и локализации Повышение информационной прозрачности розничного рынка электроэнергии за счет формирования полных и достоверных энергетических балансов Повышение надежности энергоснабжения в Российской Федерации за счет организации мониторинга параметров энергосистемы Цели программы

18 Задачи программы Формирование целостной и эффективной системы управления коммерческим и техническим учетом электроэнергии Повышение оперативности выявления и реагирования энергоснабжающих организаций на неисправности и технологические нарушения Прогнозирование и сглаживание пиков энергопотребления Повышение операционной эффективности розничного рынка электроэнергии за счет снижения постоянных расходов Повышение эффективности и качества планирования развития энергетических сетей за счет формирования энергетического профиля и прогнозирования его развития в разрезе сегментов сети Повышение прозрачности и своевременности расчетов за энергоресурсы Стимулирование развития производства инновационной продукции и программного обеспечения на территории России

19 Участники программы Министерство энергетики РФ Общее руководство, основной ответственный орган Министерство экономического развития РФ Мониторинг исполнения целевых показателей и финансовых параметров проекта Министерство промышленности и торговли РФ Ответственность за согласование и утверждение технических регламентов в части приборов и систем учета Федеральная служба по тарифам Ответственность за тарифное регулирование в части затрат на модернизацию систем учета Ростехнадзор Ответственность за согласование и утверждение технических регламентов в части приборов и систем учета ОАО «Холдинг МРСК» Основная ответственность за реализацию Программы в части учета на розничном рынке электроэнергии ОАО «ФСК ЕЭС» основная ответственность за реализацию Программы в части учета на оптовом рынке электроэнергии Региональные и муниципальные органы исполнительной власти Организация исполнения мероприятий программы на территории субъектов и муниципалитетов Российской Федерации Региональные электросетевые организации Выполнение мероприятий в области организации учета энергоресурсов в электрических сетях Энергосбытовые организации Выполнение мероприятий в области организации учета энергоресурсов конечного потребителя

20 Этапы реализации программы Общая длительность реализации мероприятий Программы составляет 10 лет: с 2011 по 2020 гг. Реализация Программы будет осуществляться поэтапно: Этап гг. Подготовительный: стимулирование рынка к использованию интеллектуальных приборов учета, формирование концепции интеллектуального учета, тестирование технологий на «пилотных» проектах Этап гг. Переходный: ввод в действие изменений в законодательстве, реализация проектов по интеллектуальному учету в части нового строительства. По итогам этапа возможен пересмотр состава мероприятий на третий этап ( гг.) Этап гг. Тиражирование: масштабное тиражирование технологий интеллектуального учета

21 Ресурсное обеспечение программы БЕЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

22 Интегральные (обобщенные) индикаторы (показатели) Программы Индикатор Ед. изм. Уровень показателя по годам реализации Программы 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год Обеспечение технической возможности выбора тарифа электроснабжения, удаленного считывания показаний, формирования и анализа профиля энергопотребления для потребителей электроэнергии % Снижение потерь электроэнергии в процессе передачи до конечного потребителя % Снижение среднего времени продолжительности отключений энергоснабжения % Снижение количества обращений конечных потребителей в энергоснабжающие организации % Снижение удельного потребления электроэнергии %

23 Дополнительные индикаторы (показатели) Программы Индикатор Ед. изм. Уровень показателя по годам реализации Программы 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год Уровень распространения интеллектуальных приборов учета (всего) % Коммерческий учет Городские домохозяйства % Сельские домохозяйства % Прочие строения % Многоквартирные дома % Юридические лица % Технический учет Технический учет в многоквартирных домах % Технический учет на предприятиях % Подстанций МРСК % Подстанций других сетевых организаций % Новое строительство Оснащение вводимых зданий % Оснащение новых квартир и частных домов %

Организация энергетических обследований

Содействие в развитии рынка энергетических обследований Доработка нормативно-правовых актов; - Изменения в ФЗ261 – введение понятие энергетической декларации (без собственных зданий и низким потреблением ТЭР); - Приказ 182 Минэнерго (разные формы энергопаспортов); - Административный регламент приема/сдачи, обработки и систематизации энергопаспортов. Разработке методологии энергоаудита (для разных видов объектов); Координация саморегулирующих организаций в области энергетических обследований; Создание программного обеспечения для автоматизированного рабочего места энергоаудитора (программное комплекса по сбору, обработке и хранению энергетических паспортов); Организация площадки для развития рынка энергоаудита (портал); Консолидация информации по закупке услуг энергоаудита; Организации обучения энергоаудиторов.