1 О чем плачет скрипка Ротшильда? Анализ рассказа А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда». Автор презентации:учитель литературы высшей категории МОУ СОШ 2 г. Кувшиново.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема презентации: Биография А.П.Чехова. Биография Чехова Антон Павлович Чехов ( ) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик,
Advertisements

Чехов Антон Павлович.
Виталий Закруткин «Матерь человеческая» «Матерь человеческая»урок-размышление Автор презентации: Васильева В.А. Учитель русского языка и литературы МОУ.
Антон Павлович Чехов 1860 – 1904 Урок подготовлен учителем литературы высшей категории Кузнецовой И.В.
Антон Павлович Чехов ( ) 155-летию писателя посвящается.
Родился:29 января 1860 г. Русский писатель, прозаик, драматург. Общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской.
Антон Павлович Чехов Выполнил работу: Бадов Кирилл Ученик 5 класса В Средней школы 99.
Интеллигентнейший человек России А.П. Чехов Интеллигентнейший человек России А.П. Чехов ( )
А.П.Чехов Жизнь и творчество Жизнь и творчество Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья. А.П.Чехов.
Софронова Е.В. Учитель русского языка и литературы ГБОУ СКОШИ 65.
Антон Павлович Чехов Выполнила работу: Банникова Екатерина Ученица : 6 В класса.
Интеллигентнейший человек России А.П. Чехов Интеллигентнейший человек России А.П. Чехов ( )
Антон Павлович Чехов Антон Павлович Чехов – великий прозаик и драматург. Он родился 17/29 января 1860 г. в городе Таганроге в купеческой.
А.П.Чехов. Биография. Презентация подготовлена ученицей 11 класса «А» Злыгостевой Амалией.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Проверила: Елтунова С.Ц. Выполнили: Ангабаева А; Дондупова Ж.
Любить - значит делать добро. Л.Н.Толстой. Что значит счастливая семья (по рассказам И.Бунина «Кавказ», А.Куприна «Куст сирени», А.Чехова «О любви»)
СМЫСЛ ЖИЗНИ И СЧАСТЬЕ Н.В. Пашовкина МКУ «Центр информационно- методической помощи учреждениям образования» методист М,В. Пимукова МБОУ «Лиманская СОШ.
Антон Павлович Чехов 1860 – 1904 Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья… А.П.Чехов «А.П. Чехов – один.
Подготовительный этап к дню САМОУПРАВЛЕНИЯ. Каждый ребенок является личностью, Каждый, естественно, индивидуален, Откроем скрытые духовные силы, И в этом.
Транксрипт:

1 О чем плачет скрипка Ротшильда? Анализ рассказа А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда». Автор презентации:учитель литературы высшей категории МОУ СОШ 2 г. Кувшиново Арутюнова Надежда Васильевна

2 Цель занятия: Анализ рассказа А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда» и через этот анализ представить учащимся алгоритм жизненного выбора и его последствий.

3 Задачи: 1) Сформировать у учащихся новое представление о личности и творчестве А.П.Чехова, 2) Подвижничество в жизни и творчестве писателя. 3) Углубить и расширить тему «футлярности» существования. 4) Обозначить в творчестве Чехова тему смысла существования, вопрос о назначении человека, главных жизненных ценностях. 5) Обратить внимание на гибель личности под влиянием накопительства. 6) Формировать ключевые компетентности учащихся через целостный анализ рассказа. 7) Создание алгоритма осознанного выбора на переломных этапах жизненного пути.

4 Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья… А.П.Чехов Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья… А.П.Чехов - Согласны ли вы с утверждением великого писателя?

5 Он был скроен из тех же достоинств и слабостей, как, наверное, и каждый из нас, он, как и мы, страдал и радовался, делал ошибки и искал выходы, и одновременно он был другой - умнее, честнее, свободнее, порядочнее, совестливее каждого из нас. Он был ЧЕХОВ. Он был ЧЕХОВ. И.Е.Гитович И.Е.Гитович

6 «С легкой руки Чехова Сахалин стали посещать как русские, так и иностранные исследователи» Сахалинский врач Н.С.Лобас В 1890г. Чехов совершил путешествие на Сахалин. Он произвел перепись населения острова. Было собрано огромное количество документального материала о труде, быте каторжников и местных жителей, о тюремных начальниках и чиновничьем произволе. После возвращения с Сахалина Чехов написал книгу «Остров Сахалин», которая вызвала огромный резонанс в России. На Сахалин обратили внимание официальные лица.

7 В 1892г. Чехов покупает имение в Мелихово. Мелиховский период- это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность. Во время холерной эпидемии работает Во время холерной эпидемии работает земским врачом. Открывает на свои средства медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. Строит три школы для крестьянских Строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги, ходатайствует, чтобы на железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добивается открытия почты и телеграфа. Организует посадку тысячи деревьев. Организует посадку тысячи деревьев.

8 В Мелихове Чехову приходит идея В Мелихове Чехову приходит идея создания библиотеки в родном Таганроге. Он жертвует более 2-х тысяч томов книг, составляет галерею портретов деятелей науки и искусства. Благодаря усилиям Чехова, в Таганроге Благодаря усилиям Чехова, в Таганроге появился памятник Петру Первому. В 1891/92 годах организует сбор В 1891/92 годах организует сбор пожертвований в пользу голодающих. Имение в Мелихове было продано в 1899г. Имение в Мелихове было продано в 1899г. Чехов с матерью и сестрой едут на жительство в Ялту, где Чехов снова начинает активную общественную деятельность: избирается в члены попечительского совета женской гимназии, жертвует 500 руб. на строительство школы, хлопочет об устройстве 1-ой биологической станции. В Ялте, будучи сам тяжело болен туберкулезом, хлопочет о приезжих больных.

9 В доме Чеховых всегда собирались интереснейшие люди: Бунин, Куприн, Горький, вся театральная труппа МХТ. Л.Толстой, П.Чайковский, К.Станиславский – одни из многих друзей А.П. Чехова. А.П. Чехов среди артистов МХТ А.П. Чехов и Л. Толстой 1899г. 1901г. 1899г. 1901г.

10 Он знал, что такое быть почти нищим и униженным, мечтал разбогатеть, но и став Чеховым, не стал богатым, он всегда был окружен великим множеством людей, но на столе держал отцовский перстень с надписью "Одинокому везде пустыня". Он не стал практикующим доктором, хотя лечил многих, но для России и мира стал единственным в своем роде диагностом состояния духа и души. Он был безудержным весельчаком, душой компаний и человеком бесконечно печальным и одиноким, он был мужественным скептиком, до конца верящим только в порядочность и душевное бескорыстие отдельного человека. Он никогда не ощущал себя мессией, знающим истину, а был в этом мире честным тружеником, каким и надлежит быть порядочному человеку. А быть порядочным человеком, равно свободным от спеси и от самоуничижения, несущим ответственность перед совестью за себя и ближних, - это и есть главное назначение человека.

11 Осмысление названия рассказа. Какие ассоциации вызвало у вас название рассказа? Какие ассоциации вызвало у вас название рассказа? Какие предположения о содержании рассказа у вас возникли? Подтвердились ли они? Какие предположения о содержании рассказа у вас возникли? Подтвердились ли они? А кто такой Ротшильд, очень известный в мире человек? А кто такой Ротшильд, очень известный в мире человек?

12 - Что вы можете сказать об основателе династии Ротшильдов по его внешности? В начале своей жизни Майер Ротшильд занимался скрипичным делом – делал скрипки. Причем, делал так талантливо, что скрипки его пели будто бы сами, а не рукой скрипача. Сделав на этом деле начальное состояние, он основал свой банк. Условием развития банкирского дома Ротшильдов было главное: 50% доходов Ротшильд отдавал на благотворительность, а его наследники выполняют этот наказ до сегодняшнего дня. Семья Ротшильдов в течение 250 лет остается в бизнесе и получает огромные прибыли. У основателя династии Майера Амшеля Ротшильда было пять сыновей, которые продолжили его дело. В настоящее время все образование Израиля содержится на средства банкирского дома Ротшильдов. В начале своей жизни Майер Ротшильд занимался скрипичным делом – делал скрипки. Причем, делал так талантливо, что скрипки его пели будто бы сами, а не рукой скрипача. Сделав на этом деле начальное состояние, он основал свой банк. Условием развития банкирского дома Ротшильдов было главное: 50% доходов Ротшильд отдавал на благотворительность, а его наследники выполняют этот наказ до сегодняшнего дня. Семья Ротшильдов в течение 250 лет остается в бизнесе и получает огромные прибыли. У основателя династии Майера Амшеля Ротшильда было пять сыновей, которые продолжили его дело. В настоящее время все образование Израиля содержится на средства банкирского дома Ротшильдов.

13 Ротшильд - герой рассказа. Кто такой Ротшильд в рассказе? Кто такой Ротшильд в рассказе? Чья личность является центральной в данном рассказе? Чья личность является центральной в данном рассказе? Плачет ли скрипка? Плачет ли скрипка?

14 Образ главного героя. Кто является главным героем? Кто является главным героем? Что мы знаем о нем? Что мы знаем о нем? Какое прозвище почему-то дали ему в городке? Какое прозвище почему-то дали ему в городке? Что такое бронза? Что такое бронза? За что же такое прозвище? Случайно ли оно? За что же такое прозвище? Случайно ли оно? Какие детали помогают представить нам Якова Какие детали помогают представить нам Якова Бронзу? Бронзу? Найдите слова, наиболее ярко характеризующие Найдите слова, наиболее ярко характеризующие взгляд на жизнь главного героя. взгляд на жизнь главного героя. Почему дела были скверные? Почему дела были скверные? На ком вымещал Яков свою досаду? На ком вымещал Яков свою досаду? О чем он думает все время? Подтвердите текстом. О чем он думает все время? Подтвердите текстом. Соответствует ли внешний облик его внутреннему миру? Соответствует ли внешний облик его внутреннему миру?

15 -Что уловил режиссер Кама Гинкас в образе Бронзы? -Что окружает Бронзу? -Почему на одной из фотографий он находится в гробу?

16 Роль скрипки. Есть ли что-нибудь, что не вписывается в его образ? Есть ли что-нибудь, что не вписывается в его образ? Чем была для него скрипка? Чем была для него скрипка? Но почему, «когда ему особенно становилось невмоготу от своих мыслей об убытках, он клал ее с собой, трогал струны, скрипка издавала звук, и ему становилось легче»? Но почему, «когда ему особенно становилось невмоготу от своих мыслей об убытках, он клал ее с собой, трогал струны, скрипка издавала звук, и ему становилось легче»?

17 Перемены в Якове. В какой момент с Яковом начинают происходить перемены? В какой момент с Яковом начинают происходить перемены? Что он увидел, когда посмотрел на умирающую жену? Что он увидел, когда посмотрел на умирающую жену? А что испытал, какое чувство? Почему? А что испытал, какое чувство? Почему? После этого он резко меняется? Что После этого он резко меняется? Что с ним происходит? с ним происходит? Чем заканчивается эта борьба? Чем заканчивается эта борьба? Как умирает Марфа? А как умирает Яков? Как умирает Марфа? А как умирает Яков? Что мучает Якова? Что мучает Якова?

18 О чем плачет скрипка Ротшильда? Почему именно Ротшильду отдает Яков скрипку? Почему именно Ротшильду отдает Яков скрипку? О чем же плачет скрипка Ротшильда? О чем же плачет скрипка Ротшильда? Почему плачут люди, слушающие ее? Почему плачут люди, слушающие ее?

19 -Какое из высказываний о счастье вам наиболее близко? Счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения. (С.Ожегов. Словарь русского языка) Счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения. (С.Ожегов. Словарь русского языка) Л.Толстой определил условие человеческого счастья как связь человека с природой, наличие у него любимого и свободного труда, радость от семьи и общения с детьми, здоровье и безболезненная смерть. Л.Толстой определил условие человеческого счастья как связь человека с природой, наличие у него любимого и свободного труда, радость от семьи и общения с детьми, здоровье и безболезненная смерть. Современный педагог Б.Лихачев, считая счастье целью жизни человека, утверждает, что подлинное счастье достигается умением организовать свой внутренний мир – уметь ставить цель, строить планы и реализовывать их, иметь мечту и воплощать ее в жизнь. Современный педагог Б.Лихачев, считая счастье целью жизни человека, утверждает, что подлинное счастье достигается умением организовать свой внутренний мир – уметь ставить цель, строить планы и реализовывать их, иметь мечту и воплощать ее в жизнь. Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья…(А.П.Чехов) Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья…(А.П.Чехов) Правда и красота…всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. (А.П.Чехов) Правда и красота…всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. (А.П.Чехов)

20 Один человек нашел бутылочный осколок, поднес его к глазам и увидел прекрасный мир: людей, дома, лес, горы, реку. Бутылочный осколок ему понравился, но показался обыкновенным, совсем не ценным. Тогда он взял стекло и одну его сторону позолотил. Осколок стал ценной вещью. Но когда он снова поднес его к глазам, то не увидел людей, домов, леса, гор, реки – всего того, что он видел раньше. Он видел только себя… 12

21 Осмысление замысла рассказа. Рассказ «Скрипка Ротшильда» был написан Чеховым в Мелиховский период, в 1894 году, в период плодотворной деятельности, служения благу. Но каким настроением проникнут этот рассказ? Каким он показался вам? Но каким настроением проникнут этот рассказ? Каким он показался вам? Что, по-вашему, заставило Чехова написать такой рассказ? Что, по-вашему, заставило Чехова написать такой рассказ? О чем же этот рассказ? О чем же этот рассказ?

22 Спасибо за работу! Полезные ссылки: