Концепция энергосбережения в Республике Казахстан.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Д.т.н., проф. Бушуев В.В. Институт энергетической стратегии (Минэнерго России, Союз нефтегазопромышленников России) 15 октября, 2009 г. Энергоэффективность.
Advertisements

1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Украина Углублённый обзор политики энергоэффективности VI Международная специализированная выставка Энергоэффективность. Возобновляемая энергетика – 2013,
О ходе реализации региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на годы» Член Правительства.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Д.т.н., проф. Бушуев В.В. Институт энергетической стратегии (Минэнерго России, Союз нефтегазопромышленников России) 10 ноября, 2009 г. Роль и место энергоэффективности.
Расширенное заседание Консультативного Совета по Иностранным Инвестициям III Форум регионов России «Институты модернизации», 13 марта 2012 г. Вице-президент.
Как работает энергоменеджмент? Последовательность внедрения Энергополитика Принятие обязательств -определить цели энергосбережения, этапы достижения целей.
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
Технология разработки программ энергосбережения и повышения энергоэффективности И.А. Башмаков Центр по эффективному использованию энергии
1 Р.Г.Шафигуллин, начальник департамента энергоресурсоэффективности в государственных органах и муниципальных образованиях Центра энергосберегающих технологий.
Продвижение энергоэффективного освещения в Республике Казахстан United Nations Development Programme Развитие рынка энергоэффективного освещения в Республике.
Проектный офис Рабочей группы по энергоэффективности Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики.
Опыт стратегического планирования Казахстана Форум высокого уровня Бишкек, мая 2006.
ЦЭНЭФ Российская система учета повышения энергоэффективности и экономии энергии И. Башмаков Центр по эффективному использованию энергии
Распоряжение Правительства РФ от Р МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная программа РФ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ.
Проекты совместного осуществления: схема реализации в Украине Использованы материалы В.В. Гаврилова Минэкономразвития России.
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Перспективы развития энергетики Украины до 2030 года
Транксрипт:

Концепция энергосбережения в Республике Казахстан

Казахстан занимает второе место в мире по энергоемкости экономики Первая пятерка самых энергоемких стран, Динамика за гг. ( koe/$05p.* Enerdata,** 2009) Энергоемкость - это обобщающий показатель уровня потребления энергетических ресурсов, приходящихся на единицу ВВП где: Vтэр – объем потребленных топливно- энергетических ресурсов внутри республики в тоннах нефтяного эквивалента; ВВП – величина объема валового внутреннего продукта республики в постоянных ценах в долларах США. 2 *koe/$05p – килограмм нефтяного эквивалента / 0,5 пении ВВП по ППС **Enerdata является техническим координатором программы ЕС "Odyssee", занимающейся индикаторами энергопотребления и энергоэффективности Европы от имени всех Европейских энергетических агентств, а так же Европейской комиссии. Kazakhstan Анализ текущей ситуации

Основной потребитель энергоресурсов – сектор промышленности Структура потребления электроэнергии в 2009г. Промышленность в Казахстане представлена в основном тяжелой и перерабатывающей отраслями. Основными потребителями ТЭР являются черная и цветная металлургия. В секторе энергетики актуально снижение уровня нормативных потерь в электрических, тепловых сетях и сетях водоснабжения Значительная доля потребления теплоэнергии, отнесенная в ТЭБ к жилищному сектору (27.9%), нуждается в дальнейшей структуризации, поскольку, в отсутствие счетчиков потребления теплоэнергии на уровне домов, измеряется у источника теплоснабжения, и включает в себя потери энергии в существующих системах тепло- и горячего водоснабжения, составляющих, по экспертным оценкам, до 50%. Очевидно, что основной потенциал энергоэффективности и энергосбережения находится в секторах промышленности и энергетики 3 Структура потребления тепловой энергии в 2009г. Анализ текущей ситуации

Исключив из расчета Украину и Россию (имеющих схожие проблемы с энергоэффективностью), получаем среднеарифметический показатель энергоемкости оставшихся стран группы: ( )/7 = 0.16 koe/$05p Энергоемкость Казахстана – 0.45 koe/$05p. Таким образом, потенциал снижения энергоемкости ВВП составляет: =0.29 koe/$05p или 0.29 * 100/0.45 = 64.4% Порядок расчета потенциала снижения энергоемкости ВВП 4 Потенциал снижения энергоемкости ВВП составляет 64.4% Оценка потенциала энергоэффективности в Казахстане проводилась на основе бенчмаркинга со странами, имеющими схожую экономическую структуру (по версии Всемирного Банка, 2008). Среднее значение энергоемкости ВВП в данной группе составляет 0.16 koe/$05p, тогда как этот показатель для Казахстана koe/$05p. Разница между средней величиной энергоемкости ВВП группы стран в общем и этим показателем для РК и составляет примерный потенциал снижения энергоемкости ( 0.29 koe/$05p 64.4%) Страновой потенциал

Данные для бенчмаркинга: Угольные и мазутные конденсационные электростанции в странах ОЭСР, в среднем 38%, Газовые конденсационные электростанции - 41%. В некоторых странах эффективность парогазовых установок достигает 57%, а на некоторых угольных станциях таких, как станция Северная Ютландия в Дании) эффективность достигает 47 процентов. Потери при распределении в среднем в странах ОЭСР составляют 6 - 7% от всего производства ээ. В Финляндии - 4%.) 5 Для сектора энергетики : Эффективность электрогенерации % Эффективность тепловых электростанций % Потери при передаче и распределении электроэнергии %, теплоэнергии – до 50% Расчет потенциала повышения энергоэффективности тепловых станций на основе бенчмаркинга: ((38%-26,9%) +(57%-26,9%))/2=20,6% Потенциал повышения эффективности тепловых станций % Для сектора промышленности: Исключив из расчета Украину и Россию, получаем среднеарифметический показатель энергоемкости промышленности оставшихся стран группы: ( )/7 = 0.15 koe/$05p. Энергоемкость промышленности Казахстана – 0.31 koe/$05p. Таким образом, потенциал снижения энергоемкости промышленного сектора в Казахстане составляет: =0.16 koe/$05p или 0.16 * 100/0.31 = 51.6% Секторальные приоритеты снижения энергоемкости ВВП: промышленность и энергетика Секторальный потенциал 2008

Система энергетической статистики в Казахстане не дает основания для проведения эффективной политики энергосбережения Энергетический баланс, составляемый МЭА для Казахстана сегодня, демонстрирует существенные пробелы в данных по энергопотреблению. – 60% промышленного энергопотребления отнесено в категорию «другая промышленность». – 80% энергопотребления в других секторах (в том числе жилищный, коммерческий, сельскохозяйственная/ рыбная/ лесная промышленность) также отнесены в категорию «другое». Недостаточное качество и последовательность данных является ограничивающим фактором при разработке осмысленных индикаторов, анализе тенденций, и меж-страновых сравнениях. В дополнение, отсутствуют формализованные данные об активности в отраслях, и требуются дополнительные исследования, нацеленные на совершенствование статистики и определение отсутствующих данных. 6 Рисунки слева иллюстрируют недостаточность агрегированной статистики для оценки энергоэффективности и разработки политики (из жилищного сектора Канады) Детализированные индикаторы конечное потребление конечное чистое потребление к.потреб/душу населения к.потреб./домохозяйство к.потребление/кв.м обогрев площади/ кв.м обогрев полезной площади/кв.м холодильники телевизоры посудомоечные машины прочая техника стиральные машины Рост энергопотребления бытовой техникой происходил за счет малых бытовых приборов, но для этого сектора нет достаточно детальных данных Потребление энергии крупными бытовыми приборами уменьшилось на 11% Энергетическая статистика

Методика расчета конкретных индикаторов для оценки энергоэффективности Для более точной оценки энергоэффективности, постановки целей, мониторинга программ и проведения меж-страновых сравнений, необходимо разработать индикаторы нижних этажей пирамиды индикаторов в соответствии с рекомендациями и по методологии МЭА ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ 7

8 Основные проблемы развития энергосбережения и повышения энергоэффективности в отраслях экономики РК Отсутствие методологии разработки и мониторинга политики энергосбережения, несовершенство энергетической статистики; Отсутствие единого специализированного органа (энергетического агентства) ответственного за политику энергосбережения; Неразвитость конкурентных торговых механизмов ТЭР; Отсутствие стимулирующих финансовых инструментов - налоговое, тарифное и финансовое регулирование, поддержка инвестиционных процессов, энергоаудит, энергоменеджмент, энергосервисные договора; Недостаток квалифицированных энергоменеджеров и энергосервисных компаний;Низкая осведомленность о преимуществах энергосбережения. Выводы по текущей ситуации

9 Предлагаемый подход к энергосбережению в Концепции энергосбережения Проект Закона Республики Казахстан «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» фокус на сектора с наибольшим потенциалом энергосбережения фокус на меры по энергосбережению в жилищном секторе установка: достижение конкретных целевых показателей энергосбережения к 2020 году - сегментация политики энергосбережения: приоритеты по секторам экономики, секторальные Дорожные карты, различные пакеты мер общий подход ко всем субъектам через единый госреестр для субъектов: ориентация на меры по стимулированиюдля субъектов: ориентация на меры по выполнению законодательства возможность привлечения внешних источников финансирования мероприятий по энергосбережению упор на бюджетные вливания постановка задачи по целостной модернизации системы сбора энергетической статистики сбор информации сопряжен с отчетами по планам энергоэффективности (принципиально не отличается от существующего порядка) акторы: все предприятия промышленности и энергетического сектора, жилищный сектор акторы: государственные учреждения Основную организационную нагрузку по энергосбережению несут крупные промышленные предприятия. При этом: -Предприятия выигрывают финансово от энергосбережения (немедленный эффект от экономии) - Предприятия потребляют около 70% всей энергии -Есть механизмы привлечения инвестиций для проведения мер по энергосбережению Основную организационную нагрузку по энергосбережению несет население. При этом: -Финансовые вложения домохозяйств в энергосбережение окупаются дольше - Ментально большая часть населения не готовы к внедрению предлагаемых мер. Необходима широкая информационно-просветительская работа -Для домохозяйств нет механизмов привлечения инвестиций для энергосбережения

10 Оценка объема экономии энергии при достижении целевого индикатора Стратегического плана 2020г. При реализации целевых показателей в целом за период гг. экономия энергии составит 230,9 млн. тонн условного топлива, что почти в два раза превышает общий объем потребления энергии в 2008 году. В целом за период гг. объем экономии энергии в денежном выражении составит млрд. тенге.

ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ Концепция энергосбережения в Республике Казахстан: определяет общие основы политики энергосбережения Концепция энергосбережения в Республике Казахстан: определяет общие основы политики энергосбережения Комплексный план энергоэффективности: формирование комплекса практических мер по секторам Комплексный план энергоэффективности: формирование комплекса практических мер по секторам Закон РК «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности»: законодательная основа реализации Комплексного плана Секторальные Дорожные карты повышения энергоэффективности: инструменты реализации Комплексного плана Секторальные Дорожные карты повышения энергоэффективности: инструменты реализации Комплексного плана Секторальные Дорожные карты повышения энергоэффективности: инструменты реализации Комплексного плана Секторальные Дорожные карты повышения энергоэффективности: инструменты реализации Комплексного плана Секторальные Дорожные карты повышения энергоэффективности: инструменты реализации Комплексного плана Секторальные Дорожные карты повышения энергоэффективности: инструменты реализации Комплексного плана * Секторальные Дорожные карты в отличии от государственной программы подразумевает привлечение внешних источников финансирования 11

Факторы успеха проведения политики энергосбережения ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ Общие факторы успеха: участие заинтересованных сторон (stakeholders) в разработке и внедрении;постоянная ревизия и улучшение инструмента в течении фазы внедрения;наличие гибкого, не бюрократичного, легитимного и полномочного внедренческого агентства;продуманная интеграция политических инструментов в эффективные пакеты политических мер Важны четкие формулировки политических задач, основанных на принципах SMART, что означает: S PECIFIED (Конкретность): быть настолько конкретными, насколько возможно – что намечено, кто является объектом, какой инструмент или пакет политических мер кажется наиболее подходящим для достижения максимального эффекта. M EASURABLE (Измеряемость): задачи должны быть измеряемы, для того, чтобы впоследствии определить, были ли достигуты результаты и эффекты. A CCEPTABLE (Приемлимы): обязательства внутри целевой группы облегчают проведение политики. R EALISTIC BUT AMBITIOUS (Реалистичны, но амбициозны): в отношении желаемого эффекта, выделенного бюджета, сроки. T IME FRAMED (Временные рамки): должно быть ясно, когда результаты и эффекты должны быть достигнуты. 12

Последовательность разработки политики в области энергоэффективности: 1.Формулирование политической задачи; 2.Фокусирование политических усилий на приоритетных (суб)секторах; 3.Учреждение институциональной базы для успешного проектирования, проведения, и мониторинга политики, обеспечение факторов успеха эффективной политики (энергетическое агентство); 4.Совершенствование энергетической статистики, уточнение границ секторов для облегчения международных сравнений; 5.Формирование аналитической базы данных; 6.Разработка дорожной карты (последовательного плана действий) политики энергоэффективности по (суб)секторам: – Выбор наиболее приемлемых индикаторов для измерения прогресса в направлении к поставленной задаче, – Выбор наиболее подходящих политических инструментов для влияния на соответствующие драйверы (и индикаторы), – Определение индикаторов для мониторинга и оценки, прогресса в продвижении к цели. 13 ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Создание механизма сбора информации ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ источники формирования БД для мониторинга энергосбережения в РК Агентство по статистике РК Министерства, ведомства, администраторы государственных программ в области энергоэффективности Региональные администрации Энергоаудиторы Персонал уполномоченного органа Статистические данные, релевантные задачам, поставленным перед уполномоченным органом (по аналогии с текущим Мониторингом экономических показателей для МЭРТ РК); Данные по реализации отраслевых программ, в порядке, установленном соответствующими программами Данные по реализации программ и проектов энергосбереж ения на соответствую щих территориях Результаты обязательного аудита предприятий, включенных в утвержденные реестры. Методологии, метрики лучших практик, политические инструменты, политические цели, индикаторы энергоэффективности, физические величины лучших практик, тематические исследования и т.д. 14

15 Голландский метод добровольных соглашений об энергосбережении в промышленности Стимулы: финансовая и техническая поддержка, оказываемая правительством (аудиты, субсидии, и пр.), снятие других обязательных мер по снижению энергопотребления и сокращение эмиссии парниковых газов (в абсолютных единицах). Санкции: за неисполнение соглашения на предприятие налагаются штрафы На рис. показано как эти соглашения привели к превышению установленной цели 20% повышения энергоэффективности, приведя к общему снижению EEI на 22,3%. С 1989 по 2000 гг.: 41 Долгосрочное Соглашение (LTA) об энергоэффективности, 31 из которых – в промышленности ( 90% промышленного энергопотребления) – 2012 гг.: второе поколение соглашений с отделением энергоемких отраслей от остальных секторов (легкая промышленность, услуги, и т.д.). Для тяжелых отраслей принято Соглашение о бенчмаркинге, в котором участники приняли на себя обязательство войти в список Top of the world по энергоэффективности. Долгосрочное Соглашение (LTA) об энергоэффективности – это контракт между национальным энергетическим агентством и предприятием о повышении энергоэффективности производства Порядок работы в рамках Соглашения: Общая цель для сектора: повысить энергоэффективность на 20% Разработка индивидуальных суб- секторальных целей (в сумме 20%) Предприятие готовит свой План энергоэффективности Госорган принимает План и следит за его исполнением свод по всем планам –цель достигнута/не достигнута Так как основной потенциал энергосбережения в РК сосредоточен в секторе промышленности, опыт Голландии снижения энергоемкости промышленного сектора считаем очень перспективным и для Казахстана. ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ 15

16 Если стоит задача: То лучший индикатор для замера ее реализации: А лучший инструмент реализации: Целевые показатели реализации основаны на: Если данные не доступны: выбирается следующий наиболее подходящий индикатор Если индикатор не доступен: -Определите какие необходимые данные -- оцените доступность данных -- соберите необходимые данные В зависимости от обстоятельств, смотрите на критерии отбора Установите факторы успеха для инструментов и факторы мониторинга, смотрите критерии отбора Задача О1Индикатор I1Инструмент Ins1 Кейс-стади, лучшие практики Задача O2Индикатор I2Инструмент Ins2 Кейс-стади, лучшие практики Тренды В (совмещает С и D) Индикатор А Посыл F Страны G,H,JИнструмент I3 Если доступный индикатор, это: Индикатор замеряет: Политическая задача/посыл, выводимый из этого: Лучше всего можно повлиять с помощью: Можно провести сравнение с: Методология разработки секторальной Дорожной карты

Дорожная карта - пример использование индикаторов в постановке целей и мониторинге прогресса в направлении поставленной цели на высоких уровнях агрегации, а так же соответствующее расширение спектра политических мер и платформы внедрения, требующиеся для успешного проведения политики. Перио д Снижени е энергоем кости ВВП Действие Секторы экономики Промышленность ЭнергоемкаяНеэнергоемкая 1 год 0%Определение базовых показателей энергоэффективности, проектирование добровольных соглашений и форм отчетности, формирование реестров субъектов Формирование базы данных лучших мировых практик энергоэффективности процессов. Разработка структурных индикаторов (доля BOF/EAF/). Разработка индикаторов активности (производство клинкера, производство сырой стали, производство алюминия, производство первичного алюминия и т.д.). Формирование базы данных лучших мировых практик энергоэффективности процессов. Разработка индикаторов энергоэффективности, индикаторов активности ЗадачаВхождение в мировую пятерку по энергоэффективности процессов. Снижение энергоемкости производства, увеличение добавленной стоимости продукции ИиндикаторToe/tonne of output t CO2/tonne of output % of efficient process Toe/Value added t CO2/Value added % of efficient process ИнструментДобровольное соглашение Налог на энергию/углероды Обязательный аудит Фискальные стимулы: штрафы Добровольное соглашение ; Обязательство назначить энергетического менеджера Налог на энергию/углероды; Поддержка диагностики Фискальные стимулы: льготные кредиты, вычет инвестиционной составляющей, возвраты средств; Поддержка НИОКР: Информация, трансферт ноу-хау/образование/обучение Обеспечение факторов успехаОбязательный энергоаудит: S: Фокус на конкретной целевой группе M: Определить в цифрах объемы аудита (m2, количество компаний, % энергопотребления и т.д.)/установленная база A: Стимулирование внедрения рекомендованных мер, т.е. предложение финансовых стимулов. R: Убедиться, что назначены достаточно квалифицированные аудиторы, и имеются финансовые стимулы для проведения аудитов T: Связать цель (в цифрах) с целевым периодом Добровольный энергоаудит S: Фокус на конкретной целевой группе M: Определить в цифрах объемы аудита (m2, количество компаний, % энергопотребления и т.д.)/установленная база A: Стимулирование внедрения рекомендованных мер, т.е. предложение финансовых стимулов. R: Убедиться, что назначены достаточно квалифицированные аудиторы, и имеются финансовые стимулы для проведения аудитов T: Связать цель (в цифрах) с целевым периодом Стандарт энергопотребления S: Фокус на конкретном продукте или группе продуктов M: Характеристики энергопотребления, нацеленные на / установленные базовые данные A: Стандарты, связанные с лучшим продуктом на рынке, регулярно обновляем R: Лучший продукт, принятый целевой группой T: Установка четкого временного периода Постановка целиНа основе показателей лучших практик С о б ы т и е м о н и т о р и н г а 2 год7%Задача Индикатор Инструмент Обеспечение факторов успеха Постановка цели С о б ы т и е м о н и т о р и н г а 3 год7% С о б ы т и е м о н и т о р и н г а...… С о б ы т и е м о н и т о р и н г а 2020 год63% 17

Формулирование политической задачи Выбор наиболее приемлимого индикатора для измерения прогресса в направлении к поставленной задаче Выбор наиболее подходящего политического инструмента для влияния на релевантные драйверы (и индикаторы). Учреждение институциональной базы для успешного проектирования, проведения, и мониторинга политики, т.е. факторов успеха эффективной политики. Определение индикатора для оценки прогресса в продвижении к цели Повторение политического цикла при необходимости. Горизонтальная координация: все источники информации должны быть использованы (cтатистическое агентство не единственный ответственный за сбор информации для индикаторов - Бизнес- ассоциации; Исследовательские институты; Прочие источники. Политики должны быть про- активно вовлечены: помощь в определении приоритетных индикаторов; использовать индикаторы при формулировании эффективных политик; мониторинг эффективности проведения политик. 18 ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ Институциональная основа реализации Концепции энергосбережения Функции: Энергетическое агентство Реализация политики Совершенствование механизма сбора данных Определение приоритетных индикаторов и расширение на основе этой базы - в соответствии с экономическими и политическими приоритетами государства Рабочие группы - представители всех отраслевых министерств и ведомств, исследовательских институтов, бизнес- ассоциаций ЦелиЗадачи: