Независимая аккредитация образовательных программ и сертификация квалификаций – основные понятия и принципы О.Н. Олейникова, Д.п.н. Директор Национального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Advertisements

КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО СТАНДАРТАМ КАЧЕСТВА ПРОГРАММ ГРАЖДАНСКОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ КОРОТКЕВИЧ.
Примеры Швеции, Исландии и Нидерландов Различные подходы к валидации.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Национальное агентство развития квалификаций. Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Профессиональные стандарты.
Совет по профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта Развитие системы профессионально-общественной аккредитации.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Петри Лемпинен, ETF Москва, 17 октября 2011 г. Обеспечение качества профессионального образования и обучения - Копенгагенский процесс.
Проблемы и пути решения противоречий в системе « университет – рынок труда – работодатель » Докладчик : доцент Лукьянихин В. А. Рабочая группа: Телиженко.
Некоторые терминологические пояснения. Это означает идентификацию/определение знаний, умений и компетенций, которые человек приобрел в течение своей жизни.
Ф е д е р а л ь н о е а г е н т с т в о п о т е х н и ч е с к о м у ре г у л и р о в а н и ю и м е т р о л о г и и Государственное образовательное учреждение.
Принципы формирования национальной системы квалификаций О.Н. Олейникова Д.п.н. Директор Центра изучения проблем профессионального образования Россия, Москва.
А ккредитаци я. Национальное агентство по аккредитации (НААУ) ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Аккредитация, ее цель 2. Принципы аккредитации 3.НААУ 4. Состав НААУ 5. Функции.
ВАЛО – вклад в развитие современной системы квалификаций Оценка в финской системе квалификаций, основанных на компетенциях.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
Разработка системы признания сертификатов, полученных выпускниками образовательных учреждений профессионального образования и другими категориями граждан.
Реформа системы аккредитации: правовое регулирование Москва, 2014.
Транксрипт:

Независимая аккредитация образовательных программ и сертификация квалификаций – основные понятия и принципы О.Н. Олейникова, Д.п.н. Директор Национального офиса программы Tempus в России

2 Суть обозначенных процессов Независимая аккредитация образовательных программ Независимая аккредитация образовательных программ Cертификация квалификаций Cертификация квалификаций составные элементы системы обеспечения качества высшего образования относятся к механизмам внешней оценки Качество - степень удовлетворенности различных категорий потребителей

3 Что такое обеспечение качества? Практическая деятельность по повышению эффективности использования ограниченных ресурсов для предоставления услуг наилучшим образом Практическая деятельность по повышению эффективности использования ограниченных ресурсов для предоставления услуг наилучшим образом Способ убедить государство, общество, студентов, все заинтересованные стороны в эффективности использования ресурсов Способ убедить государство, общество, студентов, все заинтересованные стороны в эффективности использования ресурсов Понятие качества заимствовано из промышленности.

4 Что входит в систему обеспечения качества Стандарты Стандарты Средства измерения Средства измерения Система оценки и контроля Система оценки и контроля Механизмы поддержания и расширения способности к дальнейшему развитию и совершенствованию Механизмы поддержания и расширения способности к дальнейшему развитию и совершенствованию

5 Международный уровень Система обеспечения качества формирует основу для: Система обеспечения качества формирует основу для: сравнений сравнений подтверждения конкурентоспособности системы высшего образования подтверждения конкурентоспособности системы высшего образования обеспечения признания периодов обучения в других вузах обеспечения признания периодов обучения в других вузах содействия студенческой мобильности и расширения возможностей трудоустройства содействия студенческой мобильности и расширения возможностей трудоустройства признания/сертификации квалификаций признания/сертификации квалификаций

6 Внешнее обеспечение качества Внешняя структура: Внешняя структура: оценивает деятельность вуза по установленным критериям оценивает деятельность вуза по установленным критериям аккредитует программы в соответствии с существующими стандартами. аккредитует программы в соответствии с существующими стандартами. Основные цели: Основные цели: контроль контроль совершенствование совершенствование

7 Независимые агентства обеспечения качества (примеры) Франция: Франция: Независимое внешнее агентство (AERES, 2006 г.) Независимое внешнее агентство (AERES, 2006 г.) Италия: Италия: Агентства CNVSU и CIVR – контроль деятельности университетов и научных организаций Агентства CNVSU и CIVR – контроль деятельности университетов и научных организаций Агентство ANVUR (2007 г.) : Агентство ANVUR (2007 г.) : Внешняя оценка качества обучения в университетах Внешняя оценка качества обучения в университетах Координация и проверка внутренних процессов контроля качества Координация и проверка внутренних процессов контроля качества Оценка эффективности государственных программ по развитию высшего образования Оценка эффективности государственных программ по развитию высшего образования

8 Независимые агентства обеспечения качества (примеры) Финляндия Финляндия Национальное агентство обеспечения качества (FINHEEC): Национальное агентство обеспечения качества (FINHEEC): Независимая экспертная организация Независимая экспертная организация В составе: представители учебных заведений, студенты, работодатели В составе: представители учебных заведений, студенты, работодатели Великобритания Великобритания Агентство по обеспечению качества высшего образования Агентство по обеспечению качества высшего образования В целом, в половине стран мира созданы внешние/независимые структуры обеспечения качества

9 Европейская ассоциация по обеспечению качества высшего образования (ENQA) Объединяет европейские агентства по обеспечению качества Объединяет европейские агентства по обеспечению качества Сеть основана в 2000 г., ассоциация – в 2004 г. Сеть основана в 2000 г., ассоциация – в 2004 г. 36 членов, 11 кандидатов 36 членов, 11 кандидатов Формы деятельности – встречи, семинары, конференции, публикации Формы деятельности – встречи, семинары, конференции, публикации

10 Деятельность ENQA Европейские стандарты и руководство по обеспечению качества ВО(ESG) одобрены на конференции Министров образования в Бергене в 2005 г. Европейские стандарты и руководство по обеспечению качества ВО(ESG) одобрены на конференции Министров образования в Бергене в 2005 г. Под стандартами понимаются образцы успешной/эффективной практики Под стандартами понимаются образцы успешной/эффективной практики Открыт Европейский Реестр по обеспечению качества Открыт Европейский Реестр по обеспечению качества информационный ресурс, размещенный в Интернет - список агентств по обеспечению качества в Европе - информационный ресурс, размещенный в Интернет - список агентств по обеспечению качества в Европе - в Реестр вносятся агентства, удовлетворяющие требованиям ESG в Реестр вносятся агентства, удовлетворяющие требованиям ESG (подтверждение осуществляется внешними сторонами) (подтверждение осуществляется внешними сторонами) Разработана модель взаимной оценки в рамках агентств по обеспечению качества Разработана модель взаимной оценки в рамках агентств по обеспечению качества

11 Принципиально ВАЖНО Система обеспечения качества, включая внешние структуры обеспечения качества, которые аккредитуют программы и подтверждают присуждение степеней, Система обеспечения качества, включая внешние структуры обеспечения качества, которые аккредитуют программы и подтверждают присуждение степеней, Система сертификации квалификаций

12 Сертификация квалификаций Используемые термины: Используемые термины: признание ранее полученного обучения/неформального обучения, признание ранее полученного обучения/неформального обучения, признание неформального и спонтанного обучения, признание неформального и спонтанного обучения, аккредитация квалификаций, аккредитация квалификаций, сертификация квалификаций сертификация квалификаций Суть – оценка и официальное признание наличия определенных компетенций в соответствии с установленными стандартами и присуждение соответствующей квалификации Суть – оценка и официальное признание наличия определенных компетенций в соответствии с установленными стандартами и присуждение соответствующей квалификации

13 Ключевое понятие Результаты обучения: Результаты обучения: демонстрация того, что человек знает и умеет делать после завершения образования/обучения демонстрация того, что человек знает и умеет делать после завершения образования/обученияВажно!!! Результаты обучения осваиваются: Результаты обучения осваиваются: в системе формального образования в системе формального образования в контексте неформального обучения (например, на рабочем месте, в процессе целенаправленного самообразования) и спонтанного обучения (повседневные, жизненные ситуации) в контексте неформального обучения (например, на рабочем месте, в процессе целенаправленного самообразования) и спонтанного обучения (повседневные, жизненные ситуации)

14 Сертификация Подтверждение компетентным органом, что результаты обучения (знания, умения, опыт /компетенции), освоенные индивидуумом в формальном, неформальном или спонтанном контексте, прошли оценку согласно установленным критериям и соответствуют требованиям установленного стандарта, который задается ПРОФЕССИНАЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ Подтверждение компетентным органом, что результаты обучения (знания, умения, опыт /компетенции), освоенные индивидуумом в формальном, неформальном или спонтанном контексте, прошли оценку согласно установленным критериям и соответствуют требованиям установленного стандарта, который задается ПРОФЕССИНАЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ

15 Профессиональный стандарт: Подробная характеристика уровня выполнения конкретного вида профессиональной деятельности. Подробная характеристика уровня выполнения конкретного вида профессиональной деятельности. Включает в себя описание: Включает в себя описание: Функций, выполняемых в процессе профессиональной деятельности Функций, выполняемых в процессе профессиональной деятельности Основных знаний, умений и широких компетенций, необходимых для данного вида деятельности Основных знаний, умений и широких компетенций, необходимых для данного вида деятельности Уровня квалификации, соответствующего данной профессиональной деятельности Уровня квалификации, соответствующего данной профессиональной деятельности

16 Принципы разработки профессиональных стандартов Основа: Основа: анализ трудовой деятельности для определения требований к выполнению функций анализ трудовой деятельности для определения требований к выполнению функций Форма анализа: Форма анализа: опросы/анкетирование работников различных уровней организационной иерархии опросы/анкетирование работников различных уровней организационной иерархии

17 Профессиональный стандарт Многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретной области профессиональной деятельности требования к: Многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретной области профессиональной деятельности требования к: содержанию трудовой деятельности и условиям ее осуществления, содержанию трудовой деятельности и условиям ее осуществления, квалификации работника, описанной в терминах знаний, умений, уровня ответственности, самостоятельности и нестандартности выполняемой деятельности (компетенций), необходимых для выполнения набора трудовых функций, соответствующих конкретному занятию на рынке труда; квалификации работника, описанной в терминах знаний, умений, уровня ответственности, самостоятельности и нестандартности выполняемой деятельности (компетенций), необходимых для выполнения набора трудовых функций, соответствующих конкретному занятию на рынке труда; профессиональному образованию и обучению, необходимому для соответствия данной квалификации. профессиональному образованию и обучению, необходимому для соответствия данной квалификации.

18 Профессиональный стандарт предназначен для разработки стандартов предприятия и должностных инструкций; разработки стандартов предприятия и должностных инструкций; проведения оценки, сертификации и аттестации работников, а также проведения оценки, сертификации и аттестации работников, а также оценки квалификации выпускников учреждений профессионального образования; оценки квалификации выпускников учреждений профессионального образования; отбора и подбора персонала; отбора и подбора персонала; профессионального самоопределения и планирования карьеры. профессионального самоопределения и планирования карьеры.

19 Необходимость профессиональных стандартов Согласованные требования к качеству труда: Согласованные требования к качеству труда: повышение качества труда повышение качества труда развитие обучения в организациях развитие обучения в организациях повышение квалификации действующих работников повышение квалификации действующих работников обоснованная оценка кандидатов на рабочие места обоснованная оценка кандидатов на рабочие места аттестация и сертификация аттестация и сертификация

20 Цель сертификации Выявить, что человек знает, понимает и умеет делать Выявить, что человек знает, понимает и умеет делать Оценить эти результаты Оценить эти результаты соотнести с НРК и профессиональными стандартами в данной области деятельности соотнести с НРК и профессиональными стандартами в данной области деятельности Принять решение о присуждении профессиональной квалификации и выдаче соответствующего сертификата Принять решение о присуждении профессиональной квалификации и выдаче соответствующего сертификата

г. Москва, Финансовая Академия, 6 апреля 2011 г.21 Международный опыт. Общие положения Развитие систем сертификации (признания ранее полученного обучения) обусловлено формированием общества, основанного на знаниях, которое также называется «обучающееся общество», и основано на обучении в течение всей жизни Развитие систем сертификации (признания ранее полученного обучения) обусловлено формированием общества, основанного на знаниях, которое также называется «обучающееся общество», и основано на обучении в течение всей жизни Неформальное и спонтанное обучение – ключевые понятия обучающегося общества Неформальное и спонтанное обучение – ключевые понятия обучающегося общества Необходимость обеспечения континуума обучения Необходимость обеспечения континуума обучения Создание возможностей оценки и признания результатов обучения, полученного в различных контекстах Создание возможностей оценки и признания результатов обучения, полученного в различных контекстах

22 Международный опыт Страны Европы с высоким уровнем развития систем сертификации: Страны Европы с высоким уровнем развития систем сертификации: Бельгия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Румыния, Словения, Испания, Великобритания. Бельгия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Румыния, Словения, Испания, Великобритания. В этих странах есть стратегии и практики признания, позволяющие систематически идентифицировать и признавать результаты обучения. В этих странах есть стратегии и практики признания, позволяющие систематически идентифицировать и признавать результаты обучения. В большинстве стран разработаны соответствующие институциональные и правовые рамки. В большинстве стран разработаны соответствующие институциональные и правовые рамки.

23 Важно для России Системы признания/сертификации должны разрабатываться исходя из реальных потребностей рынка труда в квалификациях Системы признания/сертификации должны разрабатываться исходя из реальных потребностей рынка труда в квалификациях «Оптом» для квалификаций всех уровней и областей профессиональной деятельности системы сертификации не разрабатываются «Оптом» для квалификаций всех уровней и областей профессиональной деятельности системы сертификации не разрабатываются ввиду сложности и затратности, различных потребностей, необходимости подготовки кадров и т.д. ввиду сложности и затратности, различных потребностей, необходимости подготовки кадров и т.д.

24 Важно для России Признание в области ВПО – отдельный вопрос, поиск решений - в рамках Болонского процесса Признание в области ВПО – отдельный вопрос, поиск решений - в рамках Болонского процесса имеет свою специфику имеет свою специфику практикуется, как правило, для признания компетенций абитуриентов и исключения из индивидуального плана обучения тех модулей, компетенции по которым подтверждены практикуется, как правило, для признания компетенций абитуриентов и исключения из индивидуального плана обучения тех модулей, компетенции по которым подтверждены Швеция, Великобритания, Нидерланды, Франция Швеция, Великобритания, Нидерланды, Франция

25 Сертификация в контексте Болонского процесса Признание результатов ранее полученного обучения с выдачей соответствующих документов Признание результатов ранее полученного обучения с выдачей соответствующих документов Исследование Европейской сети информационных центров по признанию квалификаций – NARIC, отчет опубликован в ноябре 2008 г. Исследование Европейской сети информационных центров по признанию квалификаций – NARIC, отчет опубликован в ноябре 2008 г.

26 Примеры. Швеция Согласно Закону «О высшем образовании» (статья 6, п. 7-8) обучающийся может получать зачетные единицы за умения и знания, приобретенные вне системы формального образования или во время трудовой деятельности. Согласно Закону «О высшем образовании» (статья 6, п. 7-8) обучающийся может получать зачетные единицы за умения и знания, приобретенные вне системы формального образования или во время трудовой деятельности. Все выдаваемые сертификаты: Все выдаваемые сертификаты: являются официальными являются официальными могут быть запрошены любой заинтересованной стороной, что (принцип публичного доступа к официальным документам). могут быть запрошены любой заинтересованной стороной, что (принцип публичного доступа к официальным документам). Обучающийся имеет право обжаловать официальное решение по своему вопросу, если его/ее результаты не устраивают. Обучающийся имеет право обжаловать официальное решение по своему вопросу, если его/ее результаты не устраивают. Сертификат на степень снабжается вкладышем, выписанном на английском языке и содержащем: Сертификат на степень снабжается вкладышем, выписанном на английском языке и содержащем: описание шведской системы ВО описание шведской системы ВО данные о программе, соотносящиеся с другими источниками информации. данные о программе, соотносящиеся с другими источниками информации.

27 Пример. Великобритания Сертификат Университета Сэлфорда, степень «Бакалавр наук по проектированию изделий». Сертификат Университета Сэлфорда, степень «Бакалавр наук по проектированию изделий». Сертификат состоит из 2 страниц: характеристики и информационного листа. Характеристика: Характеристика: имя студента; имя студента; идентификационный номер студента; идентификационный номер студента; номер HESA (Агентство по статистике в ВО); номер HESA (Агентство по статистике в ВО); институт (в составе университета); институт (в составе университета); дата рождения студента; дата рождения студента; уровень рамки квалификаций высшего образования; уровень рамки квалификаций высшего образования;

28 Пример. Великобритания Характеристика (продолжение): Характеристика (продолжение): наименование программы обучения; наименование программы обучения; учреждение, присваивающее сертификат; учреждение, присваивающее сертификат; наименование обучающего учреждения (может отличаться от вышеуказанного); наименование обучающего учреждения (может отличаться от вышеуказанного); список модулей (год освоения модуля, код модуля, его название, уровень, количество зачетных единиц, оценка, зачетные единицы); список модулей (год освоения модуля, код модуля, его название, уровень, количество зачетных единиц, оценка, зачетные единицы); другое обучение (например, ключевые умения); другое обучение (например, ключевые умения); подпись ответственного лица; подпись ответственного лица; дата выдачи. дата выдачи. Дополнительная информация правового характера, касающаяся процедуры присуждения и подачи апелляции. Дополнительная информация правового характера, касающаяся процедуры присуждения и подачи апелляции. Данный сертификат четко определяет модуль, который оценивается. Данный сертификат четко определяет модуль, который оценивается.

29 Пример. Нидерланды Признание ранее полученного образования (EVC) в большей степени развито в университетах прикладных наук. Признание ранее полученного образования (EVC) в большей степени развито в университетах прикладных наук. Каждый вуз разрабатывает собственные сертификаты согласно директивам Центра по признанию ранее полученного образования/обучения (EVC). Каждый вуз разрабатывает собственные сертификаты согласно директивам Центра по признанию ранее полученного образования/обучения (EVC). Документ составляется на английском и голландском языках, имеет 4 части и приложение: Документ составляется на английском и голландском языках, имеет 4 части и приложение: Часть 1: информация о кандидате: Часть 1: информация о кандидате: имя, место рождения, контактная информация, наименование работодателя. имя, место рождения, контактная информация, наименование работодателя. Дополнительно приведена процедура оценки ранее полученного обучения; Дополнительно приведена процедура оценки ранее полученного обучения; Часть 2: Часть 2: описывается сама процедура, объясняются стандарты, используемые методы и инструменты. описывается сама процедура, объясняются стандарты, используемые методы и инструменты. Часть 3: Часть 3: оценка 12-ти базовых компетенций курса (например, юридического). Оцениваемые компетенции определяются в ходе выполнения различных заданий; оценка 12-ти базовых компетенций курса (например, юридического). Оцениваемые компетенции определяются в ходе выполнения различных заданий;

30 Пример. Нидерланды Часть 4: Часть 4: заключение по оценке и степень овладения компетенцией: полная, частичная, неполная; заключение по оценке и степень овладения компетенцией: полная, частичная, неполная; Приложение: Приложение: Окончательная информация об оценке, на основе которой экзаменационный комитет решает, допустить ли кандидата к учебной программе и, если да, то какое количество зачетных единиц ему можно зачесть. Решение принимается на основании сопоставления компетенций, продемонстрированных кандидатом, и компетенций, которые подлежат освоению в ходе учебной программы. Окончательная информация об оценке, на основе которой экзаменационный комитет решает, допустить ли кандидата к учебной программе и, если да, то какое количество зачетных единиц ему можно зачесть. Решение принимается на основании сопоставления компетенций, продемонстрированных кандидатом, и компетенций, которые подлежат освоению в ходе учебной программы. В случае успешного прохождения процедуры признания в сертификате указывается, что освобождение от определенного количества зачетных единиц проводится на основании признания ранее полученного обучения. В случае успешного прохождения процедуры признания в сертификате указывается, что освобождение от определенного количества зачетных единиц проводится на основании признания ранее полученного обучения.

31 Пример. Франция Каждый желающий может получить признание (частично или полностью) своей квалификации. Для этого: Каждый желающий может получить признание (частично или полностью) своей квалификации. Для этого: Кандидат собирает «досье», в котором детально описывает профессиональный опыт. Кандидат собирает «досье», в котором детально описывает профессиональный опыт. Досье оценивается жюри, которое решает, обладает ли кандидат компетенциями, умениями и знаниями, необходимыми для получения диплома или сертификата. Досье оценивается жюри, которое решает, обладает ли кандидат компетенциями, умениями и знаниями, необходимыми для получения диплома или сертификата. Жюри принимает решение о полном, неполном признании или об отказе в признании. Жюри принимает решение о полном, неполном признании или об отказе в признании. Досье должно дать возможность: Досье должно дать возможность: проведения анализа карьеры кандидата проведения анализа карьеры кандидата представить каждый вид выполняемой им деятельности по отдельности и очень подробно. представить каждый вид выполняемой им деятельности по отдельности и очень подробно.

32 Пример. Франция Анализ покажет: Анализ покажет: чему обучился кандидат в конкретной ситуации, чему обучился кандидат в конкретной ситуации, каков был результат, какое новое умение он сформировал, основываясь на результатах, каков был результат, какое новое умение он сформировал, основываясь на результатах, какие были приобретены компетенции, и как их можно перенести в другие ситуации какие были приобретены компетенции, и как их можно перенести в другие ситуации В досье также должно быть включено резюме с обзором опыта работы: В досье также должно быть включено резюме с обзором опыта работы: Кандидат представляет анализ собственной деятельности (в хронологическом порядке), используя терминологию той области деятельности, на квалификацию в которой он претендует. Кандидат представляет анализ собственной деятельности (в хронологическом порядке), используя терминологию той области деятельности, на квалификацию в которой он претендует.

– валидация профессионального опыта для признания квалификации инженера 1985 – валидация профессионального опыта для зачисления на программы высшего образования 1992 – валидация профессионального опыта для получения части квалификации ПОО 2002– валидация неформального и спонтанного обучения для получения полной квалификации ПОО или степени высшего образования С 1971 г. действуют правовые нормы, обеспечивающие соответствие системы ПОО изменяющимся потребностям рынка труда и общества. В 2002 г. работодатели, социальные партнеры и правительство, с учетом новых реалий рынка труда и занятости и социальных потребностей, приняли решение пересмотреть закон и принять новую нормативно-правовую базу. Опыт Франции. Краткая история системы признания (VAE)

34 Сертификация – общие принципы В основе – процесс демонстрации всего объема знаний, умений и опыта, осуществляемый человеком на добровольной основе В основе – процесс демонстрации всего объема знаний, умений и опыта, осуществляемый человеком на добровольной основе результаты являются собственностью этого человека. результаты являются собственностью этого человека. Заинтересованные стороны формируют систему, включающую: Заинтересованные стороны формируют систему, включающую: механизмы обеспечения качества с опорой на профессиональные стандарты механизмы обеспечения качества с опорой на профессиональные стандарты консультирование консультирование информационное обеспечение. информационное обеспечение.

35 Сертификация – необходимые элементы Разработка диагностических материалов на основе профессиональных стандартов Разработка диагностических материалов на основе профессиональных стандартов Единые критерии оценки и признания результатов формального образования и неформального и спонтанного обучения Единые критерии оценки и признания результатов формального образования и неформального и спонтанного обучения Целостный подход к оценке компетенций (в ситуации трудовой деятельности или в имитационной ситуации) Целостный подход к оценке компетенций (в ситуации трудовой деятельности или в имитационной ситуации) Единая система сертификатов профессиональных квалификаций Единая система сертификатов профессиональных квалификаций

36 Сертификация – общие выводы Необходимость наличия: правового статуса системы правового статуса системы институциональных механизмов институциональных механизмов профессиональных стандартов профессиональных стандартов подготовленных кадров подготовленных кадров

37 Условия формирования системы сертификации Не торопиться и не формировать центры сертификации, пока не будет: Не торопиться и не формировать центры сертификации, пока не будет: осознана и обоснована потребность в конкретных квалификациях (область профессиональной деятельности и уровень) и определены приоритеты формирования соответствующих процедур осознана и обоснована потребность в конкретных квалификациях (область профессиональной деятельности и уровень) и определены приоритеты формирования соответствующих процедур сформирована необходимая правовая, институциональная и методическая среда и подготовлены кадры для системы сформирована необходимая правовая, институциональная и методическая среда и подготовлены кадры для системы Обеспечить мощную информационную и методическую поддержку процессам признания Обеспечить мощную информационную и методическую поддержку процессам признания Наличие системы обеспечения качества Наличие системы обеспечения качества Прозрачность системы сертификации, отсутствие «бюрократизации», удобство для пользователей Прозрачность системы сертификации, отсутствие «бюрократизации», удобство для пользователей

38 Аккредитация программ Возможные критерии: Возможные критерии: Программа основана на компетенциях, значимых для рынка труда и дальнейшего развития выпускника Программа основана на компетенциях, значимых для рынка труда и дальнейшего развития выпускника Общие и предметные компетенции взаимосвязаны Общие и предметные компетенции взаимосвязаны Содержание программы соответствует заданному уровню квалификации (Дублинские дескрипторы, ЕРК) Содержание программы соответствует заданному уровню квалификации (Дублинские дескрипторы, ЕРК) Методы обучения соответствуют содержанию программы и обеспечивают активную деятельность студента по освоению требуемых компетенций, включая проектную деятельность и обучение на предприятии Методы обучения соответствуют содержанию программы и обеспечивают активную деятельность студента по освоению требуемых компетенций, включая проектную деятельность и обучение на предприятии Формы и методы оценки соответствуют подлежащим оценке компетенциям Формы и методы оценки соответствуют подлежащим оценке компетенциям Учет в программе региональной специфики и т.д. Учет в программе региональной специфики и т.д.

39 Спасибо за внимание! Национальный офис Tempus Адрес: Адрес: Москва, ул. Гончарная, д.27/6, офис 104 Телефон: Телефон: (495) Факс: Факс: (495) russia.ru Web-site: Web-site: