Предпринимательство и предприниматель как объект изучения для психолога, социолога, экономиста, : сходство и различие. Гусакова Е., Евстратова А., Панфилова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Advertisements

Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Тема 1.1. Предмет и задачи курса Экономика предприятия Понятие, предмет и метод экономики организации.
Управление и внешняя среда организации.. Организация это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее.
Содержание теории трудовой стоимости и предельной полезности.
Социальные статусы и роли Урок Домашнее задание § 4 читать, ответить на вопросы; Устно ответить на вопросы ; Ответить на вопросы к тексту.
Основы бизнеса в ИС 1. Лекция 3 Принципы и признаки бизнеса 3 Принципы бизнеса. 3.1 Бизнес и экономика. 3.2 Товарно-денежная форма деловых отношений.
Современные подходы к подготовке кадров в условиях глобализации и международного сотрудничества Черных А.Б. (г. Иркутск ИрГУПС)
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Человеческий капитал и рациональное поведение Скоробогатов А. С. Кафедра институциональной экономики НИУ ВШЭ СПб.
Слагаемые успеха в бизнесе. Источники финансирования бизнеса Любой предприниматель, будь он владелец маленькой фирмы или крупной корпорации, имеющий желание.
«Социально-значимые управленческие инновации и их влияние на деятельность предприятий» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «Социально-значимые управленческие.
Тема 6. Конкуренция и конкурентные преимущества на рынке товаров и услуг.
Система бизнеса. Субъекты бизнеса. Роли и особенности участия в бизнесе предпринимателей, потребителей, работающих по найму граждан, государственных органов.
Г. Новомосковск 2012 год. 1) Экономика - это наука, которая изучает как люди используют имеющиеся ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей.
Предприятия малого и среднего бизнеса, функционирующие в России: понятие и сущность. Выполнил : Соболев А. И.
1.Образование прибыли (Где возникает прибыль: в производстве или на рынке ) 2. Распределение прибыли (Кто присваивает прибыль) 3. Норма прибыли и ее экономическая.
Менеджмент и менеджер
Тема 4 Основы и социальная сущность бизнеса. Понятие «рыночной экономики» Рыночная экономика – это собрание независимых товаропроизводителей, вступающих.
Транксрипт:

Предпринимательство и предприниматель как объект изучения для психолога, социолога, экономиста, : сходство и различие. Гусакова Е., Евстратова А., Панфилова П. (НИУ ВШЭ, ф-т социологии)

Социология и теория предпринимательства – единство и различия В научной литературе нет единства в понимании содержания понятий «предприниматель и предпринимательство» Эти понятия могут использоваться в различных научных дисциплинах и раскрываться в их рамках различным образом Существует несколько традиций в изучении предпринимательства – экономическая, психологическая (бихевиористская), социологическая Таким образом, «предприниматель и предпринимательство» - междисциплинарные понятия. А социология предпринимательства – часть более общей, междисциплинарной теории предпринимательства.

Предметом теории предпринимательства являются Фигура предпринимателя как некого индивидуального актора, реализующего определенные аттитюды и целевые установки Предпринимательское поведение на рынке Предпринимательство как тип социально-экономической активности, связанный с инновациями, созданием новых фирм и т.п. и в своем развитии зависящий от некоторых организационных структур, институтов микро-, мезо- и макроуровня

1. Предпринимательство и предприниматель глазами психолога Впервые в работах американского социального психолога Д.Маклелланда был глубоко проанализирован специфический тип личности предпринимателя. Определяющее в поведении предпринимателя - потребность в достижении На основе его трудов и дальнейших исследований были выделены основные социопсихические качества предпринимателя

Основные социопсихические качества предпринимателя: Потребность в достижении Высокий внутренний локус контроля (убежденность в том, что жизненный успех зависит от личных усилий человека больше, чем от внешних обстоятельств) Готовность к риску Способность находить решение проблем Склонность к инновациям Лидерство Определенные базовые ценности (индивидуализм – в противовес коллективизму, предпочтение равенства шансов – в противоположность имущественному равенству) Опыт социализации (семейное окружение, связанное с предпринимательством, и господство соответствующих ценностей)

Примеры качественных исследований Для выяснения мотивов, которые побуждают человека создавать собственный бизнес, был проведен ряд качественных исследований. Были выделены следующие мотивы: Независимость. Например, женщины – основательницы фирм говорили о том, что главным мотивом к созданию собственного бизнеса, является именно обретение независимости. Другие исследования показывают, что для типа личности предпринимателя в большей мере характерна независимость, т.е. независимость как черта характера. Управление процессом. В данном контексте под управлением понимается желание предпринимателя участвовать как в проработке самой идеи, так и в ее реализации. Эгоизм. Было выяснено, что настоящий предприниматель очень сильно любит свою работу, ему нравится процесс создания и становления организации, он делает все для того, чтобы его организация приносила прибыль.

2. Предпринимательство глазами социолога Подход со стороны спроса на предпринимательские услуги. Ключевое понятие - условия для предпринимательской активност и. Подход со стороны предложения предпринимательских услуг. Ключевое понятие - предпринимательские возможности.

Интеграция подходов через: учет социальной укорененности, популяционно-экологический подход, многоуровневый анализ (индивидуальный уровень – индивидуальный предприниматель или фирма, уровень анализа рынка, уровень анализа среды для развития предпринимательства)

Предпринимательство (М. Вебер, Й.Шумпетер) Предпринимательство - явление, связанное с ролевыми функциями и ожиданиями субъектов, влиянием семейного окружения и статусом, господствующим типом трудовой этики (М. Вебер) предпринимательство - реализация инновации (Й. Шумпетер)

Инновация, как социально-экономическая функция предпринимателя (Й.Шумпетер) Первым показал роль инноваций в динамике экономического развития и их связь с предпринимательством Инноватора отличает специфическая мотивация – самореализация путем экспансии, победы над соперниками, радость творчества, изобретательность, но не обязательно глубокий интеллект, сильная воля и развитая интуиция. Инноваторская функция предпринимателя – однажды найти новое решение и суметь его удачно коммерциализировать. Именно это и отличает его от профессионального изобретателя (ученого, инженера), которому доставляет удовольствие (и приносит некий доход) пионерная деятельность по генерированию новых решений. Только благодаря предпринимателям-инноваторам рыночная экономика покидает стационарную траекторию развития и может демонстрировать рост

Предпринимательские активы (Й.Шумпетер) Предприниматель постоянно внедряет инновации, поэтому он обладает низкой покупательской способностью и испытывает перманентную потребность в дополнительных активах. В качестве таких активов выступают: Кредит. Кредит увеличивает средства платежа и, тем самым, повышает покупательскую способность. Каждый кредит, выданный для внедрения нововведений, может рассматриваться как кредитование предпринимательства и элемент экономического развития. Капитал. «Капитал – это не что иное, как рычаг, при помощи которого предприниматель подчиняет своей воле ресурсы, в которых он нуждается. Это не что иное, как способ предписания товарам новых предназначений или средство диктовать производству новое направление». Иными словами, капитал – это совокупность ресурсов и активов, позволяющих предпринимателю внедрять инновации.

Исследовательские подходы в социологии: стадия жизненного пути социальные сети этническая принадлежность (по сути, конкретная форма социальной сети) популяционная экология

Наиболее широко изучаемые темы в социологии предпринимательства : стартовое предпринимательство (Одрич, Рейнольдс, Минитти и др.), этническое предпринимательство (Лайт, Портес и Уолдингер), влияние предпринимательства на региональное развитие и на ситуацию на рынке труда (Ач, Одрич, Стори, Кибл, Харви, Кокс, Кук и Амин и др.), предпринимательство как процесс – стратегии новых предпринимательских структур, возникновение организаций и т.п. (Карлэнд, Гартнер и др.),

Наиболее широко изучаемые темы в социологии предпринимательства : влияние окружающего социального контекста на предпринимательство (Байгрэйв, Кантер, Минтцберг, Уильямсон и др.), предпринимательство и роль предпринимательского открытия, инновации (Кастельс, Бреннер, Маклеод и Пек и др.), управленческие аспекты развития предпринимательства – роль авторитета, иерархии, централизованных и децентрализованных форм принятия решений (Йоханниссон, Пенг, Лампкин, Уэстхед и др.).

Базы данных по предпринимательству. ИСАРП - опрос 1624 российских предпринимателей. GEM (Global Entrepreneurship Monitor). Базы данных НИСИПП. Георейтинг ФОМ.

Значимость психологического и социологического походов Личностные качества предпринимателя оказывают влияние на его решение начать бизнес. При всей важности личных свойств и качеств, харизмы и навыков предпринимателя реализация им специфических экономических и социальных функций возможна только в контексте определенных общественных условий и институтов (рынок, банковская система, социокультурные традиции). Фокус внимания на предпринимательстве как социально обусловленном процессе позволяет понять, как и почему реализуются предпринимательские начала, заложенные в человеке.

3. Предпринимательство и предприниматель глазами экономиста С экономической точки зрения, предприниматель: владелец основных факторов производства инициатор их производительного использования для производства новых благ и услуг в условиях неопределенности и получения причитающейся прибыли

Интерес к изучению предпринимательства в экономике. Со временем, того, кто осуществляет контроль за процессом производства в современном обществе, стали рассматривать в качестве эксплуататора, инициатора производства прибавочной стоимости, а функция предпринимателя была предана забвению. В результате даже в немарксистских направлениях экономической теории – и прежде всего в маржинализме – вплоть до 1970-х гг. фигура капиталиста (а вместе с тем и предпринимательство как экономическое явление) фактически уходит в тень. И только в последние 30 лет – в частности, под влиянием нефтяного кризиса (1973г.), обнажившего всю уязвимость экономики, основанной на господстве крупных корпораций, - возникает новый интерес к исследованию предпринимательства.

3. Предпринимательство и предприниматель глазами экономиста (Р. Кантильон) Термин «предприниматель» появляется в экономической литературе в книге банкира Ричарда Кантильона ( ), изданной уже после его смерти в 1755г. под названием «Общие наблюдения о природе торговли». Под предпринимателем Кантильон понимал лицо, которое покупает по известной цене, чтобы затем продать по цене, которой он заранее не знает, а потому принимает на себя риск – в надежде на неопределенную прибыль. Таким образом, здесь предприниматель определяется через выполняемую им экономическую функцию.

3. Предпринимательство и предприниматель глазами экономиста (Ж.Б. Сей) Ж.Б. Сэй ( ) добавил: предприниматель – это лицо, которое использует: знания, суждения, управленческие навыки, лидерские качества, технические умения (для того, чтобы переместить экономические ресурсы из тех областей, где они используются с более низкой отдачей, в те, где они приносят более высокую отдачу, а соответственно и дополнительный доход). У Сэя содержится различение между функцией предпринимателя как инноватора и его экономической функцией как капиталиста, собственника капитала – товарного, денежного, производительного

3. Предпринимательство и предприниматель глазами экономиста (Карл Маркс) Огромную роль в изучении экономической функции предпринимателя как капиталиста сыграли труды Карла Маркса, и прежде всего его «Капитал» (1-й том – 1867г.). Предприниматель выступает у него только в роли инициатора производства прибавочной стоимости как продукта неоплаченного труда наемных работников.

Двойственность товара (К.Маркс) Ядром экономического учения Карла Маркса является двойственность товара: товар как потребительская ценность, удовлетворяющая определенные потребности, товар как ценность, выраженная в денежном эквиваленте. В основе двойственности товара лежит двойственная природа овеществленного в нем труда

Двойственность прибыли (Ф.Энгельс) Ф.Энгельсом была показана внутренняя двойственность такой базовой формы дохода капиталиста, как прибыль, в составе которой он выделил: предпринимательский доход (получаемый капиталистом как организатором производства прибавочной стоимости), процент на капитал (получаемый им же как собственником важнейших факторов производства).

Значимость экономического подхода. Предпринимательство – важный источник экономического процветания. Предприниматель создает денежный оборот, привлекает инвесторов, платит налоги. Предпринимательство создает дополнительные рабочие места, инновационные продукты, повышает конкурентоспособность страны.

4. Выводы: С точки зрения психолога, предприниматель – индивид, обладающий совокупностью личностных качеств, позволяющих ему быть успешным. С точки зрения социолога, предприниматель – индивид, обладающий социальным капиталом, необходимым для ведения бизнеса. С точки зрения экономиста, предприниматель – капиталист, индивид, обладающий доступом к средствам на ведение бизнеса -экономическому капиталу.

4.Выводы. С точки зрения психологии, предпринимательство – институт развития личностных качеств, необходимых для ведения бизнеса. С точки зрения социологии, предпринимательство – социально обусловленная деятельность по реализации инноваций. С точки зрения экономики, предпринимательство – деятельность по созданию экономической прибыли.

Спасибо за внимание!