Круглый стол «Методы диагностики эмоционально -волевой сферы дошкольников.» Блинова Л.Е., педагог-психолог ДОУ 118.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГТ в ДОУ В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
Advertisements

МОНИТОРИНГ В ДОУ. Требование к системе мониторинга в ДОУ Система мониторинга в ДОУ призвана обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения.
Преемственность в процессе формирования интегративных качеств дошкольников и метапредметных результатов младших школьников.
Методические рекомендации по составлению аналитической справки по итогам мониторинга.
ФГТ. ФГТ. Требования к выпускнику дошкольного учреждения интегративные качества ребенка - выпускника детского сада.
« «Мониторинг качества образования в системе управления качеством образования в Д ОУ» Попова Л.А., старший воспитатель ГБДОУ детского сада 20.
Бурим Н.В. ЛОИРО. Интегративные качества ребенка, Интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы. итоговые.
Семинар «Формирование интегративных качеств у дошкольников» Материал подготовили: Безрукова Е. А. Абдрашитова Х.А. Панченко Л.А. Пашкова Е.В. МДОУ 26 г.
«Система мониторинга результатов воспитанников в условиях внедрения ФГТ как инструмент обеспечения качества образования» МДОУ «Детский сад 6» г. Ухта Старший.
Будже Тамара Андреевна, заведующая организационно-технической лабораторией отдела оценки качества дошкольного образования Современные требования к качеству.
Портрет будущего первоклассника Педагог- психолог Марихан В.А МБДОУ детский сад 8.
Закон РФ «Об образовании»:» Ст. 9 п К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным.
Матвеева М.Г., педагог-психолог ГМЦ. * Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных.
Преемственность ступеней образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС.
Заведующий ГБДОУ30 Курортного района Сержант Н.В. Сохранение преемственности между детским садом и начальной школой – одно из условий реализации требований.
Портрет выпускника детского сада в соответствии с ФГОС.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 19 г. Пугачева Саратовской области» «Сотрудничество дошкольного учреждения и общеобразовательной.
НаправленияСодержание и методикиОтветственные Оценка состояния здоровья и физического развития детей Оценка физического развития группа здоровья физиологическая.
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ Подготовила: старший воспитатель Торопова С.Н.
Транксрипт:

Круглый стол «Методы диагностики эмоционально -волевой сферы дошкольников.» Блинова Л.Е., педагог-психолог ДОУ 118

План работы круглого стола: Вступление: Методы психологии. Классификация психологических методик. 3.Эмоции. Виды эмоций. 4.Волевые качества личности. 5.Формирование произвольной сферы дошкольника. 6.Интегративные качества ребенка, выпускника детского сада. Из опыта работы: Методы диагностики эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Презентация руководителя Лаборатории психолого- педагогического сопровождения ФГТ и ФГОС Климовой И. Разное.

Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения. В.А.Сухомлинский

Метод - способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, способ практического осуществления чего-либо. Способ организации деятельности, обоснованный, нормативный способ осуществления научного исследования. Путь исследований, вытекающий из общих теоретических представлений о существовании изучаемого объекта. Методы психологии - это те приемы и средства, с помощью которых психологи получают достоверные сведения, используемые далее для выработки практических рекомендаций. Методы психологии направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении.

Методы психологии: наблюдение; лабораторный и естественный эксперимент; исследование продуктов деятельности; биографический метод; психологическое моделирование; сравнительно-генетический метод анкетирование и тестирование;

МЕТОДИКА - фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату. В научном познании – методика- способы исследования и изложения материала. Классификация психодиагностических методик Формализованные методики : Тесты Опросники Проективные техники Психофизиологические методики Малоформализованные методики : Метод наблюдения Беседа Анализ продуктов деятельности (контент-анализ)

Психометрические требования к построению и проверке методик : Стандартизация Надежность Валидность

В дошкольном воспитании прослеживается тенденция к интеллектуальному развитию детей, а развитию эмоций уделяется недостаточное внимание. Однако только согласованное функционирование эмоций и интеллекта может обеспечить ребенку успешное выполнение деятельности. Дети слабо управляют чувствами, эгоцентричны, что осложняет их общение с окружающими. Поэтому так важна работа по развитию эмоций дошкольников.

« Только согласованное функционирование этих двух систем эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний », указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец.

Эмоции это психические процессы и состояния, которые в форме непосредственного переживания отражают значимость чего-то для жизнедеятельности человека. «Эмоции – это душевные движения». К. Ланге «Эмоция – особая субъективная форма существования и развития потребностей». С.Л. Рубинштейн «Эмоции субъективный носитель мотивации поведения». В. К. Вилюнас

Последовательность появления эмоций и чувств у детей раннего дошкольного возраста (П. Янг).

Уровни базовой аффективной регуляции Оценка сформированности системы базовой аффективной регуляции должна быть проведена в соответствии с ее четырехуровневым строением : уровень аффективной пластичности ( полевой реактивности ); уровень аффективных стереотипов ; уровень аффективной экспансии ; уровень эмоциональной регуляции. ( Четырехуровневая система базовой аффективной регуляции приводится по работам О. С. Никольской и ее школы )

Учитывая, что аффективно - эмоциональная сфера и лежащая в ее основе аффективная регуляция входят как компонент в любую деятельность ребенка, в том числе и познавательную, следует признать, что результаты и качество выполнения любой методики могут быть проанализированы с точки зрения сформированности системы базовой аффективной регуляции, гипо - или гиперфункционирования каждого из уровней аффективной регуляции.

В то же время основным методом, используемым непосредственно для оценки системы базовой аффективной регуляции и сформированности ее отдельных уровней, на настоящий момент следует признать метод структурированного наблюдения. В первую очередь он ориентирован на анализ поведения, эмоциональных реакций, способов реагирования ребенка в различных жизненных ситуациях. В этом смысле наиболее удобными для анализа описываемых характеристик являются схема анализа поведенческих особенностей ребенка, созданная авторами на основе разработок В. В. и К. С. Лебединских и О. С. Никольской, и анкеты для оценки аффективной сферы детей с ЗПР Т. Н. Павлий. В предлагаемой схеме каждый из уровней анализируется с точки зрения повышения чувствительности или выносливости ( гипо - или гиперфункционирования уровня ), что дает возможность представить как бы « профиль » уровней аффективной регуляции ]. Помимо непосредственно наблюдения за деятель ­ ностью ребенка ( в том числе и при выполнении различных заданий в рамках углубленного психологического обследования ) такого рода сведения могут быть получены от родителей в процессе сбора психологического анамнеза.

«Воля - способность осуществлять поставленные перед собой цели». Ожегов. «Толковый словарь» Воля - это способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать свое поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. В психологии наиболее распространённая точка зрения состоит в том, что воля это высшая форма произвольного поведения, а именно волевое действие это действие в условиях преодоления препятствий при наличии трудностей (В. А. Аснин, Г. С. Костюк, В. К. Котырло, Я. З. Неверович, В. И. Селиванов и др.).

.

Аффективные расстройства.

Другим, не менее распространённым подходом к определению сущности воли и произвольности является их рассмотрение в контексте потребностно- мотивационной сферы человека. Понятие «воля» вводилось в рамках проблемы порождения действия. Поскольку воля всегда наделялась функцией побуждения, инициации действия, а эта функция традиционно принадлежит мотивации, понятно, что воля и мотивация неразрывно связываются между собой.

Возрастные нормативы выполнения К 3,54 годам ребенок удерживает инструкцию при « игровой » подаче материала, но при выполнении заданий нуждается во внешнем контроле. Ответы еще могут носить импульсивный характер. К 4-5- летнему возрасту ребенок может удерживать инструкцию и самостоятельно выполнять задания, как правило, при условии « проговаривания » программы собственной деятельности. Иногда сам переносит контроль на взрослого : просит проверить, спрашивает, правильно ли делает. При необходимости распределения внимания, в « фокусе внимания » способен удержать, чаще всего, лишь один признак. На фоне утомления или чрезмерного объема материала могут возникать импульсивные ответы и действия. В 5,56- летнем возрасте ребенок может удерживать инструкцию, иногда помогая себе « проговариванием », самостоятельно обнаруживает ошибки, может их исправить. Программу деятельности, в основном, удерживает, но при этом может нуждаться в организующей помощи взрослого. В целом доступно распределение внимания не более чем по двум при ­ знакам одновременно. К 6,57 годам ребенок удерживает инструкцию, при выполнении сложных заданий иногда нуждается в ее повторении. К этому возрасту он уже способен удержать программу выполнения заданий вербального или невербального характера. На фоне утомления может потребоваться небольшая организующая помощь взрослого. Свободно справляется с за ­ даниями, требующими распределения внимания по двум признакам ( и удержания программы выполнения подобных заданий ). После 77,5 лет полностью удерживает инструкции к заданиям. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно « выстраивать » программу выполнения, самостоятельно исправлять очевидные ошибки. Доступно распределение внимания по трем признакам одновременно.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ Такая оценка может быть произведена на следующих уровнях : произвольная регуляция сенсомоторной ( двигательной ) активности ; произвольная регуляция ( произвольность ) психических процессов и функций ; сформированность произвольной регуляции эмоций, поведения в целом.

Произвольная регуляция сенсомоторной ( двигательной ) активности Естественно, что оценка сформированности произвольной регуляции движений опирается на закономерности и показатели нормативного развития двигательной активности ребенка в онтогенезе

Произвольная регуляция психических процессов и функций В данном случае каких - либо специализированных методик, направленных непосредственно на оценку сформированности этого компонента произволь ­ ной регуляции, не предусматривается. Оценка возможности целенаправленной организации собственной деятельности в определенном « русле » ( мнестические процессы, речемыслительная деятельность и т. п.), произвольной регуляции ребенком своей познавательной активности, в том числе и в смысле возможности ограничения ( или даже прекращения ) собственной деятельности может быть проведена с использованием всем хорошо известных диагностических методик

При качественной оценке параметров, свидетельствующих об уровне произвольного владения собственной деятельностью, прежде всего, анализируются возможности : 1. Удержание инструкции. При этом возможны следующие градации : не удерживает ; удерживает при повторении инструкции ; удерживает самостоятельно. 2. Удержание программы выполнения заданий как невербального, так и вербального характера : не удерживает ; удерживает при вынесении программы вовне ; удерживает самостоятельно. 3. Распределение внимания по ряду признаков одновременно : способен « удержать » только один признак ; способен к распределению внимания и « работе » с двумя признаками при незначительной помощи взрослого ; способен к распределению внимания и продуктивной работе с двумя и более признаками самостоятельно. Подобная оценка возможна при наблюдении за выполнением большинства методик и заданий.

ИНТЕГРАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕБЕНКА, ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОГО САДА 1.Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиениче­ скими навыками. 2.Любознательный, активный. 3.Эмоционально отзывчивый. 4.Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 5.Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. 6.Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (пробле­ мы), адекватные возрасту. 7.Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (бли­ жайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. 8.Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. 9.Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками.

Спасибо !