Управление Роспотребнадзора по Липецкой области Санитарно-гигиенические требования к организации питания в образовательных учреждениях зам. начальника.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3 городского округа город Волгореченск Костромской области» Костромская.
Advertisements

Предоставление горячих завтраков и обедов обучающимся в общеобразовательных организациях г. Нефтеюганска НГ МУП « Школьное питание »
Организация питания детей дошкольного возраста в ДОУ.
Анализ соблюдения санитарно- эпидемиологических норм при организации питания школьников в МОУ гимназии 32 По итогам комплексной проверки работы школьной.
Директор МОУ СОШ 5 г. Липецка С.А.Борискина Здоровье детей в руках взрослых.
создание условий, направленных на обеспечение воспитанников рациональным и сбалансированным питанием гарантирование качества и безопасности питания, пищевых.
Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» в городе Тобольске, Тобольском, Вагайском, Уватском, Ярковском районах Проведение производственного.
«Об условиях питания и охраны здоровья обучающихся»
Директор МОУ СОШ 5 г. Липецка С.А.Борискина Здоровье детей в руках взрослых.
В Пермском крае сохраняются негативные тенденции в показателях здоровья детей школьного возраста. Крайне низок и не имеет тенденции к увеличению процент.
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 205 ОАО «РЖД» Организация питания в детском саду.
Организации питания в детских дошкольных учреждениях Макарова Анна Владимировна Главный специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по Челябинской области.
Питание дошкольников в детском саду МБДОУ города Костромы «Детский сад 16»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические.
Организация горячего питания в МБОУ СОШ 1. Контроль и руководство. Директор МБОУ СОШ 1 Н.Р. Еськова.
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ Ш КОЛА 1» Организации горячего питания.
2009 Зарегистрированным в Минюсте РФ 7 августа 2008 г. N ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 45 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН принятым 23 июля 2008 г. ФЕДЕРАЛЬНОЙ.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 55» города Чебоксары Чувашской Республики Организация правильного питания в.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад 106 Организация здорового питания Рыбинск, 2015.
Организация здорового питания в МБДОУ «Детский сад 21 » г. Чебоксары.
Транксрипт:

Управление Роспотребнадзора по Липецкой области Санитарно-гигиенические требования к организации питания в образовательных учреждениях зам. начальника отдела санитарного надзора Семушина Ирина Васильевна

Распределение детей по категориям физического развития (%)

Структура общей заболеваемости детей и подростков в Липецкой области (%)

Результаты анкетирования родителей в домашних условиях дети недостаточно получают Фруктов, соков 33% Рыбы 30% Овощей 21% Мяса 15% Молоко, молочные продукты 17%

ЗАКОН РФ «О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ» 52-ФЗ (1999 г.) Ст. 28. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно- правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» введен в действие с 1 октября 2008 года.

СанПиН Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся.

1.Руководитель образовательного учреждения является ответственным лицом за организацию и полноту охвата обучающихся горячим питанием. 2.Юридические лица, независимо от организационных правовых форм, и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с организацией и (или) обеспечением горячего питания, с целью реализации профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья обучающихся, обеспечивают: наличие в каждой организации настоящих санитарных правил; выполнение требований санитарных правил всеми работниками предприятия; организацию производственного контроля, включающего лабораторно-инструментальные исследования;

необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей; прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию; наличие личных медицинских книжек на каждого работника; своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками; организацию курсовой гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения не реже 1 раза в 2 года;

наличие достаточного количества производственного инвентаря, посуды, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения; проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации; наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение; 3.Контроль за качеством и безопасностью питания обучающихся осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении. 4. Медицинские работники должны следить за организа- цией питания в общеобразовательном учреждении, в том числе за качеством поступающих продуктов, правильнос- тью закладки продуктов и приготовлением готовой пищи.

5.Пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляе- мым к продовольственному сырью и пищевым продуктам, и сопровождаться документами, удостоверяющими их качество и безопасность, с указанием даты выработки, сроков и условий хранения продукции. Сопроводительный документ необходимо сохранять до конца реализации продукта. 6.Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы. Оценку качества блюд проводит бракеражная комиссия в составе не менее трёх человек: медицинского работника, работника пищеблока и представителя администрации образовательного учреждения по органолептическим показателям (пробу снимают непосредственно из емкостей, в которых пища готовится). Результат бракеража регистрируется в «Журнале бракеража готовой кулинарной продукции».

7.Ежедневно перед началом работы медицинским работником проводится осмотр работников организации общественного питания образовательного учреждения на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также ангин, катаральных явлений верхних дыхательных путей. 8. С целью контроля за соблюдением технологического процесса отбирается суточная проба от каждой партии приготовленных блюд. Отбор суточной пробы осуществляет работник пищеблока (повар).

9. В образовательном учреждении рекомендуется организовывать работу (лекции, семинары, деловые игры, викторины, дни здоровья) по формированию навыков и культуры здорового питания, этике приема пищи, профилактике алиментарно-зависимых заболеваний, пищевых отравлений и инфекционных заболеваний.

ТРЕБОВАНИЯ К САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ТРЕБОВАНИЯ К САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1. Системы хозяйственно-питьевого холодного и горячего водо- снабжения, канализации, вентиляции и отопления оборудуют в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требования- ми, предъявляемыми к организациям общественного питания. 2. Во всех производственных цехах устанавливают раковины, моечные ванны с подводкой холодной и горячей воды через смесители. Необходимо предусмотреть установку резервных источников горячего водоснабжения, для бесперебойного обеспечения горячей водой производственные цеха и моечные отделения в периоды проведения профилактических и ремонтных работ в котельных, бойлерных и на водопроводных сетях горячего водоснабжения. 3. При обеденном зале столовой устанавливают умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Рядом с умывальника- ми следует предусмотреть установку электрополотенца (не менее 2-х) и (или) одноразовые полотенца.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ, ИНВЕНТАРЮ, ПОСУДЕ И ТАРЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ, ИНВЕНТАРЮ, ПОСУДЕ И ТАРЕ

Все установленное в производственных помещениях технологическое и холодильное оборудование должно находиться в исправном состоянии. Все установленное в производственных помещениях технологическое и холодильное оборудование должно находиться в исправном состоянии. При оснащении производственных помещений следует отдавать предпочтение современному холодильному и технологическому оборудованию. При оснащении производственных помещений следует отдавать предпочтение современному холодильному и технологическому оборудованию.

Ежегодно, перед началом нового учебного года должен проводиться технический контроль соответствия оборудования паспортным характеристикам. Ежегодно, перед началом нового учебного года должен проводиться технический контроль соответствия оборудования паспортным характеристикам. Обеденные залы должны быть оборудованы столовой мебелью (столами, стульями, табуретами и другой мебелью)с покрытием, позволяющим проводить их обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств. Обеденные залы должны быть оборудованы столовой мебелью (столами, стульями, табуретами и другой мебелью)с покрытием, позволяющим проводить их обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

При организации питания используют фарфоровую, фаянсовую и стеклянную посуду (тарелки, блюдца, чашки, бокалы). При организации питания используют фарфоровую, фаянсовую и стеклянную посуду (тарелки, блюдца, чашки, бокалы). Столовые приборы (ложки, вилки, ножи), посуда для приготовления и хранения готовых блюд должны быть изготовлены из нержавеющей стали или аналогичных по гигиеническим свойствам материалам. Столовые приборы (ложки, вилки, ножи), посуда для приготовления и хранения готовых блюд должны быть изготовлены из нержавеющей стали или аналогичных по гигиеническим свойствам материалам.

Столовые общеобразовательных учреждений обеспечиваются достаточным количеством столовой посуды и приборами, из расчета не менее двух комплектов на одно посадочное место, в целях соблюдения правил мытья и дезинфекции в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил Столовые общеобразовательных учреждений обеспечиваются достаточным количеством столовой посуды и приборами, из расчета не менее двух комплектов на одно посадочное место, в целях соблюдения правил мытья и дезинфекции в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил Столовую посуду хранят в шкафах или на решетках; столовые приборы – в специальных ящиках-кассетах ручками вверх, хранение их на подносах россыпью не допускается. Столовую посуду хранят в шкафах или на решетках; столовые приборы – в специальных ящиках-кассетах ручками вверх, хранение их на подносах россыпью не допускается.

Не допускается использование кухонной и столовой посуды деформированной, с отбитыми краями, трещинами, сколами, с поврежденной эмалью; столовые приборы из алюминия; разделочные доски из пластмассы и прессованной фанеры; разделочные доски и мелкий деревянный инвентаря с трещинами и механическими повреждениями. Не допускается использование кухонной и столовой посуды деформированной, с отбитыми краями, трещинами, сколами, с поврежденной эмалью; столовые приборы из алюминия; разделочные доски из пластмассы и прессованной фанеры; разделочные доски и мелкий деревянный инвентаря с трещинами и механическими повреждениями. При доставке горячих готовых блюд и холодных закусок должны использоваться специальные изотермические емкости, внутренняя поверхность которых должна быть выполнена из материалов, отвечающим требованиям санитарных правил, предъявляемых к материалам, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. При доставке горячих готовых блюд и холодных закусок должны использоваться специальные изотермические емкости, внутренняя поверхность которых должна быть выполнена из материалов, отвечающим требованиям санитарных правил, предъявляемых к материалам, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами.

ТРЕБОВАНИЯ К САНИТАРНОМУ СОСТОЯНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ И МЫТЬЮ ПОСУДЫ ТРЕБОВАНИЯ К САНИТАРНОМУ СОСТОЯНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ И МЫТЬЮ ПОСУДЫ

Производственные и другие помещения организаций общественного питания должны содержаться в порядке и чистоте. Производственные и другие помещения организаций общественного питания должны содержаться в порядке и чистоте. Уборка обеденных залов должна проводиться после каждого приема пищи. Обеденные столы моют горячей водой с добавлением моющих средств, используя специально выделенную ветошь. Уборка обеденных залов должна проводиться после каждого приема пищи. Обеденные столы моют горячей водой с добавлением моющих средств, используя специально выделенную ветошь. Не допускается проведение ремонтных работ (косметического ремонта помещений, ремонта санитарно- технического и технологического оборудования) при эксплуатации пищеблока в период обслуживания обучающихся образовательного учреждения. Не допускается проведение ремонтных работ (косметического ремонта помещений, ремонта санитарно- технического и технологического оборудования) при эксплуатации пищеблока в период обслуживания обучающихся образовательного учреждения.

Мытье кухонной посуды должно быть предусмотрено отдельно от столовой посуды. Мытье кухонной посуды должно быть предусмотрено отдельно от столовой посуды. В моечных помещениях вывешивают инструкцию о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентрации и объемов применяемых моющих средств, согласно инструкции по применению этих средств, и температурных режимах воды в моечных ваннах.

Проведение мероприятий по борьбе с насекомыми и грызунами должно осуществляться специализирован-ными организациями в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к проведению дератизационных и дезинсекционных работ. Проведение мероприятий по борьбе с насекомыми и грызунами должно осуществляться специализирован-ными организациями в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к проведению дератизационных и дезинсекционных работ. Не допускается проведение дератизационных и дезинсекционных работ непосредственно персоналом образовательного учреждения. Не допускается проведение дератизационных и дезинсекционных работ непосредственно персоналом образовательного учреждения. Для предупреждения залета насекомых следует проводить засетчивание оконных и дверных проемов в помещениях столовой. Для предупреждения залета насекомых следует проводить засетчивание оконных и дверных проемов в помещениях столовой.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРИМЕРНОГО МЕНЮ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРИМЕРНОГО МЕНЮ

Для обеспечения здоровым питанием всех обучающихся образовательного учреждения, необходимо составление примерного меню на период не менее двух недель (10-14 дней).

Примерное меню разрабатывается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечиваю- щим питание в образовательном учреждении и согласовывается руководителями образовательного учреждения и территориального органа исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Примерное меню разрабатывается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечиваю- щим питание в образовательном учреждении и согласовывается руководителями образовательного учреждения и территориального органа исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Примерное меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7-11 и лет). Примерное меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7-11 и лет).

Фрагмент меню школьных горячих завтраков Наименование продукта Выход,гБелки,гЖиры, гУглеводы,гЭн.цен,ккал 7-10лет О Овощи свежие40 0,44 0,08 1,52 9,20 437Гуляш из говядины25/38 3,48 1,63 1,00 33,0033,0 508Каша гречневая рассыпчатая 100 7,60 7,20 27, ,0 648Кисель из концентрата витаминизированный 200 0,00 30,6 118, Хлеб ржано- пшеничный, обогащенный микронутриентами 32,5 0,40 0,01 2,49 12,20 Йогурт 2,5% ж95 5,60 6,40 8,20 94,00 Итого:17,52 15,32 71, ,4

Для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей посещающих группу продленного дня должен быть организован дополнительно полдник. Для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей посещающих группу продленного дня должен быть организован дополнительно полдник. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4-х часов. С учетом возраста обучающихся в примерном меню должны быть соблюдены требования настоящих санитарных правил по массе порций блюд, их пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах для различных групп обучающихся в общеобразовательных учреждениях. С учетом возраста обучающихся в примерном меню должны быть соблюдены требования настоящих санитарных правил по массе порций блюд, их пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах для различных групп обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Питание обучающихся должно соответствовать принци- пам щадящего питания, предусматривающее использова-ние определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами. Питание обучающихся должно соответствовать принци- пам щадящего питания, предусматривающее использова-ние определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами. Ежедневно в рацион питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня. Ежедневно в рацион питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня. Завтрак должен состоять из закуски, Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты. рекомендуется включать овощи и фрукты.

Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать порцио- нированные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать порцио- нированные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.

В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема. В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема. Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать, в качестве второго ужина, фрукты или кисломолочные продукты и булочные или кондитерские изделия без крема. Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать, в качестве второго ужина, фрукты или кисломолочные продукты и булочные или кондитерские изделия без крема. Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню. В исключительных случаях допускается замена одних продуктов, блюд и кулинарных изделий на другие при условии их соответствия по пищевой ценности. Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню. В исключительных случаях допускается замена одних продуктов, блюд и кулинарных изделий на другие при условии их соответствия по пищевой ценности. Ежедневно в обеденном зале вывешивают утвержденное руководителем образовательного учреждения меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий. Ежедневно в обеденном зале вывешивают утвержденное руководителем образовательного учреждения меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий.

Распределение в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи обучающихся в образовательных учреждениях Прием пищи Доля суточной потребности в пищевых веществах и энергии Завтрак в школе (первая смена) 20 – 25 % Обед в школе 30 – 35 % Полдник в школе 10 % ИТОГО: 60 – 70 %

Рекомендуемая масса порций блюд (в граммах) для обучающихся различного возраста Название блюд Масса порций в граммах для обучающихся двух возрастных групп С 7 до 11 летС 11 лет и старше Каша, овощное, яичное, творожное, мясное блюдо Напитки (чай, какао, сок, компот молоко, кефир и др.) 200 Салат Суп Мясо, котлета Гарнир Фрукты 100

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОРЯЧИМ ПИТАНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОРЯЧИМ ПИТАНИЕМ

1. Горячее питание предусматривает наличие горячего первого и (или) второго блюда, доведенных до кулинарной готовности, порционированных и оформленных. 2.Отпуск горячего питания обучающимся необходимо организовывать по классам (группам) на переменах, продолжительностью не менее 20 минут, в соответствии с режимом учебных занятий.

Организацию обслуживания обучающихся горячим питанием рекомендуется осуществлять путем предварительного накрытия столов и (или) с использованием линий раздачи.Организацию обслуживания обучающихся горячим питанием рекомендуется осуществлять путем предварительного накрытия столов и (или) с использованием линий раздачи. Предварительное накрытие столов (сервировка) может осуществляться дежурными детьми старше 14 лет под руководством дежурного преподавателя.Предварительное накрытие столов (сервировка) может осуществляться дежурными детьми старше 14 лет под руководством дежурного преподавателя.

4.Не допускается присутствие обучающихся в производственных помещениях столовой. Не разрешается привлекать обучающихся к работам, связанным с приготовлением пищи, чистке овощей, раздаче готовой пищи, резке хлеба, мытью посуды, уборке помещений. 5.Не допускается привлекать к приготовлению, порционированию и раздаче кулинарных изделий, проведению санитарной обработки и дезинфекции оборудования, посуды и инвентаря персонал, в должностные обязанности которого не входят указанные виды деятельности.

Обработку яиц проводят в отдельном помещении либо в специально отведенном месте мясо-рыбного цеха. Для этих целей используются промаркированные ванны и (или) емкости; возможно использование перфорированных емкостей. Обработку яиц проводят в отдельном помещении либо в специально отведенном месте мясо-рыбного цеха. Для этих целей используются промаркированные ванны и (или) емкости; возможно использование перфорированных емкостей. Для обработки сырой птицы выделяют отдельные столы, разделочный и производственный инвентарь. Для обработки сырой птицы выделяют отдельные столы, разделочный и производственный инвентарь. Фрукты, включая цитрусовые, промывают в условиях цеха первичной обработки овощей (овощного цеха), а затем вторично в условиях холодного цеха в моечных ваннах. Фрукты, включая цитрусовые, промывают в условиях цеха первичной обработки овощей (овощного цеха), а затем вторично в условиях холодного цеха в моечных ваннах.

Не допускается предварительная заготовка очищенного картофеля и других овощей с длительным замачиванием их в холодной воде более 2 часов. Не допускается предварительная заготовка очищенного картофеля и других овощей с длительным замачиванием их в холодной воде более 2 часов. Отваренные для салатов овощи хранят в холодильнике не более 6 часов при температуре плюс 4±2°С. Отваренные для салатов овощи хранят в холодильнике не более 6 часов при температуре плюс 4±2°С.

Изготовление салатов и их заправка осуществляется непосредственно перед раздачей. Не заправленные салаты раздачей. Не заправленные салаты допускается хранить не более 3 часов допускается хранить не более 3 часов при температуре плюс С. при температуре плюс С. Хранение заправленных салатов не допускается. Хранение заправленных салатов не допускается. Использование сметаны и майонеза для заправки салатов не допускается. Уксус в рецептурах блюд подлежит замене на лимонную кислоту. В организациях общественного питания образовательных учреждений должны соблюдаться сроки годности и условия хранения пищевых продуктов, установленные изготовителем и указанные в документах, подтверждающих происхождение, качество и безопасность продуктов. В организациях общественного питания образовательных учреждений должны соблюдаться сроки годности и условия хранения пищевых продуктов, установленные изготовителем и указанные в документах, подтверждающих происхождение, качество и безопасность продуктов.

Для обеспечения физиологической потребности в витаминах допускается проведение дополнительного обогащения рационов питания микронутриентами, включающие в себя витамины и минеральные соли. Для дополнительного обогащения рациона микронутриентами могут быть использованы в меню специа- лизированные продукты питания, обогащенные микронутриентами, а также инстантные витаминизи- рованные напитки промышленного выпуска и витаминизация третьих блюд специальными витаминно-минеральными премиксами. Витаминизация блюд проводится под контролем медицинского работника (при его отсутствии иным ответственным лицом).

Охват горячим питанием школьников Липецкой области в 2009 г. (%)

45 школ 35 тыс. учащихся Улучшение материально- технической базы столовых Улучшение материально- технической базы столовых 19 школ + 26 школ 2008г. 2009г. 19 школ + 26 школ 2008г. 2009г. Внедрение новой технологии приготовления, улучшение качества рационов питания Внедрение новой технологии приготовления, улучшение качества рационов питания Увеличение охвата школьников горячим питанием Увеличение охвата школьников горячим питанием Экспериментальный проект в г. Липецке гг.

Охват горячим питанием школьников Липецкой области в гг. (%)

Распределение школьников г. Липецка по группам здоровья (%) группа здоровья 2007г.2008г.2009г. 1 группа13,912,517,7 2 группа61,163,260,7 3 группа23,423,320,7 4 группа1,61,00,9

Задачи по совершенствованию организации питания школьников в Липецкой области Модернизация материально-технической базы школьного питания, в том числе строительство комбината школьного питания. Создание современной системы управления организации школьного питания. Обеспечение высокого качества и безопасности продуктов питания для детей, полноценности школьных рационов, в том числе использование продуктов, обогащенных витаминами микроэлементами. Внедрение современных технологий приготовления пищи. Активизация работы по пропаганде принципов здорового питания. Повышение гигиенических знаний работников школьного питания. Оценка эффективности реализации экспериментального проекта в общеобразовательных учреждениях г. Липецка. Разработка предложений по модернизации системы организации питания школьников в районах области с учетом опыта г. Липецка и специфики сельских районов.

Благодарю за внимание!