Данная презентация «Состояние и основные проблемы малокомплектной школы в Восточном Казахстане» выполнена в программе Power Point в октябре 2002 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«МБУ КИМЦ – системный оператор по реализации стратегии развития муниципальной системы образования на основе эффективного обеспечения деятельности образовательных.
Advertisements

Гуманизация образовательного процесса как один из путей реализации основных направлений модернизации российского образования Из опыта работы над единой.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Концепция деятельности кафедры естественных наук МОУ «Гимназия 1» г. Усолья – Сибирского.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
«Работа с одарёнными детьми в сельской школе» 2008 год.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Муниципального общеобразовательного учреждение общеобразовательного учреждение Столбовской средней общеобразовательной школы 2008 –
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
Муниципальное образовательное учреждение «Большетарховская общеобразовательная средняя школа» 2008/2009 учебный год.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
обновление содержания образования ; внедрение новых педагогических технологий и методик ; инновации в организации образовательного процесса ; организация.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Формирование профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Методический месячник по теме «Дифференциация и индивидуализация в предметном обучении как важный фактор повышения качества образования» Муниципальное.
«Все, что служит системе образования, служит и будущему нашей страны» Н.А.Назарбаев.
Совершенствование педагогического мастерства через участие в методической работе.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Транксрипт:

Данная презентация «Состояние и основные проблемы малокомплектной школы в Восточном Казахстане» выполнена в программе Power Point в октябре 2002 года ИПК ПРО ВКО авторским коллективом в составе: Директор ИПК ПРО ВКО - Байхонова С.З. Профессор ВКГУ - Адильгазинов Г.З. Зав. Кабинетом ИПК ПРО ВКО - Щеглов С.Г. Программист ИПК ПРО ВКО - Дёмин Ю.В.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Цель: воспитание личности на основе общечеловеческих и национально-духовных ценностей, создание благоприятных условий для развития личности и её социального самоопределения. Задачи: Создать условия для формирования интеллектуальной, нравственной и физически-развитой личности. Сформировать личностные качества школьников на основе идей казахстанского патриотизма,гражданственности, гуманизма и общечеловеческих ценностей. Способствовать самовоспитанию, самообразованию и саморазвитию личности. Формировать у учащихся необходимые базовые знания о человеке, природе и обществе, усиливая практическую направленность обучения.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Применять в обучении принципы дифференциации и индивидуализация. Способствовать самовыражению учащихся в условиях разновозрастного коллектива. Прививать национальный дух, чувства национального достоинства и гордости, уважительное отношение к культуре, языку и истории своего народа и других национальностей.

Перспективы развития сельских учреждений образования ВКО: разработка концепции сельской малокомплектной школы, организация её широкого обсуждения и внедрения в практику; разработка концепции сельской малокомплектной школы, организация её широкого обсуждения и внедрения в практику; специализированная подготовка и переподготовка педагогических кадров для сельских и малокомплектных школ; специализированная подготовка и переподготовка педагогических кадров для сельских и малокомплектных школ; обеспечение стабильности педагогических кадров; обеспечение стабильности педагогических кадров; реализация комплекса мер по совершенствованию учебно-методического и материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса; реализация комплекса мер по совершенствованию учебно-методического и материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса; реализация идеи личностно-ориентированного образования, внедрение современных образовательных технологий и специальных организационных форм для индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания, развития творчества и разносторонней одарённости сельских школьников; реализация идеи личностно-ориентированного образования, внедрение современных образовательных технологий и специальных организационных форм для индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания, развития творчества и разносторонней одарённости сельских школьников; внедрение методов дистанционного обучения, компьютерной технологии; внедрение методов дистанционного обучения, компьютерной технологии; повышение эффективности управления сельскими и малокомплектными школами; повышение эффективности управления сельскими и малокомплектными школами; изучение, обобщение и распространение передового опыта работы сельских и малокомплектных школ. изучение, обобщение и распространение передового опыта работы сельских и малокомплектных школ.

ОБЩЕЕ ЧИСЛО СЕЛЬСКИХ ШКОЛ ВКО НА НАЧАЛО ГОДА Район Общее число школ Начальных Неполных средних Средних Абайский Аягузский Бескарагайский Глубоковский Жарминский Зайсанский Зыряновский Катон-Карагайский Коепектинский Курчумский Риддерский2-2- Семипалатинский Тарбагатайский Уланский Урджарский Шемонаихинский ИТОГО:

Условия реализации концепции развития МКШ Улучшение мат.-тех. обеспечения, информа- тизация школ Разаработка ориги- нальных учебно-методи- ческих комплексов Формирование нор- мативно-правовой базы МКШ Развитие экспери- ментальных площадок и авторских МКШ Подготовка и пере- подготовка пед. Кадров с учётом особен- ностей МКШ Разаработка и из- дание вариативных программ, учебни- ков, пособий Внедрение новых тех- нологий обучения

Классификация проблем МКШ и возможные варианты их разрешения Проблемы мат.-тех. базы МКШ: а) отсутствие типового здания, ремонт, энергетическое снабжение; б) оснащение мебелью, наглядностью; в) создание социально-бытовых условий для учителей. Проблемы, связанные с органи- зацией учебно-воспитательного процесса, как следствие характерных особенностей МКШ Проблемы объективной оценки и оплаты труда учителей МКШ Проблемы подготовки и пере- подготовки и повышения ква- лификации учителей МКШ Деятельность областных акммов, совместно с областными отделами образования Консолидация усилий научно-педагогичес- кой общественности и творчески-работаю- щих учителей Выработка нового подхода к финанси- рованию на уровне правительства Совершенствова- ние системы рабо- ты ВУЗов, ИПК Решение

Мероприятия по развитию сельских учреждений образования ВКО: СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 1 Разработка и издание методических руководств для учителей общеобразовательных дисциплин МКШ 2 Обеспечение внедрения в учебные планы и программы регионального компонента содержания образования ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ 1 Разработка, апробация и внедрение технологии организации педагогического процесса в совмещённых класс-комплектах 2 Разработка и внедрение рекомендаций учителям для организации педагогического процесса в классах с малой и предельно малой наполняемостью 3 Разработка и апробация методов дистанционного обучения, компьютерные технологии обучения 4 Разработка и апробация рейтинговой системы контроля учебного процесса и рейтинга учителя МКШ 5 Создание экспериментальных площадок по отработке новых технологий организации педагогического процесса, подготовки учителей для МКШ

Мероприятия по развитию сельских учреждений образования ВКО: КАДРЫ 1 Разработка учебных планов, программ для опережающей подготовки и переподготовки учителей для МКШ 2 Организация систематической курсовой подготовки руководителей и учителей сельских и малокомплектных школ 3 Проведение выездных зональных курсов повышения квалификации для руководителей и учителей сельских и малокомплектных школ УПРАВЛЕНИЕ 1 Разработка модели воспитательной системы сельской малокомплектной школы, модели управления 2 Воссоздание сети опорных школ по организации методической помощи МКШ 3 Проведение конкурсов «Лучшая сельская школа», «Сельский учитель года» и «Лучшая МКШ» 4 Изучение, обобщение и распространение опыта лучших сельских школ области

Мероприятия по развитию сельских учреждений образования ВКО: ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ 1 Мониторинг участия детей сельских школ в олимпиадах, конкурсах, смотрах 2 Открытие профильных зональных школ для одарённых детей села и областной школы-интерната с русским языком обучения для одарённых сельских школьников СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА Оказание социальных услуг сельским учителям: приоритетные выделения кредитов сельским учителям; приоритетные выделения кредитов сельским учителям; введение специальных доплат учителям совмещённых класс-комплектов начальных классов, а также среднего и старшего звена школы; введение специальных доплат учителям совмещённых класс-комплектов начальных классов, а также среднего и старшего звена школы; введение оплаты за руководство кружками и клубами; введение оплаты за руководство кружками и клубами; отпуск горючесмазочных материалов сельской школе и учителям по льготным ценам. отпуск горючесмазочных материалов сельской школе и учителям по льготным ценам. МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА 1 Разработка областной программы развития материально-технической базы, учебно-методических комплексов сельских и малокомплектных школ 2 Обеспечение учащихся МКШ горячим питанием ОТВЕТСТВЕННЫЕ: Департамент образования, ИПК, ВУЗы, Акимы областей и городов

Модель готовности учителя к управлению педагогическим процессом в малокомплектной школе (Адильгазинов Г.З.) Знания о межпред- метной интеграции Умения осуществле- ния современных пе- дагогических тех- нологий Знания о личности школьника Знание специфики МКШ Умения использования теории поэтапного фор- мирования умствен- ных действий Умения организации разновозрастного взаи- модействия участни- ков пед. процесса Умения диагностики личностных качеств школьника Умения диагностики состояния педагоги- ческого процесса Знания о роли социаль- ного взаимодействия в развитии личности Знания об объекте деятельности учителя Профессиональная направленность учителя на работу в МКШ (интересы, мотивы, потребности) на работу в МКШ (интересы, мотивы, потребности) Содержательный Профессионально-личностный компонент Содержательный Процессуальный

Школьная психологическая служба ВКО Количественный состав школьных психологов

Модель взаимодействия ИПК – малокомплектная школа Конференция для руководителей рай (гор) отделов образования Тема: Современные требования к обучению и воспитанию учащихся в МКШ в условиях гуманизации образования в условиях гуманизации образования Формы организации работ с руководителями МКШ ВКО Круглый стол для методистов рай (гор) оо рай (гор) оо Тема: Новые педтехнологии педтехнологии обучения в МКШ Тренинг для психологов МКШ Тема: Мониторинг деятельности учителей деятельности учителей в МКШ в МКШСеминар для директоров, зам. директоров МКШ зам. директоров МКШ Тема: Новые подходы в управлении МКШ в управлении МКШ Центр помощи руководителям, учителям МКШ при ИПК Консультации по проблемным темам, по новым технологиям, разработка учебных, календарных планов Рай (гор) филиал центра помощи учителям МКШ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ МКШ КУРСЫСЕМИНАРЫКОНСУЛЬТАЦИИ Естествен- ный цикл Эстет. цикл Гуманит. цикл Круглый стол Тренинги Дискуссион- ный клуб Психолога Методиста Обсуждение в МО Разработка пакетов документов для работы в МКШ руководителям, учителям работы в МКШ руководителям, учителям

Реализация Программы воспитания в МКШ ВКО Цель программы: определение обновлённого содержания воспитательного процесса в условиях современных образовательных учреждений ВКО, а также концептуальных подходов и педагогического инструментария воплощения этого содержания. Задачи программы: выделение приоритетов в сфере организации воспитательного процесса в соответствии с «Комплексной программой в организациях образования РК» и с учётом исторических, социально-экономических, национальных, культурных, экологических и других особенностей региона, достижений и традиций педагогических коллективов образовательных учреждений; обеспечение преемственности в сфере организации процесса воспитания в общеобразовательных учреждених региона и координация деятельности педагогических коллективов. Новые принципы воспитания: гуманистическое воспитание; природосообразность; культуросообразность; эффективность социального взаимодействия; концентрация воспитания. Департамент образования Восточно - Казахстанской области ПРОГРАММА Воспитание в общеобразовательных организациях Восточного Казахстана (научно-методические рекомендации) Усть-Каменогорск, 2002

Реализация Программы воспитания в МКШ ВКО Основные направления воспитания: умственное воспитание; физическое воспитание (формирование физически и психологически здоровой личности); нравственная культура; трудовое образование и воспитание; политическая культура; правовое воспитание; экономическое образование и воспитание; эстетическое воспитание; экологическое воспитание. Стержнем воспитания является формирование социально-необходимых знаний и навыков, эмоциональной сферы, привычек поведения, профессиональных интересов, гражданской позиции. Все усилия должны быть направлены на формирование поликультурной личности. Обладающей патриотизмом, гражданственностью, интернационализмом, высокой моралью и нравственностью, а также на развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся. Департамент образования Восточно - Казахстанской области ПРОГРАММА Воспитание в общеобразовательных организациях Восточного Казахстана (научно-методические рекомендации) Усть-Каменогорск, 2002

2000 год 2001 год 1 пол года КурсыСеминарыКурсыСеминарыКурсыСеминары Работа ИПК с учителями сельских школ

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В МКШ Технологии уровневой дифференциации (Караев Ж.А., Кобдикова Ж.У.) Концентрированно-интенсивное обучение (Нурахметов Н.Н., Абдыгалиев К.А.) Технологии обучения на основе системного подхода (Галиев Т.Т., Куттыкужанова З.А.) Проект «Критическое мышление» (распространяется Центром Демократического Образования Сороса) Специфика организации самостоятельной работы в условиях МКШ (Суворова Г.Ф.) Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (Эрдниев П.М.) Коллективный способ обучения КСО (Ривин А.Г., Дьяченко В.К.)

АДРЕСА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЕЙ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ МКШ ВКО Глубоковский район Пышная Е.Т., Предгорнинская сш 2 Организация УВП по технологии развивающего обучения в начальных классах. Развитие мотивации достижений; личностно-ориентированный тип обучения учащихся Квашина Л.Н., Ушановская сш Индивидуальный подход к учащимся на основе внедрения модульной технологии обучения. Екимова Л.В., Степновская сш Совершенствование управления качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга.

АДРЕСА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЕЙ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ МКШ ВКО Глубоковский район Куфтарева Г.Н., Куйбышевская сш Использование педагогики сотрудничества в организации УВП. Есенгулова С.О., Веселовская сш Развитие устной речи на уроках казахского языка на основе внедрения методики Жунуспекова. Шемонаихинский район Соболева Н.К. Использование элементов этнопедагогики в учебном процессе. Исмагулова З.А., Рулихинская сш Внедрение личностно-ориентированного обучения; формирование социально-психологического профиля ученика.

АДРЕСА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЕЙ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ МКШ ВКО Шемонаихинский район Горбак Л.В., Сугатовская сш Активизация познавательной деятельности на основе использования интеграции в обучении. Ветлугина С.Н., Ново-Жизненская НСШ Развитие познавательных способностей и мотивации обучения на основе личностно-ориентированного подхода. Шевырев С.А., Убинская сш Внедрение новых технологий обучения на уроках физики. Вертеха Н.В., Бурцева Н.М., Анисимова О.В., Серохвостова Н.Н., Выдрихинская сш Использование регионального компонента в преподавании школьных предметов.

АДРЕСА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЕЙ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ МКШ ВКО г. Семипалатинск Тегай Н.В. Дифференцированное обучение на уроках математики. Кокпектинский район Габдуалиева О.Г., сш им. Сейфуллина Реализация идеи интеграции в преподавании биологии; Духовно-нравственное воспитание. Кудербаева Г.У., Амангельдинская сш Использование метода проектов в учебном процессе. Чамбилова М.К., Мариногорская сш Организация самостоятельной работы на уроке

АДРЕСА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЕЙ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ МКШ ВКО Кокпектинский район Уалиева К.К., НШ Ушкумей Интегрированные уроки в малокомплектных классах. Осанова Г.Н. Использование педагогической технологии, основанной на теории поэтапного формирования умственных действий учащихся. (Гальперин Л.И., Талызина Н.П.) Кобжасаров Б.Г., сш им. Абая Использование возможностей Интернет в учебном процессе. Родионова Л.Н. Использование КСО на уроках русского языка и литературы.

АДРЕСА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЕЙ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ МКШ ВКО Курчумский район Каиров Н.К., Чердоякская сш Пути управления МКШ в условиях рыночной экономики. Болатов К.А.Буробайская сш Руководство и внутришкольный контроль в условиях обновления содержания образования Жаксыбаева Н., Терескай-Бенекбайская нсш Использование педагогического сотрудничества в учебном процессе Уланский район Жакупова И.Ж., Гагаринская сш Использование элементов этнопедагогики на уроках казахского языка.

АДРЕСА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЕЙ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ МКШ ВКО Осанова Г.Н. Использование педагогической технологии, основанной на теории поэтапного формирования умственных действий учащихся. (Гальперин Л.И., Талызина Н.П.) Кобжасаров Б.Г., сш им. Абая Использование возможностей Интернет в учебном процессе. Родионова Л.Н. Использование КСО на уроках русского языка и литературы. Зыряновский район Коневская Г.А., МКШ с. Никольское Организация внутишкольного контроля в условиях классов-комплектов Кузьмин В.П., Соловьевская МКШ Внедрение технологий уровневой дифференциации на уроках физики

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В МКШ

АДРЕСА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ ВКО

АДРЕСА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ ВКО

Публикации в СМИ ВКО ИПК ПРО по теме: «Малокомплектная школа: проблемы и перспективы» - Из опыта использования коллективных занятии на уроках математики. Т.А. Жоламанова, малокомплектная средная школа им Т. Абдрахманова Жарминского района. - Проблемы межпредметных связей и учет их в работе учителя-предметника. Д.К. Акылдина, директор СШ 236 п. Солнечный Жарминского р-на. - Внедрение идей народной педагогики в педагогический процесс МКШ. Т.А. Нарышнева, директор Украинской основной школы Уланского района. - Новые педагогические технологии обучения. М.Ж. Кыдырмышева, учитель химии Солдатовской малокомплектной средней школы. - Нестандартные формы урока в МКШ как средство повышения эмоционального фона. Т.С. Куличенко, сш им.17 лет Октября Уланского района. - Из опыта использования мурманской методики. М.Ж. Кыдырмышева, учитель химии Солдатовской малокомплектной средней школы.

Публикации в СМИ ВКО ИПК ПРО по теме: «Малокомплектная школа: проблемы и перспективы» - О новых подходах к организации педагогического процесса в малокомплектной школе. Г.З. Адильгазинов, профессор ВКГУ, кафедра педагогики. - Об особенностях использования модульно-рейтинговой технологии в учебном процессе малокомплектной школы. З.И. Шаньшина, учитель руского языка и литературы Большенарымского лицея. - Блочно-модульная технология обучения и ее эффективность. Г.М. Жамбасова, учитель химии Солдатовской малокомплектной средней школы. - Интегрированный урок по физике и географии на темы « Воздухоплавание » и « Обобщение по курсу материки и океаны» в 7 классе. Д.К. Акылдина, директор СШ 236 п. Солнечный Жарминского р-на.

Учебно-тематический план изучения спецкурса «Особенности организации управления педагогическим процессом в МКШ» Автор: кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики ВКГУ Адильгазинов Г.З. Рекомендовано к изучению РУМО подготовки учителей при КГУ им. А Байтурсынова Название темыЛекцСем.Практ 1 Педагогический процесс как объект деятельности учителя22- 2 Малокомплектная школа – специфическое учебное заведение в системе образования2-- 3 Особенности традиционного управления педагоги-ческим процессом в малокомплектной школе4-- 4 Концептуальные основы организации педагогичес-кого процесса в МКШ (личностно-ориентирован-ный педагогический процесс)42- 5 Межпредметная интеграция в педагогическом про - цессе малокомплектной школы222 6 Эффективные пути и технологии управления педагогическим процессом в МКШ424 ИТОГО:

Содержание спецкурса Тема 1 Педагогический процесс как объект деятельности учителя Целостный педагогический процесс, его сущность. Педагогический процесс как динамическая система, её структура. Взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов педагогического процесса, их характеристика. Закономерности педагогического процесса, анализ их содержания. Воспитательные механизмы педагогического процесса. Противоречия – движущие силы педагогического процесса. Характеристики (переменные) педагогического процесса. Отношения управления в педагогическом процессе. Основные понятия : педагогический процесс; компоненты педагогического процесса; закономерности; воспитательные механизмы; движущие силы педагогического процесса; управление. Межпредметные связи : Философия: системно-структурный подход к изучению процессов, явлений; понятие целостности; категории сущность и явление; законы диалектики; культура как форма общественного сознания. Психология: деятельность, ведущий вид деятельности. Внутрипредметные связи : Педагогика: Общие основы педагогики – целостный педагогический процесс, его закономерности. Единство процессов обучения и воспитания. Теория воспитания – сущность воспитания. Дидактика – сущность процесса обучения, его двусторонний характер. Движущие силы процесса обучения.

Содержание спецкурса Тема 2 Малокомплектная школа – специфический тип общеобразовательной школы Преобладание в системе образования сельских школ, статистические данные о динамике изменения сельских, в частности, малокомплектных школ за последних лет. Проблемы оптимального размещения школьной сети и пути её решения на селе, исторические судьбы, последствия «неперспективности». Внешние признаки малокомплектной школы. Малокомплектная начальная, малокомплектные неполная средняя и средняя школы – общее и особенное. Общий круг проблем МКШ. Основные понятия: наполняемость классов, школ; класс-комплект; малокомплектная школа. Межпредметные связи: Философия: соотношение категорий общее, особенное, единичное. Социология – миграция населения. Экономика образования – бюджет школы, зарплата, оптимальное размещение школьной сети. Внутрипредметные связи: Педагогика. Школоведение – руководство и организация педагогического процесса: распределение учебной нагрузки, административных обязанностей; методическая работа; комплектование классов-комплектов.

Содержание спецкурса Тема 3 Особенности традиционного управления педагогическим процессом в малокомплектной школе Факторы, определяющие специфику работы МКШ. Особенности подсистем динамической системы «педагоги - учащиеся» в условиях МКШ: малая наполняемость и предельно малая наполняемость; разновозрастные объединения учащихся; психоэмоциональные потенциалы малочисленного класса. Малочисленный класс как первичный коллектив. Особенности урока в малочисленном классе. Оценка и отметка знаний учащихся в МКШ. Многопредметное преподавание и его последствия. Затруднения учителей МКШ. Сравнительный анализ учебной деятельности сельского и городского школьника. Результаты процесса обучения. Основные понятия: малочисленный класс; класс с предельно малой наполняемостью; многопредметность; психоэмоциональные состояния. Межпредметные связи: Философия: диалектика общего, особенного и единичного; детерминированность процессов и явлений. Психология: психические состояния; эмоциональная и интеллектуальная сферы, психология общения; малая группа; коллектив, дефекты коллективообразования. Социальная психология: межличностные отношения – учитель-ученик. Внутрипредметные связи: Введение в специальность – становление будущего учителя. Педагогика. Теория воспитания – коллектив и его воспитательная роль. Дидактика. Урок – основная форма процесса обучения; современные требования к уроку; предметный кабинет.

Содержание спецкурса Тема 4 Концептуальные основы организации педагогического процесса в малокомплектной школе (личностно-ориентированный педагогический процесс) Личность как интегральная целостность. Структура и компоненты личности. Социальная среда как фактор развития личности. Взаимодействие, содействие, сотрудничество. Роль социальных взаимодействий в развитии и формировании личности. Разновозрастное взаимодействие. Сущность понятий гуманность, гуманизм. Содержание и основные направления гуманизации образования. Личностно-ориентированное обучение. Основные понятия: личность; целостность; среда; взаимодействие; гуманность и гуманизм; гуманизация образования. Межпредметные связи: Философия: личность; целое и целостность; деятельность; взаимодействие. Психология: структура личности, ее компоненты. Социальная психология: социализация личности; социальное взаимодействие. Внутрипредметные связи: Педагогика: образование; обучение; личностная ориентированность обучения.

Содержание спецкурса Тема 5 Межпредметная интеграция в педагогическом процессе малокомплектной школы Сущность межпредметных связей, место и роль их в педагогическом процессе. Определение межпредметной интеграции и ее соотношение с межпредметными связями. Различные классификации МПС. Содержательно- информационные, операционно-действенные и методические связи. Конкретные формы осуществления МПС. Межпредметные умения. Общеучебные и интеллектуальные умения и навыки как вид межпредметных умений. Анализ, синтез как исходные операции мыслительной деятельности. Интегративный подход к управлению педагогическим процессом. «Вертикальная» интеграция – проведение однотемных и однопредметных уроков в объединенных классах. Основные понятия: Межпредметные связи. Межпредметная интеграция. Виды связей: содержательно-информационные, операционно-действенные и методические связи. Межпредметные умения. Общеучебные и интеллектуальные умения и навыки. «Вертикальная» интеграция. Межпредметные связи: Философия: целостность и системность. Единство и взаимосвязь процессов и явлений. Психология: мышление и интеллект. Основные мыслительные операции. Умственная деятельность и умственные действия. Внутрипредметные связи: Педагогика. Дидактика. Закономерности и принципы обучения. Умения и навыки учебно-познавательной деятельности.

Содержание спецкурса Тема 6 Эффективные пути и технологии управления педагогическим процессом в малокомплектной школе Перестройка управленческой деятельности учителя-предметника с учётом специфики МКШ. Блоковое построение учебного материала, программ. Осуществление действенного индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Технология уровневой дифференциации. Технология В.М.Монахова. Оптимальное сочетание на уроке индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм учебной работы. Внедрение в процесс обучения работы учащихся в парах сменного состава (В.К.Дьяченко). Нетрадиционные уроки. Применение дидактических игр как метода активизации познавательной деятельности учащихся и повышения эмоционального фона малочисленного класса. Организация действенной самостоятельной работы учащихся. Компьютерная технология обучения. Пятидневный режим учебной недели. Комплексы «Школа-сад».

Содержание спецкурса Основные понятия: деятельность, управление; индивидуализация и дифференциация обучения; уровневая дифференциация; модульное обучение; работа в парах сменного состава; проникающая компьютерная технология. Межпредметные связи: Философия – требования к научному управлению; Психология – психология деятельности; психология обучения; психологические условия оптимизации процесса обучения. Внутрипредметные связи: Педагогика. Дидактика: требования к современному уроку; методы обучения; формы организации учебно- познавательной деятельности учащихся. Школоведение – внедрение и распространение передового педагогического опыта. Автор спецкурса Профессор Адильгазинов Г.З.