Методические рекомендации Начальная школа Методические рекомендации Начальная школа С С Академия повышения квалификации ипереподготовки работников образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие интереса к английскому языку через раннее обучение.
Advertisements

Основные стратегии усвоения иностранного языка в конкретных учебных условиях.
Современные цели обучения иностранным языкам в начальной школе и их реализация в УМК по английскому языку Данилина Анжела Викторовна, Учитель английского.
Сравнительный анализ программ по русскому языку 4-5 классов. Учитель начальных классов ДМФМШ 17 Билан З.М.
Д ОКЛАД ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ З АКУРДАЕВОЙ Н.А. По теме: Духовно – нравственный компонент как неотъемлемая часть педагогической деятельности.
Изучение немецкого и французского языков как второго иностранного языка в школе.
Современные образовательные технологии на уроках иностранного языка Презентацию подготовили учителя МО иностранных языков МБОУ гимназия год.
О новых требованиях к осуществлению преемственности в свете ФГТ и ФГОС.
Автономное учреждение дополнительного образования детей Городской Дом детского творчества Автономное учреждение дополнительного образования детей Городской.
«Элементы технологий социально-развивающего обучения иностранным языкам в средней школе» Середа Татьяна Леонтьевна (первая квалификационная категория)
Т РЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Кузьмин Сергей Александрович, учитель английского языка МБОУ «Елизаветинская СОШ»
Левитина Ольга Александровна Педагог дополнительного образования по английскому языку.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МБОУ «СОШ18» г.Балаково Учитель немецкого языка Котунова М.Н
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
« Кто владеет информацией, тот владеет всем » Ли Якокка.
Тема доклада:. План доклада: Образовательная политика России в современных условиях. Модернизация языкового школьного образования. Изучение двух иностранных.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший,
Транксрипт:

Методические рекомендации Начальная школа Методические рекомендации Начальная школа С С Академия повышения квалификации ипереподготовки работников образования МО РФ Авторы программы: Соловцова Э.И.,Иванов Д.Г. 1

Проблема раннего обучения иностранным языкам давно привлекает внимание широкой педагогической общественности, вызывает повышенный интерес со стороны родителей учащихся, органов образования, учителей – практиков, 2

3 Тот факт, что в современной школе иностранный язык предлагается изучать со 2-го класса является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности данного предмета для реализации перспективных задач развития личности таких, например, как рост среднего уровня образованности, повышение требований к общей культуре, формирование готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству. ( из Приложения к письму Министерства образования Российской Федерации от г 957 / 13-13)

изучение иностранного языка в младшем школьном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку : создает базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму/третьему/ иностранным языкам, необходимость владения которыми становится все более очевидной; оказывает бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.; оказывает стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка; создает неоспоримую воспитательную и информативную ценность раннего обучения иностранному языку, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. 4

Сегодня отечественными и зарубежными учёными приведены достаточно веские аргументы в защиту современной языковой педагогики и методики обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста. 5

Ещё в 1985 году на международном симпозиуме ЮНЕСКО была высказана единая позиция в отношении раннего обучения иностранным языкам: - язык должен быть представлен как средство коммуникации, общения; - коммуникативная направленность обучения понимается более широко и не включает только усвоение языкового материала; - учителя иностранного языка должны решать не только задачу, связанную с развитием коммуникативных способностей детей и обучением их общению, но и стимулировать развитие личности ребёнка; - "не преподавать язык", а "учить овладевать языком" - это означает развивать самостоятельность в процессе овладения языком; - коммуникация должна быть организована как коммуникативная деятельность; - мотивация на занятиях должна развиваться от игровой до познавательной; 6

Современная парадигма языкового образования базируется на том, что раннее обучение иностранным языкам способствует самоидентификации личности ребёнка в большей степени, нежели обучение детей иностранным языкам в другом, более старшем возрасте, создаёт предпосылки для формирования интереса и уважения к иным культурам и языкам. 7

наличие программы обучения иностранным языкам детей младшего возраста и её соотнесённость с программой обучения, воспитания и развития детей в начальной школе; профессиональную и психологическую готовность учителя ИЯ к самоактуализации и самореализациии в процессе творческой педагогической деятельности на начальной ступени общего среднего образования; учебную, учебно- методическую, техническую и информационно - техническую обеспеченность процесса обучения; педагогическое сотворчество учителей начальной школы и учителей иностранного языка. При организации обучения иностранным языкам детей младшего возраста необходимо учитывать следующие факторы: 8

избранные технологии должны способствовать созданию доброжелательной, комфортной для ребёнка атмосферы, стимулировать мотивацию к овладению новым языком общения с учётом психолого - педагогических особенностей младших школьников (возраст, повышенная эмоциональность, подвижность, утомляемость, вызванная единообразием форм обучения и др..) технологии требуют соответствующих методов, приёмов, форм обучения и вызывающего интерес содержания 9

В игре, в ситуациях, построенных на сказочных сюжетах, развивается социально - эмоциональная сфера ребёнка, формируется "Азбука вежливости" в ходе усвоения элементов этикета, культуры общения, закладываются основы толерантного сознания, уважение к иной культуре; формируется готовность к более глубокому проникновению в культуру своего народа и к осознанию собственных национально- культурных достижений; Урок иностранного языка в начальной школе должен и может иметь образовательную, развивающую и воспитательную ценность, если он строится на игровой, сюжетно - ролевой основе. 10

Обучение иностранному языку на начальной ступени может осуществляться как учителем иностранного языка средней школы (после прохождения специальной подготовки), так и учителем начальной школы, имеющим право (согласно диплома) обучать иностранному языку детей младшего школьного возраста. 11

Уже в начальной школе важно обеспечить все три основных аспекта владения неродным ( в том числе, иностранным) языком: коммуникативный познавательный личностный Целесообразно начинать обучение иностранным языкам в начальной школе со 2го класса. Однако в ближайшее время система образования не может обеспечить все школы Российской Федерации квалифицированными учителями. Целесообразно начинать обучение иностранным языкам в начальной школе со 2го класса. Однако в ближайшее время система образования не может обеспечить все школы Российской Федерации квалифицированными учителями. Поэтому в течение 5-10 лет предусматривается выбор школой одной из двух моделей - со 2го и с 5го класса. 12

Однако, для достижения практических результатов желательно деление класса на подгруппы при наличии более 20 детей при условии изучения всеми учащимися одного из иностранных языков, например В этом случае вопросы об оплате труда учителя решаются местными органами образования Испанского Немецкого Английского Французского Базисным учебным планом ( в одном из экспериментальных вариантов) отводится на обучение иностранному языку во 2-4 классах 2 часа в неделю. Деление класса на группы осуществляется при наличии не менее 25 детей. 13

понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением; осуществлять своё речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально- культурные особенности страны, языком которой учащиеся овладевают ; пользоваться рациональными приёмами овладения иностранным языком, самостоятельно совершенствоваться в нём. Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способности школьника к общению на иностранном языке. Реализация цели связана с развитием у учащихся следующих коммуникативных умений: 14

Развитие способности к общению на иностранном языке предполагает также формирование у детей определённых качеств, не только делающих эффективным процесс овладения языком как средством межкультурной коммуникации, но и влияющих на становление личности школьника в социальном плане. 15

- интереса и положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке; - понимания себя как личности, принадлежащей к определённому языковому и культурному социуму, а также личности, обладающей общечеловеческим сознанием; - понимания важности изучения иностранного языка в целях взаимодействия и сотрудничества в современном поликультурном мире; - потребности в самообразовании. 16

Важным является также развитие у школьников общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей, лежащих в основе овладения иноязычным общением, а также эмоций, чувств учащихся, их готовности к общению, культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия. 17

Цели и задачи языкового образования в начальной школе связаны с коммуникативным, речевым, языковым и социокультурным развитием младшего школьника Формирование у младшего школьника способности и готовности к межкультурной коммуникации происходит в контексте общения в ситуациях, относящихся к социально и личностно значимым сферам: школьной социально- бытовой образовательно- культурной социально- культурной игровой 18

Обучение иностранному языку в начальной школе призвано расширить видение детьми картины мира, сформированной на базе родного языка и его социокультурного контекста, способствовать формированию у ребёнка целостной картины мира. Франция Германия США Через изучаемый иностранный язык ребёнок имеет возможность видеть привычное и новое в культуре народа своих сверстников, говорящих на языке, который он начал изучать. Испания Канада 19

Очень важным является отбор содержания обучения конкретному иностранному языку, которое обязательно должно быть соотнесено со сферами интересов младшего школьника. доступные ребёнку сведения о стране изучаемого языка в социокультурном ракурсе детская культура опыт общения с окружающим миром В качестве источников для отбора содержания обучения иностранным языкам детей младшего возраста могут быть использованы: Во многом этому способствует междисциплинарный характер содержания предметной области "Иностранный язык", а также возможность и способность этого содержания к взаимодействию с другими предметами начальной школы 20

В начальной школе интегративный подход может реализовываться в интегрированных курсах обучения: Иностранный язык и детское культуроведение Окружающий мир Труд ручной (бытовой) 21 Родная культура + культура страны изучаемого иностранного языка

слуховые тактильные A a моторные зрительные Создаются условия для непроизвольного усвоения материала В таком учебном процессе задействованы все анализаторы 22

Такой процесс обучения, такая организация учебной деятельности детей обладает всеми признаками взаимодействия, сотрудничества, ибо используемые приёмы, в основе которых лежит сюжетно- игровая деятельность, позволяют детям стать центральной фигурой учебного процесса, его равноправными субъектами. Такой процесс обучения, такая организация учебной деятельности детей обладает всеми признаками взаимодействия, сотрудничества, ибо используемые приёмы, в основе которых лежит сюжетно- игровая деятельность, позволяют детям стать центральной фигурой учебного процесса, его равноправными субъектами. В таком учебном процессе значительно усиливается мотивация обучения, повышается интерес детей к изучению иностранного языка, создаются условия для когнитивного, коммуникативного, общекультурного развития детей. В таком учебном процессе значительно усиливается мотивация обучения, повышается интерес детей к изучению иностранного языка, создаются условия для когнитивного, коммуникативного, общекультурного развития детей. 23

Очень важно и с психологической и педагогической точек зрения, чтобы у детей с самого начала обучения иностранному языку отсутствовали отрицательные эмоции. Процесс обучения призван пробудить в детях радость. Обучение в начальной школе является "безотметочным" процессом. Оценка в баллах на начальной стадии обучения уступает место содержательной оценке, при этом следует обязательно указывать детям на положительные моменты, поощрять детей, вселять в них уверенность, подбадривать, привлекать для этого участвующих вместе с детьми в игровых ситуациях персонажей. 24

Необходимо очень тактично высказывать свою неудовлетворённость результатами детей. Учителю лучше это делать не от своего имени, а от имени какого - либо персонажа, которому ещё не очень нравится, как тот или иной ребёнок что-то произносит, рассказывает и т.п. Необходимо очень тактично высказывать свою неудовлетворённость результатами детей. Учителю лучше это делать не от своего имени, а от имени какого - либо персонажа, которому ещё не очень нравится, как тот или иной ребёнок что-то произносит, рассказывает и т.п. Как правило, начало обучения ИЯ связано с обучением устным формам общения. В течение этого периода обучения, именуемого обычно "Вводный курс", рециптивное усвоение ИЯ преобладает над продуктивным. Становление артикуляционного аппарата у детей происходит на коммуникативно - ценном материале, что позволяет им с первых занятий включиться в общение. Как правило, начало обучения ИЯ связано с обучением устным формам общения. В течение этого периода обучения, именуемого обычно "Вводный курс", рециптивное усвоение ИЯ преобладает над продуктивным. Становление артикуляционного аппарата у детей происходит на коммуникативно - ценном материале, что позволяет им с первых занятий включиться в общение. 25

аудитивного внимания речевого слуха оперативной памяти умения употреблять разговорные формулы в той или иной ситуации общения, предусмотренной программой для первого года обучения, и имеющих место в окружающем детей мире. умения слушать и воспроизводить определённые звуки, не только входящие в состав коммуникативно - ценных слов и фраз, 26

27 При планировании уроков в период устного вводного курса (продолжительность которого может быть от 2х недель до 4-6 (1ая четверть) задачи, связанные с формированием механизма произнесения и интонирования, могут носить конкретный характер, например: научить детей чёткому произнесению гласных, научить детей различать на слух фразы, содержащие общий вопрос или специальный вопрос и т.п.

То же относится и к формулированию задач по обучению аудированию – формированию навыков, например: научить детей распознавать на слух слова, обозначающие количество предметов или учить детей слушать и понимать разговор впервые встретившихся мальчика и девочки. Необходимо подчеркнуть ситуацию, в которой происходит разговор, так как дети сразу будут соотносить употребляемые фразы с определённой ситуацией общения и определёнными коммуникативными намерениями. 28

Обучение говорению за этот период связано: - с задачами формирования речевого механизма, его основ; - с задачами, относящимися к реализации простейших коммуникативных намерений по установлению контакта с речевым партнёром - с задачами, касающимися таких коммуникативных намерений, как, представляя кого- то или рассказывая о ком-то, описать, рассказать, охарактеризовать кого-то. При обучении собственно аудированию дети в течение этого периода учатся выслушивать микровысказывания и реагировать на них как невербально ( действиями, жестами и пр.) так и вербально на элементарном уровне. 29

При установлении речевого контакта с партнером необходимо уметь: поприветствовать и ответить на приветствие, попрощаться, поблагодарить, спросить о том, как идут дела, расспросить друг друга об именах, представиться и представить кого-то( друга, в том числе и четвероногого), что связано с развитием умения вести диалог-этикет с небольшим количеством реплик 30

Обучение общению, как уже указывалось, происходит в сюжетно - игровых ситуациях. скажи есть ли у тебя домашние животные(кошка или собака), какие они, как их зовут; расскажи о своих друзьях и т.п., Отсюда такие речевые стимулы, как: расскажи о себе, что ты умеешь делать, есть ли у тебя друзья; Эти стимулы связаны с развитием умений делать небольшое связное высказывание ( микровысказывание), т.е. с развитием умений монологической речи. 31

3. М.3. Биболетова, Н.В. Добрынина Е.А. Ленская. Епjoy English -1.-М.: Титул, Программа Иностранные языки. 1-4 классы начальной школы общеобразовательных учреждений М. "Просвещение" стр , Н. Никитенко и др. Английски язык. Учебник для 2 класса.-М.: Просвещение, Е.Б.Полякова, Г.П. Раббот. Учебник английского языка. -М.: РТ-Пресс;, Приложение к письму Министерства образования РФ от / 13 – 13 «О введении иностранного языка во 2 классах начальной школы в условиях эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в 2002 / 2003 учебном году»

9. Э.И.Соловцова, Л.Б. Чепцова, М.В.Суханова.Испанский язык. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений (первый год обучения). -М.: Просвещение, А.С. Кулигина. Твой друг французский. Учебник для 2 класса. -М.: Просвещение Книга для учителя к учебнику испанского языка для 1го класса, изд-во " Просвещение", Н.Д. Гальскова и др. Немецкий язык. 2 класс. - М.: Дрофа, И.Л. Бим и др. Немецкий язык для 2 класса. - М.: Просвещение, 2001.

Ш.А. Амоношвили Психологические особенности усвоения второго языка младшими школьниками // Иностранные языки в школе А.А.Леонтьев Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком // Иностранные языки в школе М.В.Матюхина Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, И.Л. Бим, М.З.Биболетова Возможные формы и содержание курсов обучения иностранным языкам в начальной школе // Иностранные языки в школе Е.И.Негневицкая, А.М.Шахнарович Язык и дети. – М.: Наука, Г.И.Воронина,Э.И.Соловцова Обучение иностранным языкам учащихся начальных классов. Москва 2002, АПК и ПРО

2. В чем заключается специфика обучения иностранному языку в начальной школе? 3. Какие факторы психолого – педагогического характера необходимо учитывать учителю при выборе технологии обучения иностранному языку младших школьников? 4. Какие способности детей подлежат развитию в курсе обучения иностранному языку в начальной школе? 5. Что лежит в основе отбора содержания обучения иностранному языку детей младшего возраста? 6. В чем заключаются преимущества процесса обучения иностранному языку на интегративной основе? Какие задачи призвано решать обучение иностранному языку в начальной школе?

36