С С Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования МО РФ Авторы программы: Семенихина Л.А., Зубарева И.И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Численность и воспроизводство населения мира Подготовили:Варнавский Александр и Томашевич Константин.
Advertisements

Учитель географии МОУ Сош ст. Елюзань Галямова Светлана Александровна.
Контрольный тест Тема : Естественное движение населения. Два типа воспроизводства населения в мире.
Обобщающий урок по теме «География населения мира». Подготовила: Учитель географии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Палатовская.
1. Сформировать представление: о численности населения земли; о типах воспроизводства населения; о демографической политике в разным темпом воспроизводства.
Муниципальное учреждение «Служба управления образованием г. Кировска» Муниципальное общеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования.
Рост численности населения Подготовил студент группы ЭПбо 2-4 Галушка Михаил.
1. Главной причиной быстрого увеличения численности населения Земли является … А. резкое увеличение рождаемости Б. снижение смертности.
Тема урока: «Демографическая политика. Качество населения» 10 класс.
ГЕОГРАФИЯ – ЭТО КОМПЛЕКС НАУК, ИЗУЧАЮЩИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ И УСЛУГ.
Народности мира Работу выполнила ученица 10 «М» класса Школы 319 Ашихмина Валентина Ярославовна.
Тема : « Численность и воспроизводство населения мира ».
География населения мира Численность и воспроизводство населения.
АНАГРАММА 1. Непрерывная, происходит, рождаемости, результате, в, поколений, совокупность, смертность, процессов, и, которых, смена. 2. Детей, жителей,
Урок географии. 10 класс. Численность и воспроизводство населения мира Млрд.чел Годы нашей эры Рождаемость – Смертность = Естественный прирост Воспроизводство.
Социальная география мира. Приоритеты современного школьного географического образования 1. Образовательный процесс переориентирован на: - развитие продуктивного.
1. Половой состав: соотношение.мужчин и женщин. 2. Возрастной состав: влияние на трудовые ресурсы. 3. Этнолингвистический состав: сложные проблемы. 4.
Структура планирования урока. Основные типы и этапы урока.
Половозрастная структура населения Соотношение мужского и женского населения Возрастная структура Половозрастные пирамиды.
Тема: Состав (структура) населения Автор: преподаватель ГУ НПО ПУ 63 Розенберг Л.И. Г Е О Г Р А Ф И Я.
Транксрипт:

С С Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования МО РФ Авторы программы: Семенихина Л.А., Зубарева И.И.

стратегии модернизации общего образования заключается в постепенной переориентации «доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции системы ЗУНов» на создание условий «для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства. Исходя из этого формируются принципы и методология организации образовательного процесса в старшей школе. 2

Задача профильной школы – подготовка учащихся к продолжению образования. ИНВАРИАНТНОЕ ЯДРО Образовательные профили: гуманитарный социально- экономический естественный физико- математический технический 3

Цели экспериментальной работы по географии на гг. предусматривали проверку: содержание географического образования в старшей школе (уровни А и Б); программы и учебника общеобразовательного профиля А по курсу "Общая география"; системы заданий - проектов, предусматрива- ющих решение геоэкологических и геоэкономических проблем по географии России и мира. 4

Эффективность профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений старшей школы обеспечивается, если в содержании образования учитываются основные позиции современной концепции географического образования, а именно: усиление позиции географии России в старшей школе; комплексный подход к системе знаний по общей и региональной географии; усиление позиции общегеографических подходов в изучении предмета. 5

раскрытие роли географии как элемента человеческой культуры; формирование представлений об общественно значимых проблемах современности; углубленное изучение современных направлений в географии: системы географических наук; иерархии географических знаний, теорий, законов, концепций; традиционных географических методов и новых геоинформационных технологий; различных источников географической информации. 6

Приоритетные задачи курса А: z подготовка учащихся к продолжению образования в средних специальных и высших учебных заведениях; z допрофессиональная подготовка к труду. Рекомендуемые программы курсов: «Глобальная география» авт. С.Б.Лавров, Ю.Н.Гладков, 34 часа (см. Программно-матодические материалы. География классы. М.- Дрофа, 2000г., с.46) «Общая география» Т.П.Герасимова (см.Программно-методические материалы. География классы, М.- Дрофа, 1998г., с. 101, 2000г., с. 99) Учебник по курсу подготовлен в издательстве «Специальная литература» С.-Петербург 7

Содержание географического образования в средней школе (уровень А) Современные методы географических исследований. Источники географической информации. Традиционные и новые методы исследования. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Природа Земли. Этапы формирования географической оболочки. Геологическая стадия. Биологическая стадия. Современный этап развития. Расширение географических границ обитания человека. Рост масштабов воздействия человека на окружающую среду. Закон географической зональности, его влияние на природу, население и хозяйство. Географические системы различных рангов, взаимодействие между ними. 8 продолжение

Освоение человеком планеты Земля. Понятие об Ойкумене. Расширение ее границ. Население мира. Постоянный рост населения. Крупнейшие расы и народы мира. Теория этногенеза. Географические различия в плотности качестве жизни населения. Типы расселения населения. Цивилизационные регионы мира. 9 продолжение Содержание географического образования в средней школе (уровень А)

православие 10 католицизм ислам География мировых религий. буддизм иудаизм продолжение

Мировое хозяйство в ХХI веке. Неравномерность хозяйственного освоения территории. Соотношение различных видов хозяйственной деятельности (первичного, вторичного и третичного секторов хозяйства). Взаимосвязь между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях. География мирового хозяйства. Регионы мира. Понятие о географическом регионе. Различные подходы к региональному делению мира. Характеристика стран и регионов мира. Современная политическая карта мира. 1 продолжение Содержание географического образования в средней школе (уровень А)

География России. Россия на карте мира. Природно- ресурсный и человеческий потенциал страны. Географические аспекты основных социально-экономических проблем России. Важнейшие особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства, их изменения в условиях становления рыночных отношений. Россия в современном мире продолжение Содержание географического образования в средней школе (уровень А)

Современные глобальные проблемы человечества. Типы глобальных проблем, их географические аспекты. Взаимосвязь глобальных проблем, пути их решения. Глобальные прогнозы Содержание географического образования в средней школе (уровень А)

В современных условиях для реализации целей эксперимента предлагается программа курса В.Н. Холиной "География человеческой деятельности" Программно-методические материалы. География классы, М. -Дрофа, 2002г.,с.127. курс ЕЛ. Плисецкого " Коммерческая география России" (см "Сборник авторских программ для классов профильных школ, М.- Просвещение , с.16 и г, с. 17 и 50 ). 1414

15

комплексные географические практикумы; междисциплинарные семинары; конференции; защита проекта; новые геоинформационные технологии. В процесс преподавания целесообразно включать такие виды занятий, как: 16 В старшей школе наиболее полно и многоаспектно можно реализовать интегральность и междисциплинарность географических знаний, объединяющих содержание различных предметов естественно-научного и гуманитарного циклов.

КОМПЛЕКСНЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРАКТИКУМЫ в классе и на местности; со статистическими материалами; с картой; с геоинформационными системами, должны представлять собой единую систему работ: основа которых 17

18

при введении в курс при введении в большой раздел программы при изучении тем, которые носят обобщающий характер Отличительные особенности школьной лекции продолжительность: 30 минут высокий уровень наглядности: лекция сопровождается демонстрацией таблиц, карт, диаграмм и т.п. используется 19

1) план лекции (дает учитель); 2) подробное изложение теоретического материала, в ходе которого учащиеся, по указанию учителя, записывают основные положения теории; 3) краткий обзор основных этапов вышеизложенного; 4) выводы, обобщения. Примерные темы лекций в 10 классе «География мировых природных ресурсов» «Экологические проблемы» «Население мира» «Общая характеристика стран Зарубежной Европы» 20

изучение нового материала закрепление и углубление ранее изученного обобщение и систематизация знаний – это форма организации коллективной работы учащихся в рамках урока, которая характеризуется коллективным обсуждением заранее запланированных вопросов. Типы семинаров по дидактическим целям Основная задача семинара – организация творческой, познавательной деятельности учащихся, привитие им навыков самостоятельного труда. 21

получение учащимися индивидуальных или групповых заданий; определение источников знаний, подлежащих самостоятельному изучению школьниками; подготовка учащимися: кратких сообщений, списков литературы, иллюстративного материала, наглядных пособий в форме таблиц, графиков, схем, диаграмм 22

1) Выступления (краткие сообщения) учащихся или представителей группы, подготовивших материал в соответствие с индивидуальным или групповым заданием. 2) Вопросы к выступавшим. 3) Анализ выступлений и представленных материалов, дополнения. 4) Дискуссия по содержанию представленных выступлений. 5) Подведение итогов. 23

В начале изучения темы до сведения учащихся доводятся: (подготовка) - форма зачета: групповой, индивидуальный, деловая игра, описание результатов работы над проектом, реферат, доклад и т.д.; В случае, если зачет проводится по вузовской системе, учащимся должны быть представлены образцы заданий: например, карточка (билет), включающая 1-2 теоретических и 1 практический вопрос. - система учета и оценивания знаний в ходе изучения темы и в ходе зачета, зависимость оценки от уровня сложности задания. - перечень знаний, умений и навыков, которыми они должны овладеть по завершении изучения темы (в форме вопросов и заданий); 24

(проведение) находится в прямой зависимости от его формы - задания должны быть дифференцированы по уровню сложности; - все задания или часть заданий должны быть выполнены в письменном виде и сданы учителю; При любой форме зачета: - о результатах зачета учащиеся должны быть проинформированы или на этом же уроке, или на следующем. 25

Цели урока: естественное и механическое движение населения, первый и второй типы воспроизводства населения, демографический кризис (депопуляция), демографический взрыв, экономически активное население, возрастные демографические пирамиды, демографическая политика. Введение понятий: 26

Цели урока: Формирование представлений: - об изменении численности населения мира; воспроизводстве населения и механическом движении населения; - о процессах воспроизводства и естественного движения населения, их типами, особенностями, характерными чертами и проявлениями; - анализировать особенности демографической политики, проводимой странами того или иного региона мира; -определять тип страны по форме возрастно-половой пирамиды; - показывать на политической карте мира страны и регионы с заданной характеристикой численности населения. 27 Формирование умений:

Учебно-наглядный комплекс Политическая карта мира, атласы, таблицы ( возрастные демографические пирамиды, изменение состава экономически активного населения по странам мира), книги, справочники, энциклопедии. Тип урока: Урок-лекция. 28

1. Численность населения мира. 2. Понятие о воспроизводстве населения. 3. Первый тип воспроизводства населения. Демографический кризис. 4. Второй тип воспроизводства населения. Демографический взрыв. 5. Абсолютные демографические показатели. 6. Относительные демографические показатели. 7. Демографическая политика. 29

Задачи семинара: 2) организация творческой познавательной деятельности учащихся, привитие им навыков самостоятельного труда 1) формирование умений: - анализировать особенности демографической политики, проводимой странами того или иного региона мира; - определять тип страны по форме возрастно-половой пирамиды; - показывать на политической карте страны и регионы с заданной характеристикой численности населения. 30

1. Каковы основные признаки и показатели первого и второго типов воспроизводства населения? 2. Что имел в виду известный русский географ А.И. Воейков, когда писал: Решающим фактором в распределении населения является не столько окружающая человека среда, сколько сам человек? 3. Почему один из отчетов ООН был назван: Наш демографически разделенный мир? 4. Правы ли те демографы, которые считают что XXI век будет веком старения населения Земли? 31

5. Какая из приведенных ниже формул воспроизводства населения относится к странам второго типа воспроизводства 16-9=7, 26-9= Что общего у следующих стран: а) Кения, Кувейт, Индонезия, Вьетнам, Алжир, Никарагуа; б) Франция, Канада, Болгария, Австралия, Куба, Япония? 7. Объясните причины различий между регионами мира по коэффициенту рождаемости, смертности и темпам роста населения, времени удвоения населения. 32

8. В стране А с населением 10 млн.человек в течение года родилось 360 тыс. и умерло 120 тыс.человек. Выехало из страны 20 тыс., въехало – 10 тыс.человек. Каковы в стране были: коэффициент рождаемости, коэффициент смертности, естественный прирост населения, общий прирост населения,? Что вы можете сказать об уровне экономического развития этой страны? 33

Показатели естественного прироста в регионах и странах мира Очень высокий естественный прирост Высокий естественный прирост Средний естественный прирост Низкий естественный прирост Очень низкий естественный прирост более 30%20 – 30%10 – 20%2 – 10%менее 2% АфрикаАфрика, Зарубежная Азия Зарубежная Азия, Латинская Америка Зарубежная Европа, Северная Америка Зарубежная Европа, СНГ Нигер, Кения, Зимбабве, Ливия, Нигерия Монголия, Филиппины, Бангладеш, Эфиопия, Египет Китай, Индия, Турция, Куба, Бразилия Польша, Франция, Чехия, Великобрита- ния, США Венгрия, Германия, Болгария, Австрия, Италия, Россия 34

Характеристика воспроизводства населения мира Первый тип воспроизводства населения Второй тип воспроизводства населения Низкие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста Стабилизация численности населения «Старение» населения, т.е. увеличение доли пожилых людей в общей численности населения «Формула воспроизводства» населения 13 – 9 = 4 Характерен для стран Зарубежной Европы, СНГ, Северной Америки, Австралии и Японии Высокий естественный прирост за счет высокой рождаемости и относительно низкие показатели смертности Постоянное увеличение численности населения Большая доля людей молодого возраста в общей численности населения «Формула воспроизводства» населения 29 – 9 = 20 Характерен для стран Африки, Латинской Америки и Зарубежной Азии 35

36