Презентация Тема: Приемы и средства развития познавательного интереса учащихся на уроках физики (из опыта работы) Выполнил: Шевцов А.И. Выполнил: Шевцов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Алгоритмы по физике Выполнила Коркина Ольга Викторовна учитель физики и математики I квалификационной категории.
Advertisements

Элективный курс по физике 9 класс 2007 – 2008учебный год.
Тема урока: «Удельная теплота плавления». План ответа о тепловых процессах. Сущность процесса. Его объяснение с позиции молекулярно-кинетической теории.
Повышение мотивации учения при решении расчетных задач по теме «Закон сохранения импульса» ГОУ СОШ 124 Мачульская Л.В. Мачульская Л.В. г.Санкт-Петербург.
Алгоритм решения задач по теме «Динамика» 1.Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель). 2.Анализ (построить математическую модель явления):
Обобщающий урок по теме : «Агрегатные состояния вещества» 8 класс.
Важнейшей проблемой в обучении физике является развитие самостоятельности учащихся при решении задач, т. к. умение решать задачи является одним из основных.
Андреева Т.А. учитель физики МБОУ СОШ 4. решение задач графическим способом, включающее построение графиков работа с предложенными графиками графическое.
Тема урока: «Удельная теплота плавления». План ответа о тепловых процессах. Сущность процесса. Его объяснение с позиции молекулярно-кинетической теории.
Импульс тела. Закон сохранения импульса. Импульс тела Внутренние силы, действующие в замкнутой системе тел, не могут изменить полный импульс системы.
Закон сохранения импульса. Физика 10 класс Огребо Владимир Викторович МОУ Батуринская СОШ Томского района.
Плавание тел Урок физики в 7 классе. Учитель Ситникова Г. А. МОУ Садовская СОШ 1.
ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ. Данный урок проводится по типу телевизионной передачи… Данный урок проводится по типу телевизионной передачи…
Передача давления жидкостями и газами Уроки физики в 7 классе Сарахман Ирина Дмитриевна, учитель физики МБОУ СОШ 8 г. Моздока РСО - Алания.
Физика Подготовка к ЕГЭ В ПОИСКАХ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ПОДГОТОВКИ.
Прямолинейное равномерное движение 7 класс Агафонова Валентина Трофимовна, учитель физики.
Из опыта работы учителя физики СОШ 3 ст. Павловской Остащенко Л. Н учебный год.
ОЦЕНИВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ГИА 9 КЛАСС ПО ФИЗИКЕ Подготовила учитель физики МОУ СОШ 4 Милова Н.А.
Физика - наука о природе, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие закономерности природы, строение и законы движения материи. Физику относят.
Физический эксперимент в основной школе в основной школе.
Транксрипт:

Презентация Тема: Приемы и средства развития познавательного интереса учащихся на уроках физики (из опыта работы) Выполнил: Шевцов А.И. Выполнил: Шевцов А.И. Учитель физики МОУ СОШ 1 Учитель физики МОУ СОШ 1 г.Новый Оскол 2011г.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер

Собираю цепь по рисунку: И при замкнутом ключе «К» включаю ее в розетку с напряжением 220В. Спустя 1-2 минуты размыкаю ключ. Лампочка карманного фонаря горит... в цепи с напряжением 220В.

Алгоритмы Общий алгоритм решения задач. Внимательно прочитайте условие задачи и уясните основной вопрос; представьте процессы и явления, описанные в задаче. Внимательно прочитайте условие задачи и уясните основной вопрос; представьте процессы и явления, описанные в задаче. Повторно прочитайте условие задачи, цель решения её, заданные величины, опираясь на которые можно вести поиски решения. Повторно прочитайте условие задачи, цель решения её, заданные величины, опираясь на которые можно вести поиски решения. Произведите краткую запись условия задачи с помощью общепринятых буквенных обозначений. Произведите краткую запись условия задачи с помощью общепринятых буквенных обозначений. Выполните рисунок или чертёж к задаче. Выполните рисунок или чертёж к задаче. Определите, каким методом будет решаться задача; составьте план её решения, Определите, каким методом будет решаться задача; составьте план её решения, Запишите основные уравнения, описывающие процессы, предложенные задачной системой. Запишите основные уравнения, описывающие процессы, предложенные задачной системой. Найдите решения в общем виде, выразив искомые величины. Найдите решения в общем виде, выразив искомые величины. Заданные. Заданные. Проверьте правильность решения задачи в общем виде, произведя действия с наименованиями величин. Проверьте правильность решения задачи в общем виде, произведя действия с наименованиями величин. Произведите вычисления с заданной точностью. Произведите вычисления с заданной точностью. Произведите оценку реальности полученного решения. Произведите оценку реальности полученного решения. Запишите ответ. Запишите ответ.

Алгоритм решения задач на закон сохранения импульса. Прочитайте условие задачи. Прочитайте условие задачи. Выясните основной вопрос задачи и какие тела взаимодействуют. Выясните основной вопрос задачи и какие тела взаимодействуют. Кратко запишите условие задачи. Кратко запишите условие задачи. Выясните, в каких направлениях система замкнута. Выясните, в каких направлениях система замкнута. Сделайте чертеж, указав векторы импульсов. Сделайте чертеж, указав векторы импульсов. Запишите закон сохранения импульса для заданных тел в векторной форме. Запишите закон сохранения импульса для заданных тел в векторной форме. Выберите систему отсчета. Выберите систему отсчета. Переведите векторную форму записи закона сохранения импульса для данного случая в скалярную (в проекциях на выбранные оси координат). Переведите векторную форму записи закона сохранения импульса для данного случая в скалярную (в проекциях на выбранные оси координат). Решите уравнение относительно искомых величин. Решите уравнение относительно искомых величин. Проверьте правильность найденного решения путем операций с наименованиями величин. Проверьте правильность найденного решения путем операций с наименованиями величин. Подставьте решение общего вида числовые значения величин в СИ и произведите вычисления. Подставьте решение общего вида числовые значения величин в СИ и произведите вычисления. Оцените достоверность полученного результата. Оцените достоверность полученного результата.

Алгоритм решения задач на уравнение теплового баланса. Прочитайте условие задачи. Прочитайте условие задачи. Проанализируйте условие задачи, т.е. выделите тела, участвующие в тепловом обмене, и определите процессы, в которых участвует каждое тело. Проанализируйте условие задачи, т.е. выделите тела, участвующие в тепловом обмене, и определите процессы, в которых участвует каждое тело. Кратко запишите условие задачи. Кратко запишите условие задачи. Запишите уравнение теплового баланса в общем виде: Запишите уравнение теплового баланса в общем виде: Ql(oтд) +Q2(получ)=0 Запишите уравнение теплового баланса (для конкретных тел и заданных для них процессов). Запишите уравнение теплового баланса (для конкретных тел и заданных для них процессов). Решите полученные уравнения относительно искомой величины и проверьте правильность его решения путем действий с наименованиями. Решите полученные уравнения относительно искомой величины и проверьте правильность его решения путем действий с наименованиями. Подставьте числовые значения в решение общего вида и произведите вычисления. Подставьте числовые значения в решение общего вида и произведите вычисления. Оцените достоверность полученного результата решения. Оцените достоверность полученного результата решения. Запишите ответ. Запишите ответ. Примечание. При решении задач на уравнение теплового баланса может быть эффективно использовано одно из средств наглядности: графическая интерпретация процессов, происходящих с каждым из тел, участвующих в теплообмене Примечание. При решении задач на уравнение теплового баланса может быть эффективно использовано одно из средств наглядности: графическая интерпретация процессов, происходящих с каждым из тел, участвующих в теплообмене

Физика в рисунках

Качественные задачи В жарких странах напитки помещают в сосуды с пористыми стенками. Зачем? В жарких странах напитки помещают в сосуды с пористыми стенками. Зачем? Свежий хлеб весит больше чем тот же хлеб остывший. Почему? Свежий хлеб весит больше чем тот же хлеб остывший. Почему? Для чего желая скорей высушить пол, на который пролита вода, ее растирают по полу? Для чего желая скорей высушить пол, на который пролита вода, ее растирают по полу? Укажите, какое существенное условие пропустил ученик в определении удельной теплоемкости плавления вещества, если он сказал, что удельной теплоемкостью плавления называется количество энергии, необходимое для превращения в пар 1кг твердого кристаллического вещества в жидкость. Укажите, какое существенное условие пропустил ученик в определении удельной теплоемкости плавления вещества, если он сказал, что удельной теплоемкостью плавления называется количество энергии, необходимое для превращения в пар 1кг твердого кристаллического вещества в жидкость. Какой из кусков - стальной или вольфрамовый - останется твердым, если будет брошен в расплавленное железо? Какой из кусков - стальной или вольфрамовый - останется твердым, если будет брошен в расплавленное железо? Какой из двух металлов алюминий или медь вы бы выбрали, чтобы изготовить посуду, годную для расплавления в ней второго металла? Какой из двух металлов алюминий или медь вы бы выбрали, чтобы изготовить посуду, годную для расплавления в ней второго металла? Для осушения вымытых рук применяют «воздушное полотенце», представляющее собой струю теплого сухого воздуха, создаваемую специальным аппаратом. Объясните действие такого полотенца. Для осушения вымытых рук применяют «воздушное полотенце», представляющее собой струю теплого сухого воздуха, создаваемую специальным аппаратом. Объясните действие такого полотенца. В двух сосудах находится вода. В одном из них поверхность затянута масляной пленкой В каком из этих сосудов температура воды больше? Почему? Ответ объясните. В двух сосудах находится вода. В одном из них поверхность затянута масляной пленкой В каком из этих сосудов температура воды больше? Почему? Ответ объясните. Можно ли определенно сказать, что при температуре 1535С железо будет жидким? Почему? Можно ли определенно сказать, что при температуре 1535С железо будет жидким? Почему? Дано три сосуда с водой одинаковой температуры. В один сосуд бросили 1кг льда, в другой -2кг льда, а в третий - 0.5кг. В каком сосуде после таяния льда вода будет холоднее? Дано три сосуда с водой одинаковой температуры. В один сосуд бросили 1кг льда, в другой -2кг льда, а в третий - 0.5кг. В каком сосуде после таяния льда вода будет холоднее?

Анализ результатов эксперимента. Формирование вывода. 1. Проанализировать цель эксперимента, осмыслить ее: обнаружение новых материальных объектов; выявление новых свойств объектов, оценка количественной меры их проявления; обнаружение видов движения (взаимодействия) материальных объектов; исследование характеристик их движения (взаимодействия); исследование законов движения (взаимодействия) материальных объектов. 1. Проанализировать цель эксперимента, осмыслить ее: обнаружение новых материальных объектов; выявление новых свойств объектов, оценка количественной меры их проявления; обнаружение видов движения (взаимодействия) материальных объектов; исследование характеристик их движения (взаимодействия); исследование законов движения (взаимодействия) материальных объектов. 2. Если предполагается поиск нового материального объекта или ранее неизвестного свойства какого либо объекта, то в выводе необходимо указать, удалось ли этот объект (или свойство) обнаружить в эксперименте. В выводе констатируется факт существования нового объекта ( или нового свойства), дается развернутое описание условий, при которых данный объект (свойство) имеет место. Аналогичным образом строится вывод о новых видах движения (взаимодействия) объектов или выявленных в опыте их характеристиках. 2. Если предполагается поиск нового материального объекта или ранее неизвестного свойства какого либо объекта, то в выводе необходимо указать, удалось ли этот объект (или свойство) обнаружить в эксперименте. В выводе констатируется факт существования нового объекта ( или нового свойства), дается развернутое описание условий, при которых данный объект (свойство) имеет место. Аналогичным образом строится вывод о новых видах движения (взаимодействия) объектов или выявленных в опыте их характеристиках. 3. Если в эксперименте выполнялись количественные оценки свойств объектов и характеристик их движения (взаимодействия), то выводом служат найденные значения соответствующих величин. Указываются условия, при которых получены числовые данные. Там, где это возможно, определяется точность проведенных измерений, называются причины недостаточной точности (например, по сравнению с эталонными - табличными - значениями) и указываются пути (или конкретные способы) ее повышения. 3. Если в эксперименте выполнялись количественные оценки свойств объектов и характеристик их движения (взаимодействия), то выводом служат найденные значения соответствующих величин. Указываются условия, при которых получены числовые данные. Там, где это возможно, определяется точность проведенных измерений, называются причины недостаточной точности (например, по сравнению с эталонными - табличными - значениями) и указываются пути (или конкретные способы) ее повышения.

4. Если в эксперименте исследовались закономерные связи между явлениями, то содержание вывода образуют ответы на следующие вопросы: Существует ли данная взаимосвязь явлений (их числовых характеристик)? Каков вид этой взаимосвязи: структурная, причинно - следственная или другая? Можно ли математически описать данную взаимосвязь (вид) функциональной зависимости, ее график, значение коэффициента пропорциональности, характерные точки или области графика, их анализ)? 4. Если в эксперименте исследовались закономерные связи между явлениями, то содержание вывода образуют ответы на следующие вопросы: Существует ли данная взаимосвязь явлений (их числовых характеристик)? Каков вид этой взаимосвязи: структурная, причинно - следственная или другая? Можно ли математически описать данную взаимосвязь (вид) функциональной зависимости, ее график, значение коэффициента пропорциональности, характерные точки или области графика, их анализ)? Каковы условия выполнения данной закономерности, границы ее применимости? 5. Если полученные в опыте результаты не согласуются с выдвинутыми при разработке эксперимента предположениями или появляются непредвиденные результаты, дополняющие искомый в эксперименте эффект, то их описание тоже включается в содержание вывода. Предпринимается попытка интерпретации данных опыта на основе известных законов и теоретических представлений. 5. Если полученные в опыте результаты не согласуются с выдвинутыми при разработке эксперимента предположениями или появляются непредвиденные результаты, дополняющие искомый в эксперименте эффект, то их описание тоже включается в содержание вывода. Предпринимается попытка интерпретации данных опыта на основе известных законов и теоретических представлений. 6. В случае получения отрицательного результата возможны: частичное изменение исходной или выдвижение новой гипотезы исследования; корректировка цели эксперимента и постановка его в обновленном варианте, совершенствование отдельных элементов техники постановки и повторное проделывание опыта. 6. В случае получения отрицательного результата возможны: частичное изменение исходной или выдвижение новой гипотезы исследования; корректировка цели эксперимента и постановка его в обновленном варианте, совершенствование отдельных элементов техники постановки и повторное проделывание опыта. 7. Вывод должен быть представлен в словесной или знаковой форме с использованием общепринятой математической, физической, химической и прочей символики. 7. Вывод должен быть представлен в словесной или знаковой форме с использованием общепринятой математической, физической, химической и прочей символики.

Экспериментальные задачи ЗАДАНИЕ 1. «Тяжелая газета». Положите на середину стола тонкую деревянную рейку длиной см. так, чтобы ее конец выступал за край стола на 10 см. На рейку положите полностью развернутую газету. Если газета плотно прилегает к столу,то при резком ударе по концу рейки последняя ломается, причем противоположный ее конец с газетой не поднимается. Объясните опыт. ЗАДАНИЕ 2. «Яйцо в графине». Сварите яйцо вкрутую. Очистите его от скорлупы. Возьмите небольшой лист бумаги (примерно листа тетради ), сверните его, подожгите и опустите в бутылку. Через 1-2 с горлышко бутылки накройте яйцом (носиком вниз) и пронаблюдайте, как яйцо постепенно будет втягиваться в нее. Объясните почему это происходит. Примечание. Если опыт не получился, то перед повторением надо выдуть из графина углекислый газ. ЗАДАНИЕ 3. Возьмите пластмассовую бутылку из под напитка, ополосните ее горячей водой и закройте плотно крышкой. Через некоторое время наблюдается деформация бутылки. Объясните наблюдаемое явление. ЗАДАНИЕ 4. Проделайте шилом в дне пластмассового флакона отверстия, быстро заполните его водой и плотно закройте крышкой. Почему вода перестала выливаться?

ЗАДАНИЕ 5. Возьмите блюдце и опустите его ребром в кастрюлю с водой. Блюдце тонет. Теперь опустите блюдце на воду дном, оно плавает. Почему? Придумайте, как определить выталкивающую силу, действующую на плавающее блюдце. ЗАДАНИЕ 6. Возьмите молочную бутылку уравновесьте на ней деревянную рейку длинной см. Поднесите к ней наэлектризованную пластмассовую линейку. Рейка будет притягиваться к линейке и поворачиваться за ней. Почему? ЗАДАНИЕ 7. Откройте кран водопровода и к тонкой струе воды поднесите наэлектризованную пластмассовую линейку. Объясните наблюдаемое явление. ЗАДАНИЕ 8. Растворите в холодной кипяченой воде хозяйственное мыло; в раствор добавьте глицерин. Выдуйте с помощью соломинки или тонкой трубки мыльный пузырь и поднесите к нему наэлектризованную пластмассовую линейку. Объясните наблюдаемое явление.