Личностно-ориентированное образование. Понятия «личность» и «индивид»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современные педагогические технологии в школьном математическом образовании. Подготовила: учитель математики Воронова Н. А.
Advertisements

Доклад-презентация учителя начальных классов С.В.Абашкиной.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ. Определение системы Система - это полный, целостный набор элементов, взаимосвязанных между собой так, чтобы.
Дифференцированны й подход в обучении информатике.
Согласно концепции личностно ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
Новая идеология педагогики Методологическим основанием новой педагогики и нового воспитания является переориентация на общечеловеческие ценности.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Личностно-ориентированное развивающее обучение. Акценты целей Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка. Максимально выявить,
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей.
Дополнительное образование детей основной ресурс организации внеурочной деятельности Наталия Николаевна Жукова, старший методист кафедры общей педагогики.
Итоги методической недели 3 – 5 февраля 2010г. Уровневая дифференциация как средство для выполнения стандарта образования и преодоления перегрузок обучающихся.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Выполнила Студентка группы 21-ЕД Некрасова Ирина.
Деятельностная парадигма образования Психологические основы развивающего обучения.
14 ДЕКАБРЯ 2011 Г. Семинар-практикум «Личностно-ориентированное развитие познавательных возможностей и творческих способностей учащихся с ОВЗ» «Личностно-ориентированное.
Воспитание как педагогический процесс.
Среда - ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои лучшие качества.
Транксрипт:

Личностно-ориентированное образование

Понятия «личность» и «индивид»

Определения понятий «личность» и «индивидуальность» Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Личность – определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Психологический словарь

Понятие личностных функций по В.В.Серикову 1. Мотивирующая – понимание и обоснование своей деятельности 2.Опосредующая – придание социально приемлемой формы поведению 3.Коллизийная – поиск противоречий (непринятие полной гармонии) 4.Критическая – неприемлемость того, что навязано извне ( нонконформистская форма поведения) 5.Рефлексивная – конструирование и удержание в сознании стабильного образа «Я». 6.Смыслотворческая – постоянное уточнение и выверение иерархии смыслов 7.Ориентирующая – построение личностно-ориентированной картины мира, индивидуального мировоззрения 8.Обеспечивающая автономность – стремление к независимости 9.Творчески преобразующая – стремление к творчеству 10 Самореализующаяся – стремление обеспечить признание своего «Я» окружающими

Индивидуально ориентированное образование в условиях внешней дифференциации (на примере уровневой дифференциации) Внешняя дифференциация в образовании – формирование гомогенных (по интеллекту, способностям, возможностям) учебных групп Положительные аспектыОтрицательные аспекты Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость снижения уровня преподавания Появляется возможность более эффективно работать с «трудными» учащимися Реализуется желание «сильных» учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании Повышается уровень «Я» концепции Повышается уровень мотивации учения Ребенку в гомогенной группе учиться легче Деление детей по способностям и возможностям негуманно Высвечивается социально- экономическое неравенство «Слабые» теряют возможность тянуться за «сильными» Перевод в «слабые» группы воспринимается детьми как унижение Несовершенство диагностики приводит к тому, что в разряд «слабых» попадают неординарные дети У слабых понижается «Я» концепция, у сильных возникает комплекс «элитарности» Перекомплектование разрушает классные коллективы

Понятие личностно-ориентированного образования «Личностно-ориентированное образование представляет собой такой способ усвоения содержания при котором происходит «снятие» объективного значения материала и выявление в нем субъективного смысла, личностно утверждающих ценностей.» В.В.Сериков «Ментальный акт не происходит в пространстве,- он может продлить свое существование только в другом ментальном акте» В.Хесле «Развитие личности предстает как самоконструирование индивидом своего внутреннего, в значительной мере интимного мира» Л.И.Божович

Понятие личностно-ориентированного образования по И.С.Якиманской Личностно-ориентированное образование – это такое обучение и воспитание, которые ставят во главу угла самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно личностных функций и востребование его субъективного опыта. Субъектный опыт по А.К.Осинскому представлен компонентами: 1.Ценностный опыт (связан с интересами, нравственными нормами, идеалами, убеждениями) 2.Опыт рефлексии (помогает увязывать отношение и собственный опыт) 3.Опыт привычной активизации (ориентирует в собственных возможностях) 4.Операциональный опыт (объединяет средства преобразования ситуаций) 5. Опыт сотрудничества (способствует совместному решению задач)

Личностно-ориентированное обучение

Педагогика сотрудничества 1. Целевые ориентации: Переход от педагогики требований к педагогике отношений Гуманно-личностный подход к ребенку Единство обучения и воспитания 2.Новый взгляд на личность ребенка: Личность проявляется в раннем детстве. Ребенок в школе -полноценная личность. Личность ребенка является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе Личность-цель образовательной системы, а не средство Каждый ребенок обладает способностями. Многие дети талантливы. Приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности :доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др. 3.Ведущая цель обучения – формирование положительной «Я» концепции: Видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать ее и принимать Создавать для ребенка ситуацию успеха Исключить прямое принуждение и акценты на недостатках ребенка Помогать детям реализовывать себя.(В каждом ребенке чудо; ожидай его)

Педагогика сотрудничества Чему и как учить детей: Содержание обучения - средство развития личности, а не ведущая цель школы. Обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам, а также способам мышления. Идет объединение и интеграция школьных дисциплин. Применяется вариативность и дифференциация обучения. Используется положительная стимуляция учения. Получаемые школьником знания становятся компетентностными.

Система индивидуальных траекторий обучения школьников в Первой университетской гимназии им. В.В.Сороки Великого Новгорода («Директор школы» 1, 2007 г.)

г.) ( Система индивидуальных траекторий обучения школьников в Первой университетской гимназии им. В.В.Сороки Великого Новгорода («Директор школы» 1, 2007 продолжение)

Недельный учебный план школьника

Понятие релевантной информации Релевантная информация– информация, способная удовлетворить «информационный голод» - потребность в получении знаний определенного содержания. Ответить на заданный вопрос. «Основная проблема совет- ской школы состоит в том, что детям здесь отвечают на вопросы, которые они не задавали» Е.А.Климов

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования утверждена Министерством образования Российской Федерации средство дифференциации и индивидуализации обучения обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования расширение возможности социализации личности, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием создание условий для реализации обучающимся своих интересов, способностей, жизненных планов, профессиональной карьеры 23

Возможные направления профилизации. В содержание учебного плана включаются следующие типы учебных предметов: профильные общеобразовательные базовые общеобразовательные элективные 24

Личностно-ориентированное воспитание

Педагогика сотрудничества Концепция личностно-ориентированного воспитания: Превращение школы Знания в школу Воспитания. Постановка личности школьника в центр воспитательной системы Гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей. Развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности. Возрождение русских (национально – культурных) традиций Сочетание индивидуального и коллективного воспитания. Постановка трудной цели Педагогизация окружающей ребенка среды.

Личностно-ориентированное воспитание. Теоретические основы Социализация, как цель ЛОВ состоит в формировании субъектности. Этапы формирования субъектности школьника (по К. Роджерсу) Свободное выражение своего «Я» Диалог с другим «Я» Предвидение социальных последствий Свободный выбор Рефлексия

Личностно-ориентированное воспитание Сравнительная характеристика классической формы воспитания и ЛОВ (фрагмент) Классическая(традиционная) форма воспитания Личностно-ориентированное воспитание Под воспитание понимается процесс целенаправленного воздействия на личность воспитанника с целью повышения его социализации в том смысле, как это понимает воспитатель Воспитание- процесс совместной деятельности, проходящей за рамками урока и на уроке, удовлетворяющей потребности личности школьника в саморазвитии, самосовершенствовании и интеграции в общественную среду Основная цель воспитательного воздействия состоит в формировании личности по определенному образцу «заказу» Цель воспитательной работы – развитие потенциальных возможностей личности средствами воспитания Ученик выступает в качестве средства выполнения плана учебно-воспитательной работы Ученик- цель и субъект воспитательного взаимодействия В воспитательном взаимодействии существенно доминирует роль учителя Ученик и учитель выступают в роли партнеров в организации совместной деятельности Лидеры ученического коллектива назначаются или избираются под давлением классного руководителя Формальными лидерами становятся неформальные

Личностно-ориентированное воспитание Базовые положения творческого подхода (фрагмент) эффективное воспитание опирается не на слова, а на творческую деятельность, в которой проявляются и снижаются внутренние барьеры личности; воспитание, так же как и обучение, должно опираться на потребности в самовыражении, которые присутствуют в личности любого человека; эта потребность может быть направлена как на процесс поисковой деятельности, так и на ее результат; творческий процесс должен быть направлен на разрешение проблемы, декларируемой как очень сложная и трудноразрешимая (максимальная высота внешнего барьера); в основе творческой деятельности должна лежать методология, как учение о принципах построения, формах и методиках научного познания; эта методология может быть представлена в доступном для учащихся виде и иметь форму самостоятельного знания, даваемого в курсе соответствующих учебных дисциплин; результаты творческой – воспитательной деятельности должны иметь социальную оценку, которая подчеркивает их значимость (выставки, семинары, конкурсы и т.п.); воспитывающий творческий труд должен выстраиваться в условиях полисубъектного взаимодействия, в котором принимают участие как взрослые (желательно имеющие отношение к науке) люди, так и творческие коллективы учащихся; у школьников должно последовательно формироваться представление о существенной значимости объективного творчества, которое опирается на предварительное глубокое изучение предмета исследования, в то время как творческие озарения возникают в форме редких и непродолжительных актов, сопровождающих творческий труд (Д.И.Менделеев: гений – это 99% труда и 1% гениальности).

Личностно-ориентированное воспитание в парадигме барьерной педагогики

Личностно-ориентированное воспитание Тактика деятельности классного руководителя по ЛОВ Диагностика в начале учебного года по карточке «Определение уровня воспитанности гимназистов» Выявление «Проблемных зон развития» и «Ведущих внутренних барьеров» Составление плана воспитательной работы класса на основе диагностики Внесение предложений в общегимназический план воспитательной работы. Участие в издании серии «Знай свои права и обязанности» Формирование «Проблемных групп» для психолога Формирование «Общегимназических групп» через ГНОМы (кружки, клубы, и тп.)

Личностно-ориентированное воспитание Связь с обучением 1. Общие цели обучения и воспитания: снижение и ликвидация внутренних барьеров, мешающих самоактуализации и социализации. 2. Построение индивидуальной траектории обучения – одновременно воспитывающий, развивающий и обучающий фактор образования